Обобщение опыта по теме "Интерактивные технологии обучения истории"
методическая разработка на тему

В статье представлен опыт работы педагога по применению интерактивных методов обучения  на уроках «Истории». Автор предлагает новые подходы в преподавании курса на основе личностно-ориентированных и проблемно-поисковых методов. Внедрение технологий интерактивного обучения позволяет вовлекать в процесс познания каждого учащегося, используя его  индивидуальный опыт, развивая его интеллектуальные и коммуникативные способности. Интерактивные технологии так же включают в учебный процесс мотивационную сферу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_ionina.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивные технологии обучения истории».

Ионина Ольга Викторовна, учитель истории, обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 1»  г. Губкинский ЯНАО

Аннотация

В статье представлен опыт работы педагога по применению интерактивных методов обучения  на уроках «Истории». Автор предлагает новые подходы в преподавании курса на основе личностно-ориентированных и проблемно-поисковых методов. Внедрение технологий интерактивного обучения позволяет вовлекать в процесс познания каждого учащегося, используя его  индивидуальный опыт, развивая его интеллектуальные и коммуникативные способности. Интерактивные технологии так же включают в учебный процесс мотивационную сферу. Не секрет, что в условиях огромного потока информации современные ученики уже не хотят учиться тому, что им не понятно и не интересно. Они хотят знать: что они делают, для чего и как это может пригодиться им в дальнейшей жизни. 

В процессе преподавания курса «История» очень важным умением является умение слышать и слушать друг друга, признавать ценность опыта любого из участников коммуникации. Технологию интерактивного обучения можно применять  любых классах. Она подходит для учащихся с любым уровнем знаний и любого возраста. Единственное условие для учащихся – это желание узнавать новое, а для учителя – желание поделиться своими знаниями.

В современном мире нельзя запрещать. В современном мире нужно давать что-то такое, что привлекает больше внимания и становится более интересным. Находясь в информационном поле культуры, религии, истории современный подросток должен сделать самостоятельный выбор. Именно этот потенциал личности развивает новый предмет и те технологии обучения, которые применяются в процессе его преподавания.

Условия возникновения опыта:

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.

Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни. 

Актуальность и перспективность:  обусловлена, педагогической значимостью интерактивных методов обучения, так же необходимостью всесторонне изучить и применить на уроке истории. Интерактивные методики на сегодняшний день являются наиболее перспективными с точки зрения развития современной системы образования. Использование интерактивных методик – это создание таких условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой и самостоятельно добывают знания. Обучение в интерактивном режиме становится максимально приближенным к ученику: он при помощи учителя обучает себя сам. Учитель включается в процесс только как координатор и консультант, который знает больше чем каждый из учащихся, но не заставляет их учиться, не требует и не добивается, а предлагает сотрудничество и помощь.

Теоретическая база опыта:

Тема интерактивных методов в обучении изучена достаточно хорошо. Источниковой базой послужил, как собственный опыт педагогической практики, так и исследование педагогов по данной теме.  В книге «Теория и методика преподавания истории» автор Вяземский Е.Е. особое внимание уделяет мировому опыту преподавания и изучению истории в школе.

Хуторский А.В. в книге «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» представил различные методологические системы, конкретные методы и формы обучения, использовал новейшие технологии и примеры ведения занятий.

В книге «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории»  Короткова М.В. описывает два ведущих интерактивных метода- обучение с помощью игровой деятельности учащихся и дискуссии. Автор представляет различные сценарии игр и дискуссий. Эти нововведения можно использовать в нетрадиционных уроках, которые способствуют улучшению знаний учащихся.

 В книге «Педагогика» Подласый И.П. раскрыл общие основы педагогики, теории воспитания с учетом достижения современных наук и педагогического опыта, рассмотрел принципы организации педагогического процесса в школе.

Новизна опыта заключается в том, что интерактивные методики применяются  в преподавании многих предметах,  в том числе истории и обществознания в среднем звене. Таким образом, на основе объективных данных, таких как успеваемость и качество знаний можно проанализировать результативность опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что мы ничему не можем научить учащихся, кроме того, что научить их учиться. При таком подходе почти каждый предмет, изучаемый в школе, может стать прикладным. Имеется в виду, что на любом уроке, используя его содержание, учащиеся могут осваивать те практические умения и навыки (компетенции), которые пригодятся им в дальнейшем. Учитель на уроке ставит учащихся в позицию активного самоуправления и позволяет им раскрыть свои лучшие нравственные, интеллектуальные, коммуникативные и лидерские качества. Для учителя уроки в режиме интерактивного обучения так же создают новые возможности. Ход урока, построенного в режиме интерактивного обучения невозможно запрограммировать заранее. Поэтому подготовка учителя к уроку заключается не в написании подробного, развернутого плана, а в подготовке разнообразного ресурсного материала, который в процессе урока можно использовать произвольно, учитывая пожелания и предложения учащихся. Так на уроке возникают субъект - субъектные отношения. Это создает у учащихся дополнительную мотивацию, потому, что они являются сотрудниками и соучастниками процесса.  Наивысшей формой общения «учитель-ученик» является подготовка творческих заданий самими учащимися. Это могут быть сообщения и презентации, практические и тестовые задания. Такие творческие задания учащиеся самостоятельно составляют начиная с 4 класса. А в 5-6 классе это могут быть задания тематические, интегрированные, компетентностные и др. Работа в интерактивном режиме имеет продолжение в старших классах. Учащиеся легко адаптируются при переходе в старшую школу, активно реализуют себя в общественной и личной жизни. Можно сказать, что активная жизненная позиция становится для них привычкой и образом жизни.

Технологии опыта: интерактивные методики – это методики, при которых процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.  

Интерактивный подход в обучении в отличие от традиционного подхода предполагает:

Сравнение традиционного и

интерактивного подхода к обучению

Основная задача: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний.

Задача обучающихся: как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

Модель односторонней коммуникации.

Создание  условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

Воспроизведение знаний, добытых в результате самостоятельной исследовательской деятельности

Модель многосторонней коммуникации.

Методов интерактивного обучения существует огромное количество. В зависимости от темы и цели урока используются те или иные из них: игровые ситуации, работа с партнером, групповая работа, составление творческих заданий и проектов. Применение интерактивных методик на различных этапах урока помогают учащимся усваивать материал на основании личного опыта. В преподавании используется проблемно-поисковый метод. Практически любой урок начинается с постановки проблемы. Для активизации знаний учащихся используются проблемные вопросы, литературные произведения, притчи, сказки, загадки. Так же любимой для учащихся формой работы на уроках истории являются интеллектуальные игры. Ребята сами составляют вопросы, учатся формулировать их правильно и правильно на них отвечать. Практикуются игры после каждой учебной темы и по всему курсу. Это позволяет в конце учебного года систематизировать фактический материал.

Одним из наиболее часто используемых методов на уроках истории является так же метод проектов. Учащиеся, владеют навыками работы с компьютером и с большим удовольствием готовят  презентации. Однако, у них практически отсутствуют навыки публичного выступления и самопрезентации. Оптимальное развитие этих навыков происходит первоначально во время  работы в группе, а затем индивидуально. Использование компьютерных технологий и проектных методик, является обязательным условием, в преподавании данного курса. Наибольшее воздействие при работе с художественными произведениями оказывают именно зрительные, звуковые и тактильные ощущения. Рисунки, презентации, сочинения учащихся на определенную тему – все это оставляет эмоциональный след в душе ребенка и, особенно в этом возрасте, запоминается на всю жизнь.

Любимыми уроками для учащихся стали уроки-экскурсии: реальные и виртуальные (например, уроки по теме «Священные сооружения», «Религии России»). Многие вопросы, поднимаемые на уроках, имеют свое продолжение во внеклассных мероприятиях нередко с приглашением родителей. Главной особенностью курса является его воспитательная функция, так как предметом изучения в нем является сам человек, его способность духовно развиваться. Отечественная и мировая педагогическая мысль все большее внимание уделяют развитию средствами образования собственного человеческого начала в человеке.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

Итак, классификация интерактивных методов может выглядеть следующим образом:

1. Творческие, креативные задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

4. Использование общественных ресурсов (специалисты на уроках истории, экскурсии, выставки).

6. Изучение и закрепление нового информационного материала.

- Интерактивная лекция.

- Ученик в роли учителя.

- Работа с наглядным пособием.

- Каждый учит каждого.

7.  Обсуждение сложных и дискуссионных проблем.

7.1 ПОПС – формула.

           7.2. Проектный метод.

           7.3 Шкала мнений.

           7.4. Дискуссия, дебаты и симпозиум.

8. Разрешение проблем.

8.1. Мозговой штурм.

8.2. Дерево решений.

Результативность опыта: учащиеся начинают работать в интерактивном режиме с 5-6 класса. На первом этапе они учатся работать в парах, затем в группах. Большое внимание на уроках уделяется отработке специфических умений: умение давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи, соотносить события и явления, систематизировать и обобщать информацию. В старших классах, когда учащимся нужно скооперироваться для выполнения заданий, активно используются технологии кооперативного обучения, такие как игровые методики, метод проектов. Внедрение интерактивных технологий в учебный процесс развивает у учащихся умение работать в команде. Интерактивные методики можно применять на уроках любого типа. На основе этих методов можно строить другие, или придумывать что-то принципиально новое. По моему мнению, использование интерактивных методик в преподавании Истории особенно продуктивно в нашей школе. Интерактивные формы уроков являются составной частью концепции современного обучения. Они стимулируют познавательный интерес, разнообразят процесс обучения, раскрепощают личность ребенка, помогают установить тесный контакт между учителем и учеником. В связи с этим последние годы я внедряю в преподавании истории и обществознания интерактивное обучение.

   Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Это обучение как совместный процесс познания, в котором знание добывается в совместной деятельности через диалог учащихся между собой и учителем.

    Основные характеристики интерактивного обучения:

- комфортные условия, при которых ученик чувствует свою успешность;

- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

- стоит задача – не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность;

- все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения;

- развиваются коммуникативные умения и навыки;

- применяется индивидуальная, парная и групповая работа и разнообразные приемы деятельности;

- обсуждаемые темы неоднозначны.        

Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся, формированию и развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и повышению успеваемости.

Адресная направленность (область применения опыта):       

Технологию интерактивного обучения можно применять  любых классах. Это еще одно ее преимущество. Она подходит для учащихся с любым уровнем знаний и любого возраста. Единственное условие для учащихся – это желание узнавать новое, а для учителя – желание поделиться своими знаниями и соответственная материально-техническая база. Итогом работы в режиме интерактивного обучения является стабильность успеваемости и результативность качества знаний более 80 %.

Трудоемкость опыта: работа в интерактивном режиме с одной стороны предполагает поиск дополнительных ресурсов при подготовке к урокам, а с другой – создает дополнительные возможности. Во-первых, подготовив один раз хороший ресурсный материал к уроку, тебе уже не нужно будет готовиться в следующий раз: бери ресурс и моделируй любой урок. Во-вторых, ты можешь подарить свой урок, обменяться с коллегой, опубликовать и т. д. В-третьих, твои ученики очень быстро осваивают навыки коммуникации и творческой деятельности и сами активно участвуют в создании ресурсной базы для уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...

Обобщение опыта по теме:"Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка"

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения побудили меня использовать технологию обучения в сотрудничестве на своих занятиях. В своей пр...

Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №3 Химилоновой Раисы Исаевны Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"...

Обобщение опыта по теме"Технология дифференцированного обучения математике"

Исследование психологов и педагогов, опыт учителей новаторов показывает: чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески учится, нужно включить их в специально организованную деятельность, сде...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ТЕМА: Геймификация на уроках истории и обществознания-игровое обучение и полезное развлечение.

Современные технологии очень быстро развиваются. Учащиеся с удовольствием воспринимают все то, что связано с компьютерными технологиям, проводя в интернете(соц.сети, виртуальные игры и т.д.) достаточн...