инновационный опыт
статья на тему
Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – всё более явно ориентирует его на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Решить такую проблему возможно с помощью инновационных технологий в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание инновационного педагогического опыта
учителя иностранных языков
МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»
Мироновой Елены Викторовны
1.1. Актуальность педагогического опыта.
Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – всё более явно ориентирует его на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Решить такую проблему возможно с помощью инновационных технологий в образовании.
Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования, которое ориентировано не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования выступает понятие “компетенция”.
В течение ряда лет я работаю над проблемой «Формирование многофункциональных компетентностей учащихся через активизацию коммуникативных и познавательных способностей детей, гуманизацию, индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса на основе применения современных педагогических технологий», которая актуальна и востребована в реальной педагогической практике, так как она направлена на решение главных задач, которые стоят перед современной школой - формирование у обучающихся не только целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и раскрытие их способностей, а также воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способной самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации, то есть на формирование ключевых компетенций, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях
1.2 Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Развитие компетентностного подхода в образовании является одной из зон научных и практических поисков, связанных с задачей модернизации содержания среднего образования в России. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетенцию). В последнее десятилетие происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С., Хуторского А.В., а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся во мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
1.3,4.Теоретическая база опыта.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Формирование ключевых компетенций у обучающихся на уроках иностранных языков – главная цель учителя. Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития её качеств, уяснения общечеловеческих принципов бытия. Уроки иностранного о языка – благодатная почва для этого.
Главное в развитии учебно-познавательной компетенции – научить системе деятельностей: исследовательской, проектировочной, организационной, исполнительской, рефлексивной. Это обеспечивается технологией учебного процесса, который состоит из трёх пространств: целевого, поискового, рефлексивного.
Для того чтобы подготовить школьников к жизни в современном обществе в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий у обучающихся происходит формирование информационной компетенции на уроках иностранных языков с использованием ИКТ.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции является целью обучения иностранному языку. Одним из эффективных средств формирования данной компетенции является метод проектов, которые часто использую в своей педагогической практике. Работа над проектами побуждает детей проявлять способность к осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода, к целеполаганию, самообразованию и самоорганизации, интеграции и обобщению информационных источников. Они учатся делать выбор и принимать решения. На этом основании можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно - деятельностный характер и позволяет исключить формализм в изучении языка. В итоге наблюдается повышенная учебная активность детей, происходит развитие у них творческих способностей как показателя коммуникативного владения иноязычной компетенцией на определенном уровне.
Иностранный язык является инструментом общекультурного развития человека, поэтому, изучая иностранные языки, обучающиеся приобщаются к диалогу культур. Сами уроки становятся средой формирования общекультурной компетенции.
Основное внимание уделяю использованию современных образовательных технологий: ИКТ, метода проектов, проблемного обучения, которые предполагают использование следующих методов и способов обучения и воспитания: репродуктивного, направленного на закрепление знаний, умений и навыков проблемного, исследовательского.
Использую творческие методы и приёмы на уроках иностранного языка: игра (ролевые, фонетические, лексические, грамматические), эвристический метод эмпатии («вживания в образ»), brain storm «мозговая атака»; приёмы: cluster «виноградная гроздь», word web «словесная паутинка», 5 W – (Who-What-When-Where-Why) «Кто? Что? Когда? Где? Почему?», прогнозирование.
В работе применяю различные формы организации учебно-воспитательной работы на уроках иностранного языка: беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративная, «экскурсия», «путешествие», смотр знаний, урок-праздник, игра, КВН, урок-проект и др.
Организационные формы, используемые на уроках: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения: вербальные, наглядные, аудиовизуальные, компьютерные, электронно-обучающие
1.5. Анализ результативности.
Работая над проблемой ««Формирование многофункциональных компетентностей учащихся через активизацию коммуникативных и познавательных способностей детей, гуманизацию, индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса на основе применения современных педагогических технологий»» уже в течение нескольких лет мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются во внеурочной деятельности учащихся.
Ученики принимают активное участие:
в игровом конкурсе по английскому языку «British Bulldog»
(Любишкина Елизавета, Миронова Екатерина, Шавелькин Артём),
в Международном Конкурсе – игре по английскому языку «Лев»
(Миронова Екатерина),
Всероссийской Интернет – Олимпиаде по английскому языку
(Миронова Екатерина),
в Международном Конкусе IQ- Чемпион
(Миронова Екатерина),
в муниципальном конкурсе песни на иностранных языках «Песни без границ»
(Дуракова Виктория – I место),
в Открытом Республиканском Фестивале иностранных языков «Мир безграничного творчества» для учащихся общеобразовательных учреждений
(Дуракова Виктория - I место, Любишкина Елизавета, Миронова Екатерина),
(Подтверждено сертификатами, грамотами, благодарственными грамотами).
Эффективность педагогического опыта отражена в результатах деятельности. Результаты учебной деятельности (предметные результаты): при 100% успеваемости качество растёт, в среднем составляет 62%.
2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
59% | 60% | 62% |
Мои ученики являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников различного уровня (справки прилагаются).
На основе данного опыта проводятся открытые уроки, мастер классы, декады иностранных языков, выступления на педагогическом совете.
Педагогический опыт обобщался:
на уровне общеобразовательного учреждения:
выступление на педагогическом совете «Использование ИКТ на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности» 2012 г.; открытые уроки и мероприятия в рамках Методической недели методического объединения учителей иностранного языка: «Я люблю немецкий язык!» (урок - смотр знаний в 8 классе), 2012 г.; открытое внеклассное мероприятие «Конкурс исполнителей поэтических произведений на немецком языке» 2013 г.; участие в общешкольных мероприятиях: «День учителя» (исполнители стихотворений и песен на английском и немецком языках), «Моя семья – моя гордость! Грани таланта - 2014» (сообщения о родителях, песни на иностранных языках), «Новогодние приключения у Ёлки!» (флешмоб, песни), оформление стенда на английском и немецком языках «Известные люди стран изучаемого языка», выступление на неделе иностранного языка с кукольным театром «Путешествие в сказку" по творчеству немецких писателей сказочников, выступления на педагогических советах: «Классный час в системе воспитательного процесса общеобразовательного учреждения», "Социально - педагогическая работа учителя"(2015г., 2016г.), «Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания на современном этапе»
на муниципальном уровне:
Выступление на Заседании КДН Зубово – Полянского муниципального района «О работе педагогического коллектива МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» по предупреждению совершения противоправных действий со стороны обучающихся, профилактике безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащихся, защите их прав и законных интересов, работе с социально-опасными семьями и детьми, проживающими в этих семьях» ( 2015г.),
Выступление на августовской педагогической конференции работников образования Зубово – Полянского муниципального района на тему «Интеграция возможностей общего, дополнительного и профессионального образования» (2012г.),
Выступление на совещании директоров и Глав поселений «Основные направления духовно – нравственного и патриотического воспитания школьников» (2015г.)
Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка «Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка» (2012г.)
на республиканском уровне:
мои ученики - призёры в республиканской научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Моя малая родина: природа, культура, этнос».
Являюсь участником Всероссийского марафона Открытый урок «Немецкий легко и весело!».
1.6.Адресные рекомендации по использованию опыта
С опытом моей работы, с разработками уроков, мероприятий, презентаций, статей, работами обучающихся можно познакомиться на сайтах:
- http://nsportal.ru/elena-viktorovna-mironova
- https://infourok.ru/user/mironova-elena-viktorovna/
- Личные кабинеты на сайтах:
- http://www.openclass.ru/user
- http://www.proshkolu.ru
- https://www.englishteachers.ru/
- http://foxford.ru/
1.7. Наглядное приложение.
Презентация и разработка открытого урока представлена по адресу:
- http://nsportal.ru/elena-viktorovna-mironova
- https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-nemeckogo-yazika-v-klasseiskusstvo-1150052.html
Видеозапись размещена по диске.
Директор гимназии:________________________/Балашкина Н.В./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт работы
Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...
Инновационный опыт
Инновационный опыт на тему: "Исследование Интернет-зависимости"...
Инновационный опыт
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКАприоритетного национального проекта «Образования»...
Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.
Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимос...
Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»
С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...
инновационный опыт работы
Опыт работы с одаренными детьми...