Тренинг общения "Здравствуй, это Я!"
классный час (7 класс) на тему

Антоненкова Ирина

Развитие коммуникативных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_obshcheniya_zdravstvuy_eto_ya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

 

2015 год

Тренинг общения

Ритуал приветствия.

        Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.

Какого я цвета?

        Дети группы образуют круг.

- Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а  об отражении в цвете вашего состояния … Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, - и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы набрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.

Правила нашей группы.

        - После того, как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга. Сейчас мы обсудим основные из них.

1. Доверительный стиль общения.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

3. Персонификация высказываний.

4. Искренность в общении.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

6. Определение сильных сторон личности.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

8. Как можно больше контактов и общения с различными людьми.

9. Активное участие в происходящем.

10. Уважение к говорящему.

 

2. «Ловля моли»

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли.» Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т. п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии.

Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.

3. «Изобрази предмет».

Тренер движениями рук и тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, играет на гитаре, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д.

Мой портрет в лучах солнца.

        - Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

Никто не знает.

        Дети сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

- Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

Проверка запоминания имен.

Доброволец встает в центре круга. Тренер просит всех участников встать и повернуться спиной к добровольцу.

Задание: Надо узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена известны, положить им руку на плечо и сказать: «Привет, ты…» Если имя названо верно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться и сесть на стул.

Проективный рисунок.

Всем предлагается выполнить 2 рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». На выполнение отводится 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна. Все рисунки раскладываются в центре комнаты, затем произвольно выбирается один. Ставится так, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке – не описывает, что там нарисовано, а говорит о своих ощущениях от рисунка: каким, по его мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того, как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор называет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом, обсуждаются все рисунки. При обсуждении следует отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.

Упражнение-расслабление «Вверх по радуге».

Детей просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их).

Крокодил.

Психолог говорит о том, что люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми. Спрашивает участников, знакомо ли им это чувство.

Следующая игра предлагается в качестве средства избавления от этого опасения.

Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно название предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только при помощи жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано. Команды загадывают слова по очереди. После того как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

Кто я?

Участникам тренинга предлагается ответить на вопрос: «Кто я?», закончив предложения (желательно, чтобы начала предложений были розданы участникам):

Я словно птичка, потому что…

Я превращаюсь в тигра, когда…

Я могу быть ветерком, потому что…

Я словно муравей, когда…

Я – стакан воды…

Я чувствую, что я – кусочек тающего льда…

Я – прекрасный цветок…

Я чувствую, что я - скала…

Я сейчас – лампочка…

Я – тропинка…

Я словно рыба…

Я – интересная книжка…

Я – песенка…

Я – мышь…

Я словно буква «О»…

Я – макаронина…

Я – светлячок…

Я чувствую, что я – вкусный завтрак…

Листок за спиной.

- Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как они чувствуют  себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно анонимно, однако происходит при контакте «глаза в глаза».

У каждого на спине будет прикреплен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть на него, чтобы составить о человеке впечатление, и это впечатление записывать на листе бумаги, приколотом на его спине.

Сейчас посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем?

К какому человеку вам хотелось бы подойти? Готовы ли вы быть искренними?

Сейчас вы будете ходить, встречаться друг с другом. Пока вы не будете ничего писать – только смотрите друг на  друга: какие вы?

Вперед, вы можете двигаться!

Многим из вас это кажется странным – ходить и смотреть друг на друга.

Обсуждение.

- наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми своими чувствами. Пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написали ему, а кто хочет, может зачитать одно-два послания ему. а теперь поднимите руки те, кто во время этой игры был действительно искренним. быть абсолютно искренним очень трудно.

Все встают в общий круг, психолог говорит теплые слова о доверии друг к другу.

Антоним.

- Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-нибудь состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним к нему – противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый», затем бросает мяч кому-то еще и называет свое чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех.

Тест на самоопределение.

- Мы начинаем большую и серьезную работу над собой. Но сначала нам нужно понять, каковы мы на самом деле. Для этого предлагается тест, который поможет вам ответить на этот вопрос. Будьте внимательны и откровенны сами с собой, если вы хотите действительно изменить себя, стать более сильными и ответственными, научиться понимать свои чувства и контролировать свое поведение.

Вам предлагается ответить на вопросы, сгруппированные по блокам, в каждом блоке 5 вопросов. Каждая группа обозначается  буквой. Вам нужно ответить на каждый вопрос «да» или «нет». Не стоит долго раздумывать над каждым вопросом, отвечайте первое, что приходит в голову.

Тест.

- А1. Есть ли у тебя чувство юмора?

- А2. Доверчив и откровенен ли ты  с друзьями?

- А3. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая?

- А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи?

- А5. Много ли у тебя  друзей?

- Б1. Умеешь ли ты занять гостей?

- Б2. Точность, пунктуальность тебе свойственны?

- Б3. Делаешь ли ты денежные сбережения?

- Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде?

- Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка нужны?

- В1. Проявляешь ли ты публично свою антипатию к кому-либо?

- В2. Заносчив ли ты?

- В3. Силен ли в тебе дух противоречия?

- В4. Стараешься ли ты стать центром внимания в компании?

- В5. Подражают ли тебе?

- Г1. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми,                 которых это шокирует?

- Г2. Любишь ли ты накануне экзамена похвастаться, что все отлично         знаешь?

- Г3. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и         т.п.?

- Г4. Бывает ли у тебя желание во что бы то ни стало поразить друзей         оригинальностью?

- Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнения других?

- Д1. Предпочитаешь ли ты профессии жокея, актера, телевизионного         диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

- Д2. Чувствуешь ли ты себя непринужденно в обществе малознакомых         людей?

- Д3. Предпочитаешь ли ты заняться вечером спортом вместо того,         чтобы посидеть спокойно дома и почитать книгу?

- Д4. Способен ли ты хранить секреты?

- Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу?

- Е1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации?

- Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям?

- Е3. Можешь ли ты точно отчитаться в своих покупках и расходах?

- Е4. Любишь ли ты наводить порядок?

- Е5. Свойственна ли тебе мнительность?

Обработка.

Подсчитайте количество ответов «да» в каждой части теста, обозначенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да», ставьте индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Затем там, где большинство ответов «нет», поставьте «0». Должен получиться один из вариантов ответа по каждой группе индексов: 1) А, Б, В;

       2) Г, Д, Е.

Например: 1) АОГ; 2) ОДО.

 

Интерпретация ответов.

1. По трем первым группам (А, Б, В), или «Каким ты кажешься окружающим».

АОО. Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действительности ты чуть-чуть легкомыслен. Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты можешь настоять на своем.

АОВ. Ты производишь впечатление человека не очень застенчивого, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необязательным. Но стоит захотеть – станешь ловким и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.

АБО. Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставишь друзей в трудную минуту. Но дружбу твою заслужить нелегко.

АБВ. Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, какое воздействие твои слова могут оказать на людей. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты их обидишь.

ООО. Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. Понять тебя трудно.

ООВ. Не исключено, что о тебе говорят: «Какой несносный характер». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им высказаться, навязываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок.

ОБО. Такие люди, как ты, - примерные ученики, вежливые, аккуратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками», другие предлагают им свою дружбу.

ОБВ. Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому постоянно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека.

  2. По трем последним группам (Г, Д, Е), или «Каков ты на самом деле».

ООО. Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, однообразие тебе в тягость. Но мало кто доподлинно знает, каков ты на самом деле. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.

ООЕ. Скорее всего, ты застенчивый человек. Это видно, когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой бываешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии посторонних чувствуешь себя скованно, но стараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты  нередко остаешься в тени.

ОДО. Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, собирать их вокруг себя. Даже думать не можешь о том, чтобы остаться одному, считая, что тогда «все пропало». Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать  какую-нибудь важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.

ОДЕ. Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, вежлив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких на то усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.

ГОО. Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные точки зрения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда тебя понимают. Но тебя это мало волнует.

ГОЕ. Тебе придется  выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный, крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать так, как ты хочешь. А если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому  у тебя мало друзей.

ГДО. Ты большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст тебе совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а других раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажется.

ГДЕ. Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой, общителен, но, похоже, любишь общество друзей только при условии, что ты играешь в компании главную роль. Любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но, тем не менее, твое стремление вечно поучать утомляет окружающих.

10. «Путаница»

Исходная позиция группы – кольцо, образованное крепко взявшимися за руки участниками группы. Лучше всего, чтобы юноши и девушки встали через одного. Группа «запутывается» сама или же выделяет для этих целей специального участника. «Запутывание» - это любые совместные и одиночные действия членов группы при условии, что они не разжимают рук.

Водящему необходимо распутать группу.

11. «Рекорд группы»

Проводится в группе не менее чем из 15 человек. Необходимы три крепких стула или табуретки. Стулья ставятся максимально близко друг к другу, спинками наружу. Из группы выбирается водящий. Ему дается задание: он должен разместить на этих стульях (так, чтобы никто не касался ногами пола) максимальное количество участников.

15. «Простые и тематические ассоциации»

Группа садится в круг. На «горячем» стуле в центре круга садится доброволец. Участники тренинга по очереди сообщают речевые ассоциации, которые у них вызывает доброволец, не давая никаких обоснований. Да и сам доброволец воздерживается от комментариев по поводу того, с чем или с кем его ассоциируют.

Первые прогоны этого упражнения стоит ограничивать 7-9 ассоциациями. Они могут быть свободными – «Дай любую краткую словесную ассоциацию на того, кто сидит на «горячем» стуле» - или же тематическими.

Интересна и модификация, в которой ассоциации строятся по принципу «то, чем человек не является». Например: «Ты явно не сапог. Ты не марсианин. Ты не чистый лист бумаги» и пр.

20. «Знакомство на лавочке»

Парень или девушка должны подсесть к якобы незнакомому на лавочке и познакомиться с ним.

21. «Заснуть на плече»

Междугородний автобус в пути уже 3 часа. Рядом сидят незнакомые друг с другом юноша и девушка. Юношу сморил сон. Как он ни крепился, он медленно засыпает на плече у девушки. Как отреагирует на это девушка?

То же самое повторяется, но засыпает уже девушка.

22. «Бессмысленные вопросы»

Тренер подходит последовательно к каждому из сидящих в круг подростков и задает краткий вопрос типа: «Будешь? Кто? Давай завтра? Мама была? Отдавай долг! Что это у тебя (прикасаясь к воображаемой шишке на голове)? Можно еще одну? Иди отсюда!» - и др. Каждый вопрос дополняется каким-то невербальным компонентом.

Сначала тренер удовлетворяется ответом на поставленный вопрос. Но с некоторого очередного подростка он может продолжить этот, по сути, бессмысленный разговор, в котором для собеседника постепенно наполняют смыслом сначала бессмысленные фразы.

«Сценки».

        Группа делится на 2 части. Каждая подгруппа получает для репетиции небольшой сюжет-ситуацию.

Ситуация № 1.

Прохожий наступил на ногу другому человеку. Другому больно. Действия другого?

Ситуация № 2.

Два прохожих зазевались и столкнулись. Больно! Их действия?

Ситуация № 3.

Читатель сдает в библиотеку книгу. Библиотекарь обнаруживает, что в книге не хватает 30 страниц. Действия читателя?

Ситуация № 4.

Юноша с девушкой пьют кофе. Неловкое движение юноши – и кофе проливается на юбку девушки. Действия обоих?

Педагог дает инструкцию: «Каждая подгруппа должна придумать и отрепетировать три варианта  той ситуации, которую получили. Первый вариант – жесткий, агрессивный. Второй вариант – мягкий, миротворческий. Третий вариант – средний, деловой. На репетирование дается 5 минут.

Обратная связь.

30. « Покажи пальцем».

Участники садятся в кружок. Тренер просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто  сточки зрения каждого обладает определенным, названным свойством. «Покажите самого лохматого из нас. Самого веселого. Самого худого. Самого сонного. Самого активного. Самого одетого. Самого раздетого. Того, кто однажды помог вам. Того, кто сегодня много шутил. Кто сегодня был звездой группы?

31. «Сжатый счет».

«Скажите свои впечатления от сегодняшнего дня. Сожмите в одно - два слова, фразы и назовите его, ее».

32. «Образный отчет».

«В течение 5 минут нарисуйте свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Завершенные рисунки отдайте мне».

33. Никто не знает.

        Дети сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

- Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

34. Антоним.

- Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-нибудь состояние или чувство, а, поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним к нему – противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый», затем бросает мяч кому-то еще и называет свое чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов с элементами тренинга.

Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...