Дополнительная предпрофессиональная программа физкультурно-спортивной направленности по МИНИ - Ф У Т Б О Л У
рабочая программа по физкультуре на тему
В дополнительной предпрофессиональной программе физкультурно-спортивной направленности по мини-футболу разработаны и описаны нормативные документы и общте требования к организации учебно-тренировочной работы и спортивная подготовкадля учащихся ДЮСШ начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. Вся разработка программы основана в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта футбол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
предпрофесиональная программа по мини-футболу | 80.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«РАЙОНАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
ГОРДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МЕЖДУРЕЧЕНСКИЙ
Дополнительная предпрофессиональная программа
физкультурно-спортивной направленности
по МИНИ - Ф У Т Б О Л У
Программа рассчитана на детей
и подростков в возрасте от 8 до 18 лет
Срок реализации программы 8 лет
г.п. Междуреченский
2015г.
Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического Совета Директор МБУ ДОД РДЮСШ
протокол № ____________ Д.В.Сафронов
2015 год 2015 год.
Авторы программы:
Калигин Александр Николаевич - тренер - преподаватель первой категории
Рецензенты:
Программа составлена в соответствии с действующими нормативно - правовыми законодательными актами.
Программа предназначена для организации роботы по дополнительным предпрофессиональным программам по мини-футболу в МБУ ДОД Районной ДЮСШ г.п. Междуреченский.
Раскрывает содержание тренировочной и воспитательной работы приводятся планы распределения учебного материала по группам и разделам подготовки, базовый материал, система контрольных нормативов и требования для перевода обучающихся в группы более высокой квалификации.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по мини-футболу для детско- юношеской спортивной школы (ДЮСШ) разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и к срокам обучения по этим программам
Данная программа разработана под условия, созданные в школе для занятий плаванием с обучающимися разного возраста с учетом двигательного режима школьников проживающих в условиях приравненных к условиям Крайнего Севера . Программа рассчитана на любой уровень подготовленности учащихся от 7до 18 лет. Срок реализации программы 8 лет.
При ее разработке использовались ранее существующие программы по мини-футболу для спортивных школ, учитывались новейшие данные научных исследований и передовой опыт работы детско-юношеских спортивных школ на Крайнем Севере и за его пределами.
В соответствии с уставом учреждения и учетом регионального компонента, программой предусмотрено 52 учебные недели:
- 40 недель обучения в условиях ДЮСШ;
- до 4 недель участие в спортивно-оздоровительных лагерях и учебно- тренировочных сборах;
- до 8 недель самостоятельной подготовки детей по индивидуальным планам, разработанным тренерами- преподавателями.
В основу программы заложены основополагающие принципы, спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики:
Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (все виды подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий и комплексного контроля) в оптимальном соотношении.
Преемственность - определяет системность изложения программного материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и средств подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности.
Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей юных футболистов, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств, видов физических упражнений и изменения нагрузок.
В основе организации и проведения занятий отражаются принципы: гуманизации, демократизации, педагогики сотрудничества, доступности, коррекционной и адаптационной направленности в соответствии с которыми тренер обеспечивает каждому занимающемуся одинаковый доступ к учебно-тренировочному процессу.
Главной целью данной программы – является физическое совершенствование подрастающего поколения.
Задачи программы:
- Укрепление здоровья, улучшение физического развития и повышения физической подготовленности обучающихся.
- Обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, развить двигательные способности и основные физические качества (ловкость, гибкость, быстрота, сила, выносливость, координационные способности.
- Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения и общения.
- Формирование высокого уровня технико-тактического мастерства.
Основные показатели работы спортивных школ по футболу – стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей по выполнению программных требований по уровню подготовленности занимающихся (физической, технической, тактической, игровой и теоретической подготовки), результаты выступления в соревнованиях.
Формирование групп на этапах подготовки.
Этап начальной подготовки. На этот этап зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься мини-футболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики футбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. Минимальный возраст для зачисления в группы начальной подготовки 7 лет. Продолжительность этапа 3 года.
Тренировочный этап. На этом этапе формируется группа учащихся на конкурсной основе из практически здоровых детей, прошедших обучение на этапе начальной подготовки и выполнившие нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимся контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке. Минимальный возраст для зачисления в учебно-тренировочные группы 10 лет. Продолжительность этапа 5 лет
При комплектовании групп учитывается возраст, физическая подготовленность обучающихся.
Основной формой учебно-тренировочной работы в ДЮСШ являются: групповые занятия по расписанию (количество занятий в неделю в зависимости от этапа подготовки), а также участие в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа видеозаписей); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия. Обучающиеся старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований, и могут привлекаться к проведению отдельных частей тренировочного занятия в качестве помощника тренера.
Кроме организованных учебно-тренировочных занятий, обучающиеся должны самостоятельно проводить утреннюю зарядку, выполнять индивидуальные задания тренера по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности.
Сроки освоения программ.
№ | Наименование программ | Уровень направленности | Нормативный срок освоения |
Дополнительная предпрофессиональная программа физкультурно-спортивной направленности | |||
1. | МИНИ-ФУТБОЛ | ||
1. Этап начальной подготовки | Дополнительное образование | Три года | |
2.Тренировочный этап | Дополнительное образование | Пять лет |
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической,
технической и спортивной подготовке
Год обучения | Минимальный возраст для зачисления | Минимальное число занимающихся в группах | Максимальное кол-во учебных часов в неделю | Требования по физической и специальной подготовке на начало года |
Этап начальной подготовки | ||||
1-й 2-й 3-й | 7 | 15 15 12 | 6 8 8 | Выполнение нормативов ОФП |
Тренировочный этап | ||||
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й | 10 | 12 12 12 12 12 | 12 12 18 18 28 | Выполнение нормативов ОФП, СФП, ТТП. |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Учитывая анатомо-физиологические особенности организма обучающихся, занятия мини-футболом должны обеспечить:
- укрепление здоровья, закаливание;
- рост уровня физической подготовленности;
- освоение и совершенствование техники и тактики мини-футбола;
- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
- воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
- поиск талантливых в спортивном отношении детей и дальнейшее развитие их способностей;
- профилактика вредных привычек и правонарушений
Показатели уровня физической подготовленности определяются с помощью контрольных испытаний два раза в год (вначале и в конце года). Освоение и совершенствование техники всех способов мини-футбола, выполнение спортивных разрядов определяется участием обучающихся в соревнованиях различного ранга.
Основными формами подведения итогов реализации образовательной программы «Мини-футбол»» являются:
- Выступление обучающихся на соревнованиях всех уровней;
- Стабильность состава и прирост числа занимающихся;
- Выполнение обучающимися нормативов массовых и спортивных разрядов;
- Привлечение обучающихся в составы сборных команд города, области и т.д.;
- Снижение уровня заболеваемости в группах.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Нормативная часть программы является официальным документом, в соответствии с которым планируется подготовка обучающихся в школе.
На основании нормативной части программы и методических положений многолетней подготовки спортсменов МБУ ДОД РДЮСШ г.п. Междуреченский разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спортсменов с учетом имеющихся условий. Утверждение планов подготовки проводится на основании решения педагогического совета и директора РДЮСШ.
Результаты, показанные учащимися на приемных и переводных испытаниях, заносятся в журнал учета групповых занятий РДЮСШ. Приемные и переводные нормативы проводятся соответственно в начале и в конце года.
Нормативная часть программы определяет основные требования по ее структуре и содержанию: по возрасту, численному составу занимающихся, объему отдельных видов подготовки(физической, технико-тактической, игровой) и нагрузок разной направленности, а также по структуре многолетней подготовке юных футболистов. Многолетняя подготовка включает в себя следующие этапы: спортивно-оздоровительный, и начальной подготовки .
Цели программы:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития и повышение физической подготовленности учащихся Крайнего Севера.
- формирование потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом,
- нравственное воспитание, создание условий для самовыражения и основ мини-футбола, овладение навыками игры в мини-футбол,
- подготовка и участие а соревнованиях, самоутверждения личности,
- усвоение теоретических и технических навыков.
Основные задачи начальной подготовки
Группы начальной подготовки- (1 года обучения) укрепление здоровья и закаливание организма, привитие интереса к систематическим занятиям мини-футбола, вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки направленную на гармоничное развитие физических качеств, общефизической подготовки и изучение базовой техники футбола, волевых и морально-этических качеств личности формирования потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни. Освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола, участие в соревнованиях, изучение теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, правил игры в футбол.
Группы начальной подготовки- (2-3 годов обучения) укрепление здоровья, совершенствование всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием скоростно - силовых качеств, ловкости и общей выносливости, овладение основным арсеналом технических приемов игры, совершенствование тактических действий в звеньях и линиях команды, определение игровых наклонностей юных футболистов (с учетом желания самого спортсмена), участие в соревнованиях, изучение начальных сведений о самоконтроле, ознакомление с тактическими схемами ведения игры, воспитание умения заниматься самостоятельно.
Тренировочные группы.
Формируется группа учащихся на конкурсной основе из здоровых или практически здоровых детей, прошедших необходимую подготовку в течении 1 года и более и выполнившие нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения осуществляется при условии выполнения учащимся контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Методическая часть программы определяет содержание учебного материала по основным видам подготовки, его преемственность и последовательность по годам обучения и в годичном цикле, включает рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения, а также организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
Основной целью многолетней подготовки юных футболистов является подготовка высококвалифицированных футболистов, способных показывать высокие спортивные результаты на соревнованиях самого высокого уровня.
В этом аспекте процесс построения многолетней подготовки должен осуществляться на основе следующих факторов: специфики игры «мини-футбол», основных концепций теории и методике мини-футбола, модельных характеристик высококвалифицированных футболистов и возрастных особенностей юных футболистов.
Специализированные занятия по мини-футболу начинаются с 10-11 лет.
Многолетняя подготовка юных футболистов – это единый педагогический процесс, состоящий из следующих этапов:
- начальной подготовки;
- тренировочный, подразделяется на 2 раздела: начальной специализации и углубленной специализации.
Каждый этап имеет определенную педагогическую направленность и на нем решаются определенные, свойственные ему задачи.
На предварительном этапе это:
- формирование у детей интереса к спорту и мини-футболу;
- всестороннее гармоничное развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;
- овладения основами техники и тактики мини-футбола.
На этапе начальной подготовки решаются следующие задачи:
- выявление детей способных к занятиям по мини-футболу;
- формирования стойкого интереса к занятиям по мини-футболу;
- всестороннее гармоничное развитие двигательных способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;
- воспитание физических качеств: быстроты, гибкости и координационных качеств;
- разучивание основных приемов техники, а также индивидуальных и групповых тактических действий;
- овладение основами соревновательной деятельности по футболу;
На учебно-тренировочном этапе целесообразно рассмотреть задачи, решаемые на начальной и углубленной специализации отдельно.
Задачи начальной специализации:
- воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, координации и выносливости;
- овладение приемами техники мини-футбола и их совершенствование в усложненных условиях;
- разучивание индивидуальных и групповых тактических действий в атаке и обороне и их совершенствование в игровых условиях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план многолетней подготовки юных футболистов – это основополагающий документ, определяющий распределение временных объемов основных разделов подготовки футболистов по возрастным этапам и годам обучения. При составлении учебного плана следует исходить из специфики мини-футбола, возрастных особенностей юных футболистов, основополагающих положений теории и методики футбола, а также с учетом модельных характеристик подготовленности футболистов высшей квалификации – как ориентиров, указывающие направление подготовки. Чтобы план был реальным, понятным и выполнимым с решением задач, поставленных перед каждым этапом. Изначально необходимо определить оптимальные суммарные объемы учебно-тренировочной и соревновательной деятельности по годам обучения. Затем, беря за основу процентные соотношения отдельных видов подготовки из теории и методики мини-футбола, по каждому возрасту, рассчитываем объемы (в часах), приходящиеся на отдельные виды подготовки.
Разработанный и выверенный таким образом учебный план многолетней подготовки юных футболистов является основным нормативным документом, определяющим дальнейший ход технологии планирования. Следующей ее ступенью явится составление планов-графиков на годичный цикл подготовки футболистов по каждому возрасту с расчетом на 52 недели: 40 недель непосредственно в условиях спортивной школы, 4 недели занятий в спортивно оздоровительном лагере и 8 недель по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.
Таким образом, при составлении учебного плана многолетней подготовки юных футболистов реализуются принципы преемственности и последовательности учебного процесса, создаются предпосылки к решению поставленных перед каждым этапом задач.
Направленности и содержанию по этапам и годам обучения свойственна определенная динамика.
С увеличением общего годового временного объема изменяется соотношение времени, отводимого на различные виды подготовки по годам обучения.
Из года в год повышается объем нагрузок на техническую, специальную, физическую и игровую.
Постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок на общую физическую подготовку.
Постепенный переход от освоения основ техники и тактики футбола к основательному изучению и совершенствованию сложных технико-тактических действий на основе одновременного развития специальных физических и психических способностей.
Увеличение объема тренировочных нагрузок.
Увеличения объема игровых и соревновательных нагрузок.
Повышение уровня спортивного мастерства, за счет надежности, стабильности и вариативности, технико-тактических и игровых действий в условиях напряженной соревновательной деятельности.
В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается сокращение недельной нагрузки, но не более чем на 25%.
Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года.
Учебный план учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ по футболу
Виды подготовки | Этап начальной подготовки | Тренировочный этап | ||||||
до года | свыше года | до 2-х лет | свыше 2-х лет | |||||
1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | |
Теоретическая | 12 | 22 | 22 | 24 | 24 | 32 | 32 | 32 |
Общая физическая | 50 | 60 | 60 | 140 | 140 | 164 | 164 | 164 |
Специальная физическая | 30 | 36 | 36 | 62 | 62 | 118 | 118 | 118 |
Техническая | 130 | 166 | 166 | 204 | 204 | 239 | 239 | 239 |
Тактическая | 40 | 52 | 52 | 96 | 96 | 160 | 160 | 160 |
Игровая | 30 | 36 | 36 | 42 | 42 | 100 | 100 | 100 |
Контрольные и календарные игры | 12 | 28 | 28 | 36 | 36 | 58 | 58 | 58 |
Восстановительные мероприятия | - | - | - | 10 | 10 | 20 | 20 | 20 |
Инструкторская и судейская практика | - | - | - | 33 | 33 | 33 | ||
Контрольные испытания | 8 | 16 | 16 | 10 | 10 | 12 | 12 | 12 |
Всего часов | 312 | 416 | 416 | 624 | 624 | 936 | 936 | 936 |
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Физическая подготовка футболистов имеет существенное значение, что связанное с особенностями содержания и структуры соревновательной деятельности, происходящей на ограниченной площадке, в высоком темпе с обилием контактных единоборств. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на гармоническое развитие различных функциональных систем, мышечных групп, расширения двигательного опыта, создание базы для успешного развития специальной подготовки.
Специальная физическая подготовка направлена на те качества и функциональные системы, которые непосредственно отвечают за успешное ведение соревновательной деятельности. В этом аспекте средства (упражнения), направленные на повышение уровня общей физической подготовки, следует представлять как общеподготовительные, а средства направленные на повышение уровня специальной физической подготовки, как специально-подготовительные.
Общеподготовительные упражнения
- Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
- Гимнастические упражнения с движениями частей собственного тела.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
3. Упражнения для развития физических качеств.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития скоростных качеств. Старты с места и в движении по зрительному и звуковому сигналу. Игра в настольный теннис. Бег на короткие дистанции (20-100 м) с возможно максимальной скоростью. Бег с горы. Выполнение простых обще-развивающих упражнений с возможно максимальной скоростью. Проведение различных эстафет стимулирующих выполнение различных двигательных действий с максимальной скоростью.
Упражнения для развития гибкости. Обще-развивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, гандбол. Важным критерием для развития общей выносливости является режим выполнения упражнений. Указанные упражнения следует выполнять в аэробном режиме на частоте сердечных сокращений, не превышающих 160 ударов в минуту.
Специально-подготовительные упражнения
Специфика соревновательной деятельности футболистов предъявляет высокие требования к развитию специальных физических качеств в следующем порядке:
- Силовые и скоростно-силовые;
- Скоростные;
- Координационные;
- Специальная (скоростная) выносливость.
Основными средствами специальной физической подготовки являются специальные упражнения, адекватные структуре технико-тактических приемов.
Упражнения для развития специальных силовых и скоростно-силовых качеств мышц ног, определяющих эффективность передвижения футболистов в соревновательной деятельности. Бег с преодолением препятствий. Бег с резиновым поясным эспандером. Упражнения с партнером. Челночный бег.
Упражнения для развития специальной силовой и скоростно-силовой направленности способствует успешному ведению контактных единоборств. Упражнения с партнером: петушиный бой с выполнением толчкового движения плечом, грудью и задней частью бедра.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах.
Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении.
Чаще всего травмы в мини-футболе бывают при скоростных нагрузках, которые предъявляют максимальные требования к мышцам, связкам, сухожилиям. Основные причины - локальные перегрузки, недостаточная разносторонность нагрузок, применение их при переохлаждении и в состоянии утомления, а также недостаточная разминка перед скоростными усилиями.
Во избежание травм рекомендуется:
1. Выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.
2. Надевать тренировочный костюм в холодную погоду.
3. Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.
4. Не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.
5. Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
6. Применять упражнения на расслабление и массаж.
7. Освоить упражнения на растягивание - «стретчинг».
8. Применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.
В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высшей квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных мероприятий в спортивных школах.
Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.
Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.
Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.
Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.
При организации питания на сборах следует руководствоваться рекомендациями Института питания РАМН, в основу которых положены принципы сбалансированного питания, разработанные академиком А.А. Покровским. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно назначать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.
Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, локальные физиотерапевтические воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и др.), локальные баровоздействия, электростимуляция и др. Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном сеансе не следует применять более одной процедуры. В течение дня желательно ограничиться одним сеансом. Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю.
Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.
Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техническая подготовка является одной из важных составляющих системы подготовки футболистов высокой квалификации. Она тесно связана с другими видами подготовки (физической, тактической, игровой и психологической) и во многом определяет уровень спортивного мастерства футболиста. Высокая техническая подготовленность позволяет ему полноценно реализовать свой двигательный (физический) потенциал в соревновательной деятельности и успешно решать сложные тактические задачи в экстремальных условиях игровой деятельности.
Техника передвижения. Бег обычный, бег приставным шагом. Бег по прямой и с изменением направления. Прыжки: вверх, вверх-вперед толчком одной и двумя ногами с места.
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема по неподвижному мячу и катящемуся мячу (от игрока, навстречу ему, справа или слева). Выполнение ударов на точность после остановки, ведения и обманных движений.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка с места и с разбега по летящему на встречу мячу.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте и в движении. Остановка бедром и грудью летящего на встречу мяча.
Ведение мяча. Ведение мяча носком (средней частью подъема), внутренней и внешней частью подъема. Ведение мяча по прямой, по кругу, по «восьмерке», а также между стоек.
Обманные движения (финты). Остановка мяча ногой (после замедления бега и ложной попытки остановки мяча выполняется рывок с мячом); имитация удара по мячу ногой с последующим уходом от соперника вправо или влево.
Отбор мяча. Отбор мяча выбиванием и выпадом у соперника, движущегося на встречу, слева и справа от игрока.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Не менее важной составляющей системы многолетней подготовки юных футболистов является тактическая подготовка.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изучаемых технических приемов в игровой обстановке. Определение и понимание игровых ситуаций, целесообразных для ведения мяча, обводки соперника, передачи мяча партнеру.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение игроков в играх на малых площадках в ограниченных составах 2х2,3х3,4х4. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнера и соперника. Выбор момента для «открывания» с целью получения мяча. То же для закрывания «соперника».
Групповые действия. Взаимодействие двух или трех партнеров в играх. Выполнение передач в ноги партнеру, на свободное место, на удар. Выполнение простейших комбинаций при начальном, угловом, штрафном и свободном ударах.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Учебный план по теоретической подготовке
Тема | НП | ТЭ | ||||||
1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | |
Физическая культура и спорт в России | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - |
Этапы развития мини-футбола в России | - | - | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | - |
Мини-футбол как вид спорта и средство физического воспитания | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - |
Влияние физических упражнений на организм спортсмена | - | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Личная и общественная гигиена в физической культуре и спорте | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Профилактика травматизма в спорте | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общая характеристика спортивной подготовки | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 |
Планирование и контроль подготовки | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
Основы техники игры и техническая подготовка | - | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Основы тактики игры и тактическая подготовка | - | - | - | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 |
Физические качества и физическая подготовка | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 |
Спортивные соревнования | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 |
Психологическая подготовка | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 |
Разработка плана предстоящей игры | - | - | - | - | - | - | 4 | 4 |
Установка на игру и разбор результатов игры | - | - | - | 4 | 6 | 6 | 18 | 20 |
Всего часов | 12 | 18 | 24 | 28 | 32 | 32 | 38 | 46 |
Темы
Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по футболу.
Состояние и развитие футбола в России
История развития мини-футбола в мире и в нашей стране. Достижения футболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий мини-футболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд футболистов на соревнованиях.
Психологическая подготовка футболистов
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.
Гигиенические требования к занимающимся спортом
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий футболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Общая характеристика спортивной подготовки
Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.
Планирование и контроль спортивной подготовки
Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовленности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Степ-тест. Уровень физического развития футболистов. Артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, содержание, основные разделы и формы записи. Показатели развития. Пульсовая кривая.
Физические способности и физическая подготовка
Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости, как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.
Основы техники игры и техническая подготовка
Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О соединении технической и физической подготовки. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариантность. Просмотр кинограмм, кинокольцовок, видеозаписей игр.
Основы тактики игры и тактической подготовки
Понятие связанное со стратегией и тактикой игры «мини-футбол». Классификация тактики мини-футбола. Анализ индивидуальных, групповых и командных тактических действий в обороне и атаке. Тактика игры в не равночисленных составах. Взаимосвязь тактики игры с другими компонентами игры. Просмотр видеозаписей.
Спортивные соревнования
Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования, как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований по мини-футболу на первенство России, города, школы. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по мини-футболу. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.
Разработка плана предстоящей игры.
Сбор информации о сегодняшнем состоянии противника. Сопоставление сил противника и сил своей команды. На основе анализа полученных данных составления плана предстоящего матча с определением конкретных тактических построений в атаке и обороне. Эти построения проигрываются на пред игровой тренировке с внесением возможных коррекций.
Установка на игру и ее разбор.
Установка на игру – краткое сообщение игрокам команды плана игры в виде конкретных заданий в целом по организации и ведению игры в обороне и нападении. Примерная схема проведения установки. В заключении, после объявления состава команды тренер настраивает команду на победу, вселяя уверенность в собственные силы. Установка проводится за 2-3 часа до матча, продолжительностью не более 30 минут.
Разбор прошедшей игры проводится на следующий день после матча на общем собрании команды.
Оценка тренером прошедшего матча: анализ игры игроков, степень выполнения ими заданий. Для убедительности выводов осуществляется просмотр видеозаписи, представляется возможность высказать свое мнение игрокам. В заключении тренер подводит итог и намечает пути дальнейшей работы.
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения:
1. Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
2. Составить конспект и провести разминку в группе.
3. Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по команде.
4. Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.
5. Составить конспект урока и провести занятие с командой в общеобразовательной школе.
6. Провести подготовку команды своего класса к соревнованиям.
7. Руководить командой класса на соревнованиях.
Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен освоить следующие навыки и умения:
1. Составить положение о проведении первенства школы по мини-футболу.
2. Вести протокол игры.
3. Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
4. Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).
5. Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата.
6. Судить игры в качестве судьи в поле.
Выпускник спортивной школы должен получить звания «Инструктор-общественник» и «Судья по спорту». На этапе углубленной специализации надо организовать специальный семинар по подготовке общественных тренеров и судей. Участники семинара сдают зачет или экзамен по теории и практике, который оформляется протоколом. Присвоение званий производится приказом или распоряжением по ДЮСШ, СДЮШОР.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из обще-психологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, пред соревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и само регуляции в соревновательной обстановке.
В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
- в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсорно-моторным совершенствованием общей психологической подготовленности;
- в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствовании эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям;
- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции. Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОБЩЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЛЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Таблица 1
Контрольно-переводные нормативы по годам обучения на учебно-тренировочном этапе.
Контрольные упражнения | Юноши | Девушки | ||||||
Год обучения | Год обучения | |||||||
До1 года | 2 года | Свыше 3 года | До1 года | 2 года | Свыше 3 года | |||
ОФП | + | + | + | + | + | + | + | + |
СФП | + | + | + | + | + | + | + | + |
ТТП | - | - | + | + | - | - | + | + |
Спорт, результаты | - | - | + | + | - | - | + | + |
Таблица 2
Контрольные испытания по ОФП и СФП для перевода учащихся на следующий этап спортивной подготовки
Виды испытаний | пол
| Норматив | |||||||
НП-1 8 лет | НП-2 9лет | НП-3 10 лет | УТ-1 11 лет | УТ-2 12 лет | УТ-3 13 лет | УТ-4 14 лет | УТ-5 15 лет | ||
Быстрота (бег на 60 м; сек.) | Д | 11,8 11,6 | 11,2 10,9 | 10,6 10,4 | 10,4 10,2 | 10,1 9,8 | 9,6 9,2 | 9,1 8,6 | 8,8 8,4 |
М | |||||||||
Выносливость (бег на 300 м; сек.) | Д | 86 80 | 77 72 | 69 64 | 64 60 | 59 56 | 55 53 | 52 48 | 49 45 |
М | |||||||||
Прыжок в длину с места (см) | Д | 132 144 | 138 150 | 152 166 | 168 182 | 175 186 | 178 190 | 182 195 | 188 205 |
М | |||||||||
Прыжок вверх толчком двух ног (см) | Д | 23 24 | 28 31 | 33 38 | 42 42 | 44 45 | 45 47 | 45 47 | 47 49 |
М | |||||||||
Наклон вперед (пальцы от уровня подошв ноги; см) | Д | +6 +6 | +6 +6 | +8 +6 | + 10 +8 | + 10 + 10 | + 11 + 11 | + 11 + 11 | + 12 + 11 |
М | |||||||||
Челночный бег 3×10м. (сек.) | Д М | 10,1 9,8 | 9,7 9,5 | 9,5 9,2 | 9,3 9,0 | 9,1 8,7 | 9,0 8,6 | 9,0 8,5 | 8,8 8,2 |
Бросок набивного мяча (2 кг.) двумя руками из-за головы, см. | Д М | 180 200 | 210 230 | 240 270 | 290 315 | 330 370 | 390 440 | 450 540 | 480 580 |
Таблица 3
Тесты и контрольные норматива для оценки технико-тактической подготовленности юных футболистов для учебно-тренировочных групп 3;4;5 года обучения (девочки и мальчики):
№ п.п | Группы | УТ-3 13 лет | УТ-4 14 лет | УТ-5 15 лет | |||||
| Виды испытаний | пол | М. | Д. | М. | Д. | М. | Д. | |
1. | Бег 30 метров с мячом (сек.) | 5,9 | 6,5 | 5,6 | 5,9 | 5,3 | 5,6 | ||
2. | Теста на спец. координацию «восьмерка» (сек.) | 20,8 | 21,8 | 20,4 | 21,0 | 19,2 | 20,5 | ||
3. | Жонглирование мяча ногами поочерёдно правой и левой (раз) | 19 | 13 | 22 | 15 | 26 | 20 | ||
4. | Дальность полета мяча после удара ногой | 25 | 20 | 30 | 25 | 35 | 30 | ||
5. | Бег 5x30 м с мячом (сек.) | 28,2 | 30,1 | 27,5 | 28,3 | 26,7 | 27,8 | ||
6. | Данные педагогических наблюдений в процессе игр | Надежность передач мяча в (%) | 30 | 20 | 40 | 25 | 50 | 30 | |
Надежность единоборства за мяч в (%) | 35 | 20 | 45 | 25 | 55 | 30 |
3.2 Описание контрольных нормативов по физической и технико-тактической подготовленности юных футболистов.
Для оценки уровня развития физической и технико-тактической подготовленности юных футболистов следует использовать следующие контрольные упражнения:
1. Бег 30 м с высокого старта. Методика проведения этого теста такова. Два футболиста с высокого старта бегут по сигналу, измерение производятся ручным пружинным секундомером. Каждый выполняет две попытки подряд с отдыхом между ними в две минуты. В зачет идет лучший результат.
2. Бег 20 м мячом. Футболист а мячом, с высокого старта бежит по сигналу. Ведение мяча в одно касание через каждые два метра. Выполняются две попытки подряд с отдыхом между ними в две минуты. В зачет идет лучший результат.
3. Прыжок в высоту с места.
Измеряется лентопротяжным приспособлением конструкции В.М. Абалакова. На середине одной из линий квадрата (50x50 см), прикрепляется данный прибор. Футболист надевает пояс и становится внутри квадрата. Записывается цифра, определяющая исходное положение ленты. Затем по команде выполняется прыжок. Разница между исходным и конечным показателями дает высоту подскока. Результат засчитывается только в случае приземления испытуемого в квадрат. Выполняется две попытки. Учитывается лучший результат.
4. Прыжок в длину с места.
Футболист становится за контрольной линией. Сбоку от него: на полу, наносится 3-метровая шкала с делениями. Измерение проводится по общепринятым правилам отсчета длины прыжка. Выполняется две попытки. Засчитывается лучший результат.
5. Испытание на специфическую координацию «Восьмерка», предназначается для выявления техники владения мячом рис. 1
Рис.1
Пять футбольных стоек устанавливаются на расстояния 10 м друг от друга в виде квадрата, одна стойка в середине По сигналам «Внимание» и «Марш» испытуемый делает рывок в мячом от стойки № 1 к стойке № 2, обводит их и движется к стойкам № 3 и № 4. После обводки стойки № 4 игрок ведет мяч к стойкам № 2 и № 5 и финиширует у стойки № 1. Учитывается время выполнения упражнения. Дается две попытки, засчитывается лучший результат.
6. Дальность полета мяча после удара ногой. Удар производятся сильнейшей ногой. Измерение производится о места удара по мячу до места приземления. Дается две попытки, засчитывается лучший результат.
7. Бег 5 х 30 м с мячом.
Бег производится с высокого старта. При ведения мяча на каждом 30-метровом отрезке допускается не менее трёх касаний. На возвращение к месту старта дается 25 сек. Учитывается сумма времени всех пробежек.
8.Педагогические наблюдения в процессе трех игр. Тренер или его помощник наблюдает за выполнением только двух основных игровых приемов: передачи мяча и единоборством. Для этого он заносит на специальный бланк номер игрока, выполнившего один из этих элементов. Знаком плюс отмечают точно выполненное действие, знаком минус — ошибки.
После игры необходимо подсчитать общее количество правильно и с ошибкой выполненных игровых приемов за 5 минутный отрезок игры. Затем вычисляется надежность (точность) выполнения игровых действий. Она определяется отношением числа успешно выполненных действий к общему числу действий:
Кн 100%
Н = Ко
Где:
Н – надёжность игровых действий в %
Кн — количество успешно выполненных действий; Ко — общее количество игровых действий.
Бланк
Ф. И. игрока | |||
Передача мяча | Единоборства за мяч | ||
точно + | неточно — | выиграл + | проиграл — |
Литература
- Диагностика физического развития и двигательной подготовленности учащихся Кольского Заполярья. Мурманск. 2001г
- Дозирование физических нагрузок школьников. Москва «Просвещение» 1991 г
- Истоки здоровья школьников на крайнем Севере В.И. Мазуревич, Мурманск 1994г.
- Кочани Л. Тренировка футболистов / Л. Кочани, Л. Горский : пер. со словацкого. – Братислава, 1984.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.,1991, - С.543
- Методические рекомендации по подготовке игроков № 1, 2, 3. Москва 1999г.
- Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации: Методические рекомендации/ под ред.И.И.Столова.- М.:Советский спорт, 2007. -136с.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ Москва;
1986г.
- Программа для ДЮСШ Москва. 1972г
- Футбол: поурочная программа для юных футболистов СДЮШОР и ДЮСШ
Москва 2000г.
11. http://www.vevivi.ru/best/Vozrastnye-anatoma-fiziologicheskie-osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-yunykh-futbolistov-ref228101.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Основные направления воспитательной работы по направлениям
в воспитательный план...
Разработка урока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля". 9 класс
Материал содержит презентацию, проверочную работу и задачи для закрепление материалаурока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля".Задачи из учебного пособия: Контрольные и с...
Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).
Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»...
Программа учебного предмета «Технология» Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)
Программа учебного предмета «Технология» Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...