отчёт по теме самообразования
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Использование элементов инновационных технологий в преподавании физики, как средство развития учебно-познавательной компетентности учащихся»
(отчёт по теме самообразования)
Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к учебному процессу. Основным направлением развития школьного образования является формирование ключевых компетенций у учащихся – готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, формировать компетенции только ради профессиональной деятельности. Они должны помогать, человеку жить в согласии с природой, обществом, и согласии с самим собой.
Из концепции о модернизации российского образования:
- Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
- Развитие умений работы с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации);
- Выработка экспертной оценки результатов накопленного материала;
- Формирование навыков исследовательской деятельности (проведение реальных и виртуальных экспериментов);
- Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
- Формирование навыков работы в группе, умение соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение;
- Развитие толерантности – как поиск постоянных компромиссов и необходимость поиска общих решений
Компетенция – 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен.
Компетентность – умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности, способность к эффективному поведению при решении разного рода задач.
Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний, которые полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений.
Достижения этой цели позволяют решить многие задачи и средства обучения, способствующие развитию положительной мотивации учения. Поэтому основные задачи, которые я ставлю перед собой в работе – это развитие у учеников:
- самостоятельности и способности к самоорганизации;
- умения отстаивать свои права;
- готовности к сотрудничеству;
- способности к созидательной, исследовательской деятельности;
- толерантности, понимания друг друга;
- умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Понятно, что с таким подходом во главу всего процесса обучения ставится личность ребёнка, его неповторимость, его свобода быть самим собой. Выпускник, покинув школу, должен быть адаптированным к жизни, со стойкой мотивацией на успешность в данных социально-экономических условиях, способным самостоятельно выйти из любой нестандартной ситуации, умеющим добыть необходимые знания в различных источниках, готовым учиться дальше, открытым для самосовершенствования.
И я, учитель, создаю на своих уроках такие условия (образовательную развивающую среду), которые позволяют ученику открыть себя, свои внутренние возможности, способность к самопознанию, самоанализу, самореализации. Целью всей своей деятельности считаю, прежде всего, воспитание человека думающего, сомневающегося, радующегося, уверенного в себе, а значит, и в своём будущем.
Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики.
Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться
По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.
Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяю
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок)
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающему в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет мне наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем.
Какие ключевые компетенции мы должны формировать у учащихся? В основу обновлённого содержания общего образования положена ориентация на создание у учащихся компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В связи с этим, можно выделить следующие группы компетенций, которые целесообразно развивать у учеников нашей школы:
- Информационные (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации);
- Личностное самосовершенствование (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни);
- Учебно-познавательные (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка);
- Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);
- Социально-трудовые (профессиональное самоопределение);
- Общекультурные (знание духовно-нравственных основ жизни человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций).
Одной из основных составляющих образовательной компетенции является учебно-познавательная, формирование которой является необходимым условием эффективности учебной деятельности в школе, а затем и в ВУЗе, что позволяет рассматривать формирование учебно-познавательной компетенции как приоритетную задачу современной школы.
Каждая учебная дисциплина должна создавать предпосылки, которые при условии их обобщения превращаются в основу формирования ключевых компетенций. Важно определить место физики как учебного предмета в этом процессе. Физика как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей учащихся. Курс физики – это уникальная школьная дисциплина, единственный школьный предмет, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания.
Модель формирования учебно-познавательной компетенции можно представить как целостный комплекс, основанный на согласовании нескольких компонентов.
- Целевой компонент (ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, , а овладевает комплексной процедурой, совокупностью образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер).
- Операционный компонент (отбор форм и методов передачи учебной информации в оптимальном соответствии с целями и содержанием учебной программы и отыскание рациональных путей и средств организации учебного процесса).
- Содержательный компонент (подбор учебного материала к разработанной системе занятий и разработка системы дидактических материалов по формированию УПК учащихся в процессе обучения).
Основными составляющими УПК являются:
- Знания, отражённые в Обязательном минимуме содержания образования по физике.
- Умения – познавательные (владеть навыками работы с различными источниками информации, проводить наблюдения, ставить физический эксперимент), практические (измерять, вычислять, строить и анализировать графики, пользоваться лабораторными принадлежностями), организационно-оценочные (ставить цель, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей и чужой учебно-познавательной деятельности, выступать письменно и устно о её результатах).
- Качества личности – мотивационно-рациональная направленность, интеллектуально-логические способности, способности к самоорганизации и самоуправлению в учебной деятельности, нравственные и эстетические качества личности.
- Основная школа.
- Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно получать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:
- все вещества состоят из частиц;
- в жидкости и газе существует выталкивающая сила;
- кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;
- ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.
В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности.
- Составление кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.
- Создание электронных презентаций. Формирование умения использовать информационные технологии в процессе обучения.
- Вывод учащихся на новое понятие. Данная форма обучения представляет некое подобие мозгового штурма. Ученики получают задание практического характера. Например, учащимся 8 класса можно предложить перечислить материалы, используемые при строительстве дома перед началом изучения понятия теплопроводность. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни, а значит более интересной и понятной для детей.
- Старшая школа.
- Работа на второй ступени изучения школьного курса физики строится на использовании базовых знаний, полученных в основной школе при максимальной самостоятельности учащихся. Основной формой организации занятий является групповая работа, в ходе которой каждая группа движется в своем направлении согласно индивидуальной теме. Такой подход даёт возможность активизировать интерес учащихся к предмету, рассмотреть роль физики в построении картины мира и в развитии технической цивилизации. Направления работы групп:
- история становления представлений по данной проблеме, поиск и систематизация информации;
- экспериментальное исследование проблемы;
- решение задач, моделирование процессов;
- объяснение природных явлений, исследование применения физических принципов для создания технических устройств.
- Формами контроля при такой организации занятий являются:
- результаты перекрёстных дискуссий
- отчёт группы в ходе итогового занятия
- тестовая работа по теме
- оценка работы каждого члена группы её руководителем
- лучшие в номинациях: «За лучшую находку в Интернете», «За лучшее исследование», «За лучшую презентацию к докладу» и т.д.
- Организация перекрёстных дискуссий осуществляется в виде мозгового штурма. Опираясь на материал, собранный группой, учащиеся дают ответы на ряд нестандартных вопросов, выдвигая свои идеи, размышляя над проблемой. В качестве примера могу привести примерный план проведения такого занятия по теме «Транспортные средства и законы сохранения».
Первая группа (работала по теме: «Анализ рассуждений Гюйгенса об ударах упругих шаров в разных системах отсчёта и поиске сохраняющейся величины и Майера об энергии»
- Как можно получить запас энергии?
- Что может служить источником энергии?
- Как извлечь энергию из вещества?
- Как используется энергия?
- Как происходит преобразование энергии в работу?
Вторая группа (работала по теме: «Анализ практического использования законов
термодинамики при работе простейших механизмов, тепловых двигателей; анализ
круговорота энергии на Земле, энергетический баланс Земли и парниковый эффект»
- Как происходит преобразование энергии в работу?
- Почему нельзя преобразовать в работу всю энергию двигателя?
- Почему тепловые двигатели имеют малый КПД?
- К какому типу двигателей относится реактивный?
- На чём основан принцип его работы?
Третья группа (работала по теме: «Решение задач на закон сохранения импульса и
энергии, использование закона сохранения энергии в различных процессах»
- Как связаны понятия «импульс» и «сила»?
- Можно ли связать понятия «энергия» и «сила»?
- Какое значение имеют упругий и неупругий удары?
- При каком виде центрального удара происходит потеря энергии?
- Какая энергия теряется?
- Во что она преобразуется?
Четвёртая группа (работала по теме: «Эксперименты по изучению упругих и неупругих ударов шаров с анализом вопроса о потерях механической энергии при неупругом ударе»
- Какое значение имеют упругий и неупругий удары?
- При каком виде центрального удара происходит потеря энергии?
- Какая энергия теряется?
- Во что она преобразуется?
- Как это можно определить экспериментально?
В заключение хочу сказать, что для решения проблемы формирования учебно-познавательной компетенции учащихся возможно применение разнообразных форм работы. Здесь мной приведены лишь некоторые, активно используемые мной на уроках и во внеурочное время.
Все перечисленные виды деятельности, используемые мною в практике, помогают ученикам установить связь между новым материалом и изученным ранее. Путём реализации деятельного подхода являются нестандартные, творческие уроки, которые ученики готовят вместе со мной. Когда ребёнок сам выбирает вопрос, находит на него ответ и рассказывает о результатах своей работы другим, когда сам добывает новые знания, только тогда он готов в любой ситуации грамотно действовать.
учитель физики МОАУ «СОШ№23»
Сипкова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования
Использование ИКТ на уроках биологии, химии....
Отчёт по теме самообразования
Отчёт учителя физики МОУ Буравцовской СОШ по теме самообразования "Использование информационных (компьютерных) технологий и элементов интеграции как средство повышения эффективности обучен...
Отчёт по теме самообразования
Применение метода проектов при изучении информатики На протяжении последних лет моя личная методическая тема самообразования звучит следующим образом: «Метод проектов, как технология формирования ключ...
Отчёт по теме самообразования
План работы по теме самообразования "Блочная система сруктурирования учебного материала, как условие оптимизации современного урока истории", цели, задачи, литература, этапы работы....
Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"
По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....
Отчёт по теме самообразования "Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся"
Методические рекомендации по организации и проведении нестандартных уроков...
ОТЧЁТ по теме самообразования «Использование игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе».
Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обуч...