Система работы профессиональной образовательной организации по вопросам защиты прав обучающихся и формированию у них личной гражданской ответственности
статья на тему
Дети – сироты – та проблемная группа, которая не только переносит жестокое обращение и лишения, но и лишена возможности семейного эмпатийного общения с родными и близкими людьми. Мой многолетний опыт работы с детьми показывает, что ощущение сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни, как бы она не сложилась. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась жизнь, зависит частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы сироты заслуженно или нет видят как результат одиночества, воспитания в детском доме или предвзятого к себе отношения окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Печатный материал краевой инновационной площадки
«Система работы профессиональной образовательной организации по вопросам защиты прав обучающихся и формированию у них личной гражданской ответственности».
«АГРУС», Ставрополь, 2015
Маслова Валентина Викторовна,
воспитатель Красногвардейского филиала
Государственного агротехнического колледжа с. Московское
Систематизация деятельности воспитателя по формированию эмпатийных способностей у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы – причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей.
Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством.
В нормальных случаях, как правило, начальный адаптационный потенциал человека создает семья; именно она обеспечивает социальный статус, воспитание, лечение или оздоровление, психологические характеристики. Это и является тем начальным жизненным капиталом, обеспечивающим стартовые позиции жизни.
Дети – сироты – та проблемная группа, которая не только переносит жестокое обращение и лишения, но и лишена возможности семейного эмпатийного общения с родными и близкими людьми.
У ребенка, воспитывающегося в государственном учреждении, нет чувства постоянного дома. В 15-18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома практически в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу в детском доме – означает начало скитаний. К статусу сироты прибавляется статус мигранта, а стало быть, статус маргинала и чужака. Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция не географический факт, а социальное явление. Следовательно, говорить о том, что дети-сироты обладают чувством эмпатии, невозможно (за очень редким исключение, если такие проживают с опекунами-родственниками), так как эмпатическая способность человека возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта.
Мой многолетний опыт работы с детьми показывает, что ощущение сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни, как бы она не сложилась. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась жизнь, зависит частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы сироты заслуженно или нет видят как результат одиночества, воспитания в детском доме или предвзятого к себе отношения окружающих.
Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, с окружающими людьми, а противопоставляют себя им. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами, подтверждая теорию о том, что принадлежность к группе – это судьба.
Поэтому, начиная свою работу с сиротами, я, прежде всего, выясняю, где воспитывался ребенок: пришел он из детского дома или же проживал с родственниками-опекунами. Это очень важно, так как эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально-обусловленным. Развитое чувство эмпатии у человека – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению при осуществлении межличностных взаимоотношений, контактов.
Следующим этапом работы является выявление, при помощи тестирования, наличия эмпатийных свойств у детей – сирот нашего учебного заведения, тех, кто пришел на первый курс.
Выше уже указывалось на важность того, откуда в учебное заведение пришел ребенок. При анализе тестов четко прослеживается отличие результатов: пришедшие из детских домов имеют низкий уровень эмпатийности. Они затрудняются первыми начать разговор, держатся особняком среди сверстников, в межличностных отношениях нередко оказываются в неловком положении, не находят взаимопонимания с окружающими.
А те дети, которые проживают с опекунами-родственниками, показали нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Их нельзя назвать «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить более склонны по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение.
Чтобы дети – сироты смогли найти взаимоотношение с окружающими их сверстниками, я разработала цикл классных часов, направленных на формирование эмпатийных способностей у детей – сирот, решая при этом следующие цели и задачи:
- развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся;
- умение чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему;
- предотвращение преступлений и правонарушений против личности;
- предупреждение рецидива среди молодежи;
- подготовка к жизни в современных условиях.
Структура работы:
- психологическое тестирование сирот – первокурсников;
- проведение классных часов в группах первого курса, направленных на формирование эмпатийных способностей: «Что такое эмпатия?», «Построение отношений с близкими людьми», «Конфликты и взаимопонимание», «Найди себя» и др.
- повторное тестирование обучающихся – сирот второго и третьего курсов по результатам проведенной в течение года работы;
- выступление на заседаниях МО, на совещаниях классных руководителей и педсоветах по результатам анкетирования;
- организация встреч с опекунами или лицами, их заменяющими.
Анализируя проведенную работу, я сделала следующие заключения:
- процент сформированности эмпатийных способностей у детей – сирот после проведенной работы несколько выше предыдущего. Ребята стали более чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушнее; с неподдельным интересом стали относиться к людям. Доброта и отзывчивость в поступках ребят проявляются заметнее, нежели раньше;
- дети – сироты стали членами волонтерского отряда и принимают активное участие в волонтерской работе. Это говорит о том, что общение с пожилыми людьми помогает распознавать и оценивать эмоциональные переживания и состояние окружающих, сопереживать им;
- процент совершения правонарушений и преступлений среди детей – сирот сведен к нулю;
- обучающиеся научились давать положительную оценку действиям сокурсников разнообразными формами психологического подкрепления: поощрение, одобрение, благодарность, которые вызывают чувство удовлетворения и побуждают ребят поступать идентичным образом и в дальнейшем;
- у некоторых прочно сформированы не только мотивы, но и умения и навыки эмпатийного поведения.
Тем не менее, работа по формированию эмпатийных способностей будет продолжена, так как ежегодно в учебное заведение приходит немало детей – сирот, у которых низкая эмпатийность, которые неуютно чувствуют себя в шумной компании и испытывают затруднение в установлении контактов с окружающими; не способные воспринимать внутренний мир другого человека, сопереживать ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...
Деятельностные механизмы профессионального развития. Организация рефлексии как условие подготовки к профессиональной деятельности. Система социальных коммуникаций образовательной организации как условие становления молодого специалиста.
Эссе о проблемах учителя в школе, особенно - молодого специалиста...
Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).
в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...
Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях»
Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»...
Работа по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей, оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей.
Рекомендации по работе классных руководителей...
Презентация «Система защиты прав обучающихся»
Презентация «Система защиты прав обучающихся»Каждый человек, живущий в современном обществе, обладает определенными правами и обязанностями, которые регулируются нормативно - правовыми акт...
Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций
Статья на тему "Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций....