разработка педагогического проекта
проект на тему
Наши обучающиеся ( мы их называем «воспитанники») – это подростки, те, которые по возрасту должны обучаться в обычной школе. Всех их объединяет одно - социальное неблагополучие. Это дети из неполных семей, семей социального риска; дети, вынужденные зарабатывать себе на жизнь или не имеющие возможности продолжать обучение в обычной школе. Основной состав наших классов составляют учащиеся, которых обычные городские школы отсеяли по причинам неуспеваемости или плохого поведения, конфликтов с педагогами или одноклассниками. Они не имеют необходимых учебных навыков, желания и интереса к учебе, то есть это дети с различными формами учебной и социальной дезадаптации .Вовлечение обучающихся в физкультурно-оздоровительную деятельность, как один из приоритетов моей профессиональной деятельности, дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни и является альтернативой девиантному поведению воспитанников нашего ОУ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyy_proekt.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Исаков Александр Николаевич,
Руководитель физического воспитания,
ГБСУВУОТ СПУ «Уральское подворье», г. Пермь, Пермский край.
РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«СПОРТИВНЫЙ КЛУБ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ОУ КАК СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗОЖ, ВОСПИТАНИЯ, РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «РИСКА» И СОП»
Аннотация:
Основным приоритетом нашей деятельности, согласно ФЗ №273 «Об образовании в РФ» и «ФГОС ООО» является образовательная и воспитательная направленность работы с несовершеннолетними детьми , оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Наверное, как никто другие, наши воспитанники нуждаются в постоянном внимании со стороны педагогов и чувстве нужности и необходимости в современном обществе.
Наши обучающиеся ( мы их называем «воспитанники») – это подростки, те, которые по возрасту должны обучаться в обычной школе. Всех их объединяет одно - социальное неблагополучие. Это дети из неполных семей, семей социального риска; дети, вынужденные зарабатывать себе на жизнь или не имеющие возможности продолжать обучение в обычной школе. Основной состав наших классов составляют учащиеся, которых обычные городские школы отсеяли по причинам неуспеваемости или плохого поведения, конфликтов с педагогами или одноклассниками. Они не имеют необходимых учебных навыков, желания и интереса к учебе, то есть это дети с различными формами учебной и социальной дезадаптации.
Поэтому для меня лично физическая культура, являясь составной частью общей культуры личности, во многом определяющая социальный и нравственный статус воспитанника и может быть решающим фактором предупреждения и преодоления отклонений в поведении подростков. Вовлечение обучающихся в физкультурно-оздоровительную деятельность, как один из приоритетов моей профессиональной деятельности, дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни и является альтернативой девиантному поведению воспитанников нашего ОУ .
Таким образом, обобщив опыт проведения оздоровительных и других спортивно-массовых мероприятий, где сочетались различные формы и варианты организации деятельности и взаимодействия воспитанников и педагогов нашего ОУ с детьми различных социальных групп, подростков с разноуровневой физической подготовкой и состоянием здоровья, мной был подготовлен и разработан наиболее оптимальный для наших условий ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«СПОРТИВНЫЙ КЛУБ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ОУ КАК СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗОЖ, ВОСПИТАНИЯ, РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «РИСКА» И СОП»
где были учтены все особенности целей и задач и планируемых результатов моей внеурочной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, мероприятие, воспитание, участники, ответственные, воспитанники, команда, развитие, попытка, ошибка, способности, успех.
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
Введение
В Российской Федерации проживает более 30 миллионов детей. Будущее Росси в условиях глобализации, масштабных социально-экономических изменений общества определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного развития детей, подготовки их к жизни в быстро меняющемся мире.
Согласно Всеобщей Декларации прав человека , дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.
Являясь членом Организации Объединенных Наций , Россия разделяет цели и принципы Декларации и Плана действий : «Мир, пригодный для жизни детей», в котором устойчивое социальное развитие человека при наилучшем обеспечении интересов ребенка основывается на принципах демократии, равенства, недискриминации, мира и социальной справедливости, а также универсальности, неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека. Включая право на развитие. За последние годы в нашей стране был реализован широкий комплекс мер, направленных на за защиту детей, что позволило обеспечить: сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности детей; сохранение доступа к системам образования и здравоохранения; гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков.
Основные проблемы семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения, что создает серьезную угрозу будущему и безопасности страны. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и употребления ПАВ: почти треть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения. Растет уровень заболеваемости детей социально обусловленными заболеваниями , прежде всего туберкулезом и ВИЧ/СПИД. Бедность семей СОП затрудняет многим детям доступ к базовым социальным услугам и развитию, как следствие возникшего социального неравенства. В самом уязвимом положении находятся дети из многодетных, неполных семей и семей с безработными родителями. Имеет тенденцию роста детская беспризорность.
Таким образом неоспорима острота и масштабность проблемы, когда катастрофически типичными чертами демографического поведения являются: отказ от традиционных семейных ценностей, ориентация на незарегистрированный брак, снижение значимости установки на здоровый образ жизни.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Согласно основным направлениям государственной социальной политики по решению проблемы улучшения детей, находящихся в особо сложных жизненных обстоятельствах, основной целью деятельности субъектов Федерации, образовательных организаций, социально значимых инициатив и руководителей и организаторов проектов является создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и подростков. Одной из первоочередных задач государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации является:
- Охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей, находящимися в особо сложных жизненных обстоятельствах ( группа «риска» и группа СОП).
В решении данной стратегической задачи педагогического проекта как никогда важна роль педагога ( наставника), который должен ориентироваться и знать свою роль в реабилитации несовершеннолетних группы СОП и группы «риска». Стратегия проекта разработана с учетом масштабности проблемы на долгосрочный период с 2013 по 2016 год и призвана обеспечить достижение определенных результатов в рамках существующих стандартов и формирование единого подхода к решению проблемы адаптации детей группы «риска» и СОП как от институтов управления, так и отдельно взятых граждан ( в нашем случае: администрации ОУ и педагогического коллектива) к определению целей, задач, направлений и первоочередных мер, а также разработке программ и воплощению их в жизнь, выбором средств и методов их реализации по решению цели формирования значимости установки на здоровый образ жизни, а также содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Целью проекта является привлечение наибольшего контингента обучающихся ОУ «Уральское подворье» к регулярным ( а в конечном счете и систематическим) занятиям физической культурой и спортом, а также вовлечением в физкультурно-оздоровительную деятельность ОУ педагогического коллектива ( воспитателей, педагогов социальной и психологической групп сопровождения и т.д.)
Проект ориентирован на последовательное решение следующих задач :
- способствовать созданию условий для гармоничного развития личности;
- увеличить объем физкультурно-оздоровительной активности воспитанников в рамках внеурочных занятий и мероприятий;
- способствовать укреплению здоровья, физического развития и повышения работоспособности учащихся;
- содействовать воспитанию инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- способствовать развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции;
- содействовать формированию модели безопасного поведения в повседневной жизни;
- содействовать формированию индивидуальной системы здорового образа жизни;
- способствовать выработке антитеррористической личной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению;
- сформировать систему массовых спортивных мероприятий, направленных на интеллектуальное, творческое развитие, физическое воспитание и привлечение к активным занятиям физкультурой и спортом;
- организовать систему расширения коллективного влияния авторитета занимающихся по принципу: «я занимаюсь – приведу друзей»;
- способствовать становлению связей с другими физкультурно-оздоровительными центрами, клубами, организациями;
- вовлечь весь педагогический коллектив в процесс становления и работы спортивного клуба;
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
ВОСПИТАННИКИ:
Эпитет «трудные» подходит почти для каждого. У большинства учащихся педагогическая и психологическая запущенность, отсутствует мотивация учения, потеряны социальные ориентиры, беден словарный запас, плохо развита речь. Реализацию своих сил ученики находят через конфликт с общепринятыми моральными нормами.
Многие из учащихся имеют большие перерывы в учении. По разным причинам они оставили массовую школу: затруднения в учёбе, стремление пойти работать, чтобы приобрести материальную независимость от родителей или получить средства к существованию.
Перерыв в учении приводит к частичной утрате опорных знаний, умений и навыков, что, в первую очередь, не может не оказать отрицательного влияния на отношение к учёбе. Затруднения в учебной деятельности обычно приводят к снижению посещаемости учащимися классных занятий, вследствие чего возникают трудности в формировании системы умений и навыков самостоятельной работы.
Своеобразие моей профессиональной деятельности заключается ещё и в том, что в наряду с работой по физическому воспитанию с детьми с отклонениями в поведении (с девиантными) она выстроена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушением интеллекта ( ЗПР) 12 – 17 лет,
У многих детей с задержкой психического развития (ЗПР) наряду с основным диагнозом имеются много различных сопутствующих заболеваний, таких, как нарушение сердечно - сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем, отмечаются нарушения зрения и слуха, ожирение, ограниченность речевого развития. В двигательной сфере детей отмечается нарушение координации, точности и темпа движений, сенсомоторики, наблюдаются различные нарушения опорно – двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия), мышечная слабость, отставание в росте. Задержка психического развития нередко сочетается с нарушением развития конечностей, кистей, пальцев, головы, внутренних органов, память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, особенно затруднено осмысленное запоминание. Внимание характеризуется малой устойчивостью, замедленностью переключения. Существенно страдают волевые процессы: дети не умеют руководить своей деятельностью. Нередко у детей с задержкой психического развития встречаются «стёртые» двигательные нарушения, которые компенсировались к школьному возрасту и стали практически незаметны в бытовых условиях, однако проявляются при физической нагрузке и при выполнении сложных двигательных действий. Выше перечисленные отклонения в состоянии здоровья у детей рассматриваемой категории обуславливает различного рода трудности при овладении учебным материалом по физическому воспитанию. Зачастую самые простые по технике выполнения физические упражнения становятся для ребёнка трудно выполнимыми из-за нарушения аналитико- синтетической деятельности, ослабленного мышечного развития конечностей, наличие статики, нарушения согласованности движений и пр.
Специфика деятельности учащихся с нарушениями интеллекта – чрезмерная двигательная реактивность, интенсивная эмоциональная напряженность, яркое проявление негативного отношения к занятиям и окружающим детям и взрослым. Свои требования как педагога вижу в сочетании уважения личности ребенка и учета уровня его физического развития и физической подготовки, требовании от детей больше самостоятельности, активности, дисциплинированности и взаимопомощи при постоянном контроле учителя.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ.
И мы, преподаватели, всех учим, воспитываем, к каждому находим подход. Применение в общении с ними мер назидательного педагогического воздействия положительного результата не приносит. Чтобы действительно помочь «нашим» «трудным» подросткам, требуется войти в их жизнь как Друг, имея заведомо доброе отношение к ним.
Поэтому в решении цели и задач проекта как никогда важна роль социального педагога ( наставника), который должен ориентироваться и знать свою роль в реабилитации несовершеннолетних группы СОП и «риска».
Неоспоримы роль и огромное значение группы педагогов-психологов ,как движущей и направляющей силы в решении психологических проблем ребенка и осуществляющих психологическое сопровождение проекта.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего, и динамики развития показателей неблагоприятны. Тем весомее становится значимость физической культуры и физического воспитания, как важнейшей части оздоровления детей и создания надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.
Работа и механизмы реализации проекта намечены в соответствии с Законом Пермского края от 30 декабря 2010 г № 117-ПК « О долгосрочной целевой программе»Развитие физической культуры, спорта и здорового жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы», направлены на оказание целевой группе (в нашем случае обучающихся воспитанников, в большинстве своем группа «риска» и СОП) услуг по проведению занятий в оздоровительных группах и спортивных секциях.
Специалистам, привлеченным к работе по реализации проекта, важно не только разбираться в конкретных проблемах социального, психологического и возрастного развития подростка, уметь решать задачи их преодоления, но и, зная цель своей деятельности, изначально знать её результаты. Ввиду долгосрочности реализации данного проекта результаты деятельности по его реализации будут планируемыми и предполагаемыми.
При становлении спортивного клуба должны быть достигнуты следующие планируемые результаты:
- создание условий для гармоничного развития личности;
- увеличение объема физкультурно-оздоровительной активности обучающихся в рамках внеурочных занятий в спортивных и оздоровительных секциях;
- формирование созидательной деятельности воспитанников и готовности их к сознательно вести здоровый образ жизни;
- реализация возможности детей в повышении уровня физического развития и совершенствования;
- системное противодействие информации, наносящей вред здоровью, нравственному и физическому развитию подростков;
- формирование системы массовых спортивных мероприятий, направленных на интеллектуальное, творческое развитие, физическое воспитание и привлечение к активным занятиям физкультурой и спортом воспитанников ОУ;
- организация системы расширения коллективного влияния авторитета занимающихся;
- установление связей с другими физкультурно-оздоровительными организациями и коллективами;
- вовлечение всего педагогического коллектива в проект;
В перспективе реализации данного проекта мы должны предполагать следующие результаты деятельности:
- Массовость ( вовлечение максимально наибольшего количества обучающихся ( более 250 человек ) и педагогов ( свыше 60 ) к участию в данном мероприятии.
- Доступность ( создание комфортной «домашней» атмосферы, т.к. все мероприятия проводятся на территории ОУ; возможность участия в проекте всех воспитанников).
- Формирование УУД ( занятия с учетом сформированности ЗУН и комплектация команд участников мероприятий и занятий секций из различных групп обучающихся, на начало каждого учебного года практически совершенно незнакомых друг с другом, и педагогов с целью формирования: коммуникативных УУД (потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог; работа в команде) ;регулятивных УУД (волевая саморегуляции как способности к волевому усилию); познавательных УУД (овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами); личностных УУД ( формирование социальной роли ученика).
- Воспитательная направленность проекта ( умение общаться в совместной деятельности не только со сверстниками .но и с педагогами ( руководителями команд других ОУ) и с судьями ; формирование сплоченности и чувства коллективизма при решении задач занятий и соревнований.
ПРИМЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАБОТЫ СПОРТИВНОГО КЛУБА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Клуб создается на добровольных началах по инициативе учащихся, педагогов, родителей, администрации ОУ, спонсоров, шефов, социальных партнеров и является активным участником российских и региональных программ по пропаганде и формированию ЗОЖ и популяризации занятий физической культурой и спортом.
Работа Клуба строится в соответствии с принципами государственной системы физического воспитания и образования при широкой инициативе обучающихся и общественности.
Основой спортивной жизни Клуба являются Планы:
- комплекса мероприятий и соревнований Спартакиады ОО Пермского края под руководством ПРО ОГФСО «Юность России»;
- комплекса соревнований и мероприятий муницепалитетов г. Перми;
- воспитательной работы ОУ;
- физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы ОУ;
- План работы Клуба.
При успешном воплощении в жизнь данных мероприятий Проект может стать основой становления и реализации социального проекта, в котором :
- Клуб является общественным объединением ( организацией) со своим Уставом, Руководством, Правами;
- Клуб создается по решению Учредителя и регистрируется в Минюсте.
Клуб имеет право:
- награждать грамотами. Дипломами, памятными подарками спортсменов, спортивные коллективы, педагогов, тренеров, общественников;
- представлять в вышестоящие органы документы о награждении и поощрении;
- пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием и спортивными сооружениями, имеющимися на территории ОУ;
Высшим органом управления является общее Собрание членов Клуба.
Общее руководство возлагается на Президента Клуба и Совет Клуба, которые выбираются общим Собранием при тайном или открытом голосовании.
Организационно-методическое обеспечение работы Клуба осуществляется педагогическим коллективом ОУ.
В составе Клуба могут работать следующие комиссии:
- информационно-пропагандистская;
- конкурная ( организация и проведение мероприятий);
- судейская ( обслуживание и судейство соревнований и конкурсов мероприятий).
Руководители комиссий входят в состав Совета Клуба.
Совет Клуба:
- осуществляет прием в члены Клуба и исключает из его состава;
- утверждает План работы Клуба;
- принимает решения о поощрении и привлечении к ответственности за нарушения;
- не реже одного раза в месяц проводит заседания, на которых обсуждаются отчеты и информация о работе комиссий, секций. Групп, команд и членов Клуба;
- подводит итоги проведения мероприятий;
- рассматривает предложения по совершенствованию деятельности Клуба.
Попечительский совет оказывает помощь в работе Клуба. В его состав входят педагоги, родители, шефы, спонсоры, представители местных органов власти.
Членами Клуба могут быть учащиеся ОУ, признающие Устав Клуба, принимающие участие в мероприятиях и занятиях Клуба.
План работы Клуба составляется в соответствии с Планом учебно-воспитательной работы ОУ ( ГБСУВУОТ СПУ «Уральское подворье»).
Занятия в Клубе проводятся в соответствии с графиками и расписаниями в форме тренировок, соревнований, а также участия в мероприятиях.
Проведение занятий осуществляется тренерами-преподавателями, а также активистами-общественниками из числа наиболее подготовленных членов Клуба.
За всеми занимающимися в проекте устанавливается постоянный врачебно-физкультурный контроль.
Секции, учебные группы и команды комплектуются с учетом пола, возраста, интересов и уровня спортивной подготовленности занимающихся.
Учет всей работы Проекта ведется по следующим разделам:
- состав Совета, комиссий, тренеров и преподавателей;
- списочный состав занимающихся, расписание занятий, программный материал, посещаемость;
- проведение мероприятий и результаты участия в соревнованиях;
РИСКИ НЕОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЛИ НЕРЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- отсутствие материально – технической базы;
- отсутствие кадров;
- незаинтересованность педагогического коллектива в реализации Проекта;
- и, как следствие, незаинтересованность самих воспитанников.
Однако, насколько бы ни были велики данные риски, анализируя результаты моей профессиональной деятельности за прошедший период с 2013 по 2015 год, могу с полной уверенностью заявить, что цель, первоочередные задачи и ожидаемые результаты Проекта мной были выполнены и осуществлены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Разработка педагогического проекта"
В статье раскрыто понятие педагогического проекта. Подробно рассмотрены структурные элементы педагогического проекта. Приведены многочисленные примеры педагогических проектов....
Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...
Методичечкая разработка: педагогический проект.Тема работы: проект «Одаренные дети»
Данный проект работал в течении трех лет.Мероприятия проекта были направлены на поддержку творчески равивающихся,способных обучающихся района Проект был частью единой районной программы "...
Разработка педагогического проекта "Зачем нам помнить о войне"
План реализации педагогического проекта "Зачем нам помнить о войне"...
Педагогический проект "Разработка программы внеуроячной деятельности "Проба пера"
В материале содержится рабочая программа внеурочной деятельности "Проба пера" (первый год обучения)....
Отчет методической разработки в системе внеклассной работы для обучающихся с ОВЗ педагогического проекта «Сто друзей – сто затей»
Творчество – является одним из средств формирования положительных аспектов личности. Развитие творческих способностей обучающихся будет способствовать успешной адаптации в обществе. В...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)
В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...