Аттестационное задание
проект (6 класс) на тему

Салангина Ольга Валерьевна

Проект рабочей программы по русскому языку для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon salangina_o.v._attestatsionnoe_zadanie.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Аттестационное задание № 1

                                              «Проект учебной программы по преподаваемому предмету»

                                                                     Выполнил:

                                                                                                    Салангина Ольга Валерьевна

                                                                                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                                                     муниципального бюджетного

                                                                                                              общеобразовательного учреждения

                                                                                                        «Средняя общеобразовательная  

                                                                                        школа п. Пионерский»

                                         

                                                                             Пояснительная записка

Рабочая программа - локальный нормативно-управленческий документ, являющийся непосредственной основой организации образовательного процесса учителем. Рабочая программа создаётся с целью обеспечения наиболее оптимальной системы преподавания предмета с учетом конкретных образовательных условий.  К таким условиям относятся особенности профиля обучения; специфика педагогических задач, выступающих в качестве приоритетных для  образовательного учреждения;  особенности подготовки и интеллектуального развития контингента обучающихся; своеобразие методических подходов учителя к преподаванию предмета.  Однако  главным условием содержания рабочей программы является полное отражение требований образовательного стандарта.

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Под результатами освоения основных образовательных программ теперь понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Всё это значительно меняет подход к разработке рабочих программ учителями. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Поэтому программа должна стать своего рода инструментом в достижении учебных целей, помочь каждому обучающемуся получить возможность не только освоить определенный набор знаний, но и применить эти знания в какой-либо практической деятельности. Таким образом, рабочая программа должна быть направлена на формирование универсальных учебных действий, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

         

                                  Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса

                                                           1. Пояснительная записка  

1.1. Нормативно-правовое и учебно-методическое  обеспечение образовательного процесса

       Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы для основной школы в рамках образовательной программы «Школа 2100» под ред. Р.Н.Бунеева, М., Просвещение, 2014 и обеспечена УМК для 6  классов   (Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 6 класса основной школы: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев [и др.]; под науч. ред. академика РАО А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2013).

1.2. Цели, задачи  преподавания  учебного предмета.

    Согласно государственному образовательному стандарту целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета,  а именно: формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке; коммуникативной компетенции.

   В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1)развивать у учащихся патриотическое чувство по отношению к родному языку: любовь и интерес к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордость и уважение к языку как части русской национальной культуры;

 2)осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3)формировать у учащихся чувство языка;

4)воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5)сообщать необходимые знания и формировать учебно-языковые, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

                                                         2.Общая характеристика учебного предмета

2.1. Роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования  и  современных требований к выпускнику.

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включены элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях. Программа содержит отобранную в соответствии с современными требованиями к выпускнику систему понятий из области разделов русского языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке, как развивающемся явлении.

2.2. Преемственность при изучении данного предмета.

      Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.ВБунеева, Р.Н. Бунеев) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка.  Основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» имеют своё начало в  курсе русского языка для 1–4 классов, были продолжены в курсе 5 класса.

2.3. Акценты в осуществлении связи обучения  по  предмету с практикой и актуальными проблемами современности.

         Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

  1. Особенности  построения  курса по конкретному учебно-методическому комплекту.

          Данная программа по русскому языку  создана с учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования» и «Требований к результатам основного общего образования», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Она ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по русскому языку.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

          Школьный курс русского языка в 6 классе предполагает изучение морфологии и орфографии, начальные сведения о синтаксисе и пунктуации.  Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

           Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В программе специально выделены часы на развитие связной речи, которые  пропорционально распределяются среди грамматического материала.

                                                 3.  Место учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка  отводится 6 часов в неделю, итого 210 часов за учебный год (из Федерального базисного (образовательного) учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации – 6 часов в неделю).

                                      4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        4.1. Описание важности учебного курса

Преподавание курса русского языка имеет особую важность в силу ряда причин.

Во-первых, русский язык — язык русского народа, он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
  • хранения и передачи информации;
  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Во-вторых, русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение. Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

          4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета

Изучение русского языка способствует формированию гражданской идентичности,  идеалов ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейных ценностей, трудовой этики, патриотизма, национального согласия.

       В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык. 

   Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).

Формирование у учащихся чувства языка.

 Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

    Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития).

Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

    Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

 Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

 Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать её посред-ством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

    Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся учёных-лингвистах.

     Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе  культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

          4.3. Особенности обучающихся.

          При планировании уроков необходимо учитывать особенности обучающихся разный уровень развития умений и навыков. Для ребят, имеющих повышенную мотивацию в обучении, следует предусмотреть  индивидуальные опережающие задания, задания повышенного уровня. Для учеников с низкой учебной мотивацией  необходимо предусмотреть задания, способствующие включению в учебный процесс, повышению интереса к предмету. Наиболее привлекательными для ребят в этом возрасте являются задания с игровыми элементами, элементами творчества. Поэтому в систему уроков следует включить такие формы работы, которые помогают реализовать их потенциал: игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц; групповую работу.

 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

5.1. Личностные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса

Личностные результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Самоопределение

потребность в самовыражении и самореализации

готовность к самовыражению и самореализации

Смыслообразование

осваивать и использовать новые способы действий

самостоятельно применять изученные  способы действий в учебных ситуациях

Морально – этическая ориентация

развитие морального мышления и поведения

высказывать своё мнение в обсуждении конфликтных ситуаций, ситуаций морального выбора, моральных дилемм

5.2. Метапредметные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса

Метапредметные результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Познавательные

приёмам работы с текстом, приёмам исследовательской работы (наблюдения, сравнения, эксперимент), разным видам пересказа,    строить устные и письменные высказывания,  искать нужную информацию в разных источниках и представлять её,  создавать мини – проекты

самостоятельно проводить наблюдение, сравнение, эксперимент, строить высказывания в устной и письменной форме, искать нужную информацию в разных источниках и представлять её, создавать  проекты

Регулятивные

целеполаганию

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

ИКТ- компетентность

создавать презентации в электронном виде, искать  нужную информацию в Интернете

самостоятельно создавать презентации в электронном виде, искать нужную информацию в Интернете и преобразовывать её в  соответствии с поставленными задачами

5.3. Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы:

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 6 классе  является сформированность следующих умений:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном  тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера,  рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы, недочёты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением.

         5.4.Система оценки планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях

        Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

2) участии в общественной жизни класса;

3) прилежании и ответственности за результаты обучения;

4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебного предмета.

        Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

        Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

• стартовой диагностики;

• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

• защиты итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»); повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»); пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ;

•  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

                                                                    6. Содержание учебного предмета

                                                                                             6-й класс

Русский язык – язык русского народа.

Связь русского языка
с национальными традициями русского народа.

Видные учёные-русисты (2 часа)

Слово в языке и речи
(повторение и углубление изученного в 5-м классе)

    Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь.

Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы (8 часов, 1 р/р)

Понятие «часть речи».

Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных.

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Буквы ы, и после ц. Слитное и     раздельное написание не с именами существительными (16 часов, 1 к/р))

Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений-существительных) (7 часов, 1 к/р)

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.

Глагол как часть речи и как член предложения (9 часов, 1 к/р)

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.

Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.

Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами. Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами. Разделительные знаки препинания.

Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог (16 часов, 1 к/р, 1р/р)

Способы связи предложений в тексте (4 часа, 4 р/р)

Слова со значением «количество предметов» (20 часов, 1 к/р, 1 р/р)

Имя числительное в языке и речи.

 Имя числительное как часть речи.

 Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.

 Морфологические признаки количественных  числительных.

Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква ь в середине и в конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных.

Род числительных два/две,  оба/обе, полтора/полторы.

 Сочетательные возможности количественных  числительных.

Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с существительными.

Грамматическая сочетаемость.

 Роль количественных  числительных в предложении и тексте.

Количественные числительные в качестве подлежащего.

Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.

Слова со значением «признак предмета» (39 часов, 1к/р, 4 р/р)

Имя прилагательное в языке и речи.

 Имя прилагательное как часть речи.

Лексическое значение имен прилагательных.

 Общее грамматическое значение имен прилагательных.

Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных (типа июньский, январский).

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

 Морфологические признаки имён прилагательных.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных.

Неупотребление буквы ь в конце кратких прилагательных после букв шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

Относительные имена прилагательные.

Притяжательные имена прилагательные.

 Сочетательные возможности имен прилагательных.

Лексическая сочетаемость.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное».

 Роль имён прилагательных в предложении.

Имя прилагательное в качестве определения.

Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях.

Имя прилагательное в качестве сказуемого.

Составное именное сказуемое.

 Имя прилагательное в тексте.

Текстообразующая роль имён прилагательных.

Порядковые числительные в языке и речи (8 часов, 4 р/р)

 Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

 Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.

 Роль порядковых числительных в предложении.

 Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть речи.

 Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.

Указательные слова-местоимения. Местоимения-прилагательные в языке и речи (27 часов, 1к/р, 3 р/р)

 Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов.

Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько. Склонение вопросительно-относительных местоимений.

Неопределённые местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределённых местоимений. Правописание не- в неопределённых местоимениях. Дефис в неопределённых местоимениях.

Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др.

Склонение притяжательных местоимений.

Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько.

Склонение указательных местоимений.

Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой.

Склонение определительных местоимений.

 Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в  предложении.

 Местоимение как часть речи (обобщение).

Местоимения в тексте.

Слова со значением «признак предмета 
по действию» (42 часа, 2 к/р, 5 р/р)

Причастие.

 Причастие как особая форма глагола.

 Грамматическое значение.

 Морфологические признаки.

Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия.

Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы.

 Причастный оборот.

Выделение причастного оборота на письме.

 Образование и правописание действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Правописание букв безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание букв гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени. Правописание букв гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Полная и краткая форма страдательных причастий.

Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание букв гласных перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Правописание е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание не с причастиями.

 Роль причастий в предложении.

Причастие в качестве определения.

Причастие как именная часть составного именного сказуемого.

 Сочетательные возможности причастий.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + причастие».

Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существительное».

 Причастие в тексте.

Текстообразующая роль причастия.

Развитие речи. Чтение и работа с информацией.

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи. Расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.

 Текст. Широкие и узкие темы. Простой и сложный план текста. Эпиграф.

 Стили речи. Научный и официально-деловой стиль. Задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства.

 Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Соединение типов речи в тексте.

 Изучающее чтение и изложение (подробное, выборочное) текстов разных типов и стилей речи:

повествование в учебно-научном стиле;

повествование с элементами описания в художественном тексте;

рассуждение в художественном тексте.

 Сочинение: описание интерьера; рассказ; рассуждение на дискуссионную тему; рассуждение с элементами повествования или описания; отзыв о книге.

 Повторение изученного в 6-м классе (7 часов)

Резерв (5 часов) - стартовая диагностика, административный контроль, итоговая комплексная работа

                                                                                      7. Учебно-тематическое планирование

№ раздела

Наименование раздела

Кол-во часов

В том числе

Основные учебные действия

К/работы

Р/речи

Проекты

1

Русский язык – язык русского народа

2

Л: развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре; развивать эстетические чувства. М/п: извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обозначений, текста, схем, приложений и т.д.); преобразовывать информацию. Пр.: знакомиться с русскими учёными-лингвистами и их наследием, расширять представление о литературном языке

2

Лексическое богатство русского языка

8

1

Л: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств

М/п: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, ключевые слова), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы  чтения (прогнозирования, эквивалентных замен, компрессии), владеть разными видами аудирования

М/к: стремиться к координации действий в парах, группах, слушать и  слышать друг друга, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль

Пр. (языковая компетенция):

1. отличать фразеологизмы от свободных сочетаний, опознавать  фразеологизмы в речи, группировать фразеологизмы по значению и происхождению, сравнивать фразеологизмы в русском и других языках, уместно употреблять фразеологизмы в речи; осмысливать причины, источники и периоды заимствований, выявлять признаки заимствованных слов (в том числе признаки старославянизмов), характеризовать слова с точки зрения принадлежности их к активному и пассивному составу, опознавать устаревшие слова и неологизмы в речи, различать архаизмы и историзмы;

2) осознавать понятие часть речи, опознавать части речи по их отличительным признакам, характеризовать грамматическое значение и морфологические признаки имени

существительного, различать способы словообразования имён  существительных; производить морфемный и словообразовательный разбор имён существительных; находить изученные орфограммы в именах существительных (в том числе ы, и после ц, слитное/раздельное написание не), определять тип и вид орфограмм, правильно писать слова с названными в теме орфограммами; выявлять синтаксическую роль имён существительных, опознавать однородные члены, выраженные именами существительными, пунктуационно оформлять названные конструкции; 3) опознавать  местоимения-существительные, определять их разряд, правильно писать

слова с изученными орфограммами в местоимениях-существительных,  определять синтаксическую роль местоимений-существительных;

4) характеризовать значение, морфологические признаки, различать способы словообразования глаголов, производить морфологический, словообразовательный и морфемный разбор глаголов; находить и правильно писать глаголы с изученными буквенными и небуквенными орфограммами, группировать глаголы с разными видами орфограмм, определять синтаксическую роль глаголов, различать простое и составное глагольное сказуемое; 5) характеризовать предложение как синтаксическую единицу, отличать предложение от слова и словосочетания, выявлять роль знаков препинания в письменной речи, находить обращения, вводные слова,  однородные члены в предложении и тексте, разграничивать простые  и сложные предложения, предложения с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками, составлять схемы

предложений и конструировать предложения по схемам, определять роль знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, однородными членами,в сложных предложениях, при передаче чужой речи 6) выявлять признаки текста, анализировать текст, различать цепную и параллельную связь предложений в тексте, анализировать текст по плану. Пр. (коммуникативная компетенция): анализировать и понимать текст, включающий изученные части речи и синтаксические конструкции, передавать содержание прослушанного и прочитанного текста полностью и по частям в устной и письменной форме (подробно, сжато, выборочно), создавать собственные письменные речевые произведения разных типов и стилей речи, наблюдать за использованием

местоимений при разных способах передачи чужой речи

   3

Имя существительное как часть речи и как член предложения

16

    1    

1

  4

Местоимение-существительное как часть речи и как член предложения

7

         1

   5

Глагол как часть речи и как член предложения

9

1

        1

6

Простое и сложное предложение

16

        1

7

Текст

     4

2

8

Слова со значением «количество предметов»

20

1

1

М/п: владеть разными видами чтения и аудирования, извлекать информацию из словарей и источников, представленных в разных формах (текст, схема, таблица), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждение. М/к: учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве, строить связное монологическое высказывание, выступать перед аудиторией

сверстников, осуществлятвзаимный контроль и оценивать речевое высказывание.

Пр. (языковая компетенция): характеризовать значение и

морфологические признаки количественных числительных, отличать количественные числительные от слов других частей речи с числовым значением, распознавать простые, сложные и составные количественные числительные, различать целые, дробные, собирательные числительные, группировать числительные по заданным признакам, склонять целые,  дробные и собирательные числительные, писать изученные орфограммы в числительных (букву и в безударных падежных окончаниях, букву ь в сложных числительных), устанавливать

связь числительного с существительным, определять синтаксическую роль, производить морфологический разбор числительных

Пр. (коммуникативная компетенция): правильно употреблять имена числительные в сочетании с существительными, строить текст-рассуждение на основе полученных знаний об именах числительных

9

Слова со значением «признак предмета»

39

1

        5

М/п: владеть разными видами аудирования, механизмами и приёмами изучающего чтения, менять стратегию  чтения, вычитывать разные виды текстовой информации, перерабатывать и преобразовывать информацию (текст,

таблица, вопросы, ключевые слова), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

М/к: строить связное монологическое высказывание, соблюдать языковые нормы речевого общения, осуществлять

речевой самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и

письменной форме.

Пр. (языковая компетенция): анализировать и характеризовать лексическое и грамматическое значение имён прилагательных, выявлять способы образования имён существительных, определять признаки имён прилагательных (род, число, падеж), распознавать полные и краткие формы прилагательных, правильно образовывать формы сравнения (сравнительную и превосходную), анализировать и образовывать простую и составную форму сравнения, различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные,  группировать прилагательные по заданным признакам, определять синтаксическую роль полной и краткой формы, производить морфологический разбор прилагательных, различать однородные и неоднородные определения,

выраженные именами прилагательными, выявлять характер  связи прилагательного с существительным (согласование), распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными; составлять схемы

предложений, подбирать предложения к схемам; находить и правильно писать слова с названными в теме орфограммами, графически обозначать условия выбора написаний.

Пр. (коммуникативная компетенция): применять нормы

согласования прилагательных с существительными в практике речи, наблюдать за особенностями использования прилагательных в текстах-описаниях, создавать вторичный

текст-описание в художественном стиле (писать подробное

изложение), продуцировать собственный текст с включением в него имён прилагательных, составлять рассказ на

лингвистическую тему

10

Порядковые числительные в языке и речи

8

        3

1

М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования,

анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать,

устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, ключевые слова).  М/к: договариваться и приходить к общему решению, слушать и слышать других, задавать  вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, строить связное монологическое высказывание.

Пр. (языковая компетенция): анализировать и лексическое,

и грамматическое значение порядковых числительных, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль, характеризовать имя числительное как часть речи, анализировать синтаксическую связь количественных и

порядковых числительных в словосочетании и предложении.

Пр. (коммуникативная компетенция): осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст (писать подробное изложение), употреблять в тексте

количественные и порядковые числительные

11

Местоимения-прилагательные в языке и речи

27

        1

3

М/п: пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего, поискового) и аудирования (ознакомительного, выборочного, детального), менять стратегию чтения в зависимости от цели и вида чтения, извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (таблица, схема, план, ключе-

вые слова), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности, высказывать и обосновывать

свою точку зрения, выступать с сообщением и оценивать устное речевое высказывание, влдеть монологической и диало-

гической формами речи.

Пр. (языковая компетенция): анализировать разряды, признаки местоимений-прилагательных и местоимений-числительных, сравнивать их с разрядами местоимений-существительных, определять морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений-числительных разных разрядов, устанавливать их сходство и различие, группировать местоимения по заданным признакам, находить и правильно писать слова с названными в теме орфограммами (слитное и раздельное написание с не и ни, дефис в неопределённых местоимениях), графически объяснять условия выбора орфограмм, определять синтаксическую роль местоимений-прилагательных и местоимений-числительных, производить морфологический разбор местоимений. Пр. (коммуникативная компетенция): правильно употреблять (произносить)  отдельные формы местоимений, наблюдать за особенностями использования местоимений в текстах, создавать вторичный

текст-повествование в художественном стиле (писать подробное изложение), продуцировать собственный текст на заданную тему с использованием местоимений разных разрядов,  составлять рассказ на лингвистическую тему.

12

Причастие в языке и речи

42

2

3

М/п: владеть разными видами аудирования (ознакомительного,  выборочного, детального), извлекать и преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать

основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

М/к: договариваться о совместной деятельности, оказывать в  сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять  взаимоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в том числе с помощью электронных ресурсов), выступать с сообщениями перед коллективом сверстников. Пр. (языковая компетенция): анализировать и характеризовать грамматическое значение и морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, распознавать разряды (действительные и страдательные) и время (настоящее и прошедшее) причастий, полные и краткие формы, находить смысловой отрезок – причастный оборот и выделять его на письме, устанавливать синонимию причастных оборотов и придаточных определительных предложений, определять

синтаксическую роль причастий, производить их морфологический разбор, писать слова с названными в теме

орфограммами (буквы гласных в суффиксах и перед суффиксами причастий, одна и две буквы н в полных и кратких формах, слитное и раздельное написание с не), устно и  графически объяснять условия выбора орфограмм, пунктуационно оформлять предложения с причастными оборотами.

Пр. (коммуникативная компетенция): соблюдать правильный порядок слов в предложениях с причастным оборотом и в самом причастном обороте, наблюдать за особенностями  употребления причастий в речи, употреблять предложения с причастными оборотами в текстах учебно- научного,  официально-делового и художественного стиля речи, создавать вторичный текст-рассуждение (писать изложение) и продуцировать собственный текст с использованием причастий разных разрядов.

13

Повторение

7

Резерв (стартовая диагностика, административный контроль, итоговая комплексная работа)

5

 

Итого:    

210

       9

23

3

                    8. Учебно-методическое  и  материально-техническое  обеспечение   образовательного процесса

8.1. Учебно-методическое обеспечение

Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 6 класса основной школы: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев [и др.]; под науч. ред. академика РАО А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2013.

Бунеева, Е. В. Русский язык. 6 класс: метод, рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова. - Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2013.

Барова, Е. С. Сборник диктантов для 5-7 классов: пособие для учителя и учащихся / Е. С. Барова ; под ред. Е. В. Бунеевой. - М.: Баласс, 2013.

Барова, Е. С. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс: в 2 ч. / Е. С. Барова, М. Р. Богданова. - М.: Баласс, 2014.

Лингвистические словари

Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. - М. : Просвещение, 2006.

Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. - М. : Просвещение, 2008.

Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. - М. : Просвещение, 2003.

Лекант, П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка   П. А. Лекант, В. В. Ле-денева. - М. : Просвещение, 2006.

Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. - М. : Просвещение, 2006.

Информационно-коммуникационные средства

1С: Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

1С: Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

Энциклопедия, толковый словарь, словарь слов, справочник. - Режим доступа: www. navoprosotveta.net

Словарь Даля. - Режим доступа: www.dalyaslovar.ru

8.2 Материально-технические средства обучения
Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных); мультимедиапроектор; средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет); сканер, принтер.

                                                          9. Календарно-тематическое планирование

____________________                                                           ___________________________

Подпись                                                                                     Расшифровка подписи

 Дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"

Данная программа тренинга была представлена  при выполнении  аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...

Аттестационное задание. Взаимодействие с родителями.

Разработка сценария мероприятия с участием родителей.Сценарий праздника «Международный День танца» «От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошлов его разум и серд...

Аттестационное задание 21

Решение современных задач обучения невозможно без серьезных изменений в формах организации деятельности учащихся. В методике музыки накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения....

Аттестационное задание

Проект рабочей программы по географии для 5 класса по линии учебников "Полярная звезда"...

Календарно - тематическое планирование к аттестационному заданию

Календарно - тематическое  планирование к аттестационному заданию...

Аттестационное задание. Рабочая программа: 43.01.09 Повар, кондитер

Аттестационное задание.Рабочая программа: 43.01.09    Повар, кондитер...

аттестационное задание №2

Программа элективного курса«История философии» для учащихся 11 класса...