Личный перспективный план
материал на тему
Личный перспективный план на 2014-2015 уч.гг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnyy_perspektivnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Личный перспективный план по самообразованию
учителя русского языка и литературы
Тинчуриной Динии Исхаковны
на 2014-2015 учебный год
Тема самообразования:
«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»
Педагогика, где роль учителя сводится лишь к передаче знаний, постепенно уходит. Ребёнку необходимо творческое развитие его способностей; в репродуктивной педагогике это невозможно. Развитие ребёнка - развитие личности. Слушая из урока в урок учителя, ребёнок, к сожалению, привыкает не работать. Творческий потенциал ученика гаснет на глазах. Что есть знание, образование, обучение в традиционной системе познания? Это деятельность учителя, который понуждает, вынуждает, властвует над волей ребёнка. В такой ситуации ученик угадывает, что от него требует учитель, кстати, он может получить угаданное и без помощи учителя.
Я же думаю, что этот закон современной инновационной школы должен трактоваться по-другому: увидеть и увлечь. Именно это и стало законом деятельности большинства педагогов, так как современный этап развития нашего общества выдвигает особые требования к школьному образованию.
Цель его - воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска, самостоятельно выбрать средства и способы решения, уметь контролировать и оценивать собственный способ самостоятельной деятельности, организовывать дискуссию по выработке критериев правильности решения, а также показать продукт своей деятельности.
Огромную популярность в последнее время приобретает метод проектов, так как именно проектная форма педагогической деятельности предполагает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и предусматривает продуманное и обоснованное сочетание форм деятельности с многообразием методов и средств обучения и является одним из инновационных подходов в российском образовании.
Метод проектов привлек меня и моих учеников предъявляемыми к нему требованиями:
-проект разрабатывается по совместной инициативе учащихся и учителя (это ли не самое главное в инновационной педагогике);
-работа по проекту является исследовательской, в принципе моделируя серьёзную научную работу;
-проект педагогически значим, то есть учащиеся сами приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия;
-проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает и должен допускать гибкость и изменения в ходе работы;
-проект позволяет постепенно двигаться к цели.
Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности.
Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
Задачи проектной деятельности:
- формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
- повышать самооценку обучающихся благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.
Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Чтобы помочь обучающимся в самореализации, педагогам необходимо помогать адаптироваться к постоянно изменяющемуся обществу и технологиям. При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов.
Обучающиеся выделяют несколько видов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы:
информационный,
ролевой,
практико-ориентированный,
творческий и
исследовательский проекты
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части речи по русскому языку.
(«Трудные случаи морфемики и словообразования при подготовке к ЕГЭ» - 10-11классы)
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.
(«Волшебный мир сказки!»-5 класс)
Практико-ориентированный проект по русскому языку и литературе направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Устное народное творчество в нашей жизни».
Проектная деятельность по русскому языку и литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Сказка о прилагательном», над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек.
Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Басни Крылова переживут века!» Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).
Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. С помощью компьютерных информационных технологий можно приготовить иллюстративный и информационный материал, в начальной стадии обучения обучающиеся проходят курс самостоятельного создания презентации.
В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку по проектной деятельности становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
Приложение:
Автор проекта | ||||
Фамилия, имя отчество | Тинчурина Диния Исхаковна | |||
Регион | Пензенская область | |||
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ | Каменский район с.Кобылкино | |||
Номер и/или название школы/ОУ | МОУ СОШ с.Кобылкино | |||
Название темы вашего учебного проекта | ||||
Волшебный мир сказки | ||||
Краткое содержание проекта | ||||
В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место ЕГЭ. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. В 5-м классе создание проектов не является самоцелью, учащиеся создают небольшие мультимедийные презентации-проекты к определенному уроку. Волшебные сказки, включенные в программу 5-го класса, позволяют учителю показать при их изучении самое характерное для русской народной и литературной сказки. Наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история. Проект выполняется в рамках государственного образовательного стандарта основного (общего) образования по литературе: 5 класс, разделы "Устное народное творчество" и "Литературные сказки". Исследовательский проект рассчитан на обучающихся 5 классов. Объект: народные и литературные сказки. Гипотеза исследования: сказка - это отдельный литературный жанр, учит добру, справедливости. В сказке добро побеждает зло. Цели данной деятельности: способствовать формированию коммуникативных умений; способствовать созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной коммуникации в различных формах и контекстах; развивать межличностное взаимодействие и сотрудничество; способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок; продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать; Задачи: 1. Выявить у обучающихся знания о сказках. 2. Определить, чем отличаются народные сказки от литературных. 3. Способствовать формированию эмоционального, осознанного восприятия художественного текста, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. Для реализации проекта предполагается определенный уровень подготовки обучающихся. Обучающиеся должны: знать понятие "сказка", определять жанр произведения, сравнивать народные и литературные сказки, иметь представление о правилах работы с компьютером, уметь работать со справочной литературой. Длительность работы по проекту - 3 недели. Работа на уроках составляет 10 часов. Самостоятельная работа обучающихся составляет 5 часов. В результате проекта должна быть представлена совместная работа – презентация – защита проекта «Волшебный мир сказки» по группам на темы: 1 группа – «Добро побеждает зло»; 2группа – «Труд и взаимовыручка в сказках»; 3 группа – «Волшебные предметы в сказках». | ||||
Предмет(ы) | ||||
Литература, русский язык | ||||
Класс(-ы) | ||||
5 класс | ||||
Приблизительная продолжительность проекта | ||||
3 недели | ||||
Основа проекта | ||||
Образовательные стандарты | ||||
http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm | ||||
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения | ||||
После завершения проекта учащиеся смогут: определять литературные жанры и виды сказок; отличать литературную сказку от народной; научатся работать с различной справочной литературой; научатся различать критерии добра и зла; анализировать, обобщать, формулировать и аргументировать собственную точку зрения; использовать информационные технологии для представления своей работы. | ||||
Вопросы, направляющие проект | ||||
Основополагающий вопрос | Влияние волшебства сказок на мировоззрение личности. | |||
Проблемные вопросы учебной темы | Объяснить, в чем заключается волшебство сказок: Добро побеждает зло Труд и взаимовыручка в сказках Волшебные предметы в сказках | |||
Учебные вопросы | Что такое сказка? Чем отличается литературная сказка от народной? Какие виды сказок вы знаете? Всегда ли в сказке добро побеждает зло? Чему учат сказки?
| |||
План оценивания | ||||
График оценивания | ||||
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом | ||
Анкетирование. Тестирование. | Памятка по организации исследования; Консультации; | Доклады учащихся по группам. Презентация учащихся. Рисунки учащихся. | ||
Описание методов оценивания | ||||
Работа над проектом начинается с того, что в ходе фронтального опроса и тестирования учителя выясняются знания (и верные, и ошибочные) учащихся по данной теме. Диагностика уровня комфортности учащихся проведена на основе анкетирования учащихся. Само- и взаимооценка осуществлена во время защиты проектов с помощью бланков контроля. Продуктами деятельности учеников явились доклады в группах и презентация. Кроме того, был создан буклет, отражающий информацию о проекте. | ||||
Сведения о проекте | ||||
Необходимые начальные знания, умения, навыки | ||||
Знать: понятие "сказка", определять жанр произведения, сравнивать народные и литературные сказки, иметь представление о правилах работы с компьютером, уметь работать со справочной литературой. | ||||
Учебные мероприятия | ||||
До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, а также провести родительское собрание с тем, чтобы обеспечить поддержку родителей, объяснить им смысл изменения формы учебного процесса. Постановка задачи (1 урок) Во время фронтального опроса и тестирования учитель выясняет знания учащихся по данной теме. Учащиеся отвечают на вопросы, что позволит выяснить полноту и правильность их знаний. Тут же определяются темы и содержание дальнейших исследований. Учитель делит класс на группы, каждая из которых будет исследовать один из вопросов. Исследования школьников(3недели) Учащиеся самостоятельно пытаются подобрать материал и ответить на поставленные вопросы. Учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для исследования. Защита проектов (1 урок) От каждой группы выступает представитель с докладом и представляется презентация. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценки исследований. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование | ||||
Материалы для дифференцированного обучения | ||||
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | Проектные группы формировались с учетом интересов и способностей учащихся. Каждый мог записаться в любую группу в соответствии со своим желанием и интересом к предмету. Распределение обязанностей в группах осуществлялось по принципу добровольности (поиск информации и ее анализ, поиск иллюстраций, создание презентации). | |||
Одаренный ученик | Сильные учащиеся готовят выступление и защиту проекта для группы. | |||
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | ||||
Технологии - цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы) | ||||
☐ Фотоаппарат ☒ Компьютер(ы) ☐Цифровой фотоаппарат ☐ DVD плеер ☒ Сеть Интернет | ||||
Видеомагнитофон ☒ Лазерный диск ☐ Видеокамера ☐ Оборудование для видеоконференций Другое: ☒ Принтер ☒ Проектор ☒ Сканер ☒ Телевизор | ||||
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)☒ Базы данных, электронные таблицы
☒ Издательские системы
☐Программы для электронной почты
☒ Электронные энциклопедии
☒ Программы обработки изображений
☒ Веб-браузер
☒ Мультимедийные программы
☒ Программы редактирования веб-страниц
☒ Текстовый редактор
Материалы на печатной основеРуденко Р.В. «Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» – М.: , ИД «Первое сентября»
Даль В.И. Пословицы русского народа.
3.Брауде Л. Ю. К истории понятия "литературная сказка".— Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — М., 1977.
.4. Расскажи мне сказку...: Лит. сказки для детей: Кн. для воспитателей детского сада, детей мл. шк. возраста, родителей. сост. Э. И. Иванова, - М., Просвещение, 1993
5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
Интернет-ресурсыwww.KM.ru, www.Vschool.ru, http://Allbest.ru, http://Alleng.ru
№ п/п | Задачи и направления работы | Сроки исполнения |
1 | Продолжить разработку проектов для уроков русского языка и литературы. | В течение года |
2 | Продолжить обучение обучающихся подготовке презентаций. | В течение года |
3. | Обмен опытом работы на районных методических объединениях, школьных педагогических советах на темы: «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы», «Развитие познавательной активности с помощью проектов» | В соответствии с планом работы РМО, школы |
4. | Посещение уроков учителей русского языка и литературы учреждений района | В течение года |
5. | Проведение мастер-класса для учителей и обучающихся школы | В конце учебного года |
6. | Участие во Всероссийских интернет-конкурсах | В течение года |
7. | Участие в профессиональных конкурсах | В течение года |
8. | Проведение конкурсов, диспутов и бесед с родителями | В течение года |
9. | Оповещение информации через СМИ | В течение года |
10. | Изучение методической литературы по теме самообразования, работа с интернет - порталом | В течение года |
11. | Повышение квалификации через прохождение курсов | В течение года |
12. | Использование современных образовательных технологий , в т.ч. информационно - коммуникационных | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личный перспективный план по самообразованию Автор: Трушакова С.А.учитель математики МОУ «КОРЧИНСКАЯ СОШ»
Тема:Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики....
Личный перспективный план по самообразованию
Личный перспективный план по самообразованию может быть взят за основу для своего плана по самообразованию...
личный перспективный план самообразования учителя математики
в данном плане описано последовательная работа учителя математики по годам и месяцам....
Личный перспективный план по самообразованию Веретновой Л.И
Цель: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников,достижение более высокого уровня моей профе...
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...