Методические материалы для учителя на уроках профориентации
учебно-методический материал (9 класс) на тему
аздел 1. Образ «Я».
Внутренний мир человека и возможности его познания. Самооценка.
Я - концепция
Темперамент: типы темперамента, определение темперамента.
Чувства и эмоции. Эмоциональная устойчивость. Тест эмоций.
Стресс и тревожность: что такое стресс, как он влияет на нашу жизнь. Определение уровня тревожности.
Мышление. Как развить мышление. Определение типа мышления.
Внимание. Память. Тест-тренинг на развитие внимания и памяти.
Структура и средства общения. Успешная коммуникация. Определение коммуникативных склонностей.
Методическое обеспечение:
1. Тест Айзенка.
2. Тест эмоций (модифицированный тест Басса - Дарки).
3. Методика «Определение уровня тревожности».
4. Методика «Определения типа мышления» (модификация).
5. Корректурная проба.
6. Методика «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-1).
Раздел 2. Формула выбора профессии.
Представление о себе и выбор профессии. Уровень притязаний. Формула профессии.
Формула выбора профессии. Зачем мы работаем? Совершенствование в труде.
Интересы и склонности в выборе профессии. Определение интересов в выборе профессии.
Возможности личности в профессиональном выборе. Профессия и здоровье.
Учет потребностей рынка труда. Игра «Кто нужен нашему городу?».
Методическое обеспечение:
1. Методика «Профиль».
2. Формула профессии (модификация методики Пряжникова).
Раздел 3. Мир профессий.
Классификация и типы профессий по предмету труда.
Профессии типа «человек-человек». Предмет труда. Профессиональные требования.
Профессии типа «человек техника». Предмет труда. Профессиональные требования.
Профессии типа «человек - знаковая система». Предмет труда. Профессиональные требования.
Профессии типа «человек-природа». Предмет труда. Профессиональные требования.
Профессии типа «человек - художественный образ». Предмет труда. Профессиональные требования. Креативные способности.
Мои профессиональные намерения. Моя будущая профессия.
Методическое обеспечение:
1.Модифицированный креативный тест Уильямса.
1.Тест «Ориентация».
2. Тест Голланда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
книги по профориентации | 49.5 КБ |
сайты по профориентации | 39 КБ |
схема профориентационного взаимодействия | 352.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература для учителей
- Аверкин В.Н., Зайченко О.М. Путевка в жизнь. М., 2009;
- Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М., «Мир». 1999;
- Александрова А. Нацелены ли вы на карьеру?// Обучение и карьера. 2007, № 1;
- Александрова А. Нацелены ли вы на карьеру?// Обучение и карьера. 2007, № 1;
- Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., «Знание». 2013;
- Батаршев А.В. Типология характера и личности. М., 2009;
- Большаков А.С. Менеджмент. Психология успеха. – СПб., Издательский дом «Литера». 2002;
- Владер.Ю.М. Психология. 10-11 класс. СПб., 2010;
- Возрастная психология. Практикум для студентов высших учебных заведений./Трофимова Н.М. и др. – СПб.: «Питер». 2005;
- Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – М., «Просвещение». 2011;
- Выбор профессии: становление профессионала. / Е.И.Рогов / М., 2013;
- Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (По методу Дж. Гилфорда и Дж.Рензулли). СПб., Госстандарт России ГП «Иматон». 2014;
- Грецов А.Б. Выбираем профессию. – СПб., 2005;
- Деловая психология. /А.В. Морозов/ СПб., 2002;
- Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н.Чистяковой/ М. 2014;
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Изд.2, дополн. и перераб. – СПб.: «Питер». 2004;
- Игры для интенсивного обучения./Под ред. Петрусинского. – М., «Прометей». 2011;
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: «Просвещение», 1990, 159 с.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. – М., «Новая школа». 2006;
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, АРД Лтд. 2009;
- Куда идешь? / А.Белухин /М., 2012;
- Культура делового общения. / Ф.А.Кузин / М.,2010;
- Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск, «Петроком». 2012;
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н.Чистяковой / М. 2007г. из-во «Просвещение». 2014;
- Методики изучения психологических особенностей студентов. Методическая разработка к курсу «Психология самопознания и саморазвития личности». – СПб., «Образование». 1993;
- Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта. (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена). – СПб, Госстандарт России ГП «Иматон». 2007;
- Морозов А.В. Деловая психология. СПб., 2010;
- На пути к выбору профессии. / Смирнова Е.Е. / СПб.: КАРО, 2013.
- Научись общаться. Коммуникативные тренинги./ Н.Н. Егорова./ Из-во «Феникс», Ростов-на-Дону. 2011;
- Немов Р.С. Общая психология. – М., «Просвещение» «Владос». 2003;
- Общая психология. Учебный курс. /под ред. профессора Е.М. Рогова/ Из-во «МарТ», Ростов-на-Дону. 2010;
- Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. /А.И.Абраменко и др. Под ред. А.И.Щербакова. – М., «Просвещение». 2010;
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие./Л.И.Вансовская и др. Под ред. А.А.Крылова. – Л., ЛГУ. 2010;
- Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М., ТЦ «Сфера». 2006;
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М., «Новая школа». 2003;
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. (Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов). – М., РПА. 1995;
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Кн. 1-4. – Воронеж, 1997;
- Психодианостика./ О.Н. Истратова, Т.В. Эксикусто./ Из-во «Феникс», Ростов-на-Дону. 2011;
- Психологическое обеспечение в школе выбора профессии./ Шеховцова Л.Ф. / СПб., 2010;
- Психология для старшеклассников - в двух частях. / Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова / М. Изд. центр ВЛАДОС, 2011;
- Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. /Г.В.Резапкина / М., ГЕНЕЗИС, 2011;
- Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов высших уч. завед./ Реан А. и др. – СПб.: «Питер». 2005;
- Путь к успеху (методические рекомендации для тех, кто хочет реализовать свои способности.) / Руководитель проекта: генеральный директор КГОУДЦ «Созвездие» А.Е. Волостникова. / Хабаровск, 2005;
- Рабочая книга школьного психолога. – М., «Просвещение». 2000;
- Резапкина Г.В. Уроки выбора профессии./ Школьный психодог. 2006, № 14;
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., «Мир». 2009;
- Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. – М., «Владос». 2007;
- Родичев Н.Ф. Профессии, которые мы выбираем. / Абитуриент. – 2012, № 7;
- Роднянская Г.В. Известные профориентационные методы в необычном ракурсе // Служба практической психологии в системе образования. – СПб., 2007;
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., 2005;
- Самоукина И.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2003;
- Секреты поиска работы. / Т.Р.Волкова, А.В.Мишин/ М., 2003;
- Стратегии жизни в современных условиях / Под ред. И.П.Михпйлова. СПб., 2013;
- Твоя профессиональная карьера: Учебник для учащихся 8-9 классов / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М., «Просвещение». 2014;
- Типы темперамента в практической психологии. /Овчинников Б.В. и др. – СПб., 2003;
- Ты и твоя профессия. /М.А. Бенджков, И.Л. Соломин, Д.С. Черненко/ СПб., 2010;
- Чистякова С.Н., Лернер П.С. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки. / Школьные технологии. – 2012, № 1;
- Чистякова С.Н., Родичева Н.Ф., Черкашев Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / Учебное пособие. – М., 2013;
- Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб., Речь. 2007;
- Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. СПб.: Речь, 2007;
- Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007;
- Шеховцева Л.Ф. Психологические обеспечения в школе выбора профессии. – СПб., 2009;
- Юрчук В.В. Общая психология в схемах и моделях. Научное обоснование. Комментарии. – Минск: «Книжный дом». 2004.
Литература для учащихся
- Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии, учебное пособие для учащихся 9 классов, Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., - М.: ОИЦ «Академия», 2013.
- Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.; под ред. Чистяковой С.Н. – М.: Просвещение, 2014;
- Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2012.
Дополнительная литература:
- Андреев О.А. Тренируем свою память: Вторая ступень обучения: Программа «Сатори» / О.А.Андреев. – Мн.: Университетское, 2001;
- Андреев О.А. Учимся быть внимательными: Третья ступень обучения: Программа «Ультра-рапид» / О.А.Андреев. – Мн.: Университетское, 2001;
- Большаков А.С. Менеджмент. Психология успеха. – СПб., Издательский дом «Литера». 2002;
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. – М., 1999;
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д., 2005;
- Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению. / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М., 2007;
- Лернер П.С. Информационные технологии в продуктивном образовании старших школьников. / Школьные технологии. 2002, № 4;
- Лернер П.С. Проблемы проектирования профильного образования старших школьников. / Инновации в высшей технической школе России. – Вып.2. Современные технологии в инженерном образовании. – М., 2002;
- Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения. / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М., 2012;
- На пути к профильному обучению в 12-летней школе: Из опыта работы экспериментальной школы Российской академии образования. / Сб. ст. и матер. В 2 ч. – М., 2001;
- Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М., ТЦ «Сфера». 2000;
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – Воронеж, 1997;
- Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под ред.Л.М.Митиной. – М., 2001;
- Рекомендации по использованию в профильном обучении экспериментального учебника «Технология профессионального успеха. / В.П.Бондарев и др. Под ред.С.Н.Чистяковой. – Школа и производство, 2002, № 1;
- Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля. / В.П.Бондарев, А.В.Гапоненко, Л.А.Зингер и др. Под ред. С.Н.Чистяковой. – М., 2002;
- Школа и производство. Журналы. Периодические издания.
Предварительный просмотр:
Электронные образовательные ресурсы для обучения на предмете «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
- http://www.rspb.ru – Комитет по занятости населения СПб
- http://www.trudvsem.ru – информационный портал Федеральной службы по труду и занятости РФ
- http://www.proforient.ru – профориентирование детей
- http://www.obrazovan.ru – уровни образования в СПб
- http://www.piterburgvuz.ru – ВУЗы Санкт-Петербурга
- http://www.spospb.ru – портал средних профессиональных учебных заведений
- http://www.psy.pu.ru – центр профессионально-личностного консультирования при факультете психологии СПбГУ
- http://www.proforientator.ru – Центр Тестирования и Развития при МГУ «Гуманитарные технологии»
- http://www.metodkabi.net.ru – методический кабинет по профориентации
- http://www.edunews.ru – портал для абитуриентов
- http://www.rabotas.ru – подборка статей о карьере, профессиях, рынке труда
- http://www.e-xecutive.ru/professions - справочник профессий на сайте сообщества менеджеров
- http://www.zarplata.ru – сайт издания «Работа & зарплата»
- http://www.profguide.ru – гид по профессиям
- http://www.mado.spb.ru – методическое обеспечение профориентации СПБ межрегиональной ассоциации дополнительного образования
- http://www.rhr.ru – человеческие ресурсы России, анализ рынка труда, профориентация
- http://vse-professii – справочник профессий
- http://www.testov.net/proforient.educom.ru - тестирование по профориентации
- http://www.profvibor.ru – помощь в профессиональном самоопределении
- http://www.ucheba.ru – информация об учебных заведениях, профориентация
- http://www.rcpom.edu.by – республиканский центр профориентации молодежи Белоруссии
- http://www.profosvita.org.ua – украинский проект «Профориентация»
- http://www.prof.labor.ru – банк интерактивных профессиограмм
- http://www.rabota-in.net/prof/professions.php – справочник профессий
- http://www.spo.spb.ru/ – НПО и СПО СПб
- http://www.naukaspb.ru/Vuzy.htm – ВУЗы СПб
- http://www.piter-vuz.ru – ВУЗы СПб
- http://www.234555.ru/publ/4-1-0-200 – правовая азбука молодёжи в вопросах и ответах
- http://embit.ru/ – электронная многопрофильная биржа труда для молодёжи СПб
- http://www.znanie.info/portal/ec-company.html – Построение карьеры
- http://www.futurejob.ru/index.php?action=1&group=16 – интерактивный выбор профессии
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по самоанализу современного урока русского языка и литературы
Схема самоанализа...
Методические материалы для учителя информатики
5-8 классыРабочие программы по Информатике и ИКТ для базового уровня (1 час в неделю) 35 часов всего по авторской программе Босовой Л. Л. и календарно-тематическое планирование 5-8 классы по учебнику ...
Методические материалы для учителя английского языка "Современный английский и спорт"
Методические материалы содержат зимствованную лексику по теме спорт....
Буклет «Антикоррупционное воспитание детей и молодежи» (методические материалы для учителей образовательных учреждений)
Уважаемые коллеги, в рамках общей темы (по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи), я представляю буклет «Антикоррупционное воспитание школьников» (методические материалы для учителе...
Буклет «Антикоррупционное воспитание детей и молодежи» (методические материалы для учителей образовательных учреждений)
Уважаемые коллеги, в рамках общей темы (по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи), я представляю буклет «Антикоррупционное воспитание школьников» (методические материалы для учителе...
Новинки УМК и учебно-методических материалов для учителя географии.
Выступление на РМО учителей географии...
учебно- методические материалы для учителей
формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления...