Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя английского языка
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»
г.о.Саранск
Федотовой Эльвиры Равиловны
Тема инновационного педагогического опыта:
Использование ИКТ и проектной деятельности как средство формирования ключевых компетенций.
В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных форм обучения, на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Целесообразно в качестве одной из форм активизации мыслительной деятельности на уроках иностранного языка применять различные информационные технологии и электронные ресурсы, использование которых на занятиях определяется различными факторами, например, темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся учебных программ и технических средств.
Главная цель использования информационных технологий на уроках английского и немецкого языков - повышение мотивации учащихся, эффективности и качества обучения. Для решения этой цели я определила следующие задачи:
- формировать способности самостоятельно мыслить, самостоятельно ставить и решать сложные познавательные задачи;
- развивать навыки самоорганизации труда и самообразования;
- расширить зоны индивидуальной активности ученика.
Новизна моего опыта заключается
1) в том, что внедрение в школьную практику различных форм обучения, на основе информационных технологий осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ученика интерес к учебе.
2) в реализации преемственности всех звеньев в цепочке обучения (начальное, среднее, старшее) путем разработки поуровневой системы творческих коллективных и индивидуальных заданий.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности, стали интенсивно внедрятся в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ и, т.п.
Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи как, Полат Е. С., Дмитреева Е. И., Новиков С. В., Полилова Т.А., Цветкова Л. А. И т. д.
По мнению Е. С. Полат задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии, в том числе и информационные технологии, Интернет - ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшения качества обучения, увеличение доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются – обучение различным видам речевой деятельности – говорению, аудированию, чтению, письму. Для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику. В этом основная специфика предмета и основная трудность преподавания. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование ИКТ может с разной степенью эффективности решать все эти задачи, причем, в условиях естественной языковой среды, если иметь в виду возможность совместной деятельности с партнерами-носителями языка. Создавая проекты, с помощью, например, социальных сетей, ученики получают возможность практиковаться, посредством переписки с носителями языка, что является продуктивным методом при изучении иностранного языка. При решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры.
Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей, видеозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему, просмотр кинофрагментов, видеоматериалов и др.
Отсюда очевидна важность и актуальность изучения использования видеоматериалов. Основным средством обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные средства являются вспомогательными, их назначение – создание более или менее ярко выраженной иллюзии приобщения учащихся к естественной среде. Проведение урока целиком на иностранном языке создает прототип иноязычной среды, приближает учебный процесс к условиям подлинной коммуникации на данном языке.
Мой выбор пал на использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения эффективности и качества обучения английскому языку.
Теоретическая база опыта
Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютеры наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.
Применение компьютера на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Проектный метод обучения рассматривают как дидактическую систему реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой учащиеся применяют приобретенные знания в нестандартных ситуациях. При условии правильной организации проектный метод приводит к результатам, значимость которых трудно переоценить: школьники перестают просто выполнять предписанные действия за оценку - они начинают критически оценивать ситуации, самостоятельно планировать собственные действия и осознавать ответственность за результат. Сегодня организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся без применения информационно-коммуникативных технологий просто невозможно. С помощью знаний основ информатики учащиеся могут эффективно осуществлять поиск информации в Интернете, создавать и качественно оформлять проектно-исследовательскую работу, её презентацию и продукт проектной работы, обрабатывать результаты исследования.
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование информационных технологий в учебном процессе как основы создания на уроках английского и немецкого языка интереса к предмету и положительной динамики качества знаний учащихся, повышение плотности урока, продвижение вперед быстрыми темпами. В преподавании любого иностранного языка применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их к Единому государственному экзамену.
В своей работе я использую мультимедийные учебные программы, презентации и Интернет ресурсы.
В моём арсенале имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебных программ, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний, что позволяет проводить занятия на качественно новом уровне.
Эти программы позволяют тренировать разные виды языковой деятельности и соединять их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые действия, а также обеспечивают возможность учёта репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.
Работая с линией учебников Кауфман К. И. и др. "Happy English.ru" / "Счастливый английский.ру" на своих уроках я регулярно использую «Электронное учебное пособие - обучающая компьютерная программа "Happy English.ru".» для всех годов обучения. Тематика пособия и его наполнение соответствует требованиям к содержанию обучения, заложенным в федеральном компоненте, а сама обучающая программа позволяет формировать информационно-образовательную среду и достигать планируемые результаты ФГОС. Интерфейс программы позволяет оптимально управлять мультимедийным наполнением (звуком, анимацией и текстовым содержанием), что используется мной с целью развития языковой догадки и проверки знаний учащихся.
Наличие интерактивной доски позволяет разнообразить используемые на уроке методы и приемы обучения. При работе с младшими школьниками мне очень помогают игровые технологии. Играя дети непринуждённо запоминают слова и выражения. Все игры сопровождаются красочными картинками, аудио и видеозаписями. Дети с удовольствием выполняют все задания. Информационные технологии в комплексе с игровыми технологиями помогают мне, с одной стороны, создать необходимую мотивацию, с другой – повышают качество знаний, способствуют проведению качественно новых, интересных уроков.
Ресурсы Интернета могут быть также активно использованы в работе. Используя электронную почту, я переписываюсь с коллегами, обмениваясь опытом. При подготовке к урокам я часто использую информационные ресурсы Интернета. Они позволяют мне подбирать иллюстративный материал к презентациям, находить информацию по интересующим вопросам, подбирать тестовые задания для контроля знаний учащихся. На своих уроках я использую такие интернет ресурсы как:
-http://audio-class.ru/ Программа подходит для учащихся 10-11 классов, позволяет расширить лексический запас и совершенствовать навыки аудирования, говорения. Каждое задание сопровождает аудиофайлом/ видеофайлом и заданиями к нему. Используя эту программу в качестве учебного пособия, я убедилась, что дети гарантировано, улучшают навыки аудирования и повышают свою успеваемость.
- http://www.tolearnenglish.com/ использую при обучении учащихся среднего звена лексике и грамматике в более увлекательной форме.
- http://chudo-udo.com/ очень помогает на начальном этапе обучения.
Большое значение для меня имеет и применение компьютерных презентаций в учебном процессе, что позволяет проводить занятия на качественно новом уровне. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффективные образы в виде иллюстрации, схем, диаграмм и графических композиций.
Итак, использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
- интенсифицировать урок,
- использовать иллюстративный материала;
- повысить мотивацию учащихся;
Презентация в старших классах позволяет дать более содержательный и иллюстративный материал на уроке. Расширить кругозор учащихся. Применение презентации в младших классах помогают мне на всех этапах урока: при отработке английских звуков, при введение новой лексики и закреплении, а также при повторении грамматического материала. Уроки с применением презентации действительно запоминаются детям лучше, и они всегда ждут с нетерпением следующего урока.
Анализ результативности
Использование ИКТ на уроках иностранного языка действительно способствуют улучшению усвоения знаний, помогают восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяют кругозор, а также воспитывают эстетический вкус у учащихся.
Опыт работы нескольких лет по использованию ИКТ-обучения иностранному языку позволяет говорить о формировании положительных результатов во всех направлениях учебно-воспитательной работы.
Для диагностики уровня качественной обученности учащихся по английскому языку провожу входные, промежуточные и итоговые диагностики. Исследованием было охвачено более 20 обучающихся трех классов в течение 2-х лет.
Данные входной диагностики подтвердили необходимость применения новых педагогических технологий, с целью повышения качества обученности.
С целью контроля промежуточных результатов провожу вторую диагностику. Изучение динамики качества обученности учащихся по английскому языку отслеживаю при проведении итоговой диагностики. Сопоставление результатов входной и итоговой диагностики позволило мне убедиться в том, что происходят качественные изменения уровня обученности учащихся. За данный период исследования были проведены тесты, контрольные срезы, которые позволили мне убедиться в положительной динамике по всем видам речевой деятельности. Таким образом, эффективность использования ИКТ в обучении иностранному языку подтверждается стабильной успеваемостью и достаточно высоким уровнем обученности учащихся.
класс | 2014-2015 уч.г. | 2015-2016 уч.г. | |||
ср. балл | % кач-ва | ср. балл | % кач-ва | ||
2б | 4,5 | 75 | 3б | 4,6 | 87 |
5в | 4,1 | 75 | 6в | 4 | 78 |
7б | 3,8 | 58 | 8б | 3,9 | 65 |
8а | 3,4 | 39 | 9а | 3,8 | 63 |
Для диагностики уровня предметной мотивации провожу анкетирование в начале года, в конце года провожу повторную диагностику с целью отслеживания динамики. За 2 года педагогического исследования по применению ИКТ прослеживается повышение уровня учебной мотивации к овладению английским языком.
| Высокая мотивация | Средняя мотивация | Низкая мотивация |
2014-2015 | 12 | 24 | Не отмечается |
2015-2016 | 17 | 19 | Не отмечается |
Следовательно, результаты диагностики подтверждают выдвинутую мной гипотезу об эффективности использования ИКТ с целью обеспечения высоких показателей обученности и развития устойчивой учебной мотивации учащихся.
Активный процесс информатизации общества не оставляет иного выбора учителю, кроме как принять происходящие изменения и сделать новые ИКТ своими помощниками в сочетании с привычными для нас, но уже не такими действенными методами обучения.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
При разработке урока с использованием ИКТ необходимо помнить о санитарных нормах и правилах использования их на разных ступенях обучения. Таким образом, одной из трудностей является соблюдение временных рамок. Необходимо тщательно продумывать этап урока с использованием ИКТ, чтобы он прошел и эффективно и в рамках установленных ограничений. Стоит так же отметить, что данная технология не должна стать предметом развлечения, но должна быть эффективным и продуманным этапом урока.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровней, провожу открытые уроки, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания методической помощи.
Наглядное приложение: https://www.youtube.com/watch?v=51CxVFEX4jk
Список использованной литературы:
1. Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4, с.47—57.
2. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.109-112
3. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку.- www.kn.att.com.
4. Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку. Учебное пособие. — Пермь, Пермский государственный университет, 2006. – 238с. 3.
5. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
6. Слабова Т.Л. Использование современных образовательных технологий при обучении английскому языку. – www.edu.ru
7. Ткачёв В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка. – www.churap.ru.
8. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка. МОУ СОШ №8 e-mail :moyshkola8@yandex.ru
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)
10. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1400
11. http://saratov.ito.edu.ru/2011/section/174/92491/
12. http://festival.1september.ru/articles/538320/
13. http://www.macmillan.ru/forteacher/method/meth_it/
14. http://www.moluch.ru/archive/68/11594/
15. http://www.languagelink.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/12/picture-1969.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-130142-1351368575.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-160798-1359054010.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188422-1359136176.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...
- Мне нравится (1)