Публикации педагога
статья
Публикации (статьи) педагога
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Ермачкова М.Н.
МОУ Востряковская СОШ №3 с УИОП
г.Домодедово, Россия
Этическое воспитание в нашей школе является системообразующим фактором учебно-воспитательного процесса.
На уроках обществознания учащиеся постигают важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, определяют меру своей ответственности их реализации в обществе, осознавая значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении. Что же влияет на формирование моральных качеств школьника?
Осмысливая проблематику этического воспитания, школьники опираются на такие понятия как личность, этика, мораль, нравственность, этическая культура, нравственная культура, общечеловеческие ценности, образ жизни.
Проблема нравственной оценки деятельности человека – одна из наиболее актуальных в курсе «Человек и общество». Та или иная позиция в её решении во многом влияет на мировоззрение человека. Основным и единственным субъектом моральной деятельности является личность. Личностью может считаться только человек ответственный, иначе говоря, основным критерием зрелости личности считается ответственность за свои поступки, умение подчинять свои действия требованиям морали.
Учащимся свойственно задавать вопросы: Кто я? Зачем я? Кем и каким быть? Не разобравшись в сути того, что такое человек вообще, нельзя ответить на другой фундаментальный для человека вопрос: что, значит, быть человеком, как стать человеком?
В ходе изучения курса «Введение в обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова, а именно, такой подтемы как «Нравственная оценка деятельности» учащимися рассматриваются следующие вопросы:
- Личность и моральная ответственность.
- Что такое мораль.
- Добро и зло.
- Роль морали в жизни человека и общества.
- Долг и совесть.
- Нравственная основа любви, брака и семьи.
- Нравственная культура.
- Современный этикет.
Эффективными приемами работы, направленными на воспитание нравственных качеств обучающихся и развитие умения увидеть и оценить их в окружающих, является, на наш взгляд, такие как групповая дискуссия, ролевая игра, решение проблемных задач, диалогические формы работы. В ходе выполнения таких заданий у учащихся формируются аналитические умения, навыки межличностного общения.
Определяя место морали в системе человеческих ценностей, как важного компонента индивидуального сознания, индивидуального мировоззрения нельзя игнорировать то, что мораль, нравственность, этика являются компонентами сознания тех или иных социальных групп, носят общественный характер.
В системе оценок человеческой деятельности видное место занимают и моральные, нравственные оценки. В своей основе они сводятся к одобрению или осуждению различных действий отдельных людей или социальных групп с точки зрения определенных моральных требований.
Моральные требования отражают исторический опыт моральных отношений между людьми и распространяются на всех людей, определяют, как человек должен поступать в той или иной ситуации. Соответствие или несоответствие деятельности людей этим нормам может выражаться в похвалах или порицаниях, в согласии с той или иной деятельностью или её критике, в проявлении тех или иных моральных чувств. Моральные требования предполагают наличие самооценки у лиц, ведущих ту или иную деятельность, понимание или содержание категорий добра и зла, совести, стыда, гордости, раскаяния и т.п. При моральных оценках принято различать их сугубо оценочную и предписательную формы: в первом случае то или иное действие сопоставляется с установившимися нормами, предписаниями, а во втором – содержит в себе указание на необходимость, или, наоборот, нежелательность тех или иных действий с позиции общественного мнения. Именно общественное мнение одобряет или осуждает поступки людей. Оно обуславливается культурной, политической, нравственной подготовкой индивида, наличие у него фундаментальной жизненной позиции, которая является результатом (итогом) общеобразовательной гуманитарной подготовки, итогом деятельности учебного заведения, педагога. Кроме этого важнейшим фактором формирования общественного мнения является деятельность средств массовой информации (СМИ), которая оказывает значительное влияние на жизненную позицию ребенка.
Полезным нам представляется использование такого приема работы, как составление рецензии на просмотр телепередачи или газетную статью.
Важной стороной системы нравственных оценок деятельности людей являются вопросы о профессиональной и трудовой подготовке. Не секрет, что в современных условиях среди определенной части молодежи (и не только молодежи) сложилось негативное отношение к труду. В связи с этим часть занятий посвящается ценности труда, значения труда для формирования личности, место трудолюбия как морально-этическая категория в системе личности человека. Актуален вопрос о месте нравственной оценки в системе стимулов труда, в частности в становлении самооценки человека, его общественного статуса. В связи с этим на уроках обществознания с 8 по 11 класс есть необходимость проводить не только педагогическое просвещение, но и психологическое, после проведения экспрессдиагностик, с последующей интерпретацией.
Решению этого вопроса способствуют встречи с людьми разных профессий, мастерами своего дела и высоконравственными личностями.
В заключение хотелось бы отметить, что моральные качества не заложены в человеке с момента рождения, а формируются в процессе общего и тем более нравственного воспитания. Здесь свои роли играют и нравственная атмосфера семьи, и общение с товарищами по учебе, по спортивной команде, по досугу, и воздействие личности педагога, и восприятие духовных ценностей культуры во всем его многообразии.
Библиография
- Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8-9 класс. – М., Просвещение, 2001
- Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» часть I. – М., Просвещение, 2002
- Дубровина И.В. Психология деятельности. Учебное пособие VIII класс. – М., НПО МОДЭК, 2002
- Дубровина И.В. Психология личности. Учебное пособие IX класс. - М., НПО МОДЭК, 2002
- Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. – М., Владос, 2001
- Шемшурина А.И. Этическое воспитание №5, 2004 – М., Этвос, 2004
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
М.Н.Ермачкова, преподаватель истории
ГБОУ СПО МГКЭИТ г.Москва
Нет ничего более ценного, чем сам человек. Но что нужно для того, чтобы каждый человек мог проявить себя как личность? Как формируется духовно богатая, душевно щедрая, творческая, обладающая активной жизненной позицией личность, способная принимать самостоятельные нравственные решения в сложных жизненных ситуациях и нести ответственность за совершенные поступки?
Личностный подход – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия. Идея личностного подхода разрабатывалась отечественными учеными с начала 80-х годов ХХ века в связи с трактовками обучения и воспитания как субъектно-субъектного процесса.
В обществе субъектом является тот, кто направляет деятельность. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения.
При личностном подходе в процессе обучения и воспитания учитываются индивидуальные, возрастные, половые и интеллектуальные особенности участников процесса.
Так в работе со слабоуспевающими учениками учитель опирается на следующие правила:
- давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку ответа на поставленный вопрос;
- желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;
- в ограниченный промежуток времени материал не должен быть большим по объему, перегруженный по содержанию, сложный. Следует его разделить на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
- нужно стараться не отвлекать такого ученика, создавать спокойную обстановку;
- формировать у учащихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться путем правильной тактики опросов и поощрений;
- давать время при проверке и исправлении написанного в период подготовки учеником ответа;
- следует осторожнее оценивать неудачи ученика, так как он сам очень болезненно к ним относится.
Каждый педагог опирается на основные законы, на которых строится поведение учеников:
- любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к коллективу колледжа;
- нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим стоит какая-либо цель: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи;
- ученики выбирают определенный тип поведения в определенных обстоятельствах.
В коллективном обучении и воспитании личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым обучающиеся осознают себя личностью и учатся видеть личность в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека, а своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов при условии, что содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам. Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто его окружает. Изучая общественные дисциплины, такие как обществознание, правоведение, экономику, психологию, историю и другие, ученик приобщается к сферам общественной жизни, а это является условием становления свободной и социально-ответственной личности, которая осознанно прокладывает свой жизненный путь. Например, изучая правоведение, учащиеся, усвоив сведения, содержащиеся в параграфах, посвященных политике, имеют возможность обрести взвешенный, разумный взгляд на политическую жизнь гражданина, способного соотносить свои интересы с интересами государства, народа.
Обучение будет наиболее эффективным, если ученикам выпадет важная роль в учебном процессе. Эффективное обучение общественным дисциплинам строится на определенных методиках, которые помогают приобрести знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки, необходимые гражданам современного общества.
Педагогические формы и методы включают в себя индивидуальные и групповые проекты, ролевые игры, дискуссии и др., развивающие у учащихся творческое интегрирование идей и ресурсов, переосмысление понятий и информации, принятие сложных решений. Общим методическим принципом, реализованным в курсе «Обществознание» является диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. В параграфах перечисляются разные точки зрения на один и тот же предмет. Но в большей мере диалог присутствует в хрестоматийных текстах, заданиях практикума и темах для сочинений и обсуждений. То, что этот принцип является ведущим в работе по курсу, обуславливает обязательность уважения к точке зрения, позиции любого участника занятий.
Основные аспекты построения личностно-ориентированного урока:
- Организационно-деятельностные аспекты ориентированного урока
- Ориентация на формирование деятельности (постановка учебных и воспитательных задач)
- Обеспечение развивающего потенциала урока (преобладание заданий продуктивного характера, подбор и подготовка информации)
- Создание условий для развития субъективной позиции учеников
- Актуализация и обогащение субъективного опыта учеников (повторение и закрепление знаний с опорой на ранее изученный материал, постановка задач заинтересовывающих учащихся в выборе наиболее интересного хода решения)
- Развитие активности учащихся в учебной деятельности (создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, интересы, самостоятельность и инициативность)
- Создание условий для развития готовности к самоопределению и личной ответственности за результаты учебной деятельности (учитель акцентирует важность мнения и участия каждого в урочной деятельности, в обсуждении вопроса, поставленного в начале урока)
- Проявление личностно-ориентированной позиции педагога
- Проявление ценностного отношения к личности учащихся (на уроке учитель в роли собеседника, помогающего направить сознание учащихся в верное русло, проявляя эмоциональную поддержку)
- Реализация учителем новых педагогических функций (учитель сотрудничает с учащимися, проявляя доброжелательность, спокойствие, уравновешенность, что создает благоприятный психологический климат на уроке)
- Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса
- Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия (ученики решают задачи, задают вопросы, предлагают свои варианты решений, обсуждают назревшую проблему и в конце урока приходят к какому-либо определенному мнению. В ходе урока учитель уточняет какие темы усвоены, а над какими нужно поработать, а также у каких учеников сформировано умение к сотрудничеству, а какие предпочитают решать задачи в одиночку)
- Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта (процесс урока во многом зависит от доброжелательности, спокойствия, уравновешенности учителя, в ходе урока предполагается движение учителя навстречу ученикам, а учеников – друг к другу)
- Создание атмосферы сотрудничества (важность решения проблемы подчеркивается учителем на протяжении всего урока, в конце учащиеся делают вывод по полученной информации, анализируют психологическое состояние, высказывают свои «за» и «против»)
Девятиклассники (учащиеся колледжа), а также первокурсники – это, как правило, подростки. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентируя поведение на нормы и ценности этого мира. Основы обществознания помогают приобщиться к миру взрослых, поразмышлять над проблемами добра и зла, любви и ненависти, культуры и бескультурья, богатства и бедности, порядка и беспорядка, мира и войны. Подросткам не следует пугаться этих противоречий: спокойный, добрый человек, овладевающий знаниями и сознающий свое призвание, сумеет выработать собственную позицию и твердо её отстаивать. В подростковом периоде выделяют две фазы: позитивную и негативную. Характерные черты негативизма: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, не подкрепленной соответствующими физическими и психическими возможностями. У девочек эта фаза начинается в 11-13 лет, а у мальчиков в 14-16. Центральной проблемой подросткового возраста является проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь. Задача педагога – формировать ценности на уроках, обращаясь к примерам из жизни и истории.
Юность – период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (16-23 года). На пороге самостоятельной жизни человек делает свой выбор – кем быть и каким быть. Поэтому программа 10-11 класса курса обществознания дает систему знаний о человеке, его взаимодействии с природой, о современном обществе, о деятельности в жизни человека и общества, а также об изменениях, произошедших в жизни России за последние годы. К окончанию первого курса колледжа у юношей и девушек должно сформироваться мировоззрение, основу которого составляют теоретические знания и способность к рефлексии (самоанализу). Мировоззрение – это комплекс обобщенных представлений (взглядов) личности об окружающем мире и месте в нем человека, о самом себе, своих отношениях с окружающими людьми. Для того, чтобы правильно выбрать свой жизненный путь, определить свое место в жизни – сегодняшней и будущей, нужно для самого себя понять, что такое эта жизнь вообще, как юноша и девушка относятся к тем или иным событиям, идеям, поступкам и т.п. Если человек сознательно ставит перед собой такую задачу, то придет к вопросу, в чем смысл жизни, зачем появился на свет, и что в конечном итоге должен делать.
Для того, чтобы ответить на эти вопросы и снять страх и напряжение перед будущим нужно:
- обеспечить успех в какой-либо деятельности
- чаще хвалить
- воспитывать на общечеловеческих ценностях
- учитывать возрастные особенности
В заключение хотелось бы сказать, что система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Колледжи готовят человека к активной деятельности в разных профессиональных сферах. Роль социальных дисциплин чрезвычайно важна. Способность колледжа достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя, при этом, накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение. Профессиональное мастерство педагога, его методики обучения и используемые технологии повышают мотивацию обучения и интерес к профессии, формируют обстановку творческого сотрудничества, актуализируют личность обучающегося, воспитывают чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное – приносят радость. В классах должно быть больше радости! Давайте же дадим детям возможность на уроках осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и колледжная «обязаловка» превратиться в процесс поиска, творчества и становления личности.
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
М.Н.Ермачкова
МАОУ Востряковская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Домодедово
Психологическое здоровье – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Для этого каждый человек должен оздоравливаться, т.е. восстанавливать, расширять адаптационные возможности организма, повышать его устойчивость к воздействию многообразных факторов.
В школах проводятся мероприятия, направленные на расширение адаптационных возможностей организма. Школьные столовые городского округа Домодедово предлагают рациональное и сбалансированное питание, продукты свежие, имеют достаточную энергетическую ценность. Учащиеся школ питаются 3 раза в неделю за счет средств, выделяемых областным и городским бюджетом.
Те, кто изучает сценическую речь, знают, что дыхательная гимнастика помогает ставить голос, начинаешь правильно, а главное ясно изъясняться. И при всём при этом помогает от всякого рода болезней, лечит даже заикание! И, несомненно, раз человек правильно и ясно изъясняется – это повышает его самооценку.
Также проводятся мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления. Первые упражнения лечебной гимнастики для глаз были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы упражнений для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых. Большой объем информации, которую мы «поглощаем» каждый день, требует от наших глаз почти постоянного напряжения и, естественно, они устают. Многие проблемы со зрением возникают именно от перенапряжения. Упражнения и релаксация для глаз довольно просты и не занимают много времени. Результат же будет зависеть от четкости и систематичности выполнения данных упражнений.
Для обучения грамоте в начальной школе можно использовать обучение в режиме ближнего зрения текст стихотворения фиксируется на специальной «держалке». Школьник берет в правую руку «держалку», отодвигает её вперёд на максимально возможное расстояние и начинает медленно двигаться, проговаривая стихотворение по слогам в ритм с шагами.
Режим дальнего зрения представляет вторую, более высокую, степень овладения «шаговым логоритмом». Текст стихотворения, разделенный на слоги с помощью плакатного пера переносится на лист ватмана, который фиксируется на доске. Школьник становится на максимально возможном расстоянии от текста и, вначале медленно, а затем быстрее начинает к нему приближаться, произнося каждый слог строго под шаг. Шаговый логоритм напоминает пионерские речевки. Как показывают экспериментальные исследования, в процессе формирования «шагового логоритма» у детей повышаются зрительно-фиксационные возможности, скорость восприятия, устойчивость последовательных образов, качество психомоторных функций, в том числе речемоторных.
Для снятия статического напряжения опорно-двигательного аппарата проводятся упражнения, формирующие правильную осанку (физкультминутки). Целенаправленное обучение школьников специальным физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных клеток. Физические упражнения являются эффективным средством предупреждения нарушений осанки — сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений. Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, особенно нарушений сердечно-сосудистой системы. Двигательная активность мобилизует жизненно важные качества организма — выносливость, силу, гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе. Существуют упражнения для улучшения мозгового кровообращения (повороты и наклоны головы), упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти, для снятия утомления с мышц туловища и много других.
Учителя и психологи используют на занятиях подвижные игры, которые способствуют творческой инициативе играющих, выражающиеся в разнообразных действиях, сочетающихся с коллективными. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны -получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации. Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
Для снижения психо-эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС психологами школ проводятся такие мероприятия, как мышечная релаксация, обучение элементам аутотренинга, воздействие цветовых гамм в помещении школ (например, оранжевый цвет – снимает усталость, розовый – успокаивает, желтый – улучшает мозговую деятельность, зеленый – устраняет напряжение, снижает давление), использование функциональной музыки в различных режимных моментах, использование формул внушающего воздействия, повышающих самооценку, занятия психофизической саморегуляцией.
Участников образовательного процесса обучают различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира, психологи демонстрируют практические методы общения между людьми, обучают практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье, и основам безопасного поведения в различных ситуациях.
В сфере здоровья в школах используются разнообразные образовательные технологии, с помощью которых определяется структура учебного процесса, способствующая предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний. Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, родителей, работников школы, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек. Медико – педагогические знания и умения, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья детей Формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации личности.
Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”. Здоровый же ребенок объективно воспринимает реальность, принимает других, себя и природу, способен переживать одиночество, у него есть интерес к другим людям, такой ребенок умеет выстраивать межличностные отношения, обладает чувством юмора и способен к самоиронии, креативен. Пусть же наши дети и мы будем здоровы.
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
115407, Москва, ул.Судостроительная, 48
Телефон / факс: (499) 617 93 44 E-mail: mgkeit@gmail.com
Сценарий
военно-исторического квеста
Московского музейного марафона «Нам нужна одна Победа!»,
посвященного 70-летию Великой Победы
Автор: Ермачкова Марина Николаевна
должность: преподаватель истории
Москва, 2015
Игра – квест «Нам нужна одна Победа»!
Цель игры: Показать, какое большое и всемирно-историческое значение имел День Победы-9 мая в истории развития нашей страны. Игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она даёт возможность расширить кругозор студентов, развить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Игра проводится для студентов первых курсов, которые изучали историю Великой Отечественной и Второй мировой войны в 9 классе.
Задачи игры: Это закрепление и углубление исторических знаний студентов Второй мировой и Великой Отечественной войны: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в команде; развитие исторического мышления; воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
Правила игры: участниками являются студенты первого курса, которые делятся на две команды. Каждая команда получает девять вопросов. Каждый правильный ответ открывает одну букву зашифрованного слова. Каждая буква находится в конверте, на котором написан правильный ответ. Всего команда может набрать 10 баллов, из них 9 за правильные ответы на вопросы, а десятый бал за правильно угаданное (зашифрованное) слово. Конвертов всего 9.
Вопросы квеста:
- Город, который удалось взять немцам 16 июля 1941 года, что открыло им путь на Москву?
- Немецкое командование разработало два плана «молниеносного» захвата СССР. План «Барбаросса» и «?»
- Фашистская армия была разделена на 3 группы: «Север», «?» и «Юг». Первая группа вела наступление на Прибалтику и Ленинград, вторая группа наступала на Минск, Смоленск и Москву, в задачи третьей группы входил захват Киева, Донбасса, Крыма. Как называлась вторая группа?
- Битва за какой город явилась решающим событием первого года войны и первым крупным поражением фашистов?
- Какие войска вели тяжелые сражения в районе Прохоровки в 1943 году?
- В августе 1942 года этот город был переведен на осадное положение. Ожесточенные бои велись на окраине, а затем в самом городе. Немецкие генералы охарактеризовали данное сражение как «не поддающуюся никакому описанию битву, ставшую символом борьбы двух враждебных миров». Что это за город?
- Как называлось движение, которое было организовано в подполье и тылу на занятых фашистами территориях?
- Какое событие состоялось в Москве 24 июня 1945 года, в котором приняли участие представители всех фронтов и родов войск, участвовавших в войне?
- После, какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью в руки советского командования?
Ответы:
№ конверта | Правильный ответ | буква |
1 конверт | Смоленск | Я |
2 конверт | Ост | Л |
3 конверт | Центр | Т |
4 конверт | Москва | И |
5 конверт | танковые | Н |
6 конверт | Сталинградская | С |
7 конверт | партизанское | К |
8 конверт | Парад | А |
9 конверт | Курская | Я |
Зашифрованное слово: конференция, которая проходила в Крыму с 4 по 11 февраля 1945 года. На этой конференции встречались лидеры антигитлеровской коалиции: Сталин Рузвельт, Черчилль (Ялтинская)
Приложение (буквы, которые вкладываются в конверты и слова, которые приклеиваются на конверты)
Я | Л | Т |
И | Н | С |
К | А | Я |
СМОЛЕНСК |
ОСТ |
ЦЕНТР |
МОСКВА |
ТАНКОВЫЕ |
СТАЛИНГРАДСКАЯ |
ПАРТИЗАНСКОЕ |
ПАРАД |
КУРСКАЯ |
Использованные источники информации:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования. – 9-е изд., стер. – М., Академия, 2011 стр. 350-363
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, ХХ – начало XXI века. 9 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений. – М., Просвещение, 2010
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М., ТИД Русское слово – РС, 2011
- Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ – начало XXI века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М., ТИД Русское слово – РС, 2010
Предварительный просмотр:
Урок «Победы»
Тема: Москва и москвичи в годы Великой Отечественной войны
Цель: Сохранение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодежи
Преподаватель:
Москва – город, который был и остается не только столицей, но и во всех отношениях жизнеобеспечивающим военно-экономическим центром державы. Роль Москвы никогда прежде не становилась такой огромной, значимой, ответственной, как в войне с нацистской Германией. К 1941 г. она производила 22% всей союзной промышленной продукции, от 40 до 70% станков, автомобилей, самолетов, танков, другой военной техники и оружия. С началом Великой Отечественной войны Москва стала играть еще большую роль, став центром не только высшей государственной власти, но и кузницей Победы.
22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Как только об этом стало известно, срочно собралось Политбюро ЦК ВКП(б) для принятия неотложных мер по отражению нападения. Наряду со срочными мерами военного характера было принято решение выступить по радио, с обращением к населению, в связи с началом войны.
В первые дни войны изменился не только облик Москвы. На военный лад перестраивалась вся жизнь столицы. Только за первые три дня войны свыше 71 тыс. рабочих и служащих ушли в армию с предприятий города. Ярчайшим проявлением патриотизма москвичей явилось их вступление в народное ополчение. Например, на заводе «Красный пролетарий» к 13 часам 1 июля добровольцами записались 1000 человек, на трансформаторном – 320 человек. В ночь на 2 июля партийные организации Москвы и Военный совет Московского военного округа решили возглавить работу по организации народного ополчения. Предлагалось сформировать из числа не подлежавших призыву трудящихся столицы и области в возрасте от 17 до 55 лет по одной дивизии в каждом районе Москвы (всего 25 районов) общей численностью 270 тыс. человек. К исходу 5 июля поступило 168 тыс. заявлений от москвичей-добровольцев и 140 тыс. от жителей Московской области. Трудно переоценить роль первых московских ополченцев в стабилизации линии фронта и в спасении Москвы. Более того, когда в октябре 1941 г. немцы прорвали оборону под Вязьмой и создали угрозу захвата столицы, произошел новый всплеск добровольчества: было сформировано еще 4 дивизии и 169 боевых рабочих дружин, прошедших подготовку для ведения уличных боев.
Оборона Москвы. Москвичи отправляются на фронт. Бойцы одного из рабочих батальонов Москвы на привале.
На второй день войны задания по производству продукции получили не только крупные предприятия местной и кооперативной промышленности города (654 предприятия из 670), но даже 375 артелей и 59 промкомбинатов. Вместо канцелярских принадлежностей, кроватей, игрушек они стали делать корпуса для мин, боеприпасы, лопаты, обмундирование и т.д. К осени 1941 г. около 2000 предприятий были заняты выполнением фронтовых заказов. Доля военной продукции с 23% в августе 1941 г. возросла до 94% в ноябре.
С приближением к городу линии фронта Государственный Комитет Обороны постановил ускорить эвакуацию Москвы. На восток было отправлено 500 предприятий. После успешного контрнаступления советских войск под Москвой эвакуация заводов была прекращена. Уже к лету 1942 г. многие московские предприятия были восстановлены и стали давать продукцию, объемы которой непрерывно увеличивались.
Москва 125 раз (93 ночью и 32 днем) становилась объектом ударов германской авиации. Из 7000 самолетов, участвовавших в налетах, 1086 были сбиты средствами противовоздушной обороны на подступах к столице, 338 прорвались к городу, сбросив на него 1610 фугасных и 110 тыс. зажигательных бомб. Было разрушено или серьезно повреждено 1467 зданий, пострадало 7708 человек, 2196 москвичей погибло.
От бомбежек люди прятались в метро. Там же проводились торжественные заседания и совещания Политбюро ЦК ВКП(б).
Около 600 тыс. жителей Москвы и Подмосковья участвовали в строительстве оборонительных сооружений. Было вырыто 675 км противотанковых рвов, более 16 тыс. окопов, оборудовано свыше 27 тыс. огневых точек.
Осенью 1941 года по инициативе Г.К. Жукова было принято решение о срочном строительстве кольцевого обхода Москвы в упрощенном варианте. Чтобы ускорить работы, в кольцо соединяли участки уже существовавших автомобильных дорог, строили путепроводы на пересечении с шоссейными и железными дорогами, через водные преграды наводили наплавные мосты. Эта трасса стала одним из основных поясов обороны столицы и способствовала успешному проведению контрнаступательной операции и разгрому фашистов под Москвой. Теперь на этом месте МКАД.
7 ноября 1941 года на Красной площади был проведён знаменитый парад. Он нужен был не только для демонстрации военной мощи СССР и поднятия боевого духа красноармейцев, но и для того, чтобы прекратить возникшие в городе в октября панические настроения. Военнослужащие РККА одеты в зимние шлемы, отмененные в июле 1940 года, и вооружены старыми английскими пулемётами системы "Льюиса", (Lewis), завезёнными в Россию в 1917 году.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в период Великой Отечественной войны, в ознаменование 20-летия Победы Москве было присвоено почетное звание «Город-герой». Москва и москвичи остановили германские полчища осенью 1941 года. Отстояв Москву, Красная Армия нанесла по противнику первый мощный контрудар, отбросив его от подступов к столице. В Московской битве был развеян миф о непобедимости германской армии, полностью сорван план «молниеносной войны». Пример Москвы — это урок мужества и стойкости для людей всего мира.
Посещая ныне места боев за нашу столицу, необходимо помнить, что ее защищала вся страна, народы всего многонационального Советского Союза. Что бы ни произошло в дальнейшем, какие бы трудные времена нас не ожидали, Москва всегда будет пользоваться той любовью народов, какой она пользовалась и в годы Великой Отечественной войны.
Вопросы для обсуждения:
- Что означает понятие ПАТРИОТИЗМ?
Примерный ответ студента: ПАТРИОТИЗМ – это любовь к своей Родине, своему Отечеству
- В чём проявляется данное чувство?
Примерный ответ студента: Данное чувство может проявляться в заботе о благе своей Родины, своего города. В благоустройстве территорий, уважении людей друг к другу, сохранении памятников истории и культуры, передачи детям знаний о событиях истории (чтобы ПОМНИЛИ).
- Может ли это чувство проявлять современный человек? Есть ли место ПОДВИГУ в современной жизни?
Примерный ответ студента: Конечно, может современный человек проявлять данное чувство. Заботясь о близких, участвуя в субботниках, помогая пожилым людям, благоустраивая территории, принимая участие в волонтерских движениях и т.д. Армия должна быть сильной (не для угрозы, а для защиты). Конечно, в современной жизни есть место подвигу: не только военные защищают рубежи нашей Родины, но и мирные граждане (маленькие и взрослые спасают тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию: провалился под лед, выносят из горящих зданий и т.д.), даже ценой собственной жизни.
Подводя итог сегодняшнему уроку хотела бы отметить, что вы получили информацию, возможно новую для вас. Так же вы поделились информацией, которая представляет для вас ценность. В современном мире воспитание – это целенаправленный процесс, поэтому воспитывать чувство патриотизма можно и НУЖНО. Спасибо вам большое за сегодняшний урок. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикации педагога-психолога МОУ специальной (коррекционной) школы 8-го вида №56 Удаловой Э. Я.
Публикации...
публикации педагога
публикации педагога...
Публикации педагога
Публикации педагога...
Скриншоты публикаций педагога в сборниках материалов конференций, в печатных СМИ
публикации учителя в сборниках материалов конференций, в печатных СМИ...
Публикация педагога в сборнике статей "Шоковая терапия в педагогике и "метод взрыва"
Публикация педагога в сборнике статей "Шоковая терапия в педагогике и "метод взрыва"...
Публикации педагога
В представленных научных статьях рассматривается понятие самодеятельного туризма, приведен опыт работы БОУ ДО "Тарская станция юных туристов" в этом направлении, раскрывается...
Научная публикация "Педагог-организатор и его роль в воспитательной работе"
Педагог-организатор - это специалист, который отвечает за организацию воспитательной работы в образовательном учреждении. Важной особенностю деятельности педагога-организатора является организаци...