Учебная мотивация учащихся профильных классов.
учебно-методический материал на тему
Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация в подростковом возрасте противоречивы. С одной стороны этот период характеризуется снижением мотивации учения. С другой стороны, именно в этом возрасте возникает сензитивный период для формирования высших форм учебной деятельности, открывающих возможность осмысления подростком и реализации себя как субъекта учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_motivatsiya_uchashchihsya_profilnyh_klassov.docx | 30.21 КБ |
motivatsiya_ucheniya.doc | 41 КБ |
diagnostika_uchebnoy_motivatsii_10kl.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная мотивация учащихся профильных классов.
Доклад на ШМО учителей естественно – гуманитарного цикла.
Рахимкулова Ф.Ф.
Современные социально-экономические условия требуют серьезного изменения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Модернизация образования нацеливает на подготовку, инициативного выпускника, способного к самоопределению, конкуренции, выбору активной жизненной позиции.
На определенных этапах своей жизни человек сталкивается с проблемой выбора карьеры, планирования ее развития, выбора места работы как начальной ступени карьеры либо какого-то ее промежуточного звена. Представляется немаловажным в решении всех этих задач знать мотивы, возникающие в процессе планирования и непосредственно в ходе развития карьеры, для лучшего понимания истинных причин своих действий, истинных потребностей, которые будут или же не будут удовлетворены в зависимости от того правильно был выбран тип развития карьеры, и в частности, место работы.
Важнейшим проявлением личности в старшем школьном возрасте является самоопределение в сфере собственных возможностей и предполагаемых жизненных достижений. На развитие этой сферы особенно влияют отношения с другими людьми и самореализация в значимой для ученика сфере, благодаря чему стимулируется работа над собой, целеполагание в учебной деятельности, образование ценностно-смысловой сферы личности. Становление мотивационной сферы и позиции ученика в учебной деятельности совпадает с потребностями обучающихся в самореализации, и в процессе учебного взаимодействия возникает стремление к достижению все более сложных и привлекательных целей.
Наша школа перешла на профильное обучение. В старших классах нашей школы организовано обучение по следующим профилям: социально-правовой (профильные предметы: история, обществознание, право) медицинский ( профильные предметы: химия, биология). Учащиеся после окончания основной школы поступают в 10 профильный класс согласно выбору своей дальнейшей образовательной траектории. Десятые классы формируются заново, появляется много новичков, классные коллективы оказываются перемешанными, и перед школьниками встает задача социально-психологической адаптации в новой социальной среде. Возрастает учебная нагрузка, особенно в профильных классах, где учеба продолжается 6 дней в неделю по 6-7 уроков и охватывает программу, которая содержит материал по углубленному изучению различных тем. Несмотря на то, что большая нагрузка, конечно, способствует приобретению качественных знаний и навыков для обучения на следующей образовательной ступени, с другой стороны, углубленное изучение предметов характеризуется высоким уровнем трудности, большим объемом и быстрым темпом изучения учебного материала. В таких условиях отсутствие мотивации может привести к снижению качества обучения.
Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация в подростковом возрасте противоречивы. С одной стороны этот период характеризуется снижением мотивации учения. С другой стороны, именно в этом возрасте возникает сензитивный период для формирования высших форм учебной деятельности, открывающих возможность осмысления подростком и реализации себя как субъекта учебной деятельности.
Таким образом, возник вопрос: какова же учебная мотивация учащихся профильных классов и что влияет на выбор профиля.
Нами было проведено исследование учебных мотивов учащихся 10- х классов по методике Г.А.Карповой («Методика по изучению учебной мотивации» Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1996).
Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимися мотивов учебной деятельности. Учащимся предлагается оценить, насколько для них значимы причины, по которым они учатся в школе, поставив нужный балл:
0 баллов – почти не имеет значения;
1 балл – частично значимо;
2 балла – заметно значимо;
3 балла – очень значимо.
Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимся по каждой группе мотивов.
Выстраивается гистограмма, отражающая мотивационную формулу учащегося. Для учащихся 9-11 классов определяются следующие мотивы: познавательные, коммуникативные, эмоциональные, саморазвитие, позиция школьника, достижения, внешние (поощрение, наказание), профессионально-жизненное самоопределение
В качестве инструмента измерения учебной мотивации и направленности интересов была выбрана методика изучения отношения к учебным предметам по критериям интереса, субъективной важности и понятности Е.С.Бахуриной (Бахурина Е.С., Прутьянова О.А. Учебная мотивация и социально-психологическая адаптация учащихся профильных десятых классов. // Психология и школа №2 2005
Учащимся предлагалось оценить все учебные дисциплины по пятибалльной шкале. Мы провели анкетирование.
Анкета для учащихся 10 класса.
Какие предметы входят в Ваш индивидуальный образовательный план (ИОП): __________________________________________________________________________
- Какие факторы оказали влияние на выбор универсального класса ( отметьте подходящие Вам варианты и дайте необходимые пояснения) :
а) предметы необходимы для поступления в ВУЗ или ССУЗ ( какие именно):
___________________________________________________________________________________
б) будущая профессия, которая уже окончательно выбрана ( какая ) ______________________
___________________________________________________________________________________
в) желание углубленно изучать выбранные предметы;
г) художественная литература, кино и видеофильмы, СМИ;
д) собственный практический опыт профессиональной работы;
е) советы родителей или других родственников;
ж) примеры и советы друзей, знакомых;
з) рекомендации учителей;
и) уверенность в своих способностях по выбранным предметам;
к) интуитивное принятие решения;
л) этот класс выбрали мои друзья;
м) другое (что именно)_____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
- Цель и задачи обучения по предметам моего ИОП я
а) знаю и могу назвать ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
б) не знаю
- Как Вы оцениваете свою успешность обучения
по предметам ИОП
по элективным курсам
по другим предметам
- Какие факторы влияют на успешность Вашего обучения ( отметьте, как влияют положительно - "+" или отрицательно - "-" и дайте необходимые пояснения):
а) расписание занятий ____________________________________________________________
б) нагрузка ______________________________________________________________________
в) правильность выбора предметов ИОП______ ______________________________________
________________________________________________________________________________
г) требования учителей по предметам ИОП___________________________________________
________________________________________________________________________________
д) требования учителей по другим предметам_________________________________________
________________________________________________________________________________
е) формы и методы проведения занятий______________________________________________
________________________________________________________________________________
ж) профессиональная подготовка учителей по предметам ИОП__________________________
з) другое ________________________________________________________________________
- Оцените , пожалуйста, организацию обучения в универсальном классе с точки зрения Вашей удовлетворенности по 10-балльной шкале, где 1 – самая низкая оценка, 10- самая высокая оценка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Результаты анкетирования учащихся 10-х классов (2014 -2015учебный год)
Таблица 1. Выбор предметов учащимися 10 классов
для формирования индивидуального образовательного плана (ИОП)
Предметы | 10а | 10б | 10в | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Русский язык | 9 | 50 | 0 | 0 | 3 | 12 |
Литература | 4 | 21 | 0 | 0 | 2 | 12 |
Алгебра | 8 | 44 | 6 | 31 | 4 | 16 |
Геометрия | 4 | 22 | 6 | 31 | 2 | 8 |
Физика | 1 | 5 | 9 | 50 | 1 | 2 |
Информатика | 1 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Биология | 3 | 16 | 13 | 68 | 0 | 0 |
Химия | 1 | 5 | 13 | 68 | 0 | 0 |
История | 0 | 0 | 0 | 0 | 9 | 36 |
Обществознание | 8 | 44 | 0 | 0 | 12 | 48 |
Иностранный язык | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
География | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Таблица 2. Факторы, влияющие на выбор профиля обучения
Факторы, влияющие на выбор | Частота встречаемости ответов | |||||
10а | 10б | 10в | ||||
Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | |
- предметы профиля необходимы для поступления в ВУЗ или ССУЗ | 10 | 55 | 12 | 66 | 4 | 10 |
- будущая профессия, которая уже окончательно выбрана | 12 | 7 | 4 | 10 | 5 | 13 |
- желание углубленно изучать выбранные предметы | 5 | 13 | 15 | 37 | 2 | 5 |
- советы родителей и других родственников | 5 | 13 | 1 | 3 | 6 | 15 |
- уверенность в своих способностях по выбранному профилю | 4 | 11 | 8 | 20 | 5 | 13 |
- собственный практический опыт профессиональной работы | 2 | 6 | 0 | 0 | 6 | 15 |
- примеры и советы друзей и знакомых | 2 | 6 | 0 | 0 | 3 | 7 |
- интуитивное принятие решения | 2 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 |
- рекомендации учителей | 1 | 3 | 0 | 0 | 4 | 8,5 |
- художественная литература, СМИ | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Таблица 3. Цели и задачи обучения по профильным предметам
Цели | Частота встречаемости ответов | |||||
10а | 10б | 10в | ||||
Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | |
подготовка к ЕГЭ и экзаменам с целью успешного поступления в ССУЗ или ВУЗ | 15 | 88 | 9 | 47 | 12 | 48 |
углубление и расширение знаний по предметам ИОП | 0 | 0 | 12 | 80 | 7 | 28 |
получение дополнительной информации | 4 | 22 | 0 | 80 | 3 | 12 |
Получение знаний для приобретения профессии | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 8 |
Методика
изучения отношения к учебным предметам
по критериям интереса, субъективной важности и понятности
Инструкция: Оцените, пожалуйста, все учебные дисциплины по критериям интереса, субъективной важности и понятности, используя пятибалльную шкалу.
Предмет | Критерии | ||
интересно | важно | понятно | |
Русский язык | |||
Литература | |||
Алгебра | |||
Геометрия | |||
Физика | |||
Информац. технологии | |||
Биология | |||
Химия | |||
История | |||
Обществознание | |||
Иностранный язык | |||
География | |||
ОБЖ | |||
Физкультура | |||
Граждановедение | |||
Элективные курсы: | |||
Опросник «Учебная мотивация»
Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимися мотивов учебной деятельности. Даётся два варианта опросника: для 5-8 классов; для 9-11 классов. Возрастные варианты различаются составом исследуемых мотивов: у старшеклассников дополнительно определяются мотивы профессионально-жизненного самоопределения, начинающие оформляться в данном возрасте.
Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов – почти не имеет значения
1 балл – частично значимо
2 балла – заметно значимо
3 балла - очень значимо
Опросник
(для 9-11 классов)
- Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
- Мне нравиться узнавать всё новое, расширять свои знания о мире.
- Обращаю внимание в основном на те предметы, которые пригодятся мне в моих будущих профессиональных знаниях.
- В школе меня преимущественно привлекает общение с друзьями, а не учение.
- Для меня совсем не маловажно получить хорошую оценку.
- Всё, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
- Знания помогут мне развить ум, сообразительность, смекалку.
- Раз ты школьник, ты обязан хорошо учиться.
- Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, нервозности, у меня пропадает всякое желание учиться.
- Я испытываю интерес к конкретной науке, конкретному предмету.
- Особый интерес на уроках у меня вызывают знания, практически полезные (для хозяйства, дома, ремонта, рукоделия и т.д.).
- Считаю, что успехи в учёбе – немаловажная основа для уважения и признания в нашем классе.
- Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
- Люблю испытывать чувство подъёма, радости от преодоления трудностей, от решения сложной задачи.
- Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
- Хорошо учиться, посещать школу – моя гражданская обязанность.
- В школе весело, интереснее, чем дома.
- На уроках я активно стремлюсь понять новый материал, найти рациональные способы решения, полностью включён в работу и не отвлекаюсь.
- Без хорошего образования я не смогу получить достойную работу, добиться жизненного успеха.
- Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу с ребятами (в паре, в бригаде, команде и т.п.).
- Я очень чувствителен к похвале учителя (родителей) за мои учебные успехи.
- Учусь хорошо, так как привык быть в числе лучших.
- Я много читаю, занимаюсь самообразованием (по языку, технике, истории и т.д.), так как школьной программы мне не хватает.
- Учёба в моём возрасте – самое главное дело.
КЛЮЧ
Мотивы Номера ответов
Познавательные 2 10 18
Коммуникативные 4 12 20
Эмоциональные 1 9 17
Саморазвития 7 15 23
Позиция школьника 8 16 24
Достижения 6 14 22
Внешние (поощрение, наказание) 5 13 21
Профессионально-
жизненное самоопределение 3 11 19
Обработка
Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимися по каждой группе мотивов. Выстраивается гистограмма, отражающая мотивационную формулу.
Результаты опроса учащихся
по методике «Учебная мотивация»
2014-2015 учебный год
10 в класс Классный руководитель – Рахимкулова Ф.Ф.
Ф., имя | Позна ватель ные | Комму ника тивные | Эмоцио нальные | Само развитие | Позиция школь ника | Дости жения | Внешние | Проф.-жизне ное самоопр. | |
1 | А. Алишер | 7 | 6 | 6 | 5 | 8 | 6 | 7 | 8 |
2 | А. Данил | 5 | 4 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 5 |
3 | Б. Ольга | 8 | 4 | 6 | 7 | 7 | 6 | 5 | 8 |
4 | Б. Ксения | 6 | 6 | 6 | 6 | 8 | 7 | 5 | 6 |
5 | Б. Алексей | 4 | 6 | 6 | 4 | 6 | 5 | 4 | 8 |
6 | В.Руслан | 6 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 4 | 7 |
7 | Д.Имам | 4 | 4 | 5 | 6 | 5 | 6 | 4 | 6 |
8 | З.Егор | 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 6 | 4 | 6 |
9 | К. Павел | 5 | 5 | 4 | 7 | 5 | 4 | 4 | 8 |
10 | К.Илья | 6 | 7 | 9 | 7 | 7 | 6 | 9 | 6 |
11 | К.Ксения | 3 | 1 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 6 |
12 | К. Карина | 7 | 4 | 7 | 7 | 7 | 6 | 3 | 8 |
13 | К.Евгений | 7 | 6 | 8 | 6 | 8 | 7 | 8 | 5 |
14 | К.Ольга | 9 | 5 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 |
15 | Л.Елена | 5 | 3 | 6 | 8 | 7 | 5 | 6 | 5 |
16 | М.Дарья | 8 | 9 | 3 | 8 | 5 | 6 | 8 | 7 |
17 | М.Ильзида | 6 | 7 | 4 | 5 | 6 | 4 | 7 | 5 |
18 | П.Анастасия | 7 | 3 | 1 | 7 | 4 | 6 | 4 | 4 |
19 | С.Вика | 7 | 7 | 6 | 9 | 6 | 6 | 5 | 7 |
20 | С.Алексей | 4 | 5 | 7 | 6 | 6 | 4 | 7 | 7 |
21 | Т.Элиза | 4 | 5 | 7 | 4 | 6 | 5 | 7 | 6 |
22 | Ф. Элина | 4 | 4 | 5 | 6 | 5 | 4 | 6 | 4 |
23 | Ф.Александр | 6 | 8 | 7 | 8 | 7 | 6 | 8 | 6 |
24 | Щ.Кристина | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 | 6 | 5 |
25 | Я.Анна | 5 | 6 | 6 | 5 | 7 | 8 | 9 | 4 |
Данные, полученные по методике изучения отношения к учебным предметам по критериям интереса, субъективной важности и понятности учащихся 10-х классов позволяют сделать вывод о положительной мотивационной направленности на учебную деятельность в соответствии с выбранным профилем.
Предварительный просмотр:
Мотивация учения
В методическом пособии "Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса" (Авторы: Калинина Н. В. , Лукьянова М. И.) уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения. И соответственно предлагают методику диагностики мотивации учения школьников.
Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.
Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики в пособии выделяется несколько содержательных блоков, которые отражают наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. Авторы исходили из того, что методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и могла использоваться для экспресс-диагностики. Авторы выделяют пять таких блоков:
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ
Смысл складывается из следующих моментов:
- осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка;
- понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащегося.
ВИДЫ МОТИВОВ
Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, авторы опираются на три подхода к описанию групп мотивов.
Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:
- познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
- социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.
Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности.
- Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае - процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности.
- Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.
Мотив учения может быть внутренним - при самостоятельной познавательной работе или внешним - при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.
- Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.
- Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.
Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника.
РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВА В ПОВЕДЕНИИ
В данном блоке отражены следующие аспекты мотивации: реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка, степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности, освоение учебных предметов, выбор форм учебных заданий.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.
В процессе обучения положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней, обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей
Таким образом, содержательная сторона предлагаемой методики изучения учебной мотивации школьников отражает сущность пяти обоснованных компонентов мотивации и взаимосвязь между ними: наличие личностного смысла учения, выраженность тех или иных видов мотивов (познавательные и социальные, внешние и внутренние, стремление к достижению успеха и к недопущению неудач), целеполагание, реализация доминирующих мотивов в поведении, эмоциональный компонент.
Предварительный просмотр:
Диагностика учебной мотивации
Доминирующие мотивы1
Учащиеся выполняют задания на листочках: ставят напротив перечня мотива балл, указанный в таблице.
№ | Баллы | ||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Понимаю, что ученик должен учиться хорошо | ||||||
2 | Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя | ||||||
3 | Понимаю свою ответственность за учение перед классом | ||||||
4 | Хочу закончить школу и учиться дальше | ||||||
5 | Понимаю, что знания мне нужны для будущего | ||||||
6 | Хочу быть культурным и развитым человеком | ||||||
7 | Хочу получать хорошие отметки | ||||||
8 | Хочу получать одобрение родителей | ||||||
9 | Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне | ||||||
10 | Хочу быть лучшим учеником в классе | ||||||
11 | Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех | ||||||
12 | Хочу занять достойное место среди лучших в классе | ||||||
13 | Хочу, чтобы ребята класса не судили меня за плохую учебу | ||||||
14 | Хочу, чтобы не ругали родители и учителя | ||||||
15 | Не могу получать плохие отметки | ||||||
16 | Мне нравится учиться | ||||||
17 | Люблю узнавать новое и неизведанное | ||||||
18 | Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей | ||||||
19 | Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности | ||||||
20 | Люблю уроки, на которых можно рассуждать | ||||||
21 | Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи |
Анализ результатов
Мотивы 1-3 - мотивы долга и ответственности.
Мотивы 4-6 - мотивы самоопределения и самосовершенствования.
Мотивы 7-9 - мотивы собственного благополучия.
Мотивы 10-12 - мотивы престижности.
Мотивы 13-15 - мотивы избежания неприятностей.
Мотивы 1618- мотивы содержания учебной деятельности.
Мотивы 19-21 - мотивы отношения к процессу учения.
В мотивах 1-15 - можно анализировать социальные мотивы.
1Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. 10-11 классы.
М.: Вако, 2005,с.60.
Ранжирование учебных предметов2
2Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. 10-11 классы.
М.: Вако, 2005,с.60.
Учащиеся на листочках ранжируют предметы по:
- значимости для себя
- сложности
- проявляемому интересу
- времени, затраченному на подготовку
Результаты: наиболее значимыми предметами большинство учащихся называют русский зык, математику, биологию, химию, обществознание. Самыми интересными предметами являются обществознание, биология, английский язык, физика, история. Наиболее трудными предметами учащиеся считают математику, физику, химию, английский язык, русский язык. Диагностика во многом отражает профильность класса, где 17 учащихся профильно изучают биологию, 11 –химию, 9 – физику, 9 – обществознание. Все учащиеся класса намерены после окончания школы поступать в высшие учебные заведения и осознанно выбрали к изучению те предметы, которые нужно сдавать при поступлении в ВУЗ.
ё
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 5-9 классов СКОШ №614
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Н. ЛускановойДля скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся средних и старших классов коррекционной школы 8 вида в может быть использована...
Презентация "Применение проектных и информационно-коммуникативных технологий для повышения уровня учебной мотивации учащихся старших классов"
Мучительная, но успешная (на 80%) попытка выполнения компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности для аттестации - подтверждения высшей категории учителя трудового об...
Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся»
Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся» в рамках встречи делегации педагогов и руководителей обра...
Родительское собрание. Тема: «Учебная мотивация учащихся» 6 класс
Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журнала...
Родительское собрание. Тема: «Учебная мотивация учащихся» 6 класс
Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журнала...
Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных классов в рамках ФГОС
В соответствии с требованиями ФГОС учебно-исследовательскую работу школьника следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения. Это в том числе и проектная деятельность, ставшая обязатель...
Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных классов в рамках ФГОС
В настоящее время российское образование претерпевает существенные изменения. С сентября 2022 года все средние общеобразовательные заведения от начальной до основной школы перейдут на новые правила ор...