Виды универсальных учебных действий
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Виды универсальных учебных действий
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:
− самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
− смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
− нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
− целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
− планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
− прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, обнаружения отклонений от него;
− коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
− оценка – осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
− саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия:
− самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
− поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
− структурирование знаний;
− осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
− выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
− рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
− смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
− постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
− моделирование;
− преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
− анализ;
− синтез;
− сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
− подведение под понятие, выведение следствий;
− установление причинно-следственных связей;
− построение логической цепи рассуждений;
− доказательство;
− выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
− формулирование проблемы;
− самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
− постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
− разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
− управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
− соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
− соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙАДРЕС ИСТОЧНИКА ПУБЛИКАЦИИhttp://cro.admsurgut.ru/fgos/2011-2012/doc3/...
регулятивные виды универсальных учебных действий
данная презентация дает возможность учителю систематизировать знания об одном из видов УУД...
Виды универсальных учебных действий
Описавабтся виды УУД...
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...
Виды универсальные учебных действий (УУД)
Виды универсальные учебных действий (УУД) ...
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...
«Современный урок литературы: формы и приемы работы, помогающие учителю осуществлять деятельность по формированию основных видов универсальных учебных действий»
В материале представлены некоторые современные формы работы на уроках литературы...