Методические материалы для учителя на уроках профориентации
учебно-методический материал (9 класс) на тему

аздел 1.   Образ «Я».

 

Внутренний мир человека и возможности его познания. Самооценка.

 Я - концепция

Темперамент: типы темперамента, определение темперамента.

Чувства и эмоции. Эмоциональная устойчивость. Тест эмоций.

Стресс и тревожность: что такое стресс, как он влияет на нашу жизнь. Определение уровня тревожности.

Мышление. Как развить мышление. Определение типа мышления.

Внимание. Память. Тест-тренинг на развитие внимания и памяти.

Структура и средства общения. Успешная коммуникация. Определение коммуникативных  склонностей.

 

Методическое обеспечение:

 

1.     Тест Айзенка.

2.     Тест эмоций (модифицированный тест Басса - Дарки).

3.     Методика «Определение уровня тревожности».

4.     Методика «Определения типа мышления» (модификация).

5.     Корректурная проба.

6.     Методика «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-1).

 

Раздел 2. Формула выбора профессии.

 

Представление о себе и выбор профессии. Уровень притязаний. Формула профессии.

Формула выбора профессии. Зачем мы работаем? Совершенствование в труде.

Интересы и склонности в выборе профессии. Определение интересов в выборе профессии.

Возможности личности в профессиональном выборе. Профессия и здоровье.

Учет потребностей рынка труда. Игра «Кто нужен нашему городу?».

 

 

Методическое обеспечение:

 

1.     Методика «Профиль».

2.     Формула профессии (модификация методики Пряжникова).

 

 

Раздел 3. Мир профессий.

 

Классификация и типы профессий по предмету труда.

Профессии типа «человек-человек». Предмет труда. Профессиональные требования.

Профессии типа «человек техника». Предмет труда. Профессиональные требования.

Профессии типа «человек - знаковая система». Предмет труда. Профессиональные требования.

Профессии типа «человек-природа». Предмет труда. Профессиональные требования.

Профессии типа «человек - художественный образ». Предмет труда. Профессиональные требования. Креативные способности.

Мои профессиональные намерения. Моя будущая профессия.

 

Методическое обеспечение:

1.Модифицированный креативный тест Уильямса.

1.Тест «Ориентация».

2. Тест Голланда.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература для учителей

  1. Аверкин В.Н., Зайченко О.М. Путевка в жизнь. М., 2009;
  2. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М., «Мир». 1999;
  3. Александрова А. Нацелены ли вы на карьеру?// Обучение и карьера. 2007, № 1;
  4. Александрова А. Нацелены ли вы на карьеру?// Обучение и карьера. 2007, № 1;
  5. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., «Знание». 2013;
  6. Батаршев А.В. Типология характера и личности. М., 2009;
  7. Большаков А.С. Менеджмент. Психология успеха. – СПб., Издательский дом «Литера». 2002;
  8. Владер.Ю.М. Психология. 10-11 класс. СПб., 2010;
  9. Возрастная психология. Практикум для студентов высших учебных заведений./Трофимова Н.М. и др. – СПб.: «Питер». 2005;
  10. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – М., «Просвещение». 2011;
  11. Выбор профессии: становление профессионала. / Е.И.Рогов / М., 2013;
  12. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (По методу Дж. Гилфорда и Дж.Рензулли). СПб., Госстандарт России ГП «Иматон». 2014;
  13. Грецов А.Б. Выбираем профессию. – СПб., 2005;
  14. Деловая психология. /А.В. Морозов/ СПб., 2002;
  15. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н.Чистяковой/ М. 2014;
  16. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Изд.2, дополн. и перераб. – СПб.: «Питер». 2004;
  17. Игры для интенсивного обучения./Под ред. Петрусинского. – М., «Прометей». 2011;
  18. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: «Просвещение», 1990, 159 с.
  19. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. – М., «Новая школа». 2006;
  20. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, АРД Лтд. 2009;
  21. Куда идешь? / А.Белухин /М., 2012;
  22. Культура делового общения. / Ф.А.Кузин / М.,2010;
  23. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск, «Петроком». 2012;
  24. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н.Чистяковой / М. 2007г. из-во «Просвещение». 2014;
  25. Методики изучения психологических особенностей студентов. Методическая разработка к курсу «Психология самопознания и саморазвития личности». – СПб., «Образование». 1993;
  26. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта. (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена). – СПб, Госстандарт России ГП «Иматон». 2007;
  27. Морозов А.В. Деловая психология. СПб., 2010;
  28. На пути к выбору профессии. / Смирнова Е.Е. / СПб.: КАРО, 2013.
  29. Научись общаться. Коммуникативные тренинги./ Н.Н. Егорова./ Из-во «Феникс», Ростов-на-Дону. 2011;
  30. Немов Р.С. Общая психология. – М., «Просвещение» «Владос». 2003;
  31. Общая психология. Учебный курс. /под ред. профессора Е.М. Рогова/ Из-во «МарТ», Ростов-на-Дону. 2010;
  32. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. /А.И.Абраменко и др. Под ред. А.И.Щербакова. – М., «Просвещение». 2010;
  33. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие./Л.И.Вансовская и др. Под ред. А.А.Крылова. – Л., ЛГУ. 2010;
  34. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М., ТЦ «Сфера». 2006;
  35. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М., «Новая школа». 2003;
  36. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. (Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов). – М., РПА. 1995;
  37. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Кн. 1-4. – Воронеж, 1997;
  38. Психодианостика./ О.Н. Истратова, Т.В. Эксикусто./ Из-во «Феникс», Ростов-на-Дону. 2011;
  39. Психологическое обеспечение в школе выбора профессии./ Шеховцова Л.Ф. / СПб., 2010;
  40. Психология для старшеклассников - в двух частях. / Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова / М. Изд. центр ВЛАДОС, 2011;
  41. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. /Г.В.Резапкина / М., ГЕНЕЗИС, 2011;
  42. Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов высших уч. завед./ Реан А. и др. – СПб.: «Питер». 2005;
  43. Путь к успеху (методические рекомендации для тех, кто хочет реализовать свои способности.) / Руководитель проекта: генеральный директор КГОУДЦ «Созвездие» А.Е. Волостникова. / Хабаровск, 2005;
  44. Рабочая книга школьного психолога. – М., «Просвещение». 2000;
  45. Резапкина Г.В. Уроки выбора профессии./ Школьный психодог. 2006, № 14;
  46. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., «Мир». 2009;
  47. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. – М., «Владос». 2007;
  48. Родичев Н.Ф. Профессии, которые мы выбираем. / Абитуриент. – 2012, № 7;
  49. Роднянская Г.В. Известные профориентационные методы в необычном ракурсе // Служба практической психологии в системе образования. – СПб., 2007;
  50. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., 2005;
  51. Самоукина И.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2003;
  52. Секреты поиска работы. / Т.Р.Волкова, А.В.Мишин/ М., 2003;
  53. Стратегии жизни в современных условиях / Под ред. И.П.Михпйлова. СПб., 2013;
  54. Твоя профессиональная карьера: Учебник для учащихся 8-9 классов / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М., «Просвещение».  2014;
  55. Типы темперамента в практической психологии. /Овчинников Б.В. и др. – СПб., 2003;
  56. Ты и твоя профессия. /М.А. Бенджков, И.Л. Соломин, Д.С. Черненко/ СПб., 2010;
  57. Чистякова С.Н., Лернер П.С. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки. / Школьные технологии. – 2012, № 1;
  58. Чистякова С.Н., Родичева Н.Ф., Черкашев Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / Учебное пособие. – М., 2013;
  59. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб., Речь. 2007;
  60. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. СПб.: Речь, 2007;
  61. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007;
  62. Шеховцева Л.Ф. Психологические обеспечения в школе выбора профессии. – СПб., 2009;
  63. Юрчук В.В. Общая психология в схемах и моделях. Научное обоснование. Комментарии. – Минск: «Книжный дом». 2004.

Литература для учащихся

  1. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии, учебное пособие для учащихся 9 классов, Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., - М.: ОИЦ «Академия», 2013.
  2. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.; под ред. Чистяковой С.Н. – М.: Просвещение, 2014;
  3. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Андреев О.А. Тренируем свою память: Вторая ступень обучения: Программа «Сатори» / О.А.Андреев. – Мн.: Университетское, 2001;
  2. Андреев О.А. Учимся быть внимательными: Третья ступень обучения: Программа «Ультра-рапид» / О.А.Андреев. – Мн.: Университетское, 2001;
  3. Большаков А.С. Менеджмент. Психология успеха. – СПб., Издательский дом «Литера». 2002;
  4. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. – М., 1999;
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д., 2005;
  6. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению. / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М., 2007;
  7. Лернер П.С. Информационные технологии в продуктивном образовании старших школьников. / Школьные технологии. 2002, № 4;
  8. Лернер П.С. Проблемы проектирования профильного образования старших школьников. / Инновации в высшей технической школе России. – Вып.2. Современные технологии в инженерном образовании. – М., 2002;
  9. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения. / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М., 2012;
  10. На пути к профильному обучению в 12-летней школе: Из опыта работы экспериментальной школы Российской академии образования. / Сб. ст. и матер. В 2 ч. – М., 2001;
  11. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М., ТЦ «Сфера». 2000;
  12. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – Воронеж, 1997;
  13. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под ред.Л.М.Митиной. – М., 2001;
  14. Рекомендации по использованию в профильном обучении экспериментального учебника «Технология профессионального успеха. / В.П.Бондарев и др. Под ред.С.Н.Чистяковой. – Школа и производство, 2002, № 1;
  15. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля. / В.П.Бондарев, А.В.Гапоненко, Л.А.Зингер и др. Под ред. С.Н.Чистяковой. – М., 2002;
  16. Школа и производство. Журналы. Периодические издания.


Предварительный просмотр:

Электронные образовательные ресурсы для обучения на предмете «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

  1. http://www.rspb.ru – Комитет по занятости населения СПб
  2. http://www.trudvsem.ru – информационный портал Федеральной службы по труду и занятости РФ
  3. http://www.proforient.ru – профориентирование детей
  4. http://www.obrazovan.ru – уровни образования в СПб
  5. http://www.piterburgvuz.ru – ВУЗы Санкт-Петербурга
  6. http://www.spospb.ru – портал средних профессиональных учебных заведений
  7. http://www.psy.pu.ru – центр профессионально-личностного консультирования при факультете психологии СПбГУ
  8. http://www.proforientator.ru – Центр Тестирования и Развития при МГУ «Гуманитарные технологии»
  9. http://www.metodkabi.net.ru – методический кабинет по профориентации
  10. http://www.edunews.ru – портал для абитуриентов
  11. http://www.rabotas.ru – подборка статей о карьере, профессиях, рынке труда
  12. http://www.e-xecutive.ru/professions - справочник профессий на сайте сообщества менеджеров
  13. http://www.zarplata.ru – сайт издания «Работа & зарплата»
  14. http://www.profguide.ru – гид по профессиям
  15. http://www.mado.spb.ru – методическое обеспечение профориентации СПБ межрегиональной ассоциации дополнительного образования
  16. http://www.rhr.ru – человеческие ресурсы России, анализ рынка труда, профориентация
  17. http://vse-professii – справочник профессий
  18. http://www.testov.net/proforient.educom.ru - тестирование по профориентации
  19. http://www.profvibor.ru – помощь в профессиональном самоопределении
  20. http://www.ucheba.ru – информация об учебных заведениях, профориентация
  21. http://www.rcpom.edu.by – республиканский центр профориентации молодежи Белоруссии
  22. http://www.profosvita.org.ua – украинский проект «Профориентация»
  23. http://www.prof.labor.ru   банк интерактивных профессиограмм
  24. http://www.rabota-in.net/prof/professions.php –  справочник профессий
  25. http://www.spo.spb.ru/ – НПО и СПО СПб
  26. http://www.naukaspb.ru/Vuzy.htm –  ВУЗы СПб
  27. http://www.piter-vuz.ru – ВУЗы СПб
  28. http://www.234555.ru/publ/4-1-0-200 –  правовая азбука молодёжи в вопросах и ответах
  29. http://embit.ru/ – электронная многопрофильная биржа труда для молодёжи СПб
  30. http://www.znanie.info/portal/ec-company.html – Построение карьеры
  31. http://www.futurejob.ru/index.php?action=1&group=16 интерактивный выбор профессии


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для учителя информатики

5-8 классыРабочие программы по Информатике и ИКТ для базового уровня (1 час в неделю) 35 часов всего по авторской программе Босовой Л. Л. и календарно-тематическое планирование 5-8 классы по учебнику ...

Методические материалы для учителя английского языка "Современный английский и спорт"

Методические материалы содержат зимствованную лексику по теме спорт....

Буклет «Антикоррупционное воспитание детей и молодежи» (методические материалы для учителей образовательных учреждений)

Уважаемые коллеги, в рамках общей темы (по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи), я представляю буклет «Антикоррупционное воспитание школьников» (методические материалы для учителе...

Буклет «Антикоррупционное воспитание детей и молодежи» (методические материалы для учителей образовательных учреждений)

Уважаемые коллеги, в рамках общей темы (по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи), я представляю буклет «Антикоррупционное воспитание школьников» (методические материалы для учителе...

учебно- методические материалы для учителей

формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления...