ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему
1. Теоретические аспекты формирования положительной мотивации на уроках.
2. Творческие формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_set_rabotnikov_prosveshcheniya.docx | 93.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА………………...... …………… ……………………………………. ...5
1.1. Специфика урока иностранного языка. Цели и задачи обучения иностранному языку в школе……………………………………….....5 1.2. Пути формирования положительной мотивации обучения……...6 1.3.Развитие творческих способностей учащихся на уроках французского языка……………………………………………………..8
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ФОРМ РАБОТЫ…………………………………………………………….12
2.1.Использование интернет-ресурсов и видео на уроке …………..12 2.2. Экскурсия путешествие…………………………………………..14 2.3.Драматизация…………………………………………………… …15 2.4. Организация урока-праздника…………… ……………….. ….. 16 2.5.Использование метода проекта на уроке………………………. 17 2.6. Музыка на уроке……………………………………………… 20 2.7.Игровые технологии……………………………………………….22 2.8.Дискуссия…………………………………………………………..26 2.9.Использование технологии критического мышления…………26 2.10. Здоровьесберегающие технологии……………………………29
2.11.Внеклассная работа……….............................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 36 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ
"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели самостоятельно сделать приложение этих сведений".
Л.Н.Толстой
Изучение иностранного языка в современном мире становится неотделимой составляющей профессиональной подготовки специалистов самого разного профиля и от качества их языковой подготовки во многом зависит успешное решение вопросов профессионального роста. Расширение и изменение характера международных связей нашей страны делают иностранный язык реально необходимым в разных сферах человеческой деятельности. Он становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса.
Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более и более ориентируют ее на “свободное развитие человека’’, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Известно, что целью обучения иностранно языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетентность, готовность к налаживанию межкультурных связей. Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетентность даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Школа призвана обеспечить определенный уровень владения иностранным языком.
Изучение мотивации учебной деятельности представляет собой, по существу, ключевую психолого-педагогическую проблему, которая определяется мотивами, влияние которых на поведение человека распространяется затем и на другие сферы его жизни.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.
Актуальность выбранной мною темы исследования определяется прежде всего введением нового Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования и призвана облегчить его внедрение, а так же в связи с падением интереса к изучению французского языка. В ЕУВК «Гимназии им. И.Сельвинского», где я преподаю, французский язык вводится как третий язык, обязательный для изучения, что и подвело меня к написанию данной методической разработки.
Целью моей работы является выявление способов и средств, способствующих повышению мотивации к изучению французского языка, выбора оптимальных технологий обучения, совершенствования форм и методов работы, через творческий подход к обучению и определение наиболее эффективных методов и способов работы.
Задачи:
- выявить педагогические условия формирования мотивации изучения иностранного языка;
- рассмотреть способы создания положительной мотивации;
- определить значение творческого подхода в формировании мотивации к учению.
Теоретико-методологической основой работы являются:
-деятельный подход, согласно которому не только проявляется, но и формируется мотивация к учению;
-теория развития мотивации при изучении иностранного языка;
-теория активного обучения.
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1. Специфика урока иностранного языка
Урок - основная форма проведения обучения в школе. Урок иностранного языка в школе имеет свою специфику, т.к. в отличии от других предметов в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая может происходить в условиях личностно-ориентированного и деятельного подходов в изучении. Деятельный подход заключается в том, что обучение общению происходит в выполнении продуктивных видов работы: слушать, читать, писать, говорить и где все эти виды работы рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач. Современный урок иностранного язык - это сложное образование. Подготовка и проведение его требует от учителя больших затрат творческих сил.
Говоря . личностно-ориентированном подходе, подразумевается, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, т.к. только опыт, пропущенный через личную призму ценностей, восприятий, умений может быть присвоен учеником. Урок иностранного языка строится на решении реальных задач и проблем. Ученики не должны “играть в иностранный язык” на уроке, а должны иметь возможность изучать его в ходе рассмотрения актуальных вопросов. Успех обучения во многом зависит от методики работы учителя, от его умения пользоваться современными методами в контексте решения конкретных образовательных задач.
При отборе современных методов обучения, способов, приемов и форм, необходимо учитывать критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически пользоваться иностранным языком.
Непопулярность французского языка в свете проводимой государством политики, приводит к негативному отношению к нему среди детей и родителей. Общеизвестно, что исторически и в силу социокультурных традиций сложилось так, что изучение французского языка в нашей стране было широко распространено, но на современном этапе объективная реальность показывает противоположность поэтому, очень важно затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции чувства, ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его творческие способности;
- делать учащегося главным действующим лицом урока;
- учить школьника работать над языком самостоятельно;
- предусматривать разнообразные виды и формы работы.
Специфика урока французского языка требует особой подготовки, организации, структуры. Перед учителями французского языка встал вопрос: как вообще должно строиться обучение французскому языку, чтобы французский язык все более и более вытесняется английским языком.
1.2. Пути формирования положительной мотивации обучения
Важнейшей задачей обучения школьника иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации. Следует отметить, что очень часто в процессе обучения учителя сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться иностранным языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности для ученика и для учителя. Для того, что бы решить эту задачу, ребенка надо заинтересовать, увлечь предметом.
Как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся.
Для развития познавательных мотивов учащегося при изучении французского языка, могут быть использованы различные методы и приемы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков, необычные формы предъявления материала, внеурочная работа по предмету.
Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя его собственную деятельность по овладению знаниями, не представляется возможной.
Мотивация – это прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Мотив – направленность школьника на определенные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней, т.е. ради чего ученик учится, что побуждает его к учебе. Побудить школьника к учебе может и авторитет родителей, и материальная заинтересованность, и желание увидеть мир, и стремление расширить свой кругозор, Интернет, мотивация жизненных перспектив, мотивация саморазвития, самоуправления. Важно создать условия для появления внутренних побуждений к учению, осознания учеником своих мотивов и возможность дальнейшего саморазвития. Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Интерес как мотив играет важную роль в обучении школьников. Если школьникам интересно учиться, когда в классе создан особый психологический климат, что обеспечивает психологическую защищенность и комфорт, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки. Доволен и учитель и ученик. Идет процесс обучения. Цель достигнута.
Одним приемом мотивации могут быть игры-размышления типа "Удиви меня", когда учитель приводит факты или неправдоподобную историю про то, что изучается или "Фантастическая добавка", где моделируется фантастическая ситуация, которая поможет решить задание.
Ежегодно с целью контроля развития мотивации у учащихся на уроках французского языка, проводится анкетирование учащихся по следующим вопросам:
1.Что мотивирует тебя к изучению французского языка?
2.Расширились ли твои мотивы за последнее время?
3.Какой вид работы тебя привлекает в уроке?
4.Какие виды работы ты хотел бы видеть на уроке больше?
5.Какие виды работы помогают тебе лучше учиться?
6.Если бы ты был учителем французского языка, какие бы формы работы ты использовал и почему?
Последний опрос показал рост мотивации учащихся к изучению через применение творческих приемов.
1.3. Развитие творческих способностей учащихся на уроках французского языка
Актуальность проблемы, рассматриваемой в этой работе, можно объяснить стремлением современной школы к повышению качества усвоения знаний, практической и творческой подготовки учащихся.
Иностранный язык как общеобразовательный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.
Обладая огромным потенциалом, иностранный язык может реализовать его лишь в хорде осуществления практической цели обучения, т.е. только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности, будет расширять свой образовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности, мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.
Иностранный язык как учебный предмет- это дополнительное "окно" в мир. Это средство пополнения знаний в различных областях жизни, науки, искусства.
Самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и человека. Творческая деятельность дает учащимся школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в деятельности на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности.
Проблема формирования творческих способностей у учащихся в процессе обучения иностранному языку приобретает особую актуальность, т.к. овладение иностранным языком:
- воздействует на личность,
- формирует творческие способности,
- обогащает эмоциональный и практический опыт,
- способствует развитию природных задатков детей,
- настраивает учащихся на дальнейшую, творчески-осознанную самодеятельность,
- удовлетворяет желание самореализации, проявление личностных качеств.
Определение понятия “творческие способности” по американскому ученому Фромму – это способность удивлять и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Творческий подход учителя к уроку не менее важен, т.к.творческий учитель "рождает" творческого ученика. Интересное начало урока: заманчивая цель, интеллектуальная разминка, взаимопроверка, ситуация перехода знаю - не знаю. При объяснении: прессконференция, групповая работа, театрализация, проблемный диалог, эвристическая беседа. При контроле: опрос цепочкой, блиц-контрольная, "светофор". Для формирования рабочего настроения можно использовать и такие приемы, как "Поймай ошибку", когда группа учеников получает карточки, где допущены ошибки с целью их выявления или "Мозаика", когда учащиеся должны из набора слов сложить предложение. Еще один интересный способ ввести в урок- игра "Почемучка", когда группы учеников обмениваются вопросами, которые начинаются со слова "почему". При изучении новой лексики я часто использую игру "Творческая лаборатория".
Творчество учителя может проявляться даже в выборе расстановки мебели на уроке. Для моделирования разных технологий существуют разные способы рассаживания учащихся в классе (приложение 12).
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Творчество по своей природе основано на желании сделать что-то, что
до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке- это всегда стремление вперед , к прогрессу, к совершенству.
"Творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое…" Л.С.Выготский.
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ФОРМ РАБОТЫ
Нестандартные формы проведение урока являются важным способом достижения эффективности познавательной деятельности
Проблема, которая волнует всех учителей средних школ – это повышение эффективности урока как основной формы обучения воспитания учащихся. Падение уровня знаний школьников в области иностранного языка, находятся, без сомнения, в несовершенстве проведения урока, где ученик является пассивным созерцателем урока. Нестандартные уроки уже своей структурой побуждают интерес к учебе, вызывают желание проявить себя. К таким занятиям следует отнести: урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсия, видеоурок и т.д. Как привило, форма проведения нестандартных уроков используется на заключительрном этапе усвоения какой-либо темы, как обобщение. Широко в уроке используются нестандартные формы, кот орые позволяют не только обобщать материал, но и активно участвовать во всех структурах урока. Задача учителя – использовать их на уроках для активизации деятельности каждого ученика в процессе обучения, создания ситуации для их творческой активности, развития личностных качеств.
2.1. Использование интернет-ресурсов и видео на уроке
В век компьютерных технологий, когда компьютер становится полноправным членом семьи, а для многих школьников – другом, к сожалению, было бы не правильно оставить этот важный фактор урочной деятельности. Использование ресурсов Интернет - большая помощь учителю. Это и переписка по электронной почте со школьниками других стран, создание и проведение совместных телекоммуникативных проектов, участие в различных конкурсах и олимпиадах, публикации творческих работ учащихся на различных образовательных сайтах, получение самообразования на курсах дистанционного образования. Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаясь с носителями языка. Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелами в знаниях.
Виды работы самые разнообразные:
1.Вопросно-ответный диалог - дать прямые ответы на вопросы компьютера.
2. Диалог с выборочным ответом.
3.Упражнения на заполнение пропусков.
4. Упражнения для самоконтроля владения словарем:
- компьютер предлагает список слов для перевода,
- компьютер предлагает соотнести два списка слов и установить пары синонимов или антонимов и т.д.
Привлекать учащихся к работе через то, что реально стало для них ежедневной потребностью, использовать это в правильном русле – вот задача творческого учителя.
Овладеть коммуникативной компетенцией на французском языке, не находясь в стране изучаемого языка, достаточно трудно, поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием разных приемов. Использование видеофильмов:
- способствует реализации возможности постижения живой иноязычной культуры;
- способствует развитию памяти и внимания;
- использует различные каналы поступления информации (слуховые, зрительные, моторные)
- способствует индивидуализации обучения;
- развитию мотивированности речевой деятельности;
- формированию личностного отношения к увиденному.
2.2.Экскурсии и путешествия на уроке
Трудно переоценить этот вид урока в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между странами.
1 этап. Группа предварительно разбивается на подгруппы (часто это "хозяева" и "гости"). Получив информацию о теме урока, учащиеся начинают продумывать экскурсионные маршруты по городу, которые включают в себя на только осмотр достопримечательностей, но и посещение кафе... Данный вид работы предполагает использование открыток, газет, плакатов, рекламных проспектов, постеров, презентаций. Все это учащиеся могут приготовить или сделать своими руками заранее. Учащиеся используют свою страноведческую информацию или получают ее от учителя.
2 этап. "Хозяева" проводят экскурсию по известным местам. Здесь имеют место монологические высказывания информативного характера, развивается навык умения задавать вопросы. Затем учащиеся перемещаются в какое-либо заведение и завязываются подготовленные и неподготовленные диалоги. В заключении можно дать викторину, сделать кроссворд по пройденным достопримечательностям.
3 этап. Учащиеся оцениваются соответственно их подготовке.
... Свои работы они представляют в виде презентаций. Экскурсия как форма творческой работы на уроке проводится как правило, по завершению разговорной темы. Учащиеся разрабатывают экскурсионный маршрут по городу, по Крыму, а так же:
Dans le pays des héros littéraires (À travers la France littéraire).
Dans le pays de l’humour.
Dans le pays de nos rêves.
Dans le pays des chansons.
2.3. Драматизация
Использование сценок и постановок на уроке французского языка является эффективной и плодотворной формой работы. Использование произведение художественной литературы совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной ситуации, эстетической мотивации. Такой тип работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, углубляет знание языка.
Примерный вариант подготовки урока-спектакля:
- Подготовительная работа. Знакомство и произведением, информация об авторе и его творчестве. Вводится новая лексика, необходимая для понимания.
- Чтение произведения.
- Проверка понимания основного содержания.
- Активизация языкового материала с помощью заданий:
-деление произведения на эпизоды;
- работа по эпизодам с заданием повторить реплики героев;
- определение, кому принадлежат данные реплики, к какому эпизоду относятся;
-распределение ролей, прочтение с целью проговаривания реплик;
-драматизация.
Как привило, в уроке используется драматизация диалогов по изученным темам. Изготовление наглядности и костюмов стимулируют учащихся к разучиванию диалогов.
2.4. Проведение уроков-праздников
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в стране изучаемого языка и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Урок-праздник - это весело, эмоционально, но также требует большой предварительной работы и подготовки. Зато результат будет великолепный.
1 этап. Эти традиционные уроки всегда требуют подготовки. Заранее учащиеся учат стихи, песни, собирают дополнительную информацию о традициях празднования данного события. Учащиеся рисуют плакаты, делают презентации, готовят костюмы, декорации оформляют кабинет…
2 этап. Этот этап может быть проведен нестандартно, не предполагает каких-либо строгих правил, но подразумевает исполнение стихов, песен, сценок, конкурсов, загадок, различных видов деятельности и т.д.
3 этап. Учителю предлагается в качестве поощрения раздать небольшие подарки (конфеты, открытки и т.д.) (приложение1 - конспект урока).
2.5. Использование метода проектов
Использование метода проектов на уроке делает урок французского языка более эффективным, живым, деятельным, красочным. Проектная методика – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий.
Итогом работы учащегося над проектом могут быть как сформированные знания, так и творческий отчет: страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект по страноведческому материалу, письма зарубежному сверстнику, рекламный проспект, презентация…
Совместная работа позволяет не только выполнять посильное для ученика задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять другую точку зрения, аргументировать свой выбор.
Работа над проектом развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.
Проект – это возможность ребенку самореализоваться, проявить свои таланты способности.
К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Темы проектов, над которыми работают учащиеся:
5 класс – "Моя семья", "Мои увлечения", "Времена года"…
6 класс – "Известные люди Франции", "Мой день рождения", "Режим дня"…
7 класс – "Интернет: плюсы и минусы", " Здоровый образ жизни", "Спасти планету"…
8 класс – "Экологические проблемы", "Праздники во Франции", "История моей семьи”…
Формы проектов меняются и усложняются. Работа над проектом может вестись индивидуально и в группе. В последнем случае участникам проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого ученика. Работа над проектом начинается в классе под руководством учителя. Проекты могут быть долговременные и кратковременные. По завершению работы над проектом можно организовать выставку работ учащихся. Важно использовать разнообразные формы работы: оформление, подборку иллюстраций и фотографий, рисунки, музыкальное и видеооформление и т.д.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным этот метод является из-за его способности влиять на мотивацию учащихся и стимулированию к изучению иностранного языка. Работа над проектом-презентацией стимулирует учащихся использовать компьютерные технологии.
Работа над проектом:
- выбор темы или проблемы проекта;
- формирование группы исполнителей;
- разработка плана работы над проектом;
- определение сроков;
- распределение заданий среди учащихся;
- выполнение заданий;
- обсуждение в группе полученных результатов;
- оформление;
- отчет и оценка.
Проект "Семья":
-подписи к фотографиям; - создание семейного древа, сбор информации о родственниках;
- письменный рассказ о жизни своих родственников;
- обзор того, кто чем занимается в семье;
- сочинить стихотворение о семье…
Проект "Еда":
- описание кулинарных рецептов;
- обзорный рассказ о любимой еде;
- описание семейных традиций;
- анализ собственной системы питания;
- разработка диеты.
Проект "Кафе":
-назначение кафе, цели;
-декор и стиль;
-месторасположение кафе;
-разработка меню, выбор направления кухни;
- специальные предложения;
-презентация.
По сути, проект – это разновидность организованной игры, в которой учащиеся используют самые разнообразные виды деятельности (приложение 3).
2.6. Музыка на уроке
Песня и музыка способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурой страны изучаемого языка. Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Во Франции и сейчас в некоторых школах практикуется учение пением.
Музыка содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению, создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность, развивается артикуляционный аппарат, отрабатываются труднопроизносимые звуки и буквосочетания, закрепляются грамматические структуры. Музыка восстанавливает работоспособность, выступает как средство релаксации на уроке. Благодаря музыке дети знакомятся с культурой страны изучаемого языка, ее музыкальной жизнью, творчеством знаменитых музыкантов. На разных ступенях обучения необходимо слушать разную музыку, разные мюзиклы, соответствующие возрасту детей. Это и "Маленький принц", и "Собор Парижской Богоматери", и "Ромео и Джульетта".
Используя музыкальные произведения, можно предложить учащимся:
- прослушать музыкальное произведение, записать слова выражения к данному произведению;
- составить рассказ по прослушанному музыкальному произведению;
- написать письмо композитору;
- пригласить товарища на концерт, рассказав ему о своих впечатлениях и предпочтениях и т.д.
Песни для уроков должны быть аутентичны, доступны в языковом и информативном плане, эмоциональны, актуальны, отвечать возрастным особенностям учащихся. Песню можно и нужно рассматривать как образец иноязычной речи.
При работе с песней можно также организовать игру. Вот примерная методика её организации и проведения:
- учащиеся прослушивают песню 2-3 раза и записывают на листочках строчки из песни, которые они запомнили;
- учащиеся получают текст песни, в котором предложения «перепутались», при очередном прослушивании учащиеся должны будут поставить всё на место;
- учащимся вновь выдаётся текст песни с определённым количеством ошибок, которые при прослушивании надо найти и исправить;
- учащиеся без опоры на текст записывают те слова и выражения, которые они запомнили;
- учащиеся обмениваются листочками и проверяют работы друг друга, подводят итог. Те, кто хорошо справился с заданиями, получают оценки, но обязательно всех учащихся нужно поблагодарить за работу и найти добрые слова в адрес каждого (примечание). Песню можно использовать на различных стадиях урока:
1.В начале урока – для
- создания эмоционального настроя;
- фонетической зарядки;
2.В середине урока – для
- аудирования;
- эмоциональной паузы;
- идентификации грамматических форм;
- закрепления лексического и грамматического материала;
3.В конце урока – для релаксации (приложение 9).
2.7. Игровые технологии
Ролевые игры, как форма нетрадиционного урока, помогают педагогу разнообразить процесс традиционного обучения иностранному языку. Ролевые игры представляют уникальную возможность для повторения пройденного материала и закрепления в ненавязчивой форме теоретических знаний учащихся. Игры способствуют более свободному владению и пониманию устной формы иностранного языка. Ролевые игры несут в себе и психологическую функцию. Игры способствуют психологическому раскрепощению учащихся , преодолению страха перед собственной устной речью и преодоления разочарования и страха перед понимаем чужой речи, если ее уровень выше, чем собственный. Считая урок французского языка ненужным или менее важным, именно ролевая игра помогает педагогу пробудить интерес к предмету, уйдя от традиционного преподавания. Одним из преимуществ игр является то, что все учащиеся работаю одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.
Ученики любят игры, которые имеют элемент удачи, которые добавляют увлеченность игре.
Большинству игр присущи главные черты:
1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, учащиеся всех классов ради удовольствия от самого процесса деятельности.
2. Творческий характер деятельности.
3. Эмоциональная приподнятость.
4. Наличие правил, отражающих содержание игры.
Игра – основа деятельности ребенка любого возраста. В игры любят играть все. Виды игр:
1. Подвижные. Например, игра на запоминание новых слов и т.д.: учащиеся встают в круг и получают от учителя карточку с напечатанным новым словом. Учащиеся проговаривают эти слова. Затем под звучащую музыку онипередают карточки по кругу. Музыка останавливается и учащиеся должны прочитать слово на полученной карточке. Это очень веселая игра, учащиеся по многу раз проговаривают слова, что способствует запоминанию. Можно придумать любые задания.
2. Ролевые игры. Например, семья, где каждому предлагается сыграть определенного персонажа семьи: Chez le medcin. Dans le magasin. Voila notre famille.
3. Интервью. Целью данной работы является опрос всех присутствующих на уроке с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого, ученики работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют вопросы, фиксируют ответы в анкете и т.д. Темы могут быть разнообразными: хобби, спорт, увлечения, музыка, книги, путешествия… Широко используются речевые клише. Учащийся задает вопросы всем ученикам группы и подводит итоги своего опроса. Одновременно ученик отвечает на заданные ему вопросы. Этот процесс является средством интенсивной речевой тренировки. Этот вид работы может иметь продолжение в виде рассказа о своем друге. Учащиеся дома составляют рассказ о друге и на следующем уроке зачитывают.
4.Игры "Что? Где? Когда?", "Поле чудес" резко повышают интерес к предмету (особенно это важно для слабоуспевающих учащихся).
5.Дидактические и логические игры. Игра – закончи предложение. Кто сможет за одну минуту закончить предложение, вставив название животного: un chien, bu renard, un lion, un oiseau, un elephant в следующих выражениях:
Fort comme… Grand comme un…
Fidele comme un… Petit comme…
Ruse comme…
- кто может скaзать больше слов на букву "C" – по теме "Школа"…
- кто запомнит как можно больше предметов;
лнят условия игровых игры. Тот, кто не смог повторить все слова, сказанные до него учащимися, и назвать свое слово, выбивает из игры.
6.Использование заданий:
- из предложенных слов выбрать только по предложенной теме. Например, вы отправляетесь на экскурсию на три дня. Объясни, что ты взял, для чего?
- игра на закрепление лексики по пройденным темам. Надо назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.
- игра на развитие лексического навыка. Один из игроков называет любое слово. Пришедшее ему в голову, желательно короткое. Второй должен назвать слово, рифмующееся с первым, третий- добавить еще одно слово в рифму и т.д. Кто не может назвать слово, получает минус.У кого наберется три минуса- выходит из игры. Выигрывает оставшийся последний.
- игра с глаголом ETRE : "Разрешите представиться". Правила: выигрывает тот, кто скажет о себе больше предложений. Я мальчик. Я ученик. Я сын своих родителей. Я брат моей сестры. Я друг Миши…
Игра "Le dejeuner d’alphabet"
съедобное, начинающееся с буквы “А” (l’abricot). Второй ученик говорит: "Aujourd’hui j’ai mange l’abricot et la banane Первый играющий говорит "Aujourd’hui j’ai mange...." и называет что-либо ", повторяя то, что сказал его товарищ и называя слово на букву “В”. И так далее, пока все ребята не выпо лнят, урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН, викторины:
"Французские пословицы"…
Надо найти русский эквивалент французской пословицы. Ведущий зачитывает пословицы, а команды по очереди отвечают: 1) Tout est bien, qui finit bien (Все хорошо, что хорошо кончается).
2) Le temps, c’est de l’argent (Время – деньги).
3) Il faut battre le fer pendant qu’il est chaud ( Куй железо, пока горячо).
4) Il faut manger pour vivre et non pas vivre pour manger (Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
5) Mieux vaut manquer d’argent que d’ami (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).
6) Il n’y a pas de fumée sans feu (Нет дыма без огня).
7) La fin justifie les moyens (Цель оправдывает средства).
8) Мieux vaut tard que jamais (Лучше поздно, чем никогда).
10) Qui sème: bon grain, recueille bon pain (Что посеешь, то и пожнешь).
7. Интeрвью:
Selon vous: une personne ideale c`est qui? Qu`est-ce que c`est d`après vous un eleve ideale? Est-ce qu`il faut changer quelque chose dans notre gymnase?...
8. Круглый стол.
9. Репортаж (заметка в газету, сбор интересного материала).
10. Телемост.
11. Игры-соревнования.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Это значит выполнять работу качественно, она более высоком уровне. Игра приносит взрослым и детям радость творчества. Творческий человек всегда чем-то увлечен. Использование игр на уроке помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал ученика, увидеть его положительные качества и тем самым мотивировать ученика к учению (приложение).
2.8. Дискуссия на уроке
Дискуссия – это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающая напряженную мыслительную деятельность. С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться , предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса. Дискуссия с ее давно сложившимися традициями является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем. Участники дискуссии излагают свои аргументы и контраргументы, убеждая друг друга в правоте своей точки зрения.
Дискуссия оживляет урок, развивает умения логически и критически мыслить, умение организовать свои мысли, владение устной речью, риторические умения, способность работать в группе, способность сосредотачиваться на сути проблемы. Формы проведения различны: пресс-конференция, ролевые, групповые игры, защита проектных заданий. Примерная тематика дискуссий: Fumer ou non, Le repos actif ou passif, le portable est-ce neсеssaire?, l`Internet: c`est le bien ou le mal?.. . Современные, интерактивные дети прекрасно чувствуют себя на уроках-дискуссиях т.к. этот вид работы предполагает использование групповых форм работы, смены деятельности на уроке, некую оживленность (приложение 4,5).
2.9. Использование технологий критического мышления
В своей практике я использую такие методы критического мышления как "кластер" и "синквейн".
"Кластер" или "Ассоциации" – обучающий прием, который побуждает к размышлениям, обмену мнениями по той или иной теме. Приемы работы по этой стратегии заключается в следующем:
1. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа или на доске.
2. Затем я предлагаю учащимся или группе в центре листа в течении 2-3 минут написать слова или фразы, которые приходят на ум по данной теме.
3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум , пока время не закончилось. В зависимости от языковой подготовки у учащихся разное количество слов. Затем учащиеся делятся своими ассоциациями.
Этот прием хорошо использовать при обобщении материала, т.к. он позволяет учащимся расширить лексический запас, лучше усвоить грамматическое явление, развить коммуникативные явления. А для слабого ученика – это способ проявить себя. Появляется дух соревнования.
Примеры ассоциации:
La musique
Clubs ecoles musicales les instruments
Chansons dances groupes chanteurs compositeurs
La naissance
La famille: La maison: Les interes: Ne: Amis: Ecole;
Frère adressе sport pays non numero
Soeur ville musique ville meilleur moderne
Mere… grande… film nation ami…
Другой прием- "Синквнейн".
Это способ развития критического мышления, который позволяет в нескольких словах рассказать сюжет темы, дать главную информацию, резюмировать информацию урока, способ рефлексии. Это маленькое специфическое стихотворение, которое состоит из 5 строк и содержит сюжет темы. Это средство обучения позволяет найти слова более лаконичные, более точные. Слово взято из французского языка.
Целью этой технологии является: - достичь более глубокого понимания темы;
- работа в парах;
- развитие креативности;
- возможность самореализации, обогащения словарного запаса, умения делать выводы и формулировать главную идею;
- возможность самоконтроля;
- последний этап подготовки к пересказу текста;
- средство рефлексии.
Описание работы:
1.Знакомство с правилами написания синквея.
2.Построение по правилу:
Первая строка - одно слово, описывающее тему (существительное).
Вторая строка - два слова (прилагательные).
Третья строка - три слова, выражающих действие по теме (глаголы или причастия).
Четвертая строка - фраза из 4-х слов, показывающая отношение к этой теме – предложение.
Пятая строка - одно слово, синоним первого или целое предложение.
Каждый ученик или группа имеет 3-4 мин для написания синквея. Ученики как бы дополняют друг друга. У некоторых даже складываются стихи : Снег – La neige:
Brillante, froide
Tomber, danser, couvrir
Que c’est beau!
La joie
Увлечения – Film
Amusant, interaissant
Rire, se reposer, se relaxer Il faut regarder ces filmes Plaisir
Le portable
Necessite,actuel
Porter, telephoner, soigner
Il fait do-do
Un ami
2.10.Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии являются не столько средством сохранения здоровья во время получения образования, но и являются средством мотивации к учению. Необходимо организовывать учебный процесс так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки. Важно стремиться к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, важен и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Основными видами работы в этой технологии являются:
- нестандартные формы проведения урока;
- использование средств здоровьесбережения: подвижные игры, игры с предметами (мяч, кукла…);
- физкульминутки: имитативные, ритмические под использование различных стишков, которые сопровождаются движениями:
1. Un, deux, trios
Sans bruit
Assieds-toi.
2. 1,2,3 Madame Leroi,
4,5,6 Madame Caprice…
- коммуникативные игры;
- песня, танцевальные движения, инсценировки, музыка.
- проговаривание скороговорок рифмовок в различных темпах с движениями;
- пантомима;
- формирование культуры здоровья через тематику урока: Le mode de vie, La vie saine, Le regime, Le repas et la santé, Les mauvaises habitudes…
- шутливые истории на уроке.
Ожидание необычного, особая заинтересованность служит снятию напряжения и вызывает интерес у ребенка. Доброжелательная атмосфера урока, сотрудничество, создание условий для проявления творчества ребенка – все это положительно скажется на психофизическом здоровье учеников и создаст положительную мотивацию к учению (приложение).
От степени вовлеченности учащихся в процесс познания зависит и результат. На запоминание, усвоение учебного материала влияют и то, что мы читаем, что мы слышим, что мы видим, что говорим, а главное - что делаем ( приложение 10).
2.11.Внеклассная работа
Внеклассная работа по французскому языку приобретает особое значение в условиях, когда интерес к изучению французского языка снижается, умственная активность обучающихся затухает, интерес к учебному предмету падает. Возникает необходимость поиска таких стимулов, которые способны повысить эффективность процесса обучения французскому языку. В нашей гимназии им. И Сельвинского французский язык вводится в 5 классе как третий иностранный язык после немецкого и английского языков. Вопрос стимулирования учащихся к изучению французского языка стоит очень серьезно. Наша задача заинтересовать учащихся, увлечь их и использовать потенциал знаний английского и немецкого языков.
Для младших школьников такими стимулами служат различные игры, экскурсии, инсценировки. Для старшеклассников рекомендуется разрабатывать проблемные ситуации, творческие задания, связанные с поиском решения, организация творческой и проектной деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах. Важно, чтобы стимулы были разнообразными, дифференцированными в зависимости от возраста, интеллектуальных способностей, уровня языковой подготовки, круга интересов учащихся, содержания учебного материала.
В своей работе мы использует следующие виды внеурочной работы:
- организация проектной деятельности;
- литературные викторины;
- выпуск тематических стенгазет: “ Stop fumer!”, “Le Noel et le Nouvel An”, “A travers Paris”…
- проведение дней французской культуры;
- проведение фестиваля "Французская весна" в рамках дней французской культуры в гимназии;
- вернисажи "Франция глазами детей";
- конкурсы презентаций: например, сделать презентацию "Вся Франция за 1 минуту", "Для меня Франция – это…", конкурс эмблемы фестиваля “Французская весна”- песенный фестиваль;
- неделя французского языка;
- работа кружка “Говорим по-французски”;
- проведение открытых уроков для родителей и привлечение родителей к участию в конкурсах, викторинах…
- драматизация;
- участие в республиканском конкурс знатоков французского языка "Галлус";
- литературный перевод стихотворений;
Факультативные занятия, страноведческие курсы преследуют следующую цель: формирование интереса учащихся к изучению французского языка через социокультурный компонент обучения.
На кружке учащимися 5 класса (первый год изучения) был поставлен спектакль-сказка "Колобок", "Теремок". Маски, костюмы учащиеся готовили сами. Кружок – это место совершенствования умений и навыков в свободной атмосфере, применения и раскрытия своих талантов (приложение 7).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе были рассмотрены вопросы и приведены примеры использования творческого подхода в изучении французского языка как основного способа формирования положительной мотивации к изучению французского языка и реализации в учебно-воспитательном процессе нового Государственного стандарта обучения иностранным языкам. Как показывает практика, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, для развития мотивации обучения оправдано регулярное применение творческих, нетрадиционных форм и способов проведения занятии: 1.повышается активность учащихся;
2.преодолеваются трудности, связанные различиями в фонетическом, грамматическом, орфографическом аспектах первого и второго иностранного языка;
3.создаются условия для самореализации учащихся и возможности проявить себя в атмосфере успешности;
4.повышается интерес и мотивация к учению;
5. возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем;
6 развивается социокультурная компетентность;
7.развивается творческая самостоятельность, гибкость и творческое мышление;
8. учащиеся учатся работать с разными источниками знаний;
9. расширяются межпредметные связи;
10.создаются возможности для самореализации творческого учителя и чувство удовлетворения.
Считаю, что сегодня главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика. Нетрадиционные формы работы, творчество на уроке – это отличное сочетание образования развития и воспитания. Они нравятся детям, т.к. они творчески необычные, а главное – эффективные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабанский Ю.К. Педагогика, М.Просвещение, 1983 г.
- Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М. Просвещение, 1985,224с.
- Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ 2002, 3, с.39-41.
- Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. ИЯШ 2003N 5, С.31-34.
- Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, 2003 N2.
- Золотницкая С.П. Упражнения игрового характера на уроках французского языка в сельской школою ИЯШ N1,1999.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако,2004 .
- Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯШ N4, 1991.
- Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения у школьников. М., 1983.
- Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. ИЯШ 2000,N4.С.14-19.
- Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей, М., 2004.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технологии игры в обучении и развитии. М., 1996.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.Просвещение, 1988.
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ 2001, N2,
С.14-19. - Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. ИЯШ 1991,N2, С.3-10.
- Пассов Е.И. Коммуникативный мет од обучения иноязычному говорению. М.Просвещение, 1985.
- Рябищенкова А.П., Сороковых Г.В. Об интеграции различных видов деятельности на уроках иностранного языка в младших классах // ИЯШ-2004 №5.
- Рогинська О., Выбираэмо гру. ИМНЗ N1,2010,С.75-77.
- Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи. Киев; Радянська школа, 1989.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М."Народное образование" 1998.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск. Высшая школа, 1992.
- Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. М,2005.
- Федоренко О. Спiлкування-процесс активний. ИМНЗ N 5, 2010, С.63-65.
- Фiчора Т. Навчаэмо iз задоволенням- вивчаэмо iз успiхом. ИМНЗ N 4, 2003, С.60-85.
- Чернова Г.М. Французские глаголы в игровых ситуациях на уроках. ИЯШ N 2.
ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся
Как классный руководитель 7 класса я третий год провожу работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...
«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников
Формирование ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»
Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся
Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...