«Опыт участия в краеведческих проектах как способ развития личности подростка»
статья на тему
Аннотация
В статье приведены примеры нескольких проектов. Сделана попытка классификации направлений исследований. Рассмотрено влияние участия в проектах на развитие личности подростка.
Ключевые слова: краеведческий проект, направление исследований, цели, реализация, воспитание, патриотизм, духовно-нравстве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakutina_statya.docx | 660.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыт участия в краеведческих проектах как способ
развития личности подростка»
Якутина Ирина Борисовна, учитель ГБОУ СОШ № 507, педагог дополнительного образования ДДЮТ Московского района СПб
Аннотация
В статье приведены примеры нескольких проектов. Сделана попытка классификации направлений исследований. Рассмотрено влияние участия в проектах на развитие личности подростка.
Ключевые слова: краеведческий проект, направление исследований, цели, реализация, воспитание, патриотизм, духовно-нравственное развитие, основная задача педагогики, развитие личности подростка.
Я выбрала эту тему, так как накоплен большой опыт проектной деятельности. Поэтому целью этой статьи можно считать обобщения опыта работы по краеведческому направлению и определение границ и областей пересечения различных проектов. Это необходимо, чтобы проследить образовательные маршруты отдельных учащихся и на их примере показать, как участие в краеведческих проектах влияет на формирование личности подростка.
За годы моей работы в школе (с 2008 г.) мы с учениками принимали участие во многих проектах, которые показались нам наиболее интересными. Основные направления нашей краеведческой деятельности представлены на рис. 1.
Причем, наша краеведческая деятельность не сразу обозначалась как проект. Чаще было по-другому. Мы участвовали в одном из мероприятий, а впоследствии усовершенствовали нашу работу, ставили новые задачи, смотрели на проблему с другой точки зрения. И эти не связанные между собой краеведческие мероприятия складывались в проект. Я постараюсь коротко рассказать о пяти их них, условно названных мной как «Самолет», «Ольга
Рис.1. Основные направления нашей краеведческой деятельности
Лисикова», «Топонимы», «Русское географическое общество» и «Русский язык», а также показать, из каких составляющих сложился каждый. Это могли быть конференции, фестивали, конкурсы, экскурсии, подготовка статей для сборников и другие мероприятия. Например, конференция «Юные исследователи – Петербургу!» включала и волонтерскую деятельность: уборку после пожара церкви св. Григория Солунского в Старой Ладоге или части территории Полежаевского парка в Красносельском районе. Понятно, что такая совместная работа оказывает огромное воспитательное воздействие на подростков.
Рассмотрев подробнее эти составляющие, можно определить то влияние, которое оказывали наши исследования, выступления, волонтерская деятельность на развитие личных качеств и формирование личности каждого из участников. Можно сразу сказать, что раз «двигались» мы в различных направлениях, то и развитие подростков становилось более многогранным.
Скажу несколько слов о самих проектах. Все началось с сюжета по телевидению накануне празднования Дня прорыва блокады Ленинграда в 2009 году. Речь шла о найденном самолете времен Великой Отечественной войны. И оказалось, что героем этого сюжета был отчим одного из моих шестиклассников. Мы подготовили о находке сообщение, с которым нам предложили выступить на Международной научной студенческой конференции в Университете гражданской авиации – Чтениях имени Игоря Ивановича Сикорского.
Поисковики установили номер двигателя самолета, по нему – судьбу пилота и стрелка, а также места их захоронения. Один из них похоронен в братской могиле на кладбище летчиков в поселке Агалатово Ленинградской области. В день памяти святого Александра Невского мы посетили это кладбище, а также церковь Бориса и Глеба на этом кладбище. Нам удалось встретиться с главой новой администрации поселка, с воинами-интернационалистами – строителями церкви и с ее священником. О святом Луке, чья икона находится в храме, позднее мы подготовили выступление на межрегиональной конференции Победонсцевские чтения.
Кладбище, кстати, находилось не в очень хорошем состоянии. О нашей встрече появилась статья в газете «Всеволожские вести». Возможно, что и наше посещение как-то повлияло на решение администрации о реконструкции кладбища. Очень хочется верить в это. Таким образом, этот проект можно назвать не только патриотическим и духовно-нравственным, но и в какой-то степени социальным. И хочется сказать о том, что ученик, с которого этот проект начинался и который еще подростком участвовал в приведении в порядок воинских захоронений, сейчас служит в армии в единственном в нашей стране военном поисковом отряде.
К Чтениям Сикорского мы подготовили и другие доклады, в том числе об Ольге Михайловне Лисиковой – прославленной летчице гражданской авиации. У детей вызвало удивление отсутствие среди её наград Звезды Героя Советского Союза. О ней была написана статья для сборника «Мы помним подвиг твой, Ленинград!», подготовлены сообщения на различные конференции о войне и блокаде. Параллельно мы стали писать в разные инстанции с целью восстановить справедливость. К сожалению, ответы были чисто формальными. В 2011 году Ольга Михайловна Лисикова ушла из жизни. Но мы продолжаем бороться за увековечивание ее памяти в нашем городе.
О нашей деятельности тоже написали в газетах. В 2015 г. мы с шестиклассницей Глафирой Леонардовой выступили в прямом эфире на Ленинградском радио, прошел небольшой сюжет по каналу TV100. Я лично принимала участие в заседании рабочей группы по увековечиванию в нашем городе памяти героев. Речь идет о присвоении скверу в Московском районе имени Ольги Лисиковой.
Ещё одним успешным проектом можно считать исследовательские работы, связанные с «небесными топонимами» нашего района, а затем всего города. В проект входят публикации, выступления с докладами и даже поездка в качестве приза в Звёздный городок. Мы надеемся, что окончательным этапом проекта станет создание электронной книги по району, а затем по всем районам Санкт-Петербурга. Это стоит в наших ближайших планах.
Проект, связанный с Русским географическим обществом, начался в 2008 году с работы об его немецких основателях, представленной на районной конференции «Многонациональный Петербург сегодня». Эта работа имела дальнейшее развитие и многочисленные продолжения. Во-первых, были подготовлены более глубокие исследования о некоторых основателях РГО: Петре Ивановиче Кёппене, Александре Федоровиче Миддендорфе. Впоследствии – исследования о награжденных высшими наградами РГО: об Александре Васильевиче Колчаке и о Николае Ивановиче Вавилове.
Эти работы были представлены на историко-краеведческом конкурсе исследовательских работ, проводившемся совместно РГО и Городским Дворцом творчества юных в 2013 – 2015 гг. «Великие путешественники Петербурга» и «Географы и путешественники Петербурга» в здании Штаб-квартиры РГО. Практически все работы были отмечены дипломами призеров или победителей.
Ещё один многогранный проект связан с изучением и сохранением русского языка. Он начинался с беседы с иностранными студентами на кафедре русского языка в Университете гражданской авиации. Работа участвовала в конференции «Многонациональный Петербург», а позднее после поездки нескольких учащихся во Францию, она была продолжена и вылилась в исследование о государственных языках в России и во Франции.
Другой частью проекта стало участие в районном фестивале-конкурсе интерактивных досуговых программ «Петербургское сословие», где была представлена интерактивная программа по защите русского языка. Этот проект включал интермедию по борьбе с американизмами, дискуссию о необходимости защиты русского языка, представление презентации нашего исследования.
Несколько слов о самом главном. Мой основной принцип работы с учащимися: никакого принуждения. Я работаю только с теми, кто хочет сам, при этом стараюсь привлечь ребят, руководствуясь их интересами. Конечно, необходимо, чтобы ученики обладали определенным кругозором, но главное – это личная заинтересованность участвовать в проекте или в его части.
При этом очень приветствуется, если предлагается собственная тема, основанная на семейных архивах, или перекликающаяся с занятиями в системе дополнительного образования, в направлении уже выбранной профессии.
Следует отметить, что материалы таких конференций как Чтения Сикорского и «Юные исследователи – Петербургу!» всегда публикуются. А это позволяет подростку не только увидеть результаты своей деятельности, но представить их своим родителям и друзьям.
Таким образом, участие в проекте способствует решению основной педагогической задачи различными способами или их комбинациями (рис.2).
Рис. 2. Участие в краеведческом проекте с точки зрения выполнения основной педагогической задачи
Исходя из сказанного, польза от участия в краеведческих проектах очевидна. Подросток получает возможность углубиться в исследование интересующей его темы, получая конкретное задание, ставя определенные цели и задачи и получая педагогическую поддержку. Ему представляется возможность поделиться результатами своих исследований перед сверстниками. Подготовка выступления и само выступление – это уникальный опыт взаимодействия с аудиторией. Краеведческая тематика крайне многогранна и это позволяет подростку творчески развиваться.
Кроме того, участие в проектах позволяет выработать командный дух и навыки работы в команде, взаимопомощь и взаимовыручку, коммуникативные навыки. Повысить собственную самооценку и приблизить ее к реальности. Научиться находить решения, приводящие к конечной цели. Воспитывает волю и стремление к победе. А темы проектов способствуют патриотическому, духовно-нравственному воспитанию и решению социально значимых задач. Наглядно это может быть представлено следующим образом (рис.3)
Рис.3. Участие в краеведческом проекте как способ развития личности подростка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка
Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно...
Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы
В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....
Участие в олимпиадном движении как способ развития творческих способностей обучающихся в предметной области "Английский язык" в школе.
Вопросы и ответы в помощь организаторам школьного и муниципальног туров Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку....
Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна
Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...
«Инновационное образовательное учреждение как пространство творческого развития педагога» «Социализация детей - как инновационный способ развития личности учащегося»
Cтатья о работе школы-интерната №7 для детей с ОВЗ. Социализация- как рычаг для успешной социализации учащихся....
Елена Сергеевна Подчасская. Участие в работе сети ассоциированных школ ЮНЕСКО как способ развития личности ребенка.
Елена Сергеевна Подчасская,учитель иностранных языков высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург Участие в работе сети ассоциированных школ ЮНЕСКО как способ развития л...
Участие в работе сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО как способ развития личности ребенка
В статье автор рассказывает о своем и детском опыте работы над развитием личности учащихся старшей школы на примере участия в проекте Ассоциированные школы ЮНЕСКО...