Виды универсальных учебных действий
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Виды универсальных учебных действий
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:
− самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
− смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
− нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
− целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
− планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
− прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, обнаружения отклонений от него;
− коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
− оценка – осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
− саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия:
− самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
− поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
− структурирование знаний;
− осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
− выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
− рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
− смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
− постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
− моделирование;
− преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
− анализ;
− синтез;
− сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
− подведение под понятие, выведение следствий;
− установление причинно-следственных связей;
− построение логической цепи рассуждений;
− доказательство;
− выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
− формулирование проблемы;
− самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
− постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
− разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
− управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
− соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
− соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙАДРЕС ИСТОЧНИКА ПУБЛИКАЦИИhttp://cro.admsurgut.ru/fgos/2011-2012/doc3/...
регулятивные виды универсальных учебных действий
данная презентация дает возможность учителю систематизировать знания об одном из видов УУД...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...

«Современный урок литературы: формы и приемы работы, помогающие учителю осуществлять деятельность по формированию основных видов универсальных учебных действий»
В материале представлены некоторые современные формы работы на уроках литературы...