Самоанализ работы учителя математики Царевой И.Ю.
статья на тему
Можно использовать при подготовке к аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_raboty_uchitelya_matematiki_tsarevoy_i.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
CСамоанализ работы учителя математики Царевой И.Ю.
Главная цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности и эффективности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Уровень образованности в школе определяется не столько объемом знаний, сколько способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Какой должна быть школа сегодня? Как организовать деятельность учащихся так, чтобы после окончания школы они обоснованно. Реалистично и уверенно могли ставить различные задачи и, что немаловажно, решать их. Как организовать процесс обучения так, чтобы на уроке было интересно и увлекательно каждому ученику? Как на каждом уроке учителю донести до воспитанников идеи самосовершенствования, самопознания, нравственной духовности? Это вопросы, которые я задаю себе почти ежедневно. Меня всегда волновала проблема, как организовать учебный процесс так, чтобы каждый урок помогал учащимся проявить интерес, самостоятельность и волевые усилия в обучении, приводил учеников к успешному результату.
Поэтому главной целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребенка во имя развития его личности. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как:
- гуманизация образования (признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу);
- гуманитаризация образования (приобщение ученика к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приемы и методы научного познания);
- информатизация образования (внедрение информационных технологий в обучение).
Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путем внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно- коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически грамотно обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.
В своей работе использую и применяю при обучении математике технологию Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (автор Фирсов).
Данная технология позволяет обеспечить уровень стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый) и уровень повышенной подготовки (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.
Концептуальные положения:
- Базовый уровень разработан в планируемых результатах обучения, доступных проверке и контролю за их достижением.
- Планируемые обязательные результаты обучения реально выполнимы, т.е. посильны и доступны абсолютному большинству школьников.
- Система планируемых результатов заранее известна и понятна школьнику (принцип открытости обязательных требований).
- Базовый уровень как основной рабочий механизм данной технологии обучения обеспечивает ее гибкость и адаптивность, возможность для эволюционного развития.
- Мотивация, а не констатация.
- Обеспечение возможности ликвидировать пробелы.
- Новая психологическая установка для учащегося: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
- Ученик должен испытывать учебный успех.
Принципы технологии:
- Системность в обучении
- Диалоговый характер обучения
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы
- Демократизация отношений
Особенности содержания:
- Наличие стандарта математического образования, состоящее из 2 уровней требований:
- к содержанию образования, которое предоставляет возможность получения более высокого уровня математической подготовки;
- к содержанию образования, усвоение которого является минимально обязательным для каждого учащегося.
- В связи с этим уровневая дифференциация обучения предполагает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
- наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Особенности методики
При подготовке к каждому уроку стремлюсь качественно отобрать содержание учебного материала, способы деятельности учеников и методы управления этой деятельностью, продумать элементы мотивации и рефлексии.
Выстроенная линия преподавания это дидактическая система, которая позволяет эффективно влиять на формирование у детей навыков учебной деятельности, развивать их творческий потенциал, обеспечить деятельностный подход к отбору содержания обучения математике, формировать у учащихся ключевые компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые, коммуникативные, социо-культурные, информационные, здоровьесберегающие.
Применение ИКТ технологий способствует реальному росту мотивации учения, что дало мне возможность создать оптимальные условия для реализации творческих способностей учащихся, их индивидуальных наклонностей, научить их совместному поиску решений коммуникативных задач.
Достижению поставленных целей способствуют следующие педагогические умения, которыми я владею: диагностика личности учащегося; обучение учащихся на основе деятельностного и компетентностного подхода; использование проблемного и частично –поискового методов обучения, использование информационно-коммуникативных технологий в обучении. Имею публикации на личном сайте и сайте «Конспекты уроков» международного каталога для учителей, преподавателей и студентов. Создаю свои КИМы.
Считаю, что я обладаю средним уровнем информационно- коммуникационной компетентности, а именно: развиваю собственную профессиональную компетентность в области использования ЦОР по математике в рамках изучения тем школьного курса математики. Умею оценивать качество ЦОР с целью их отбора для использования в учебном процессе. Разрабатываю уроки и фрагменты уроков по математике с использованием ЦОР эпизодически. Занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ.
Применяю в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ (пользовательские ИКТ компетенции):
- компьютер и периферийное оборудование;
- программное обеспечение на уровне пользователя;
- коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя;
- инструменты - компьютерные аналоги организации урока: электронный журнал, учет статистики успеваемости, посещаемости школьников.
Применяю адаптивную технологию обучения.
Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе формировать интеллект школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:
- управлению самостоятельной работой всех учащихся;
- работе с отдельными школьниками – индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- максимальному включению всех учащихся в индивидуальную самостоятельную работу.
Таким образом, на моих уроках, каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучения, но и, в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь, двигаться дальше.
Работа по УМК С.Никольскому, Ш. Алимову, Атанасяну предусматривает использование педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения.
Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.
Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний. Цель технологии проблемного обучения – стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. Также формирование творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов.
Особенности развивающего обучения:
- обучение на высоком уровне сложности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение быстрым темпом;
- осознание школьниками процесса учения;
- целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.
Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик – активный субъект учебной деятельности; учитель – организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.
Мною подобран дидактический материал, который позволяет эффективно проводить развивающую дифференциацию, как на уроках, так и на внеурочных занятиях, что способствует совершенствованию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, создает условия для активного включения в учебный процесс всех учащихся, даже слабых.
Особенностями методики преподавания являются:
- Блочная подача материала;
- Работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
- Наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
В силу того, что в классах, в которых я преподаю, учащиеся с различными личностными качествами, имеющие разные уровни развития, уровневая дифференциация позволяет организовать работу учащихся на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении, повторении и контроле ЗУН. Составленные дифференцированные задания дают возможность обеспечить определенную степень самостоятельности учащихся в учении и развитии общеучебных навыков и умений, обеспечить усвоение уровня определенных знаний, умений и навыков (от репродуктивного до творческого). Особенности дифференциации по уровню обучаемости, т.е. по способности усвоения учебного материала; возможность применять индивидуальную систему заданий; способность решать теоретические и практические задачи
Создают повышение уровня мотивации учащихся, исключается усреднение детей, появляется возможность выбора учащимися своего темпа и режима работы, появляется возможность эффективнее работать с разными группами учащихся. Поэтому использую разнообразные формы обучения: индивидуальную, парную, групповую, коллективную, ролевые и дидактические игры.
Система малых групп в 5-11 классах позволяет в период учебной деятельности развивать личностные коммуникативные качества: умение выслушать другое мнение и соотнести его со своим, умение защищать решение группы, умение оценить свой вклад и вклад других в решение проблемы и др.
Применяю разнообразные формы уроков: интерактивные лекции, уроки-практикумы, зачеты, уроки-соревнования. Особое внимание уделяю организации на уроке самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, рефлексии, что обеспечивает познавательную самостоятельность учащихся, усвоение учебного материала на осознанном уровне.
Отбор содержания учебного материала провожу в соответствии с основными дидактическими целями, на каждый урок мною планируется достаточный объем учебного материала (большая часть выносится на урок, меньшая – на дом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ деятельности учителя математики 2010-2011 учебный год
За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так...
Самоанализ деятельности учителя математики МОУ « Корчинская средняя общеобразовательная школа» Трушакова С.А.
Тема работы школы , в которой я преподаю, «Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества...
Самоанализ работы учителя математики I квалификационной категории Кротова Александра Валериевича
Еще сидя за партой в школе, я пытался представить себя в роли учителя. Моя мечта сбылась. В 2003 году я поступил в Лебедянский педагогический колледж. Закончил это учебное заведение, получил специальн...
Самоанализ работы учителя математики Почебутовой Л.И. за 2011-2012 уч.г.
Самоанализ работы за 2011-2012 уч.г....
Самоанализ работы учителя математики Почебутовой Л.И. за 2012-2013 уч.г.
Самоанализ работы за 2012-2013 уч.г....
Самоанализ работы учителя математики Почебутовой Л.И. за 2013-2014 уч.г.
Самоанализ работы за 2013-2014 уч.г....
Самоанализ деятельности учителя математики
Самоанализ деятельности учителя математики...