Гражданское воспитние
методическая разработка на тему

Дзидзоева Лариса Цараевна

Методы гражданского воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskoe_vospitanie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Гражданского воспитания в творческом объединении

«Юный цветовод»

из опыта работы Дзидзоевой Л.Ц.

Составитель:

Дзидзоева Лариса Цараевна

Педагог дополнительного образования

г. Владикавказ, 2010 г.

Одной из актуальных современных задач науки и практики является создание условий для приобретения детьми жизненно важных знаний и умений, образования.

Республиканский детский эколого-биологический центр (в дальнейшем именуемый Центр) использует традиционные и современные средства и формы работы с целью развития детских интересов, раскрытия и развития природного творческого потенциала личности, формирования у ребёнка социального опыта.

По традиции здесь каждый ребёнок имеет право на дополнительное образование, на свободное участие в культурной жизни и посильный труд, право на отдых и досуг, право на свободное выражение своих взглядов на свободу ассоциаций и другое. В центре созданы благоприятные условия для физического, интеллектуального, эмоционального развития, формирования его нравственных ориентаций.

В творческом объединении происходит целенаправленный процесс формирования качеств личности. Для ребят представлены разнообразные виды деятельности, создается особая микросреда, основанная не неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора направления по интересам и познавательной деятельности. Образовательный процесс здесь направлен на гуманистическое развитие личности каждого ребёнка.

Воспитательная работа учреждения строится на основе общественных и индивидуальных потребностей. Детям представляется широкий диапазон привлекательных и посильных занятий, предоставляется возможность

проявлять творчество и самостоятельность, самим определять цель своей деятельности и выбирать способы её достижения, самоутверждаться в игре, труде, познании. Разнообразие содержания, форм деятельности и общения с педагогами развивают интерес обучающихся, приобретают новые стимулы для своего развития.

Многогранный воспитательный процесс включает все сферы и направления развития личности (нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, физическое, гражданского самосознания).

В творческом объединении имеются большие возможности использовать в воспитательных целях природные и социальные факторы в их взаимосвязи. Воспитание направлено на формирование способности человека адаптироваться к конкретной социокультурной ситуации, с сохранением своей индивидуальности на использование факторов социальной микросреды, ускоряющих процесс социализации и социальной самореализации личности.

Воспитательный процесс направлен на формирование личности, владеющей социально-политическими правовыми, экономическим, морально-эстетическим опытом демократических отношений, пронизанной патриотическим духом.

Одно из важнейших требований к педагогу дополнительного образования в Центре – требование высокой гражданственности, которая в условиях его труда перерастает в принцип педагогической морали. Каждый педагог дополнительного образования стремится к тому, чтобы обучить и воспитать достойного гражданина своей Родины.

Вся воспитательная работа ведётся целенаправленно и по плану. В этой работе большое внимание уделяется трудовому воспитанию.

        

Трудовое воспитание

В течение года на занятиях творческого объединения проводятся следующие мероприятия:

 Лекции и беседы

1. Уважение к трудовым традициям и подвигам старших поколений.

2. Роль труда в сознании материально-технической базы нашей страны.

3. Представление о разных профессиях. «Что я знаю о профессии своих родителей.»

4. Представление о жизни и работе трудовых коллективов города, Республики.

5. Нетерпимое отношение к недобросовестной работе, к порче народного добра, памятников культуры и природных богатств и др.

                        Массовые мероприятия

1. Всероссийская акция «Летопись добрых дел» (заочная акция);

2. Забота и уход за памятниками пограничникам на Аллее Славы;

3. Организация летней с/х практики на учебно-опытном участке для воспитанников;

4. Участие в благоустройстве территории РДЭБЦ и школьных территорий города в течение года;

5. Участие в Республиканской выставке «Зеркало природы»;

6. Организация экологических десантов для обучающихся

        в течение года

        II. Нравственное воспитание

        Воспитывать:

1. Совершенствование нравственных отношений в коллективе творческих объединений;

2. Привитие любви к родному краю, к Родине, её прошлому и настоящему

3. Развитие чувства долга перед старшими, перед обществом, умение сочетать общественные интересы с личными. радоваться успехам своих товарищей ;

4. Понимание сущности правил культурного поведения, умения применять их в любой обстановке в течение года

        Мероприятия

1. Лекция и беседы

а) Благородные поступки моих товарищей;

б) Нормы и правила поведения на РДЭБЦ и дома;

в) О чуткости к старшим, младшим, сверстникам;

г) Примерное поведение, как ты его понимаешь?

        

2. Организовать встречу с инспектором комиссии по делам несовершеннолетних с целью проведения бесед на темы нравственно-правового воспитания                

III. Патриотическое воспитание

1. Воспитывать преданность, любовь к Родин

2. Формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну                        

3. Формирование уважения к труду, людям труда, трудовым традициям

        

4. Воспитание гуманного отношения к окружающим людям, природе

5. Формирование стремления к здоровому образу жизни

        

        Мероприятия

1. Участие в празднике  «День города»;

2. «День защитников Отечества»

выставка прикладного творчества;

3. Тематические экскурсии «Их именами названы улицы»;

4.  Тематические занятия: Дети-герои Великой отечественной войны;

5. Декада Мира и добра – Акция «Забота»;

6. Семинар-совещание по реализации программы патриотического воспитания и др.

        IV. Формирование дисциплины

Беседы на этические темы:

1. Об отношении к Родине и другим народам;

2. О правилах нравственного поведения;

3. О доброте, отзывчивости и скромности;

4. О честности и умении держать слово;

5. О справедливости;        

6. О непримиримости к злу и равнодушию;

7. Соблюдение правил техники безопасности во время лабораторных и практических занятий, экскурсий;

8. О правилах дорожного движения.

        Самообразование и самовоспитание

1. Привлечение обучающихся к общественной жизни коллектива.

2. Научить осуществлять контроль за своим поведением, вырабатывать настойчивость, пунктуальность.

3. Научить вырабатывать в себе характер, волю, развивать сознательную внутреннюю дисциплину.

4. Научить вырабатывать веру в себя, самокритичность, сдержанность, инициативность, настойчивость, требовательность и т.д.

        

        Мероприятия

1. Знакомство обучающихся с научной, научно-популярной литературой;

2. Обсуждение телепередач, чтение газет и журналов;

3. На занятиях творческих объединений использовать дополнительную литературу по изучаемым материалам;

4. Проводить опытническую - исследовательскую работу с обучающимися;

5. Организовать участие ребят в массовых мероприятиях:

                Праздники

1 Праздник «День урожая»;

        2. Праздник «День птиц»;

        3. «Праздник цветов»;

        4. «Новогодняя ёлка»;

5.Экскурсии

1. Экскурсия в лес «Зимняя сказка»;        

2. Экскурсия в Зоопарк «Животные наши друзья»

3. Экскурсия в краеведческий музей

4. Поход в Республиканский дендрарий

        Конкурсы:

1. Участие в Республиканском конкурсе УОУ

2. Конкурс рисунков «Зимние этюды»

3. Конкурс «Зима кудесница» зимние поделки;

4. республиканский конкурс «Дети-Природа-Жизнь»;

5. Республиканский конкурс «Нам и внукам»

Средства и способы обеспечения гражданского воспитания в творческом объединении самые разнообразные и они направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса обучающихся:

        1. Оснащение учебно-воспитательного процесса техническими средствами:

        - компьютер;

        - пректор;

        - телевизор;

        - DVD

        2. Знакомство с средствами массовой информации

        - радио

        - газеты

        - журналы

3. Работа по организации и проведению открытых занятий  мастер-классовв творческом объединении с использованием инновационных форм работы:

        - ролевые игры;

        - викторины, брейн-ринги;

        - презентации и т.д.

4. Составление авторской программы «Юный цветовод»

        

5. Организация и проведение массовых мероприятий:

- творческие конкурсы

        - юннатские праздники

        -  смотры

        - трудовые десанты

        - олимпиады

        - выставки

        - экскурсии

        - научно-практические конференции

Творческое объединение «Юный цветовод» имеет учебно - опытный участок, общей площадью 600 кв.м, где обучающиеся получают знания о природе, проводят опытническую и исследовательскую работу, стремясь на новый более высокий уровень.

Таким образом, обучение в творческом объединении подводит обучающихся к мотивации познавательно-побуждающей и творческо-преобразовательной деятельности.

С целью успешной адаптации ребят (подрастающего поколения) к жизни в современном обществе в создаются благоприятные условия для занятий в творческих объединениях:

- моральные;

- психологические;

- гигиенические:

- физические.

2. Оказывается детям квалифицированная помощь в практической, трудовой деятельности.

3. Разработаны и приняты правила внутреннего распорядка учреждения.

        В учреждении используются самые разнообразные формы приобщения к здоровому образу жизни и созданы необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, каждый педагог дополнительного образования несёт ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса.

        Для ребят проводится инструктаж по следующей тематике

        1. Основные требования санитарии и личной гигиены;

        2. Пожарная безопасность, причина пожара;

        3. Действия обучающихся при несчастном случае, первая помощь пострадавшим.

        4. Правила обращения с рабочим инструментом и др.

        С целью обеспечения здорового образа жизни читаются лекции и беседы:

        1. Опасная сигарета;

        2. Мир против наркомании;

        3. Сохраним природу и т.д.

также используются современные технические средства обучения, наглядные пособия.

Нормативно-правовая база гражданского воспитания

1. В учреждении   разработана программа развития образовательной и воспитательной деятельности учреждения.

2. Заключены договоры с базовыми школами города о сотрудничестве.

3. Разработано положение об ученическом самоуправлении.

4. В творческом объединении ребята знакомятся с историей образовательного учреждения. С этой целью они оформляют альбомы с фотоснимками, раскладушки и др.

5. Я использую также такие формы работы как поддержка контактов с учёными ВУЗов Республики, преподавателями РИПКРО, работа с родителями. Между ними осуществляется сотрудничество. Это сотрудничество выражается в проведении и организации научно-исследовательской работы с обучающимися. Они также привлекаются при проведении конкурсов, олимпиад, выставок, конференций, читают лекции педагогам дополнительного образования на семинарах.

Организация работы с родительской общественностью происходит с целью привлечения их к участию в учебно-воспитательном процессе в качестве консультантов, помощников, организаторов.

Участвуя во Всероссийских и Республиканских массовых мероприятиях обучающиеся показывают высокие знания и способности и занимают соответствующие призовые места, награждаются ценными подарками, грамотами Министерства образования и науки РСО - Алании, Таким образом в творческом объединении учебно-воспитательная работа  способствует становлению гармонично развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления

Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...

Гражданское право и гражданское правоотношение

Гражданское право и гражданское правоотношение. 11 класс....

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ " ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ"

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ Цели занятия. Образовательные:– расширить представления учашихся по теме «Понятие гражданского права. Гражданские правоотношения»Развивающие:– раз...

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Гражданская оборона, основные понятия и опре¬деления, задачи гражданской обороны.

Цель урока: Познакомить с основными понятиями ГО, задачи системы  ГО и органы управления ГО.Ход урока....