Круглый стол «Жизнь без конфликта: возможно ли это?»
план-конспект по теме
Круглый стол «Жизнь без конфликта: возможно ли это?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Круглый стол «Жизнь без конфликта: возможно ли это?» | 373 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа –Югра
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»
Круглый стол «Жизнь без конфликта: возможно ли это?»
Разработчик:
Воспитатель СО
Макеева И.С.
Пионерский, 2016
Цель: довести до воспитанников сведения о способах разрешения конфликтов.
Оформление: цитаты на плакатах:
• Не порти жизнь себе и остальным
• Будьте друг к другу терпимы
• Спокойствие, только спокойствие
Место проведения: игровая комната.
Целевая группа: воспитанники стационарного отделения от 11 до 15 лет
Ход мероприятия
Воспитатель: У нас сегодня необычная тема. Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным? Думаете, это невозможно. Ну что же, посмотрим... Итак, конфликт.
Конфликт (лат.) - столкновение противоположно направленных (внутриличностных, межличностных, межгрупповых) интересов. Давайте все-таки подумаем, какие плюсы и минусы может иметь конфликт.
(Группа делится на две группы. Каждой группе достается по лbсту бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.)
Значит, записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта. 5-7 минут вам хватит. Начали.
(Ребята работают, при необходимости можно немного времени добавить.)
Воспитатель: Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.
Воспитанники:
• В конфликте выясняется истина
• Открываются вещи, которые мы раньше не замечали
• Конфликт - признак деятельности коллектива
• Выявляется позиция (мнение) каждого человека
• В ситуации конфликта человек раскрывается
• Происходит утверждение личности
• Может быть достигнут положительный результат
• Выявляется направление перспективы развития
• Человек в конфликте может самосовершенствоваться
Воспитатель: Совсем неплохо. Давайте послушаем другую группу.
Воспитанники:
• Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье
• Возникает желание не работать (учиться) в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу
• Мысли направлены не на дело, а на конфликт
• Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми
• Плохое настроение может передаваться на семью
Воспитатель: И эта группа абсолютно правильно все сказала. Давайте же все-таки согласимся, что конфликт несет и хорошее. Но все же лучше обходиться без него или уметь безболезненно из него выйти. Что мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтом? Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа. Ребята по очереди подходят к доске и пишут. Ответы могут быть приблизительно такие:
- гнев
- ощущение крушения надежд
- конфуз
- страх
- обида
- угнетенное состояние
- раздражение
- нервное состояние и т.д.
Воспитатель: Делаем вывод. Все, что вы назвали, - чувства, и эти чувства называют эмоциями.
Эмоции - это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытал гнев - это нормально, но умению контролировать его и управлять им - надо учиться. Если это удается, то вы сможете избегать конфликтов. Конфликт имеет свои стадии.
Первая - дискомфорт. Вы общаетесь с человеком как прежде, но что-то вас беспокоит. Вы не можете себе дать точный ответ, что именно. Но конфликт уже не так далеко. Это чувство предвестник того, что что-то случится.
Инцидент - принцип последней капли. Какое-то сказанное слово, какой-то, может быть, мелкий неверный шаг... и все.. .за ним уже конфликт.
Типичные конфликты можно предотвратить
1.Прежде всего контролируйте свой гнев.
2.Определите, в чем причина.
3.Относитесь к другому человеку с уважением.
4.Слушайте думая, чтобы понять точку зрения другого человека и учесть ее.
5.Придумайте возможные решения и выберите из них те, которые будут приятными, достаточно хорошими и для вашего партнера.
6.Постарайтесь реализовать свои решения и проследить, как они работают.
Воспитанник: Я предлагаю дополнить следующие выражения. Они как раз по нашей теме. (Раздает всем листы, и ребята в течение 5 минут заполняют анкету.)
Вопросы:
1. Я чувствую себя уязвленным, когда ____________________________________________
Я могу преодолеть свою боль, если______________________________________________
2. Я бываю расстроенным, когда_________________________________________________
Я легче переношу свое расстройство, если ________________________________________
3. Я подавлен, когда___________________________________________________________
Я могу преодолеть свое расстройство следующим способом__________________________
4. Я испуган, когда____________________________________________________________
Я могу преодолеть свой испуг, если_____________________________________________
5. Я бываю рассержен, когда____________________________________________________
Я могу руководить этим чувством (как? когда?)____________________________________
Воспитатель: Спасибо за откровенные ответы. По ним мы сможем определить ваше состояние и дать какие-то советы. А пока продолжим. Вернемся к инциденту. Часто инцидент выступает как тон. Тон бывает различным, нужно уметь контролировать и его. К примеру:
- безразличный;
- неуважительный;
- приказной;
- назидательный;
- ехидный;
- хамский.
Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным. Еще одна стадия, которую нужно знать, это - кризис. Помните главное. Кризис должен выйти на позитив.
Некоторые советы
Не знаешь, что делать, - не делай.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умей признать ошибку.
Любая ситуация нас чему-то учит.
Бери лучшее из любого случая.
Если чувствуешь, что заходишь в тупик, создай искусственную изоляцию. И воспринимай ее - как удовольствие.
Искусственная изоляция помогает нам свою позицию пересмотреть или остаться при своем мнении.
Воспитатель: Мне кажется, самое главное - в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.
Но что значит сохранять спокойствие?
1. Относиться к другим с уважением
2. Выслушать точку зрения другого человека до конца
3. Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас
4. Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления
5. Дать другому человеку шанс отступить
6. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом
7. Идти на компромисс
8. По возможности использовать юмор.
Воспитатель :Я предлагаю провести ролевую игру. Некоторые способы выхода из конфликта вы получили. Давайте применим их на практике.
(Класс делится на три группы. Каждая группа должна придумать конфликтную ситуацию, которая часто встречается в жизни, для другой группы. Ребята работают в течение 5 минут. В это время звучит музыка.)
Воспитатель: Теперь меняемся листочками и готовимся разыграть ситуацию конфликта и выход из него.
(Ребята разыгрывают ситуации.)
Воспитатель: Давайте подведем итог.
Разрешение конфликта возможно, если люди способны:
И управлять чувством гнева;
И относиться друг к другу с уважением;
И слушать точку зрения другого человека;
И разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обеих сторон.
Вспомните, пожалуйста, какие бывают конфликты.
Воспитанник: Конфликт с собой, конфликт с другими, конфликт личности и группы.
Воспитатель: Правильно. Я подарю каждому из вас таблицу, в которую вы всегда сможете заглянуть. Как возникает конфликт и как найти выход из него.
Конфликт с собой
Причины возникновения:
• Противоречия между привычными приемами работы и новой ситуацией
• Трудности принятия решения
• Неудовлетворенность статусом
• Неумение общаться
• Протест на принудительную ситуацию и т. д.
Способы разрешения конфликта с собой
Своевременность смены стратегии деятельности
Способы переработки напряжённости
Способность уловить подходящий момент для реализации планов
Умение дожидаться результатов принятого решения
Привычка в трудные минуты поощрять себя
Умение продуктивно переживать чувство изолированности
Конфликт с другими
Стратегом поведения в конфликте: избегание, приспособление. компромисс, сотрудничество, соревнование (конкуренция)
Причины возникновения:
• Давление
• Различие целей
• Противоречие в интересах
• Психологическая несовместимость
• Непродуктивные стили
• Поверхностность в оценке
Способы разрешения конфликта:
Выяснить, уточнить, дать возможность выговориться
Оценивать позицию, а не партнера
Присоединиться
Удачный момент для оглашения своего решения
Конфликт личности и группы
Причины возникновения:
• Поведение, отличное от групповых норм
• «Выдавливание» из группы
• Конфликтная личность
• Высокий интеллект как помеха комфортности
• Неудачный стиль руководства
• Неоцененный или недостаточный вклад отдельного человека
• в работу группы
• Несправедливое наказание
• Внешняя идентификация
• Борьба за власть и неумение делегировать полномочия
Способы разрешения конфликта:
Сплочение группы
Успешно преодоленный кризис
Усиление совместимости в группе
Уточнение общих целей
Внешняя мишень
Воздействие личным примером
Юмор
Предоставление новой информации
Снижение авторитета конфликтной личности
Изменение структуры коллектива.
Некоторые советы
Не знаешь, что делать, - не делай.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умей признать ошибку.
Любая ситуация нас чему-то учит.
Бери лучшее из любого случая.
Если чувствуешь, что заходишь в тупик, создай искусственную изоляцию. И воспринимай ее - как удовольствие.
Искусственная изоляция помогает нам свою позицию пересмотреть или остаться при своем мнении.
Воспитатель: Мне кажется, самое главное - в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.
Но что значит сохранять спокойствие?
1. Относиться к другим с уважением
2. Выслушать точку зрения другого человека до конца
3. Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас
4. Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления
5. Дать другому человеку шанс отступить
6. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом
7. Идти на компромисс
8. По возможности использовать юмор.
Разрешение конфликта возможно, если люди способны:
И управлять чувством гнева;
И относиться друг к другу с уважением;
И слушать точку зрения другого человека;
И разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обеих сторон.
Конфликт с собой
Причины возникновения:
• Противоречия между привычными приемами работы и новой ситуацией
• Трудности принятия решения
• Неудовлетворенность статусом
• Неумение общаться
• Протест на принудительную ситуацию и т. д.
Способы разрешения конфликта с собой
Своевременность смены стратегии деятельности
Способы переработки напряжённости
Способность уловить подходящий момент для реализации планов
Умение дожидаться результатов принятого решения
Привычка в трудные минуты поощрять себя
Умение продуктивно переживать чувство изолированности
Конфликт с другими
Стратегом поведения в конфликте: избегание, приспособление. компромисс, сотрудничество, соревнование (конкуренция)
Причины возникновения:
• Давление
• Различие целей
• Противоречие в интересах
• Психологическая несовместимость
• Непродуктивные стили
• Поверхностность в оценке
Способы разрешения конфликта:
Выяснить, уточнить, дать возможность выговориться
Оценивать позицию, а не партнера
Присоединиться
Удачный момент для оглашения своего решения
Конфликт личности и группы
Причины возникновения:
• Поведение, отличное от групповых норм
• «Выдавливание» из группы
• Конфликтная личность
• Высокий интеллект как помеха комфортности
• Неудачный стиль руководства
• Неоцененный или недостаточный вклад отдельного человека
• в работу группы
• Несправедливое наказание
• Внешняя идентификация
• Борьба за власть и неумение делегировать полномочия
Способы разрешения конфликта:
Сплочение группы
Успешно преодоленный кризис
Усиление совместимости в группе
Уточнение общих целей
Внешняя мишень
Воздействие личным примером
Юмор
Предоставление новой информации
Снижение авторитета конфликтной личности
Изменение структуры коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол по теме: «Конфликты в семье»
Примечание: данное мероприятие было проведено в 2011году. Участвовали 9 «в» класс, классный руководитель-Мащиц О.В., 9 «д» класс, классный руководитель-Паничковская О.Г., 10 «В» класс, классный руково...
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Презентация к круглому столу по теме "Как противостоять агрессии и разрешить конфликт?"
Презентация расположена по ссылке: https://yadi.sk/i/Q3scTEmixh9dV...
КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ТЕМЕ: «КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ АГРЕССИИ И РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ?»
Актуальность:Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных ...
Круглый стол. Жизнь без наркотиков.
Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, осознанного восприятия информации по проблеме; поиск форм профилактики и борьбы с наркоманией....
круглый стол для учащихся "Конфликт и пути его решения"
Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу.-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же ве...
Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"
Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"...