Виды и методы контроля за знаниями
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ПЕРВОЦВЕТЫ (ПОДСНЕЖНИКИ)
Конспект открытого занятия к общеразвивающей
программе Юный цветовод
Автор: Дзидзоева Л.Ц.
Педагог дополнительного образования
Г. ВЛАДИКАВКАЗ 2014 ГОД
«Остановись в изумлении
перед красотой, и в твоем
сердце тоже расцветет красота»
(В. Сухомлинский)
Тема: « Первоцветы (подснежники)».
Занятие проводится с обучающимися (1-7 классов) в конце зимы
Цель занятия: опираясь на живые, яркие впечатления обучающихся от их обращения с природой, провести беседу о некотором разнообразии известных им цветочно- декоративных растений; напомнить деление их на группы и познакомить с некоторым многообразием видов дикорастущих цветов-первоцветов, обратить внимание на их красоту и пользу.
Задачи: 1. Образовательные
1.1. Повторить и обобщить полученные ранее знания о цветочно-декоративных растениях.
1.2. Дать обучающимся представление и общую характеристику о дикорастущих цветах- первоцветах.
2. Воспитательные
2.1. Воспитать бережное отношение к миру цветочно-декоративных растений, интерес к биологии.
2.2. Воспитать чувства долга, красоты, ответственности, умение слушать других и грамотно излагать собственные мысли.
3. Развивающие
3.1. Развивать внимательность, способность анализировать и обобщать полученную информацию, задавать вопросы и отвечать на них.
3.2. Развивать познавательные интересы обучающихся, память, умственные и творческие способности.
Метод обучения: информационно-иллюстративный (рассказ, беседа, демонстрация картин и рисунков, прослушивание звукозаписи, презентация
Оснащение: магнитофон или проигрыватель с пластинками,слайды первоцветов , таблицы с изображением первоцветов, живые цветочно-декоративные растения ( подснежники, примулы, пролески и др.), выставка литературы, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши.
План: 1. Повторение особенностей строения, размножения и деления на группы цветочно-декоративных растений.
2. Изучение нового материала:
А) беседа о значении цветов в жизни человека;
Б) условия произрастания;
В) уход за цветами.
Г) рассказ о дикорастущих цветочно-декоративных растениях-первоцветах.
- особенности их строения, размножения;
- места произрастания и время цветения;
- значение первоцветов в природе и жизни человека.
3. Закрепление нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Занимательная часть: «Интеллектуальная игра «Слабое звено», стихи и загадки о цветах.
6. Подведение итогов.
Ход занятия по плану с использованием музыкальной фонограммы:
Звучит музыка Чайковского «Времена года». Музыка прекращается. Педагог: « Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем интересное занятие, если будем соблюдать правила: запрещается шуметь и скучать, разрешается принимать активное участие и правильно отвечать на вопросы.
Тема сегодняшнего занятия: «Первоцветы». Во время занятия мы познакомимся с удивительным миром дикорастущих растений, которых можно использовать и для озеленения и украшения наших цветников, садов и парков, узнаем об их способах выращивания и размножения. Но прежде чем приступим к изучению первоцветов, давайте ребята вспомним о ранее изученных цветочно-декоративных растениях».
- Ребята, назовите, какие вам известны цветы?
- Для чего выращивают цветочно-декоративные растения?
- Какие условия необходимы для их произрастания?
- Как надо ухаживать за цветами?
- На какие основные группы делятся цветочно-декоративные растения?...
Юных цветоводов заинтересовывают эти вопросы, там, где они не могут дать полные ответы, руководитель творческого объединения приходит им на помощь и дополняет их ответы.
После этого руководитель творческого объединения сообщает о том, что на данном занятии будут изучаться некоторые виды дикорастущих цветов-первоцветов, так как их используют тоже в цветоводстве как раннецветущие.
Название первоцветов произошло от латинского слова «примула», что в переводе означает - первая.
Растения отличаются очень ранним цветением. Некоторые виды встречаются в Сибири, на Кавказе, в Крыму, Средней Азии, на Дальнем востоке.
Из огромного количества видов некоторые широко распространены, имеется много разновидностей садовых форм и сортов. Некоторые первоцветы имеют подземный орган луковицу, а другие - короткое корневище с пучком тонких корней. Цветки очень декоративны и имеют самую разнообразную окраску: белую, синюю, фиолетовую, желтую, красную.
Первоцветы настолько привлекают своей красотой, что многие поэты и писатели о них пишут стихи и рассказы, сочиняют сказки, а композиторы и музыканты пишут музыку.
Звучит музыка Чайковского « Подснежник» и под эту музыку 1-й ученик читает стихи З. Александрова:
- У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы аленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. ( подснежник).
2-й ученик (читает стихи Е. Серова):
На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.
3-й ученик (читает стихи К. Жанэ).
Цветы, как люди на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие и теплые костры.
Педагог: Ребята, посмотрите: действительно эти цветы напоминают маленькие теплые костры своей необычной красотой, они словно согревают и зовут. Откликнемся на их зов и начнем знакомство с ними.
- Руководитель т/ о для демонстрации первоцветов использует живые подснежники, картины с изображением первоцветов, наборы открыток, показ слайдов.
. Это такие растения, как: первоцвет лекарственный, подснежник белоснежный, пролеска, гусиный лук и др.
Показывая гусиного лука, руководитель т/о рассказывает обучающимся сказку
«Под кустом», из книги Верзилина « Хрестоматия по ботанике», затем дети рассказывают легенды о первоцветах. Далее педагог рассказывает о том, что некоторые виды находятся на грани исчезновения, и называет первоцветы, которые занесены в Красную книгу Северной Осетии:
- первоцвет Дарьяльский;
- первоцвет Осетинский;
- первоцвет Байерна. Руководитель т/о обращает внимание ребят на то, что первоцветы бесценный дар природы, они не только украшают ее, но и служат для профилактики и лечения многих болезней. Их можно размножать семенами, делением кустов, луковицами и делением корневищ. Цветы можно использовать в цветниках и на садовых участках для озеленения, а встречая их в природе будем бережно к ним относиться, Они требуют особой заботы и внимания для сохранения на многие десятилетия и столетия, чтобы оздоравливать людей. Если мы научимся разбираться в них, будем экономно использовать, то они непременно окажут серьезную помощь человечеству. Далее ученики читают стихи:
4-й ученик:
Увидел молодой росток-
Не трогай и не рви!
Пройди-ка мимо, улыбнись,
Скажи ему: «Живи»!
Пройдут недели
Иль года
И вырастит там
целебная трава.
5-й ученик:
Лес зеленый охраняй!
Никого не обижай!
Не губи деревья ты!
Сохрани в лесу цветы!
6-й ученик:
Ты пришел за помощью к природе-
Добрым будь и береги ее,
Ветки не ломай, не рви, не трогай,
Помни, нужно много лет еще,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
7-й ученик:
Ты, дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, не сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
8-й ученик:
Люби цветы, леса, простор полей-
Все, что зовется Родиной твоей!
Давайте пройдемся медленно по кругу
И, здравствуй скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.
9-ученик:
Если я сорву цветок
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Для закрепления нового материала руководитель т/о беседует с ребятами, задавая им вопросы:
- Какого значение первоцветов?
- Как нужно их охранять?
- Какие названия первоцветов вам запомнились?
- Показывает слайды - надо назвать первоцвет
После изучения нового материала, руководитель т/о объявляет, о занимательной части. Здесь он предлагает загадки о цветах:
Знакома с детства каждому
Их белая рубашка
С середкой ярко желтою,
Что за цветок? (Ромашка).
Прекрасная красавица
Боится лишь мороза,
В букете всем нам нравится
Какой цветочек? ( Роза )
Далее руководитель т/о предлагает интеллектуальную игру «Слабое звено».
После игры для ребят делается пятиминутный перерыв (физкультминутка).
Далее практическая работа: руководитель т/ о говорит о том, что для того, чтобы поздравить в торжественные минуты своих бабушек, мам, сестер, можно использовать подарки, сделанные своими руками. Это будут открытки с изображением первоцветов, которые они смогут сделать из цветной бумаги.
Руководитель делит ребят на несколько групп и раздает им материал для работы, и при этом напоминает детям о технике безопасности во время работы с острыми предметами (ножницами), показывает и рассказывает, как можно выполнить работу, затем ребята приступают к ее выполнению.
Итог занятия
В заключении организуется выставка. Определяются лучшие работы.
Литература для подготовки к занятию:
- Красная книга Северной Осетии под редакцией А.С. Будун и др.
- Декоративное цветоводство, Н.П. Гладкий.
- Цветоводство в сельской местности, М. Ф. Киреева, Москва, 1989 г.
- Экологическими тропами Северной Осетии, Б. М. Бероев.1993г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы контроля знаний по информатике и ИКТ в10-11 классах
Реферат по обощению опыта учителя на городском уровне....
Тестирование как один из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.
Данная статья посвящена определению и характерным особенностям метода тестирования, как одного из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.В статье даны характеристики ...
ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ЗНАНИЙ
Данная статья раскрывает возможный потенциаль для улучшения качества знаний по русскому языку в специальных коррекционных школах 8 вида в среднем звене....
Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля
Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...
Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся
В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...
Виды и формы контроля знаний на уроках информатики
Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по информатики является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников.Проверочно-оценочная деятельность уч...