"Реализация положений Конвенции ООН о правах ребенка в практической деятельности педагога.»
методическая разработка на тему

          Цель: рассмотреть Конвенцию ООН о правах ребенка в системе воспитательной работы в МсСВУ, формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье, формированию здорового образа жизни.

                         

          Задачи:

  • Способствовать повышению информированности детей о Конвенции по правам ребенка.
  • Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества.
  • Способствовать развитию навыков правового поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное  общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

по теме:

« Реализация положений Конвенции ООН о правах ребенка

в  практической деятельности педагога.»

Педагога-организатора 7 учебного курса

Болотиной Татьяны Ивановны

Согласовано:

Фирсов А.В.

Командир 7 роты

подпись

          Цель: рассмотреть Конвенцию ООН о правах ребенка в системе воспитательной работы в МсСВУ, формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье, формированию здорового образа жизни.

                         

          Задачи:

  • Способствовать повышению информированности детей о Конвенции по правам ребенка.
  • Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества.
  • Способствовать развитию навыков правового поведения.

План методической разработки

1. Введение. Правовые основы работы воспитателя  по защите прав суворовцев. Нормативно-правовая компетентность воспитателя.

Актуальность темы методической разработки.

Конвенции ООН о правах ребенка в системе воспитательной работы в МсСВУ.

История создания Конвенции.

Основные положения документа. В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов: выживание – неотъемлемое право на жизнь, развитие – право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать любую религию, право на свободу совести, защита – защита ребенка в самых разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных, детей-беженцев, детей-сирот, в некоторых случаях детей нужно защищать от их собственных родителей, обеспечение активного участия в жизни общества.

2.Практическая часть.

а) Особенности и принципы деятельности   воспитателя в училище по защите прав суворовцев.  (личностный подход к суворовцу, объективность , неразглашение информации о ребенке и его семье, оптимизм по отношению к нему )

б) Методы работы воспитателя по наиболее важным направлениям защиты прав детей:

1. Каждый ребенок имеет право на образование.

2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь.

8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

в) Работа воспитателя по развитию правой компетентности суворовцев ,их родителей ( лиц, их заменяющих)  в  процессе обучения в училище.

3.Заключение. Оценка результатов воспитательной работы по данной теме  в 7 роте.

                                                                                                 

                                                                                               “На родителях, только на родителях                  лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”.       В.Г.Белинский

1.В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты прав детей. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 году. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 году  Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства, и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматривались наиболее важные принципы:

  • ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;
  • равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;
  • ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту - особенно от всех небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
  • ребенок « … для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственность своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;
  • на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году. Конвенция (от лат. договор, соглашение) – международный договор, заключаемый, как правило, на уровне правительства в качестве межправительственных соглашений государств; одна из кодификации международного права в ООН.

В Российской Федерации существует аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в РФ; уполномоченные по правам ребенка работают и в некоторых субъектах РФ. Кроме того, проблемами детства занимаются Общественная палата, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, общественные фонды и организации.

Таким образом, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу.

КРАТКИЙ ОБЗОР СТАТЕЙ:

Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок» (каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, утверждают один из основных принципов Конвенции – приоритетность интересов детей перед интересами общества; подчёркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государства по обеспечению упомянутых в Конвенции прав.

Статьи 5 – 11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучие; право, и ответственность и обязанность родителей (одинаковая для обоих) ; право на воссоединение семьей.

Статьи 12-17 носят особый характер, т. к. в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к сбору и распределению информации. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегрованных категорий и обязанности по защите и помощи таким детям: сиротам и лишённым родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном и (или) физическом отношении; отмечают также права детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей на социальную помощь.

Статьи 28-31 излагают право ребёнка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательно начального, на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка; получение образования соответствующего содержания; право меньшинства пользоваться своей этнической, религиозной и языковой культурой; право детей на отдых и досуг.

Статьи 32-36 определяют права ребёнка на защиту со стороны государства, от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ; от похищений и торговли детьми.

Статьи 37-40 устанавливают права ребёнка в случае совершения им правонарушения или преступления; отбытия наказания и социальной реинтеграции, а также право на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.

Статьи 41- 45 относятся ко второй части Конвенции и определяют способы информации о её содержании и механизм контроля за её выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Указываются об учреждении Международного Комитета по правам ребёнка с весьма широкими полномочиями.

Статьи 46-54 относятся к третьей части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.

2. Личностный подход стал наиболее актуальным в образовании и воспитании современного подростка. Труд воспитателя требует подлинно гуманных, демократических взаимоотношений с суворовцами и их родителями, с коллегами. И взаимоотношения эти должны строиться на незыблемых принципах культуры педагогического общения:

- неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения: в любой ситуации координировать свои действия с коллегами;

- оправдывать каждый день и каждую минуту тех, с кем имеешь дело, кого воспитываешь;

- быть готовым к диалогу с любым человеком по всем вопросам, входящим в круг профессиональной компетенции;

- зная, что педагогическое общение требует духовной и физической выносливости, постоянно развивать в себе эти качества.

Методы работы воспитателя по наиболее важным направлениям защиты прав детей .

1. Каждый ребенок имеет право на образование. А получать образование в Московском суворовском училище-на мой взгяд,-это награда!!! Наши воспитатели обеспечивают:

- оказание помощи суворовцам с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив ;

- консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану;

2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлении  воспитатель осуществляет:

- профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах воздействия на ребенка;

- просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ;

3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

Воспитатель  совместно с педагогическим коллективом училища, родителями и детьми:

- осуществляет работу по созданию в училище атмосферы доверия, уюта, защищенности;

- защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;

- играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;

- помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.

5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

- привлечение ребят  к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в училище;

- вовлечение суворовцев  в мероприятия, которые проходят за рамками  училища (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);

- организацию отдыха детей в летних лагерях;

- организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев.

7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь.   

Воспитатель:

- оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;

- осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка

8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Воспитатель осуществляет:

- выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;

- укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;

- помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе

Таким образом, в рамках защиты прав детей  воспитатель осуществляет профилактическую поддержку и контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.

 Работа воспитателя по развитию правой компетентности суворовцев ,их родителей ( лиц, их заменяющих)  в  процессе обучения в училище.

Правовая компетентность подростков - это их способность давать правовую оценку ситуации, принимать решение на основе актуализации правовых знаний и осваиваемого ими опыта правовых действий. Содержание понятия «правовая компетентность» подростков обусловлено возрастными особенностями школьников подросткового возраста: формирование главных функций самосознания -самореализации, саморегуляциии, способствующих активизации гражданской позиции; расширение диапазона осведомленности в сфере права; понимание правовой ответственности и правовых обязанностей.

 Реализация Конвенции ООН о правах ребенка, способствующая развитию правовой компетентности субъектов образовательного процесса, обеспечивается следующими педагогическими условиями:

- актуализация правовой информации субъектами образовательного процесса и её включение в содержание учебных предметов, программ повышения квалификации педагогов и педагогического просвещения родителей;

-  активизация внеучебной деятельности подростков и усиление ее правовой направленности, обеспечивающие включение подростков во взаимодействие с обществом по усвоению правовых норм, выполнение определенных действий, решение конкретных правовых и управленческих ситуаций.

Практическая реализация состоит в:

- разработке комплексной целевой программы «Право ребенка», включающей программы развивающих занятий с элементами тренинга «Мой успех» для учащихся 6 класса, тренинговых занятий для подростков «Мой успех», программы семинара-тренинга для воспитателей «Не забыть ни одного ребенка», программы семинара для родителей «Защитим подростка».

Предложенные практические материалы могут быть использованы в практике современной школы при реализации гуманистических идей, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка.

Заключение. Оценка результатов воспитательной работы по данной теме  в 7 роте.

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть   несколько видов специальных  компетентностей, которые  отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

Среди них - нормативно-правовая компетентность.

• Воспитатель создает особое правовое пространство развития личности суворовца как свободного человека. 
• Воспитатель готов к участию в формировании правовой культуры воспитанника. 
• Классный руководитель  старается  научить воспитанника  последовательно защищать свои права и не посягать на права другого. 
Ведь педагогу 21 века просто необходимо освоение прав и свобод человека, перевоспитание самого себя, освоение нравственных правовых норм. 

Какими документами должен руководствоваться классный руководитель?

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.

В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:

Выживание – неотъемлемое право на жизнь.

Развитие – право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать любую религию, право на свободу совести.

Защита – защита ребенка в самых разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных, детей-беженцев, детей-сирот, в некоторых случаях детей нужно защищать от их собственных родителей.

Обеспечение активного участия в жизни общества.

2. Конституция РФ – основной закон Российского государства (извлечения).

Ст. 43 – закрепляет положения в области образования – реализация права на образование для всех граждан России, независимо от их национальности и социальной принадлежности, возрастной группы или места проживания.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Представлены направления модернизации образования и главная задача учителя и классного руководителя - подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся обществе

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект 2009 г.).

6. Федеральный государственный стандарт образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 18.).

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. № Пр-271).

8. Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

Содержит цели и задачи классного руководителя, формы работы и критерии оценки осуществления функций классного руководителя

9. Указ Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

10.Должностные обязанности классного руководителя-воспитателя МсСВУ.

         Изучение прав ребёнка осуществляется  на классных часах,  лекториях, с помощью викторин, конкурсов. Ребята учатся лучше разбираться в людях, правовых ситуациях, стремятся понять жизнь государства.. Главная их цель -  повышение ответственности каждого участника образовательного процесса за свои поступки.      

                                                                                                 

                                                                                                  Берегите детей, берегите

                                                                                                  Злые чары от них отводите,

                                                                                                  Счастье, радость, заботу дарите –

                                                                                                  Берегите!

                                                                                                  Берегите детей, берегите:

                                                                                                  Их жалейте, лелейте, любите

                                                                                                  И любить их других научите –

                                                                                                  Берегите!

                                                                                                  Берегите детей, берегите:

                                                                                                  От невзгод и потерь их храните,

                                                                                                  Их печали себе заберите –

                                                                                                  Берегите!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция в 10 классе на тему "Конвенция ООН по правам ребенка"

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ: "КОНВЕНЦИЯ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА"10-ый класс. Цикл: Легко ли быть молодым?Автор учебника В. П. Кузовлев.Вид речевой деятельности: Говорение.Цель урока: Развитие умения говори...

Методические рекомендации «Методика проведения классных часов по изучению Конвенции ООН о правах ребенка»

Методические рекомендации «Методика проведения классных часов по изучению Конвенции ООН о правах ребенка» призваны помочь классным руководителям подготовиться  к проведению классных часов по данн...

План проведения декады по защите прав детей, посвященной принятию Конвенции ООН «О правах ребенка»

составлен план мероприятий работы социального педагога в коррекционной школе-интернате 8 вида...

25-летие со дня принятия конвенции ООН о правах ребенка.

Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая над­лежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. На эту простую истину человечество ст...

Краткое содержание конвенции ООН о правах ребенка.

Красочная брошюра о правах ребенка с официального сайта ЮНИСЕФ http://www.unicef.org/magic/media/documents/CRC_russian_child_friendly_version.pdf...

Конвенция ООН "О правах ребенка"

Международный документ о правах ребенка....