Консультация для воспитателей
консультация на тему
Консультация для воспитателей
«Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sotrudnichestva.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад №4»
Консультация для воспитателей
«Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников»
Подготовила: Кириллова К.Г.
Болхов, 2016 г
Современная система дошкольного образования ориентирует на новый, гуманистический взгляд на ребенка как на развивающуюся личность, нуждающуюся в понимании и уважении ее интересов и прав. В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях обучения дошкольников по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослыми, для полноценного познавательного развития им необходимы содержательные контакты со сверстниками.
Многие известные исследователи (М.И. Лисина, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Т. Утробина и др.), раскрывая процесс становления форм, поиска средств сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений ребенка к взрослому и сверстнику на протяжении дошкольного возраста, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются именно в старшый дошкольный период.
Во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми приобретает особые черты. При этом, сотрудничество рассматривается как тип взаимодействия в совместной деятельности. Что же такое «Сотрудничество»?
Сотрудничество согласованная, совместная ценностно значимая для участников деятельность,
приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению участниками значимой для них задачи.
В процессе сотрудничества выделяется:
- общая цель - важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, понимать, что предложенное задание быстрее ,удобнее , эффективнее можно выполнить именно совместными усилиями.
- общий мотив - побуждает участников взаимодействия к сотрудничеству. Мотивы в значительно большей степени переживаются, чем осознаются. Поэтому именно эмоции детей позволяют раскрыть мотивы их стремлений к взаимодействию со сверстниками.
- совместные действия - то есть выполнение таких элементов , которые направлены на решение достаточно простых текущих задач.
- общий результат – необходимо чтобы достигнутый результат дети расценивали именно как совместный, могли оценивать его качество.
Для осуществления сотрудничества между детьми необходим ряд составляющих :
- положительная направленность детей на взаимодействие со сверстниками
- знание детьми правил, моделей сотрудничества и эффективных вариантов поведения
- овладение умениями совместного речевого диалога , способности к согласованию, договорённости со сверстником в момент принятия цели
- способность распознавать ситуацию сотрудничества , выбирать и принимать такую позицию во взаимодействии, которая отвечает его возможностям в данной деятельности, то есть самостоятельно адекватно определять какую часть работы он готов осуществлять при выполнении совместного задания
Последовательность работы с детьми
Для выявления или уточнения особенностей отношения старших дошкольников к занятиям, содержащим элементы сотрудничества, а также изучения представлений старших дошкольников о сверстниках как возможных партнерах совместной деятельности, о правилах и способах сотрудничества используются беседы с детьми, наблюдения на занятиях и в специально организованных диагностических ситуациях.
Вопросы для беседы с ребенком
- Нравится ли тебе заниматься?
- Какие занятия тебе больше нравятся? Почему?
- Какие занятия ты не очень любишь? Почему?
- Данные вопросы позволят выявить отношение детей к обучению на занятии, содержание деятельности, вызывающей наибольший интерес (личностный, познавательный, эстетический, интерес к учебной деятельности, случайный интерес) у дошкольников и его причины.
- Далее можно задать следующие вопросы:
- Какие занятия тебе нравятся больше: те, где ты выполняешь задание один или те, где выполняешь задание вместе с другими детьми?
- С кем из детей ты чаще вместе выполняешь задания на занятиях? Почему?
- После занятий с кем из детей тебе больше нравится играть? Почему?
- Если тебе хочется сделать большую красивую работу, ты будешь делать ее один или позовешь друзей? Почему? Кого из детей ты пригласишь?
- Лучше или хуже у тебя получится, если ты выполнишь работу со своим другом?
- Если вы будете делать работу вместе, вы будете помогать или мешать друг другу?
- Как вы будете договариваться, распределять работу между собой?
- С кем бы тебе хотелось выполнить работу? Почему?
Ответы детей на предложенные вопросы помогут оценить отношение детей к занятиям, содержащим элементы сотрудничества, а также позволят определить или уточнить, кому из сверстников ребенок особенно симпатизирует, с кем предпочитает заниматься, играть, каковы субъективные критерии выбора партнера для совместной деятельности на занятии.
Технологи сотрудничества разворачивается как трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей
- этап
-обогащение представлений о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности
- этап
-состоит из 3 ступеней ,на каждой из которых происходит освоение детьми определённой модели сотрудничества : совместно – индивидуальной , совместно- последовательной, совместно – взаимодействующей .
3 ЭТАП
- самостоятельный выбор детьми моделей сотрудничества
1 этап развития детского сотрудничества – обогащаем эмоции и речь
на данном этапе воспитателю необходимо
- поддерживать положительный эмоциональный фон взаимодействия детей
- ориентировать на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра
- проводить с детьми беседы по обогащению , уточнению правил сотрудничества и дружбы
- демонстрировать образцы поведения и действия с использованием игровых персонажей
- вносить поправки в поведение ребёнка в процессе выполнения действий в случае конфликта
- непосредственно включаться в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра
2 этап развития детского сотрудничества – осваиваем модели сотрудничества
СОВМЕСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА (СИМС) - Предполагает , что после принятия цели в паре или подгруппе , каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально . Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия её цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.
СОВМЕСТНО-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА (СПМС) - Предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком, становится предметом деятельности другого, что требует взаимной регуляции между ними. По этому принципу действует «производственный конвейер».
СОВМЕСТНО-ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА (СВМС)- Предполагает, с одной стороны наличие у детей определенного опыта совместной работы, с другой – открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляется взаимодействие между ними для достижения общего результата.
3 этап развития детского сотрудничества – сотрудничаем с удовольствием
Оценка результатов-
- обращать внимание на то, как важно быть справедливым, доброжелательным
- Восхищаться результатом деятельности
- акцентировать внимание на совместные усилиях детей
Таким образом , освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (со сверстниками и взрослыми).
Литература : Л.С. Римашевская « Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников»; Центр педагогического развития , 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....
Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"
В консультации отражены основные проблемы в речи воспитателя, и пути их исправления....
Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"
В консультации представлены основные ошибки в речи воспитателя. А так же приемы исправления разговорной речи...