Педагогическое эссе.
статья на тему

Мишанькина Таисия Викторовна

Материал для конкурса "Учитель года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_esse.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Педагогическое эссе.

                                     

                                                                              Науки, изощряющие ум, без веры и        

                                                                         без нравственности, не составят

                                                                         благоденствия народного… Одно

                                                                         обучение наукам не есть воспитание

                                                                         и даже вредно без возделывания

                                                                         нравственности.

                                                                                                               А. С. Шишков.

    Никогда не забуду, как один добрый  человек, прошедший войну, – директор сельской школы, в которой я училась, посоветовал мне выбрать профессию учителя. «Тая, тебе надо быть учителем», - сказал он. Тогда мне было только 14 лет, и для меня, совсем ещё юной девчонки, совет этого уважаемого человека казался единственно правильным решением. И я, более не мучаясь над вопросом «Кем быть?», поступила в Спасское педагогическое училище. Учёба  в педучилище стала для меня настоящим открытием.  Очень скоро я поняла, как прав был мой наставник, сумевший разглядеть во мне истинное призвание.

    Потом были незабываемые годы работы в школе, учёба в педагогическом университете, взлёты и падения, радости и огорчения. Я всегда старалась быть хорошим учителем: и  дети любили, и коллеги уважали. Казалось бы, всё сложилось, но…

    Одна случайная встреча с книгой схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» произвела на меня такое огромное впечатление, которое нельзя сравнить ни с чем. Совершенно неожиданно в моей жизни появилось что-то очень светлое, родное моей душе, чем сразу захотелось поделиться с детьми.

     Мне выпало счастье побывать на Рождественских чтениях, где и состоялось  первое знакомство с книгами отца Иоанна. Его труды заставили меня по-новому взглянуть на многие вопросы педагогики. И когда в школе №3 г. Сасово, куда я только что пришла работать, наряду с учебными дисциплинами «Русский язык» и «Литература» мне предложили ещё уроки православной культуры, я согласилась. Согласилась и не жалею. И не просто не жалею - я влюбилась в эти уроки, потому что они многому учат не только детей,  но и меня.

    Святые отцы говорили: «Лучше можно научить дитя примером, нежели словами». Ведь если учитель красноречив, но преподаваемые им правила жизнью не подкрепляются, ученики это быстро замечают. Дети быстрее угадывают подлинный образ мыслей и чувств своих учителей и родителей, чем изучают преподаваемые им правила. Мы, педагоги, должны понимать, что самый лютый враг человека – это он сам и его страсти. И пока мы их не победим, не очистимся от них, никакой пользы принести не сможем. Если в нас самих нет духовности, вдохновения, нравственности, нам нечего будет передать и детям. Прежде всего, надо начинать с самих себя. Это непреложный закон педагогики.

    Однажды на уроке я попросила детей рассказать о своих добрых поступках. А один мальчик, сидящий на задней парте, вдруг задаёт мне встречный вопрос: «А Вы сами совершали такие поступки?». В этот момент у меня в голове всё прояснилось… Надо признаться: до этого момента я считала, что педагогика – это обычная наука, которую можно освоить, но тут мгновенно поняла, что это высокое искусство, и, если я учитель, я просто обязана не оставлять без ответа ни один из вопросов учеников. Вы знаете, мне было трудно вспомнить свои добрые дела, тем более что хвастаться я не люблю, но класс смотрел на меня с таким вниманием, такая воцарилась тишина…  Все ждали прямого ответа. Мне пришлось вспомнить один случай из своей жизни, и дети, словно лепестки разбуженного теплом цветка, раскрылись и потянулись ко мне  лесом рук…

    Как важно создать настоящую духовную атмосферу, которая трогает сердце ребёнка, пробуждает его дремлющие духовные чувства!

     В последнее время мы всё чаще слышим, что необходимо воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться  в жизни. Современное общество как будто забыло, что, кроме знаний у человека есть душа, есть совесть, желания, чувства, воля, что ещё есть вечные ценности, которые не надо искать и которые живут всегда, при любых политических режимах. Ведь задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.

    Что же может объединить  современных людей, раздробленных и разобщённых, можно ли влить в их сердца животворящую силу любви?

    Стремление человека к счастью вложено в него, это естественное желание. Но если человеку внушают, что он должен стремиться только к приобретению материальных благ, то это не приведёт к созданию нормального, благополучного общества. О каком благополучии может идти речь, если каждый отдельный человек несчастлив и общество в целом несчастно, потому что люди не заботятся друг о друге, а думают лишь только о себе?

    Сегодня очевидно, что нравственные болезни века отрицательно действуют на всех, но в первую очередь на детей и молодёжь. Многочисленные исследования свидетельствуют о росте негативного отношения к таким понятиям, как нравственность, гражданский долг, ответственность перед обществом, о размывании нравственных и  гражданских ценностей и идеалов.

    Как точно в своей книге «Тайна русского слова» Василий Ирзабеков описывает ситуацию, сложившуюся в мире! «Зло материализовалось на страницах журналов, книг, учебников. Оно громогласно заявляет о себе с экранов телевизоров, звучит в повседневной речи, полной сквернословия и бессмысленных штампов сытой цивилизованной жизни.

    Современные пиарщики от рекламы специализируются на манипуляции нашим сознанием, ведут войну с высокими понятиями, намеренно принижая, опошляя их, подменяя высокое низким, великое – ничтожным. Что такое «неземное блаженство?»  Оказывается, всего лишь удовольствие от съеденной шоколадки. Рекламируя так называемые достижения цивилизации, нас почти убедили, что мы «этого достойны» и ни в коем случае не должны «дать себе засохнуть», а, купив некую мелочь, можем «чувствовать себя защищёнными на весь день» и «иметь повод для гордости».

    Понимание достоинства человека, право на уважение его личности оказалось размыто…»

    Нелегко разобраться в том, что происходит сейчас в системе воспитания и образования, поэтому у педагогов возникает очень много вопросов.

    Каково же воспитание, которое даёт людям спокойствие, мир, радость и счастье?

    Задачи образования и воспитания нельзя считать тождественными. Если образование или умственное просвещение формирует интеллект, то воспитание закладывает характер, способствует тому, чтобы духовные и нравственные принципы превращались  в убеждения и  привычки  повседневного поведения. С образованием и эрудицией, как показывает жизнь, могут уживаться бессердечие, бестактность, хамство, безразличие к духовным и нравственным сторонам жизни.

    Надо сказать, что в отечественной традиции понятие «образование» имело совсем другой смысл, нежели тот, какой оно приобрело в новейшее время. То, что мы сейчас называем образованием, до реформ 19 века называлось просто обучение наукам, которое занимало второстепенное место в российской образовательной системе. Считалось, что главное – сформировать мировоззрение, а в рамках этого мировоззрения обеспечивалось конкретное обучение наукам.

    «Плохое воспитание есть начало злу». «Прежде всего научить вере, потом другим наукам». Эти мудрые строки из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского…» - золотые слова, которые открывают нам самую глубокую причину, почему мы мучаемся со своими детьми и своими учениками.

    Говорят, что воспитание ребёнок получает уже ранее в семье, -  школьное же время отводится для учения. Но я думаю, что воспитание продолжается всю жизнь и никогда не оканчивается, тогда как учение может прекратиться в определённое время. С большой долей вероятности можно утверждать, что воспитательный результат в немалой степени зависит от школы и будет определяться тем образом человека, который несёт в своей душе учитель. Ведь он, вольно или невольно, задаёт направление воспитательному процессу в русле именно своего понимания и чувствования жизни.

    Сегодня психолого-педагогическая наука доказала: для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребёнка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нём воспитать. А то или иное отношение формируется через сложный механизм взаимоотношений, общения. В воспитании через общение я выделяю три этапа: во-первых, урок, во-вторых, внеурочное воспитание, в-третьих, организацию взаимоотношений учителя и ученика вне школы.

   Я убеждена, что воспитание в школе надо строить, начиная с урока – важнейшей формы развития личности вообще и нравственного развития в частности. Обучение и воспитание должны быть соединены в один воспитательный акт.

   Пожалуй, самым существенным для организации воспитания на уроке является умение учителя «видеть» отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в этом поведении скрытый нравственный смысл. Отношение проявляется во взгляде, в действии, поступке, в мимике, жесте, эмоции и, конечно же, в словах.

    Т. к. известно, что «слова есть видимое обнаружение ума» (схиархимандрит Иоанн (Маслов)), то педагогу необходимо соблюдать в них меру и порядок, уметь вовремя молчать и кстати говорить. В беседах нельзя допускать оскорбительных и соблазнительных слов, осуждения, непристойных шуток. Необходимо находить нужное слово для каждого ученика.

   Первое, что можно утверждать: учитель должен строить своё отношение к детям не как к ученикам, а как к людям. Если учитель не видит в учениках людей, то его влияние нестойко.

   На мой взгляд, наиболее распространённые нарушения в этике поведения учителя следующие: обращение к ребёнку не по имени, отсутствие извинений в случае оплошности педагога, приказной, административный характер распоряжений учителя: «Откройте тетради!», «Пишите!», «Встаньте!» без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».

    Добросовестный и любящий детей учитель будет считать всегда главным то, чтобы урок занял и  заинтересовал детей, дал пищу их чувствам и самостоятельному размышлению. Как приятно видеть, что урок «зацепил» за живое: после звонка дети не бегут из класса сломя голову, а обступают тебя и делятся своими чувствами, впечатлениями, собственным опытом, а маленькие дети преподносят тебе подарки в виде рисунков на тему урока.

        В заключение хочу привести слова из педагогического наследия священномученика Фаддея Тверского, которые как нельзя лучше говорят о главном качестве учителя по призванию: «Истинная любовь, прежде всего, не какое-либо минутное влечение сердца, но постоянное настроение… Она долготерпит, не смущается детским непостоянством и слабостью воли, она милосердствует, т. е. во всём снисходит и всё переносит, чем, наконец, смягчает самые огрубелые сердца. Она не ищет своего, т. е. заботится только о благе других, не прекращается в учителе даже в тех случаях, когда ученики за расположение и любовь учителя отплачивают неблагодарностью, нисколько не ценят и даже злоупотребляют любовью учителя.

   Она не раздражается, потому что слово, произносимое спокойно, без тени гнева и раздражения, всегда действует успешнее. Она не превозносится, не гордится и не мыслит зла, проникнутая истинным смирением, охотнее винит не ученика, а себя, - отыскивает причину недостатков ученика в себе самой… Она всему верит, всего надеется, т. е. не теряет надежды на исправление детей, которых считают даже неисправимыми, потому что верит, что в них сохранилась какая-либо искра добра, которая может воспламениться…»

    Да, именно любовь поможет в каждом ребёнке увидеть хорошее, дать каждому шанс, сделать невозможное возможным! Какие бы печальные события в школьной жизни не наводили учителя на мысль о том, что напрасно он трудился, никогда нельзя терять надежды на воспитание ученика.

   Пусть всем нашим детям достанутся такие педагоги, встреча с которыми будет для них желанной!

                                                                                                           Мишанькина Т. В.

                                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                                                 МБОУ СОШ №3 г. Сасово

                                         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе. Передо мной чистый лист. Ему я должна доверить свои размышления. Написать всегда труднее, чем высказаться вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать ответ себе...

Мое педагогическое Эссе

Эссе на тему: Мой предмет -Мое призвание...

Педагогическое эссе

Речь идет о моем родном башкирском языке, о том, что нужно обзятально знать родной язык....

Педагогическое эссе

Материал-размышление на тему "Я - учитель. Это значит"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...