Программа тренинга для учащихся 5-6 классов "Учимся учиться"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Курицын Александр Валерьевич

Программа направлена на улучшение взаимоотношений между учащимися, повышение сплоченности классного коллектива, улучшение учебной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_sotsiometriya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Управление образования СЗАО г. Москвы

ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «РОСТ»

Новохорошевский проезд, 12, тел 8(499)946-33-50

________________________________________________________________________

  «Утверждаю»

Директор ЦДиК «РОСТ»

_________А.Б. Гришанкова

«09»_сентября_2012  г.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5- 6-Х КЛАССОВ

“УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ”

Возраст детей, на которых рассчитана программа – 11-12 лет.

Срок реализации программы – 1 месяц.

Автор – Курицын А. В., педагог – психолог

МОСКВА

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ “ УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ ”

Направленность программы. Программа психологического тренинга направлена на развитие классного коллектива учащихся 5 – 6 классов для младших подростков в возрасте 11-12 лет, увеличение сплоченности класса, снижение конфликтности и агрессии в межличностном общении.

Цель – повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Задачи –

- формирование атмосферы доверия и доброжелательности,

-  развитие у подростков интереса и умения строить доверительные отношения друг с другом;

- развитие у подростков способности эмоционально сопереживать однокласснику (эмпатии);

- снижение конфликтности и агрессии в общении между одноклассниками

- развитие навыков сотрудничества и способности действовать сообща;

- развитие способности коллективного действия в классе и умения совместно, группой решать поставленные задачи;

- развитие умения разрешать конфликтные ситуации, находить компромисс;

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в школьном коллективе.

Отличительные особенности программы – В основе содержания программы тренинга лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

Возраст  – 11-12 лет, учащиеся 5- 6х классов.

Сроки реализации данной программы – 1 месяца

(1 раз в неделю по 1,5 часа, 4 занятия)

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В каждом классе, где будут проводиться занятия программы, будет проведено социометрическое исследование (будут выявлены дети, не принимаемые основной группой, группировки, конфликтующие между собой, или сплоченные подростки против одного члена класса). Поэтому, данный тренинг будет своевременным и актуальным как для классного руководителя, так и для самих подростков. Изменения будут происходить не сразу.

В качестве оценки эффективности тренинга будет использоваться принцип самодиагностики - это “шеринг” на последнем занятии плюс результаты повторного социометрического исследования.

Также будет использоваться обратная связь от классных руководителей.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема занятия

Количество часов

Содержание

1. Доверие и неформальное знакомство

1,5 часа

Цель занятия:

1. Знакомство и улучшение психологической атмосферы между  

одноклассниками.

2. Развитие у учащихся способности эффективно  взаимодействовать

с окружающими.

3.Создание условий для повышения сплоченности класса.

      4. Развитие способности эмпатии.

Знакомство класса с ведущим. Определение правил работы в группе. Упражнение "Представление". Упражнение “Поменяются местами те, кто…” Упражнение “Шарики”. Упражнения на развитие способности доверять “Тающая свеча”, “Бревно”, “Путаница”. Обсуждение участниками своих новых ощущений, полученного опыта.

Коллаж “Мы” – объединение по 5-6 человек в группу, плохо знакомые друг с другом, находят качества, в чем они похожи, в чем их различия. Данные фиксируются в творческой форме (рисунок, схема, текст). Обсуждение занятия “Как изменилось мое восприятие одноклассников и себя?”

2.  Как преодолеть конфликты?

1,5 часа

Цель занятия:

1.Улучшение психологической атмосферы в классе.

2. Развитие социально – коммуникативных способностей учащихся.

3. Уменьшение конфликтности в общении, развитие способности  у подростков находить компромисс.

Упражнение “Слепой и поводырь”. Основы конфликтологии: что такое “конфликт”, конфликтные  ситуации, 5 стратегий поведения в конфликте. Ролевая игра “Пустыня”. Арт – терапевтическое упражнение “Рисунок вдвоем”. Обсуждение полученного опыта. Обсуждение – дискуссия на тему: “Как я себя веду в конфликте сейчас, и как могу успешно выйти из конфликта в будущем?”

3. Агрессия в общении.

1,5 часа

Цель занятия:

  1. Создание условий для повышения сплоченности класса.
  2. Повышение у учащихся осознанности своих действий, формирование самоконтроля, волевой регуляции деятельности
  3. Развитие способности выслушивания собеседника, эмпатии и “включенного сопереживания”

Упражнение «Зарядка» (телесная разминка. Выбирается ведущий, остальные повторяют за ним движения, ведущие постоянно меняются, скорость увеличивается). Игра “Построение” (разогрев – постойтесь…(по росту, по цвету глаз, по худобе и т.д.)). Слова ведущего об агрессии – определение понятия, причины, последствия. Агрессия в коллективе. Упражнение “Меня бесит…” (выражение негативных чувств к одноклассникам, проживание этих чувств). Обсуждение с подростками  полученных результатов – насколько мотивирована агрессия, согласны ли они с мнением одноклассников. Игра “Ласковое имя” (Каждый по кругу называет соседа справа ласково, по-новому, нестандартно, креативно ). Упражнение “Зеркало” (в парах – один рассказывает какую-то историю, другой просто должен слушать, не переспрашивая, не комментируя, потом меняются). Обсуждение – часто ли мы слышим друг друга? Как возникает в диалоге непонимание, обида, злость? Кому из вас было сложно не перебивать человека, не комментировать?

4. Лидерство.

1,5 часа

Цель занятия:

1.Определение лидеров класса (формальных, скрытых и т.д.)

2. Развитие социально – коммуникативных способностей учащихся.

3.Развитие организаторских и творческих способностей учащихся класса.

     4. Формирование представлений о лидерстве, групповом давлении, о своих  моделях поведения в классе.

Упражнение со скрытыми ролями “Корабль” (ведущий раздает материалы участникам – ножницы, картон, скотч, линейку, карандаши, клей. Далее он разные функции участникам – например, 2 человека отвечают за сохранность ножниц, 1 человек должен уберечь 1 скотч из 3 для музея кораблестроения и т.д. Задача участников – не разговаривая, выполнять свою роль и за 15 минут построить корабль). Обсуждение стратегий поведения группы в целом и отдельных участников. Что получилось? Что не удалось сделать? Понятие о “групповом давлении”, групповом лидерстве. Упражнение “Геометрические фигуры с закрытыми глазами”. Цель упражнения – определение лидеров класса (скрытых, формальных, неформальных). Участникам дается задание встать в круг и закрыть глаза. Далее ведущий просит группу превратиться в ромб, в квадрат, в треугольник, не открывая глаза, но при этом разговаривая. Упражнение “Свечка: красное/черное”.

 Подведение итогов тренинга. Обобщение полученного опыта.

                 В тренинговой группе постоянно действует обратная связь,что позволяет каждому  участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые  люди испытывают, вступая с ним в контакт.

                 Член группы  активно усваивает и отрабатывает коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Групповые занятия дают прекрасную возможность интенсивно подготовиться  к активной и полноценной жизни в коллективе,  идентифицировать себя с другими  членами группы.

Конспект занятия № 1.

1." Правила группы".  

Ведущий объясняет участникам основные принципы тренинга и

рассказывает о правилах работы группы:

1. Доверительный стиль общения.

2. Общение по принципу "здесь и теперь".

3. Персонификация высказываний.

4. Искренность в общении.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Правила обсуждаются, принимаются (подписываются учащимися)

2."Представление".  

Каждый участник оформляет свою карточку-визитку и прикалывает

себе на груди. Группа делится на пары и рассказывает о себе

своему партнеру в течении 2-3 минут. Затем партнеры представляют

друг друга так, чтобы его все запомнили. Кто интереснее представил?

3."Найди свое стадо".  

 Участникам раздаются  карточки с названиями животных. Завязываются

 глаза и по команде учащиеся начинают издавать  звуки  животных. Побеждают те, кто быстрее найдет свое стадо.

4."Ласковое имя".  

Вспомнить по кругу, как ласково называют вас родные и близкие люди.

 5."Комплимент" .

Каждый по кругу говорит соседу справа комплимент.

6.Упражнение “Поменяются местами те, кто…”

Ведущий задает тему, кто должен поменяться местами, например, кто любит мороженое, участники пересаживаются со стула на свободный стул и меняются друг с другом.

 7. Упражнения на развитие способности доверять “Бревно”

Участники встают вдоль стены перед ними бурлящая река. Задача пройти, вдоль всех участников один за другим, поддерживать друг друга, помогать.

8. Упражнение “Путаница”.

 Обсуждение участниками своих новых ощущений, полученного опыта.

9."Прощание".  

Дыхательное упражнение. Работа с цветовыми дневничками.

Анализ занятия (что понравилось, что не понравилось, что хотелось бы поменять)

  Конспект занятия № 2           

  Цель занятия: создание атмосферы открытости, доброжелательности; продолжение освоения активного стиля общения и формирование

коммуникативных навыков, снятие психологических барьеров в общении.

  Оборудование: цветовые дневнички, призы, повязка для глаз.

                                 

1."Приветствие" .

По кругу так поприветствовать друг друга,чтобы поднялось настроение.

2."Групповое интервью".

Ведущий по кругу задает вопросы, помощник фиксирует ответы в дневничке.

               1.Ваше хобби?

               2.Ваше жизненное кредо?

               3.Какой школьный предмет вам  нравится больше всего?

               4.Когда вам бывает грустно?

               5.Когда вы радуетесь?

               6.Чего хотите добиться в жизни?

               Обсуждаются сходства и различия учащихся группы

3."Веревочка" .

Группа делится на две команды и, касаясь друг друга, дети

пытаются дотянуться до приза, который держит ведущий.

4."Кто Я"  

Водящему завязывают глаза, он ловит одного из участников и пытается отгадать кто это.

 5. Ролевая игра “Пустыня”.

Участникам заранее раздается лист с нарисованными 12 предметами. Дается инструкция: “Ваш корабль потерпел крушение, из 12 предметов вы можете взять только 8”. Участники выбирают необходимые предметы, аргументируют свой выбор, потом объединяются в пары и это же делают в паре, договариваясь между собой. Затем объединяются в команды 4-5 человек и представляют ответ от команды.

6. Арт – терапевтическое упражнение “Рисунок вдвоем”.

На листе ватмана участники не разговаривая по парам рисуют космический корабль, на котором полетят через 2 года на Луну. Разговаривать нельзя во время движения. Обсуждение

7."Прощание" .

              См.занятие 1,упр.8

Конспект занятия № 3           

             Цель занятия: обработка навыков  понимания   окружающих   людей,их внутреннего душевного мира, закрепление стиля доверительного

общения и умения самоанализа.Психологическая поддержка

друг друга.

Оборудование: цветовой дневник, листы бумаги, карандаши.

1."Приветствие"

 См. занятие 2,упр.1.

2."Зоосад"  

Каждый участник подписывает свой листочек и передает по кругу.

Участники пишут, на кого этот человек похож, по вопросам ведущего.

       Примерные вопросы:

1.На какое растение похож этот человек?

2.На какое млекопитающее похож этот человек?

3. С кем этот человек дружит?

3."Я тебя понимаю"  

Группа разбивается на пары,берутся за руки и описывают эмоциональное

состояние друг друга.

4."Поезд"  

Группа разбивается по три человека-паровоз машинист, пассажир, машинист

не должен потерять пассажира и паровоз, которые едут с закрытыми глазами

через " горы и моря".

5."Доверие"  

Группа разбивается на пары.Один падает, другой ловит.

6."Чемодан"  

По кругу - от каких слов и привычек в общении с людьми они хотели бы отказаться. И, наооборот, какие качества  нужны для общения. Записывают в дневничок.

7 “Меня бесит…” (выражение негативных чувств к одноклассникам, проживание этих чувств).

Участники вытягивают карточку другого, и говорят ему вслух благодарность или претензию (меня бесит)

 8."Анкета"  

Учащиеся заполняют анкету эффективности работы тренинга.

Ведущий подводит итоги, говорит напутственные слова.

Конспект занятия № 4           

Описание упражнения

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Упражнение «Поздороваемся»

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Разминка.

Упражнение «Построимся»

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Психологический смысл упражнения

Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Упражнение «Найди и коснись»

Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего- либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой прмерно 30 см, того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка».

«Пазлы»

Описание упражнения

Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

 «Кочки»

Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Упражнение со скрытыми ролями “Корабль”

Ведущий раздает материалы участникам – ножницы, картон, скотч, линейку, карандаши, клей. Далее он дает разные функции участникам – например, 2 человека отвечают за сохранность ножниц, 1 человек должен уберечь 1 скотч из 3 для музея кораблестроения и т.д.

Задача участников – не разговаривая, выполнять свою роль и за 15 минут построить корабль.

Обсуждение стратегий поведения группы в целом и отдельных участников. Что получилось? Что не удалось сделать? Понятие о “групповом давлении”, групповом лидерстве.

Упражнение “Геометрические фигуры с закрытыми глазами”.

Цель упражнения – определение лидеров класса (скрытых, формальных, неформальных). Участникам дается задание встать в круг и закрыть глаза. Далее ведущий просит группу превратиться в ромб, в квадрат, в треугольник, не открывая глаза, но при этом разговаривая.

Подведение итогов тренинга.

 Список использованной литературы

1. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М. - Педагогика, 1986

2. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994. - 316 с.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Ось-89, 1999. - 176 с.

4. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - СПб.:Питер, 2007.- 208 c.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 - 160 с.

6. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»

Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...

Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов

Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...

Программа социального педагога «Подготовка к ЕГЭ с элементами психологического тренинга» (для учащихся 9,11-х классов)

Подготовка к ЕГЭ с элементами психологическго тренинга в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ...

Программа тренинга для учащихся 6-8 классов

Данный тренинг направлен на работу с подростками, испытывающими трудности в отношениях с окружающими: родителями, сверстниками...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Тренинг с учащимися 10-11-х классов СОШ№55 «Познай себя»

      Стрессоустойчивость – это способность человека продолжительное время выдерживать нервно – психические нагрузки. Совместная работа, учеба  и общение людей с...

Тренинг для педагогов "Как мотивировать учеников учиться?"

Цель: осознание  учителями значимости  мотивации в обучении учащихся....