Статья. Технология успешного достижения целей
статья по теме
В статье показаны варианты поведения людей, позволяющие им успешно достигать поставленных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._tehnologiya_dostizheniya_tseley.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Аллахвердиев Ф.А.,
педагог-организатор гимназии №446, Санкт-Петербург
Статья. Технология достижения целей
Мы часто слышим о достижениях людей в разных сферах деятельности, и порой задаемся вопросом, как им это удалось? В чём секрет успешности этих людей? Что использовали они в своей деятельности для достижения поставленных целей?
Давайте вместе попробуем разобраться. Представьте себе, что прямо здесь и сейчас нам поручили сделать оригинальное шоу с участием настоящего живого слона. Какова будет наша первая реакция на подобное предложение? Думаю, не ошибусь, что скорее она будет проходить по сценарию «это невозможно, потому что……».
И таких «потому, что…» мы можем здесь привести достаточно много. Это естественно. Только давайте задумаемся, а продвинут ли хоть как-то организацию этого шоу наши многочисленные «потому, что…». И почему мы не сможем организовать это шоу в принципе?!
Может то, что невозможно сделать прямо сейчас, становится возможным исполнить при определенных условиях? А решения, которые мы не видим в нашем привычном способе действия, лежат в иной плоскости мышления, в иных подходах к их поиску?
Может, мы своим привычным мышлением придумываем себе такие преграды, которые потом не можем даже «мысленно перепрыгнуть» и оправдываем тем самым свою позицию бездеятельности, ссылаясь на невозможность исполнения?
Действительно, изучая стратегии действий успешных людей, добившихся высоких результатов в различных сферах жизни, психологи определили, что одним из краеугольных камней их стратегий является ориентация на результат. Эти люди в своих решениях и действиях чётко сориентированы на достижение результата. Поставив себе цель, они, прежде всего, задаются вопросом, как её можно достичь и что для этого необходимо сделать. Меньше всего они размышляют о том, почему это может не получиться. В первом случае выстраивается стратегия достижения, во втором - история поражения.
Давайте вспомним простой пример из военной области с самонаводящимися ракетами или торпедами. Эти снаряды, выпущенные по движущимся объектам, неуклонно следуют за целью, несмотря на различные помехи и препятствия. Люди, достигающие любых поставленных целей, да простят они за подобные сравнения, в своих действиях подобны этим самонаводящимся системам. Определив для себя цель, они чётко и неуклонно следуют к её достижению, преодолевая всевозможные препятствия на пути к ней, и в конечном итоге достигают её.
А теперь вернёмся к нашему шоу со слоном. Нашему мозгу, в принципе, всё равно в каком направлении ему думать. Захотим мы думать, как можно сотворить шоу со слоном - будем находить определённые решения и возможности. Продвигаясь вперёд, мы будем открывать для себя новые решения и новые возможности. И так до тех пор, пока цель с постановкой шоу не будет достигнута. А думая изначально, по знакомому нам варианту - «это невозможно, потому, что это невозможно в принципе!», мы также откроем для себя немало разных препятствий, почему у нас это не получится. Согласитесь, что в решении любых вопросов существует две альтернативы: или есть результат, или есть история, почему нет результата!
Конечно, в подавляющем большинстве простых ситуаций мы достигаем своих целей. Иначе вряд ли сейчас оказались на том уровне жизни, на котором пребываем в данный момент. В подобных простых ситуациях наш подход, по
сути, ничем не отличается от действий в выше приводимой стратегии достижения цели. Также как и там, мы действуем и решаем вопросы без тени сомнений, и получаем ожидаемый результат. И лишь, когда уровень цели нам кажется высоким и запредельным – происходит «сбой программы» нашего поведения. Здесь чаще всего наши действия сопровождаются различного рода сомнениями, и они не дают нам возможности действовать с полной отдачей. У нас для таких ситуаций и отговорка на случай провала готова - «но я же, делал?!». Понятно, что можно всю жизнь изображать процесс достижения результата, но так и не достигнуть его. И тогда появляется история, почему его нет!
Простая аналогия с механикой - сможем ли мы двигаться на автомобиле с полной скоростью, используя одновременно педали газа и тормоза? Думаю, ответ очевиден. Так и наши сомнения тормозят наши достижения. А там где требуется полная самоотдача для достижения цели, - на тормозах не проскочишь!
Для успешного достижения своих целей также необходимо иметь ясное представление о том, какой результат мы хотим получить. Если мы не знаем, что нам нужно и куда мы должны двигаться, почти невозможно достичь нужного результата.
Конечно, не все люди, которые знают чего хотят добиваются этого, но все люди, которые чего-то добиваются, знают чего они хотят! Чем более точно мы можем определить, чего мы хотим и чем лучше запрограммируем свой мозг на то, чтобы искать и находить возможности, тем с большей вероятностью мы получим то, чего добиваемся. Благоприятные возможности открываются только тогда, когда в них узнают благоприятные возможности. Чтобы прожить свою жизнь так, как нам хочется, следует знать, чего мы хотим. Быть эффективным в этом мире означает добиваться тех результатов, которые мы выбираем. И первый шаг состоит в том, чтобы выбрать желаемый результат. Если мы этого не сделаем сами, найдётся масса людей, которые захотят сделать это за нас.
Важно уяснить для себя, что слагаемыми любого достижения являются: желание достижения, вера в то, что поставленная цель является достижимой, действия по достижению цели и ожидание результата. Ключом к достижению служит наша мотивация. Мы должны испытывать сильное желание активизироваться и приложить все возможные усилия к достижению цели. Наша позиция должна быть активной, а результат, который мы хотим достигнуть, должен в разумных пределах находиться под нашим контролем. Результат, который изначально зависит от действий других людей, не является хорошо сформированным. Ведь люди могут реагировать не так, как нам хочется. Поэтому нужно сосредоточиться и на том, что необходимо сделать, чтобы вызвать у них соответствующие реакции.
Следует, конечно, заметить, что цели достижений могут быть разные, как по уровню сложности, так и по масштабу, но каждый достигаемый результат должен иметь реальные размеры. На достижение неопределённых результатов может не хватить и целой жизни. Результат может быть очень большим и тогда его следует разбить на несколько более мелких, легко достижимых результатов. Здесь можно использовать различные варианты решений – разделить цель на возможные составные части и двигаться поэтапно, создавать определённые условия, при которых цель будет достигнута и так далее. Старая индийская притча гласит - даже одному человеку под силу съесть целого слона, - по частям!
Естественно, что для достижения некоторых целей, возможно, потребуются определённые ресурсы. Эти ресурсы могут быть внутренними - особые умения, знания, внутренняя энергетика и так далее, или внешними - материальная база, люди, финансы и так далее. Возможно, для получения внешних ресурсов, необходимо будет пополнение внутренних ресурсов, например, получить дополнительные знания и умения через образование.
При достижении результатов необходимо также учитывать их последствия для других людей, возникновение побочных эффектов. Результаты - это не то, что нам необходимо получить в ущерб другим. Наиболее значительные и удовлетворяющие результаты получаются путём переговоров и сотрудничества, чтобы установить такой разделяемый всеми результат, в котором каждый оказывается победителем.
Разумеется, высокие достижения – это не путь, усыпанный розами, и не всё получается сразу. Часто на пути к достижению цели люди терпят неудачу и получают отрицательный результат. К подобному итогу можно отнестись по-разному. Для кого-то отрицательный результат может явиться своеобразным тупиком в достижении цели и человек «опускает руки», считая, что он не способен достигнуть поставленной цели. Основная проблема здесь заключается в том, что для достижения своих целей обычный человек, как правило, использует одну - две стратегии не больше. Это объяснимо – зачем ещё что-то, если можно вот так. Но «вот так» работает до поры до времени. А когда не срабатывает – у человека не оказывается в запасе других альтернативных подходов. Он порой даже не предполагает, что можно действовать как по-другому, и считает, что столкнулся с невозможным. Но не зря говорят, что невозможное – это то, что можно достичь чуть позже и другим способом.
Поэтому, для кого-то отрицательный результат - это лишь информация о том, что применяемый подход к достижению цели не эффективен и требуется другое решение. Для такого человека неудача не является конечным итогом его стремления к достижению, а получаемый отрицательный результат - это сигнал к смене его варианта действий. Чем гибче такой человек в своих решениях и чем шире у него арсенал различных вариантов действий – тем успешнее он справляется с решением различных задач. Гибкость в подходах необходима для того, чтобы изменять свои действия до тех пор, пока не получится желаемый результат. Если то, что мы делаем, не работает, нам необходимо предпринять какие-либо другие действия. Поэтому, важно иметь запас разнообразных вариантов действий. Обладание только одним вариантом действия – это отсутствие выбора вообще. Иногда этот способ будет работать, иногда – нет, так что всегда найдутся ситуации, в которых с данным способом действия мы не достигнем желаемого результата. Чем шире у нас выбор действий, тем вероятнее успех. В любом нашем взаимодействии, тот человек, у которого больше гибкость поведения (вариантов действия), будет контролировать ситуацию. И этот фактор является ещё одним важным слагаемым в стратегии достижений.
В каком бы затруднительном положении в жизни мы не оказались, следует помнить, что из любой ситуации есть выход - главное, не сдаваться и действовать. Можно вспомнить классический пример с двумя лягушками, упавшими кувшин с молоком. Одна из них, решив, что барахтаться бесполезно, утонула сразу, а другая боролась за свою жизнь, и, барахтаясь в молоке, сгустила его до состояния масла. Так она выбралась наружу. Жизнь полна подобных примеров, просто мы не всегда знаем о них лично.
Иногда решение вопроса лежит в непривычной нам плоскости мышления, и поиск решения лучше вести, выйдя за пределы существующих у нас стереотипов. Вспомним интересный пример оригинального решения побега из тюрьмы замка Иф, описанный в приключенческом романе А.Дюма «Граф Монте-Кристо». Ведь выбраться оттуда жаждали многие, а подход к решению лежал в иной плоскости мышления - «живым отсюда не выйти, а мёртвым тебя вынесут сами». И нужно было превратиться в «мертвяка»!
Или подобный пример, из книги Ч.Абдуллаева «Голубые ангелы», где секретный агент Интерпола совершил побег из индонезийской тюрьмы. Заманив охранника к себе в камеру и оглушив его, агент забрал у него ключи и первоначально запер себя в соседней, пустой камере. А когда охранники, не найдя его в своей камере решили, что ему удалось каким-то образом выскользнуть из тюрьмы и перенесли свои поиски за ее территорию - он «выскользнул». Стремление человека к свободе и добровольное свое заточение – «не уложилось» у охранников в стереотипе их мышления.
Подобными трюками с нашим мышлением жизнь пестрит, особенно в разделах криминальной хроники. Ведь в основе многих мошеннических действий лежит именно расчёт на наши стереотипы мышления.
По сути, каждый из нас, в процессе своей жизни «программируется» воспринимать реальность определённым образом и это программирование является результатом воздействия на нас окружающего социума, процесса воспитания, образования, нашей последующей специфики деятельности, то есть всего того, что на нас влияет, и на что мы в ответ хоть как-то реагируем. Да и эти свои реакции на определенные события мы стараемся перевести в ранг привычных ответов, чтобы действовать по шаблону, освобождая сознание для других вопросов. Всё это накладывает определённые рамки на наш поиск решений и, в этой своей «системе координат», мы порой не можем найти эффективного решения для той или иной проблемы.
Только сумев выйти за привычные рамки мышления, мы находим необходимые решения. Поэтому, в поисках нестандартных решений и мыслить нужно нестандартно. Не зря говорят: «хочешь получить что-то необычное - постарайся сделать что-то необычное!»
В психологии предложено немало подходов к нахождению нестандартных решений и примеров тому немало. Давайте вспомним хорошо известный пример такого решения, спасший немало человеческих жизней.
Во время второй мировой войны немецкие подводные лодки топили немало английских кораблей, следующих с продовольствием, техникой и вооружением. Эти потери крайне беспокоили морское ведомство Британии, и по этому поводу были собраны лучшие умы военно-морских сил и науки Британии. На этой встрече обсуждались разные варианты, как противостоять торпедным атакам и что можно для этого сделать. Высказывались разные идеи, и ничто не отметалось с порога. В процессе обсуждения, кто-то из присутствующих в шутку высказался, что морякам нужно дуть навстречу движущейся торпеде. За эту идею уцепились, и в дальнейшем она воплотилась в тактику борьбы английских кораблей с торпедными атаками немцев. Своевременно заметив торпедную атаку, моряки на кораблях включали мощные водяные насосы и встречными струями воды отводили торпеду с намеченного курса. Так было спасено немало кораблей и жизней моряков.
Жизнь постоянно преподносит нам разные проблемные ситуации, и мы как-то решаем их, при этом нередко задаваясь вопросом «за что мне это?». Наши эмоциональные переживания и внутренние страхи, связанные с необходимостью преодоления возникающих препятствий буквально сжигают нервную энергию, истощая наши жизненные ресурсы. Когда мы воспринимаем подобные проблемные ситуации как «я должен…!», «я обязан это сделать…!», «это необходимо…!» - у нас возникают соответствующие реакции эмоциональной напряжённости, некоторого недовольства от отсутствия других альтернатив, кроме действий в этом направлении и опасений за конечный результат своих действий.
А есть ли другой подход к решению возникающих проблем, другой психологический настрой на них? Есть, и он заключается в том, что возникающие проблемы рассматриваются как возможности, а не необходимости, как возможности личностного развития при решении проблем, раскрытия различных граней своей индивидуальности. Ведь мы как «вещь в себе», сокрыты даже для себя, пока не проявимся в действии. Согласитесь, что при подобном отношении к проблемам, эмоциональный настрой в действиях будет совсем иной - свободный и творческий, а на этой основе и решения наши будут соответствующие. Здесь также необходимо сосредоточиться на имеющихся возможностях, а не на ограничивающих нас обстоятельствах.
И, наконец, имеет смысл упомянуть ещё об одной характерной черте в поведении людей, успешно достигающих своих целей. Известно, что в определённом возрасте у маленьких детей происходит своеобразный «информационный взрыв» в познании окружающего мира, и мы, взрослые, наивно считаем, что дети просто быстро учатся в этом возрасте. Не умаляя достоинств детей к обучению в этом возрасте, давайте вспомним о том, что именно в этот период дети начинают нам задавать столько разных вопросов обо всём, что мы буквально устаём от них и даже пытаемся как-то пресечь этот шквал вопросов. А дети, они просто пытаются понять суть окружающих их вещей и делают это свободно и непосредственно, задавая вопросы нам, взрослым. Они понимают, что мало знают и поэтому много спрашивают, совершенно не беспокоясь о том, что могут показаться кому-то глупыми, если будут задавать вопросы. Так вот, люди достижений также как дети умеют «докапываться» до сути проблемы, не стесняясь показать свою неосведомлённость в чём-то. Это позволяет им быть более адекватными и точными в своих решениях, не тратя попусту ресурсы и время при движении к цели.
Но почему мы стали такими, какими стали - «счастливыми обладателями» малоэффективных стратегий? Как мы приобретаем убеждения, которые превращают нас в неудачников и неважно, сколько потом у нас будет атрибутов успеха - денег, материальных благ, власти? Почему нас всегда будет преследовать убеждение, что мы недостаточно хороши? И страх потерять всё это?
Давайте пристальней вглядимся в своё прошлое. Наши основные жизненные программы закладываются в достаточно раннем возрасте и потом реализовываются нами всю оставшуюся жизнь. Большое воздействие на нас оказывают родительские установки, поэтому почти все мы в большей или меньшей степени повторяем их судьбу.
Наши родители с гордостью говорят о хорошем воспитании своих детях, понимая нередко под хорошим воспитанием своего ребёнка то, что у них с ним нет проблем. Послушный ребёнок – это удобно, нет лишних хлопот и волнений, ребёнок действует по указке родителей. Но такой подход к воспитанию имеет тенденцию в дальнейшем спровоцировать у детей, либо подростковый бунт, бессмысленный и, порой, крайне жестокий. Сколь много мы слышим о том, как дети из хороших семей являются главными фигурантами различных криминальных происшествий. Либо эти дети так и остаются детьми по жизни! Они не способны принимать собственные решения, отличаются беспринципностью и склонны к соглашательским позициям. Такие люди оказываются очень зависимыми от мнения других людей, ими проще манипулировать. Собственных решений они принимать не умеют, потому что им всю жизнь говорили, что и как делать. Им хорошо и уютно, когда решения принимаются за них, и они оказываются беспомощными в ситуациях выбора.
Конечно, возможно, у родителей были лучшие намерения в подходе к воспитанию своих чад и они не могли представить себе его последствия, но факт остаётся фактом. В своих подходах к воспитанию мы или способствуем формированию личности, создавая условия для раскрытия её индивидуальных способностей, или мы формируем у ребёнка психологию раба, навязывая ему установки типа «делай, что говорят, и не рассуждай!» «родитель (начальник) всегда прав!», «будь как все!», «не высовывайся!» и т.д.
И чем будет руководствоваться в жизни человек с подобными убеждениями, - представить нетрудно. Стратегия его действий к получению каких-либо результатов будет иметь в основе не преодоление препятствий на пути к цели, а желание избежать неприятностей для себя по принципу «если я не сделаю этого или сделаю не так, мне будет плохо!». Разумеется, и тот и другой подход к своим действиям приносят свои плоды, только вкус у них несколько разный. Приятней исполнять свои желания, чем чужие.
Мы действуем и достигаем своих целей не в вакууме, без каких-либо помех и препятствий. На пути к цели нам приходится вступать в различные взаимоотношения с людьми, которые оказывают нам либо поддержку и помощь в наших действиях (или хотя бы не создают помех), либо дело может доходить до прямого противодействия.
Во многом - то, как люди будут относиться к нам, к нашим желаниям и стремлениям зависит от нашего понимания человеческой психологии и наших умений налаживать контакты с людьми. Поэтому, мы должны представлять себе, как лучше взаимодействовать с людьми, чтобы налаживать хорошие отношения. И почему могут происходить ситуации, в которых мы не достигаем взаимопонимания, с тем, чтобы предотвращать, по возможности, подобные ситуации. А для этого желательно иметь представление не только о других людях, об их особенностях, но и о себе, как одной из сторон этого взаимодействия. И об этом разговор пойдет уже в другой статье.
Литература
1.Аксёнов Д.В. Слово из трёх букв или НЛП по-русски. М.: Профит Стайл, 2007 г. - 284 с.
2. Аллахвердиев Ф.А. Маленькие секреты больших достижений. (Методическое пособие). ГОУ ВПО «СПб Государственный университет технологии и дизайна». - СПб, 2010. - 69 с.
3.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987 г. - 281 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Технологии успешности"
В данной статье можно познакомиться с некоторыми технологиями, которые можно применять для формирования положительной мотивации у учащихся...
Презентация к статье "Технология успешности"
Данная презентация была подготовленя для выступления на городской конференции....
«Активизация работы с родителями как фактор успешного достижения цели воспитания в образовательном учреждении»
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания...
Образовательная технология – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей
Использование современных педагогических технологий при подготовке обучающихся колледжа к итоговой аттестации по дисциплине «Русский язык», выступление в УМЦ ДОгМ...
Образовательная технология – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей
Использование современных педагогических технологий при подготовке обучающихся колледжа к итоговой аттестации по дисциплине «Русский язык», выступление в УМЦ ДОгМ...
Образовательная технология – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей
Образовательная технология – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей...
статья "Научить выбирать оптимальный способ достижения цели"
В процессе индивидуальной работы с учащимися я пришла к следующему выводу: можно и нужно предложить ребенку совершенствоваться в одном, наиболее интересном для него виде рукоделия. ...