Выступлении на семинаре
материал на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
Учитель физической культуры:
Безунов Сергей Евгеньевич
Саранск, 2015 г.
СЛАЙД 2
Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Здоровьесберегающие технологии – это качественная составляющая любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья»
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.
СЛАЙД 3
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определѐнной мере компенсировать отрицательное влияние учебного процесса - это предмет “Физическая культура”.
СЛАЙД 4
Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников (в связи с введением ГТО), с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.
СЛАЙД 5
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
1.Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
2.Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
3.Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.
Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста.
На слайде вы можете увидеть причины, приводящие к нарушению здоровья детей, а также возможные последствия
Причины
Малоподвижный образ жизни.
Неправильная привычка.
Недостаточная освещенность.
Перегрузка учебными занятиями
Последствия
Заболевание опорно-двигательного аппарата.
Нарушения осанки, плоскостопие.
Снижение зрения.
Нервно-психические расстройства.
СЛАЙД 7
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:
активного участия в этом процессе самих учащихся;
создание здоровьесберегающей среды;
высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
планомерной работы с родителями;
тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
СЛАЙД 8
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
1. гигиенические факторы;
2. оздоровительные силы природы;
3. средства двигательной направленности.
СЛАЙД 9
Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. На слайде представлены требования, предъявляемые к гигиеническим условиям проведения урока.
СЛАЙД 10
Второе условие оздоровления это использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
СЛАЙД 11
Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.
СЛАЙД 12
За время своей работы я столкнулся с необходимостью формирования у школьников мотивации для занятия физической культурой.
Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой мной используются:
– валеологическое просвещение учащихся и их родителей;
– нетрадиционные уроки;
–современные средства физической культуры;
– комбинирование методов, приемов физического воспитания;
– внеклассные формы физического воспитания.
1. Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.
На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления. Включаю родителей в процесс обсуждение проблем, привожу статистические данные.
На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них.
В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма.
2. Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья. На уроках здоровья детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице для стоп, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию. Включаю в уроки сюжетные игры и игровые задания.
3.Использую современные средства физического воспитания. Применяю такие средства в работе с девушками старших классов.
Работа с девушками занимает особое место в моей педагогической деятельности. Как создать условия, способствующие мотивации старшеклассниц к занятиям физической культурой и осознанному отношению к своему здоровью? Решение проблемы я нашел в выборе средств физического воспитания: ритмическая гимнастика; аэробика; занятия шейпингом; занятия в тренажерном зале.
4. Удачно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку
С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребѐнка. Убежден, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.
Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.
При выборе методов и приемов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.
Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.
СЛАЙД 13
Школьникам необходимо овладеть основами личной физической культуры. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.
С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную работу строю в определенной последовательности. Направлена она на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам учебной программы. Основные формы внеклассной работы представлены на слайде.
Внеклассные формы работы
Физкультурно | Спортивные | Физкультурно | |
массовые и | |||
оздоровительные | секции | ||
спортивные | |||
мероприятия | |||
мероприятия | |||
Гимнастика до занятий. | Дни здоровья и спорта | |||
Подвижные игры на | Обще - физическая | Туристические слеты и | ||
переменах. | подготовка. | походы | ||
Физкультминутки. | Спортивные секции. | Физкультурные праздники | ||
Спорт час в группах | Внутришкольные | |||
продленного дня | соревнования | |||
В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, организуется подготовка команд к школьным, районным, республиканским соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Принятие участие в соревнованиях школьного и районного уровня во многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.
Второй год я веду секцию баскетбола Работа в этом направлении оказывает действенное влияние на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья школьников. Мои воспитанники, как правило, не болеют и показывают высокий уровень физической подготовленности, выполняют все нормы сдачи тестирования и зачетов.
Мной ведется активная агитационная работа по пропаганде занятий физической культурой и спортом.
СЛАЙД 14
Анализируя результаты своей работы я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
1.Повысить успеваемость по предмету.
2.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
3.Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
4.Повысить динамику состояния здоровья учащихся
СЛАЙД 15
Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".
Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....
Выступление на семинаре
Внедрение проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс с целью развития индивидуальных способностей учащихся....
Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'
Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...
Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"
Современный урок -это далеко не однообразная и едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....
Выступление на семинаре «Искусство и вера». Тема: "Дорога к храму"
Городские образовательные Рождественские чтения Выступление на семинаре «Искусство и вера» учителя изо Е.Б.Борковой Тема выступления...
Выступление на семинаре "Одаренные дети"
Теоретический материал для выступления на школьном семинаре( педсовете, вводная часть перед мастер- классом), посвященная работе с одаренными детьми.В работе использованы материалы из методической бро...
Выступление на семинаре
Материал содержит методы подготовки учащихся 9 класса к сдаче ГИА по биологии....