Общешкольная конференция педагогов и родителей "Главный след на земле"
статья по теме
В апреле месяце 2015 года на базе МБОУ "СОШ №21" прошла конференция педагогов и родителей. Мне была удостоена честь выступить с докладом "Третья способность души после ума и воли-творчество", после чего был проведен небольшой мастер-класс по изготовлению сувенира в технике оригами.
«Третья способность души после ума и воли-творчество»
(В.А.Жуковский)
Слайд 1
- Добрый день, уважаемые коллеги, родители! Существует множество определений понятия «творчество». Например, по мнению американского ученого П. Хилла, творчество — «это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».
Творчество - это такая деятельность человека, в результате которой создается что-то новое, до того еще не существовавшее.
Творчество является основой человеческой жизни, источником всех ма- териальных и духовных благ. Мы живѐм в мире, окружающем нас огромным числом вещей, устройств и машин, делающих жизнь людей удобной, ком- фортной и устойчивой по отношению к воздействиям окружающей среды.
В детстве все мы запускали бумажные самолётики и мастерили незамысловатые шапки из газет – вот только не знали, что занятие это называется «оригами» и имеет солидный возраст.
Возникло искусство складывания бумаги в Японии, в период Хэйам (794 – 1185 гг). По-японски «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага». Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и нас педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX веке одними их первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».
Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят русского писателя Льва Толстого.
В прошлом веке оригами стало настолько популярным, что повсюду стали создаваться клубы и общества оригамистов. Новая волна увлечения древним японским искусством охватила мир после окончания Второй мировой войны.
Слайд 2
- Прежде, чем приступить к складыванию фигурок, надо освоить основы техники складывания, способы получения базовых форм и их освоения, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами.
Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования. При изготовлении фигурок, обучающиеся вполне могут столкнуться с определенными трудностями (сделать сгибы гладкими, выполнить складки). Но их должен подстёгивать интерес, желание получить конечный результат – игрушку. Её можно будет раскрасить, дать имя или прозвище и даже придумать про неё сказку или историю. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети могут включиться в игру – драматизацию, совершать путешествие в мир сказки.
И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с обучающимися оригами – нероятно полезное подспорье в обучении другим предметам в школе.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения обучающимся некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами - это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».
Слайд 3
- В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
Слайд 4
- Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.
Слайд 5
- Оригами - это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают человеку в самовыражении. В частности, создание оригамического спектакля приводит к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные ребята полностью раскрепощаются.
Слайд 6
-Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.
Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.
Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.
- Спасибо за внимание, творческих вам побед, уважаемые друзья!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_konferentsiya.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оригами – как всестороннее развитие личности ребёнка учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание; развивает у детей способность работать руками, совершенствует мелкую моторику рук; стимулирует развитие памяти; знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина; формирует предметные представления: при складывании фигурок животных или растений дети учатся находить характерные особенности и детали того или иного цветка, птицы, животного; развивает глазомер, зрительно-моторную координацию; развивает восприятие цвета, формы, размера; развивает абстрактное и образное мышление, пространственное воображение; развивает аналитико-конструктивное мышление; учит ориентироваться на плоскости листа бумаги.
Влияние оригами на развитие речи школьников Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей к успешному обучению в школе; р азвиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; т ренировка ручной ловкости способствует развитию необходимых умений и качеств при письме.
Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами и психология Выполнение композиционных работ по оригами требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, изделие будет не законченным. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, выполнение композиции становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.
Закладка для книг
сложить полоску бумаги вдоль пополам; перегнуть сложенную полоску пополам; по намеченной линии загнуть оба конца наверх; перевернуть фигуру и подогнуть края; загнуть четыре угла внутрь; Закладка готова!
Успехов в творчестве !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историко-культурная панорама "Оставить след на земле..."
Материал посвящен истории и культуре Мытищинского района и представляет собой сценарий внеклассного меропрятия....
Классный час "Мой след на земле"
Классный час «Мой след на земле»Задачи :1.Обсудить с учащимися проблему нравственного понимания смысла жизни, своего следа на земле.2.Способствовать формированию мотивации и стремления к совершению до...
Экологический проект "Твой след на Земле"
Целями Экологического проекта "Твой след на Земле" являются: - реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;- содействие улучшения эколог...
"Мой след на земле"
Социальный проект...
твой след на земле
социальный проект о проблемах утилизации твердых бытовых продуктов...
классный час в 11 классе на тему: "Радуга профессий. Мой след на земле"
Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик. Проблема нравственного понимания смысла жизни, своего следа н...
Программа по профессиональному самоопределению «След на земле»
Для воспитанников, обучающихся в 9-11х классах, выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путе...