Психологическая помощь при подготовке к ГИА
статья на тему

Дуванская Елена Владимировна

Государственная итоговая аттестация – это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ГИА – это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. Процессуальные трудности связаны с самой процедурой ГИА. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный характер, что может являться причиной значительных трудностей, которые можно разделить на несколько групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_ege.docx16.49 КБ
Файл programma_gia.docx29.18 КБ
Файл plan_soprovozhdeniya_gia.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Жирновская СОШ

Рекомендации родителям при подготовке детей  к ГИА-2017

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнять несколько советов.

1. Не тревожьтесь сами! 

Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Для хорошего самочувствия, и даже просто для жизненного выживания  ребёнку необходимо минимум 8  объятий  в день!

Не стесняйтесь – обнимайтесь!

3. Наблюдайте за самочувствием ребёнка, т.к. никто кроме вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.

4. Контролируйте режим дня, питания, подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. Прогулка на свежем воздухе,отдых.

5. Обратите внимание на питание ребёнка! Исключить чипсы, газированную воду, кофеин содержащие напитки. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, мёд, курага стимулируют работу головного мозга.

6. Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» – основная подготовка проводится днём, если «сова»- вечером.

7. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых. Договоритесь, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

8. Непосредственно во время подготовки к экзаменам  важно обходиться без допинга (кофе, крепкий чай, энергетические напитки, т.к. нервная система и так на взводе. Немалый вред может нанести работающий телевизор, компьютер.

9. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

- пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть какого типа задания в нём содержаться, это поможет настроиться на работу;

- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему  вернуться;

- если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

10. Не критикуйте ребёнка после экзамена.

ПОМНИТЕ: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребёнка и помочь ему организовать самого себя.

Родители не могут ВМЕСТО  ребёнка сдать экзамены, но они могут быть ВМЕСТЕ с ребёнком во время его подготовки к экзамену.

Педагог-психолог школы Дуванская Е.В.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жирновская средняя общеобразовательная школа

         «Утверждаю»

       Директор школы           С.Я.Шкодин

План мероприятий к подготовке ГИА

                                                                               Составитель:

                                                                                              педагог-психолог  Дуванская Е.В.

                                                           2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Государственная итоговая аттестация – это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ГИА – это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.

Условно можно выделить три группы трудностей ГИА: когнитивные, личностные и процессуальные.

Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ГИА, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Для педагога важен объем знаний, с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и определять их от второстепенных, оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Успешность в выполнении заданий ГИА обеспечивают хорошая переключаемость и оперативная память.

Для преодоления когнитивных трудностей используются задания двух типов:

  • Психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость.
  • Игры и задания, развивающие навыки оперирования понятиями.

Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Основное следствие личностных трудностей – это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, проводится работа, направленная на субъективное снижение значимости экзамена.

Процессуальные трудности связаны с самой процедурой ГИА. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный характер, что может являться причиной значительных трудностей, которые можно разделить на несколько групп:

  • Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;
  • Трудности, связанные с ролью взрослого;
  • Трудности, связанные с критериями оценки;
  • Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей;
  • Трудности, связанные с отсутствием четкой стратегии деятельности.

Преодоление процессуальных трудностей должно ориентироваться на овладение специфическими особенностями процедуры ГИА. Проигрывание в юмористической форме пугающей ситуации способствует снижению у детей напряжения и тревоги.

Программа “ГИА без проблем” разработана с учетом вышеперечисленных трудностей и направлена на их преодоление.

Цель программы: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи программы:

  • 1.Обучить выпускников приемам активного заполнения;
  • 2.Обучить способам волевой мобилизации и поддержание рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;
  • 3.Обучить способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.

Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, психологическая игра.

Программа состоит из четырех модулей:

  1. Память и приёмы заполнения. Методы запоминания текстов.
  2. Приемы волевой мобилизации.
  3. Приемы релаксации и снятия напряжения.
  4. Установка на успех.

Цель занятий 1 модуля: знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, обучение приемам запоминания, отработка полученных навыков.

Цель занятий 2 модуля: знакомство учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации, отработка приемов самообладания, необходимых учащимся в ходе сдачи экзамена.

Цель занятий 3 модуля: обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления, формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

Цель занятий 4 модуля: создание атмосферы положительного настроя на конечный результат.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

1. Данные наблюдения (каждый параметр – по условной 5-бальной шкале):

  • -эмоциональная включенность,
  • -деловая включенность,
  • -общая удовлетворенность от занятия.

2. Методы организации обратной связи:

  • учащиеся оценивают занятия по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезность и собственная активность с кратким обоснованием.
  • Учащиеся письменно оценивают курс, что понравилось, что не понравилось, дают свои предложения.

3. Результаты тестов “Мое самочувствие”, “Стресс-тест”, “Тест эмоций”.

Критериями эффективности реализации программы являются:

  • -полнота учета основных групп трудностей, возникающих при подготовке и в ходе ГИА;
  • осознанность применения приемов запоминания, волевой мобилизации, релаксации;
  • самостоятельность выполнения упражнений для снятия в необходимых ситуациях;
  • оптимизм по отношению к предстоящим экзаменам, вера в свои силы.

Курс рассчитан на 34 часа.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Количество часов

Тема

1

 06.09.2014

1

Введение. Цель и темы курса. Тест “Моральная устойчивость”

Тема I. Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов

2

 13.09.2014

1

Память. Приемы организации запоминаемого материала.

3-5

 20.09.2014

27.09.2014

04.10.2014

3

Практическая работа с текстом по использованию различных приемов обработки запоминаемого материала.

6

 11.10.2014

1

Методы активного запоминания.

7-8

 18.09.2014

25.10.2014

2

Самопознание. Умение противостоять интеллектуальным перегрузкам. Техника быстрого снятия стресса.

9

 14.11.2014

1

Приемы зрительной памяти.

Тема II. Приемы волевой мобилизации

10

 21.11.2014

1

Экспресс-приемы волевой мобилизации.

11

 28.11.2014

 

Тренинг “Совладание со своими чувствами”

12

 05.12.2014

1

Тест “Умеете ли выконтролировать себя”. Тест эмоций.

Тема III. Приемы релаксации и снятия напряжения

13

12.12.2014

1

Методы нервно-мышечной релаксации.

14

 19.12.2014

1

“Контраст”. “Списокчерт”

15

26.12.2014

1

Мышечная релаксация. Тест “Мое самочувствие”.

16

 16.01.2015

1

Тренинг «Управление своими эмоциями»

17

23.01.2015

1

“Стряхни” Упражнение для снятия нервно– психического напряженияпсихического напряжения

18

 30.01.2015

1

“Ааааа и Ииии” Упражнение для снятия нервно-психического напряжения

19

 06.02.2015

1

Способы снятиянервно-психического напряжения “Откровенно говоря”

20

 13.02.2015

1

Как управлять своими эмоциями

21

 20.02.2015

1

“Стресс-тест” Памятка “Как избавиться от стресса”

 

 

Тема IV

Установка на успех

22

 27.02.2015

1

Организация времени

23

 06.03.2015

1

Стабилизация эмоционального состояния

24

 13.03.2015

1

“Вечером запоминайте, утром повторяйте”

25

 20.03.2015

1

Деятельность мозга и питание

26

 03.04.2015

1

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности

27-28

 10.04.2015

17.04.2015

2

Приемысовладания с экзаменационной тревожностью. Гимнастика мозга

29

 24.04.2015

1

Памятка “Как подготовиться к сдаче экзамена”

30

 15.05.2015

1

Памятка “Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ГИА”

31

 18.05.2015

1

“Что делать, если...”

32

 20.05.2015

1

“Декларация моейсамоценности”

33-34

 22.05.2015

2

Психологическая игра “Идет экзамен”

Литература

  1. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. – М: Просвещение, 1991.
  2. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! / В.Д. Пекелис. – М.: Знание, 1975.
  3. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  4. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. – С-Петербург: Речь, 2001.
  5. Психологические тесты / под редакцией А.А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  6. Путь к успеху. Программа. Стебенева Н., Королева Н.
  7. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: “Академия”, 2002.
  8. Школьный психолог. №8 2006 г., №3 2009 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жирновская средняя общеобразовательная школа

План

психолого-педагогического сопровождения учащихся, не допущенных к итоговой аттестации.

Название мероприятия

Дата

Ответственный

1

Мини-лекция «Как лучше подготовиться к экзаменам».

15.01.2015

Зам.директора по УР Лебедева Е.Н.

2

Беседа «Поведение на экзамене»

5.02.2015

Социальный педагогКлименова О.Ю.

3

Тренинг «Способы снятия нервно-психического напряжения»

19.02.2015

Педагог-психолог Дуванская Е.В

4

Индивидуальное консультирование :Как бороться со стрессом?

14.03.2015

Зам.директора по ВР Клименова И.И.

5

Беседа: Эмоции и поведение. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

26.03.2015

Педагог-психолог Дуванская Е.В

6

Тренинг «Управление своими эмоциями»

2.04.2015

Педагог-психолог Дуванская Е.В

7

Родительское собрание «Роль родителей в успешной сдаче экзамена»

24.04.2015

Зам.директора по УР Лебедева Е.Н.

Директор школы                          С.Я.Шкодин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам

В  этой статье  даются советы,как вести работу с педагогами  и родителями выпусных классов. Даются рекомендации для учителей и родителей....

Презентация на тему:"Психологическая помощь детям при подготовке к самостоятельной жизни"

В данной презентации представлена работа педагога-психолога по формированию знаний,умений и навыков,необходимых для успешной социальной адаптации воспитанников детского дома....

"Психологическая помощь ребенку в период подготовки к итоговой аттестации"

Период подготовки к итоговой аттестации является одним из самых тяжелых для будущего выпускника, поэтому общая задача семьи и школы - оказать ему необходимую психолого-педагогическую поддержку.  ...

Психологическая помощь в подготовке к экзаменам. ГИА

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки....

Психологическая помощь при подготовке к экзаменам

Психологическая помощь при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...

«Психологическая помощь при подготовке к ГИА» 9, 11 классы

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавн...