Диагностика мелкой моторики за 2014-2015 г.
тест на тему

Новикова Алевтина Александровна

Результаты диагностики детей Д.Ц.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл диагностика24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое обследование тонкой моторики пальцев рук

у детей с Д.Ц.П (май 2014 года)

 

 

 

Графический рисунок

 

 

 

Действия без предметов

п\п

 

Ф. и.  ребенка

 

возраст

Действия с предметами

Дифференцированность предметов

 

 

 

Высокий

уровень

Выше

среднего

уровня

Средний

уровень

Ниже среднего

уровня

Низкий

уровень

1

Эрика Г.

3-4

 

 +

 

 

2

Полина П.

3-4

 

+

 

 

 

3

Айзиля М.

2-3

 

 

+

 

 

4

Нурислам А.

2-3

 

 

+

 

 

5

Вероника Б.

2-4

 

 

 +

 

6

Виктория П.

3-4

 

 

 +

 

7

Татьяна Т

2-3

 

 

+

 

 

8

Аделина В.

2-4

 

 

 

 +

Диагностическое обследование тонкой моторики пальцев рук

у детей с Д.Ц.П (май 2015 года)

 

 

 

Графический рисунок

 

 

 

Действия без предметов

п\п

 

Ф. и.  ребенка

 

возраст

Действия с предметами

Дифференцированность предметов

 

 

 

Высокий

уровень

Выше

среднего

уровня

Средний

уровень

Ниже среднего

уровня

Низкий

уровень

1

Эрика Г.

4-5

 

 +

 

 

2

Полина П.

4-5

 

+

 

 

 

3

Айзиля М.

3-4

 

 +

 

 

4

Нурислам А.

3-4

 

 +

 

 

5

Вероника Б.

3-4

 

 +

 

 

6

Виктория П.

4-5

 

 

 

7

Татьяна Т

3-4

 

 

+

 

 

8

Аделина В.

3-4

 

 

 +

 

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт мне возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.


Диагностики для младшего дошкольного возраста.


Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1
 Выполнение по зрительному образцу: 
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: 
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений. 

Задание №3
 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза"). 


Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) 
Оценка: нарушение  кинестетического  праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная. 
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. 
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует. 
Оценка: односторонняя пространственная агнозия. 
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. 
Оценка: инертность движений (лобные доли). 
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка: нарушение кинестетической основы движения

 

Оценка результата воспитателем.

     ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

                 

   Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны. 
                                       

Задания для детей  3 - 4 лет:

1.  Пальчик с носиком здороваются. 
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. 
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод.   Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

 

2.  Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

 на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. 
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод.   Нормой считается правильность и время выполнения: для  ведущей  руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

 

3.  Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод.Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4.  Давай поздороваемся  (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). 
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод.   Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

 

Задание для детей 4 – 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

 

  • ¬ «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  • ¬  «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • ¬ «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • ¬ «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

 Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

 

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

  • ¬ Дорисуй прямую линию;
  • ¬ Дорисуй волнистую линию;
  • ¬ Дорисуй ломаную линию (заборчик).

 При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

 

3 блок.

Работа с бумагой

  •   Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  •   Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

  

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

  •               «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
  •                 Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
  •                 Катание шарика.


Методика  проведения обследования  развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2   -  балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;

 

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
 

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.


3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

 

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом  A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

          

  На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий  сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Результаты диагностики 5-х классов в период адаптации с введением ФГОС, 2014/2015 уч. год.

1. Экспресс – методика выявления тревожности  5 классов в период адаптации.2. Диагностика мотивационной сферы.3. Теппинг – тест Ильина,  определения темпа и работоспособности....

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и...

Диагностика развития способностей учащихся класса. 2014-2015 учебный год.

Таблицы, диаграммы. Исходный уровень способностей учащихся (сентябрь). Сформированный уровень способностей (май)...

Приказы УО Администрации г.Когалыма Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013,2013-2014,2014-2015,2015-2016 учебном году

Приказ УО Администрации г.Когалыма Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в в 2012-2013,2013-2014,2014-2015, 2015-2016  учебном году...

Приказ УО Администрации г.Когалыма об итогах проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории города Когалыма в 2012-2013, 2013-2014,2014-2015,2015-2016 учебном году

Приказ УО Администрации г.Когалыма об итогах проведения муниципального этапа  всероссийской олимпиады школьников на территории города Когалыма  в 2012-2013, 2013-2014,2014-2015,2015-2016 уче...

Диагностика развития мелкой моторики Автор: Соснина С.П

Проверяем, на сколько успешно для ребенка прошла подготовка к школеМелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Спос...