Исследовательская деятельность учащихся
статья на тему
В статье "Исследовательская деятельность учащихся" обобщила опыт исследовательской работы моих учащихся за 18 лет работы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учащихся.
Ким-оол Чечек Семёновна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ № 3, г. Кызыла РТ
Одна из важнейших проблем современной школы – отсутствие интереса к учению, отсюда нежелание учиться, косноязычие, снижение грамотности и в результате снижение общей культуры. В данной ситуации необходимо повысить мотивацию учеников на сознательное изучение предметов школьной программы, в том числе русского языка и литературы. Что можем предложить мы, учителя, в подобном случае? Как разрешить заявленную проблему? Одним из способов повышения интереса к предмету считаю исследовательскую деятельность учащихся. Именно она активно развивает творческие и интеллектуальные способности школьников, их волевой потенциал, создаёт условия для формирования исследовательских навыков, что в итоге обогащает ученика как личность.
В настоящее время система образования настраивает учителя на организацию самостоятельной работы школьников, доведя её до уровня исследовательской деятельности, выходящей за рамки школьной программы. Именно этим объясняется интерес к организации исследовательской деятельности учеников и ежегодное проведение научно-практических конференций в школе.
Познавательная, учебно-исследовательская работа учащихся – это мощная образовательная технология, служащая комплексным средством решения многих воспитательных, образовательных задач; являющаяся важным средством адаптации современного школьника в обществе, а в итоге помогающая развивать интеллектуальный и научный потенциал общества в целом.
Задачи исследовательской деятельности учащихся:
1) выявление одарённых детей;
2) развитие творческих способностей;
3) выработка исследовательских навыков;
4) формирование аналитического мышления;
5) воспитание системного подхода к решению исследовательских задач, целеустремлённости и терпения в ожидании результата;
6) самоутверждение благодаря достижению поставленных целей.
За 18 лет педагогической деятельности в школе у меня сложилась определённая, проверенная годами система работы. Её глобальная цель: развить личность одарённых учащихся в процессе активной исследовательской деятельности. Логика любой научной работы такова, что зачастую здесь необходима не урочная форма, а внеклассная деятельность. В силу возрастных психологических особенностей, стремления к самореализации и самовыражению учащихся исследовательскую деятельность необходимо начинать в подростковом возрасте (лучшим является в этом плане 5 класс). Именно в 5 классе в первый раз предлагаю ученикам несколько тем для научно-исследовательской работы: "История фразеологизма", "Что читают в моем классе", "Одушевленные существительные". Рекомендую ребятам изучить лингвистическую литературу, поработать со словарями, заглянуть на языковые сайты в Интернете, потом даю советы по организации исследования. После того, как ученики заинтересуются, изучаем рекомендации по написанию исследовательской работы, составляем план реферата, делаем обзор литературы. В данный момент важен фактор времени. Вот почему стараюсь дать рекомендации перед каникулами, чтобы дети были свободнее и могли реализовать свой творческий потенциал в сжатые сроки. Опыт подсказывает, что неопределённость в сроках приводит к охлаждению интереса к реферату и исследованию. Систематически ребята отчитываются о своей работе, а я в свою очередь даю им практические советы, подбадриваю, поддерживая интерес к выполняемой работе.
Итогом исследований учащихся становится выход на аудиторию, т.е. выступление на школьных научно-практических конференциях. В нашей школе они проводятся каждый год. В исследовательской работе принимали участие мои ученики с 5 по 9 классы.
Основными этапами исследования становятся следующие:
1) выбор темы;
2) постановка проблемы;
3) пути решения:
а) поиск информации;
б) работа с литературой;
в) наблюдение;
г) анализ;
д) синтез.
4) итоговая конференция.
В процессе работы формируются навыки для решения исследовательских задач:
1) увидеть проблему;
2) задать вопросы;
3) дать определения понятиям;
4) наблюдать;
5) анализировать;
6) делать выводы.
Только анализ некоторых тем исследовательских работ учащихся показывает сферу их научных интересов. Круг затронутых вопросов весьма широк: фразеология, краеведение, орфоэпия, стилистика, русская литература XIX века, биографии русских и тувинских писателей.
Многие темы связаны с русской литературой.
Некоторые темы носят интегративный характер. Например, работа Монгуш Юлии «Две жемчужины литературы. («Слово о полку Игореве» и «Кюль-Тегин»)» вобрала в себя материалы живописи, скульптуры, музыки. Затронула историю русской и тюркской литератур.
Ряд тем, выбранных учащимися, основаны на связях русского языка с тувинским языком.
Стилистика, фразеология – ещё одна из сфер интересов учащихся: "Русские фразеологизмы", "Происхождение фразеологизмов", "Из истории русской фразеологии"
Вышеперечисленные темы исследовательских работ позволяют проиллюстрировать многогранность интересов учащихся: от теоретического изучения до самостоятельного исследования.
Дети интересуются историей родного края (8-9 классы). Особенно интересны работы учеников, заинтересовавшихся краеведением. К таким относится работа Монгуша Карбы «Оюн Дартаакы – тувинский Иван Сусанин»
Результаты исследований учащиеся заносят в таблицы, диаграммы. На конференции делаются презентации работ.
Итак, научно-исследовательская работа способствует формированию мировоззрения ребят, значительно расширяет кругозор в области филологии. Технология научного исследования даёт импульс к самообразованию, саморазвитию, самоанализу, самоорганизации.
Стоящая перед современной школой задача формирования активной, творческой, разносторонне образованной личности немыслима без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности и проведение итоговых конференций – одно из важнейших условий развития такой личности. Главная черта учащихся, занимающихся исследовательской работой, - наличие у них потребности узнавать новое, поделиться на конференциях тем, что они узнали и что вошло в их сознание, подтолкнуть других к узнаванию нового.
Главным результатом своей деятельности как учителя считаю следующее:
1) формирование учащихся работать: находить и читать лингвистическую литературу, создавать текст и редактировать его, обобщать исследование, выступать перед аудиторией;
2) положительная мотивация школьников на изучение русского языка и литературы, следствием чего является развитие языковой личности учащегося.
Исследовательские работы учащихся.
№ | Фамилия имя ученика | Кл | Тема | место | год | Рук-ль |
1 |
Монгуш Юлия | 9г | «Употребление Р.п в русском и тувинском языках» | II | 2008 | Ким-оол Ч.С |
2 | Монгуш Юлия | 10 | Две жемчужины литературы. («Слово о полку Игореве» и «Кюль-Тегин») | II | 2009 | Ким-оол Ч.С |
3 | Куулар Аржана | 7г | Ударения в русском и тувинском языках. | 2009 | Ким-оол Ч.С | |
4 | Монгуш Карбы | 8г | Оюн Дартаакы – тувинский Иван Сусанин | I | 2010 | Ким-оол Ч.С |
5 | Хомушку Ай-Суу | 7г | «Употребление слова «синий» в произведениях русских и тувинских писателей» | 2010 | Ким-оол Ч.С | |
6 | Куулар Аржана | 8г | Родственные связи на родном и русском языках | III | 2010 | Ким-оол Ч.С |
7 | Домбуу Ачыты | 7г | История фразеологизма «Как белка в колесе». | 2013 | Ким-оол Ч.С | |
8 | Хертек Айдыс | 7г | Орфей и Прима (по рассказу А. Костюнина). | 2013 | Ким-оол Ч.С | |
9 | Допчут Серен | 5е | Одушевленные имена существительные | 2014 | Ким-оол Ч.С | |
10 | Хертек Айдыс | 8г | Мой любимый современный писатель – Александр Костюнин | 2014 | Ким-оол Ч.С | |
11 | Ёндан Айгуль | 8е | Влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях А. Костюнина и Кок-оола Чамыян | II | 2014 | Ким-оол Ч.С |
12 | Ёндан Айгуль. | 9е | Проект. Моя любимая книга «Переселенец Хемчик» | II | 2014 | Ким-оол Ч.С |
13 | Ёндан Айгуль. | 9е | Русские и тувинские пословицы о добре | 2015 | Ким-оол Ч.С | |
14 | Иргит Алдынай | 6е | Сказки Владимира Степанова | 2015 | Ким-оол Ч.С | |
15 | Донгак Дидим-оол | 8г | Описание табу и эвфемизмов животных в тувинском языке | II | 2015 | Ким-оол Ч.С |
16 | Сандан Даяна | 5е | Что читают в моем классе | I | 2015 | Ким-оол Ч.С |
17 | Ондар Алина | 5е | Тувинские пословицы о маме | II | 2015 | Ким-оол Ч.С |
18 | Сандан Даяна | 6е | 9 подушек тувинцев | I | 2016 | Ким-оол Ч.С |
17.12.2015. Городская научно-практическая конференция школьников в МБОУ СОШ №12 «Обычаи и традиции народов России: изучение, сохранение и использование», посвящённая Году народных традиций в Республике Тыва. Диплом 2 степени получила - Сандан Даяна 6 «Е» с темой «Значение мыши в русских и тувинских пословицах.», Диплом 3 степени – Ондар Алина 6 «Е» с темой «Тувинские пословицы о маме»
04.03. 2016год. Городской конкурс проектов «Я открываю книгу» в гимназии №9 г Кызыла Диплом 1 степени получила - Сандан Даяна, ученица 6 «Е» с темой «Моя любимая книга – Традиционная культура тувинцев»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности на уроках химии
основные принципы работы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной время....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....