Гражданское воспитние
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Гражданского воспитания в творческом объединении
«Юный цветовод»
из опыта работы Дзидзоевой Л.Ц.
Составитель:
Дзидзоева Лариса Цараевна
Педагог дополнительного образования
г. Владикавказ, 2010 г.
Одной из актуальных современных задач науки и практики является создание условий для приобретения детьми жизненно важных знаний и умений, образования.
Республиканский детский эколого-биологический центр (в дальнейшем именуемый Центр) использует традиционные и современные средства и формы работы с целью развития детских интересов, раскрытия и развития природного творческого потенциала личности, формирования у ребёнка социального опыта.
По традиции здесь каждый ребёнок имеет право на дополнительное образование, на свободное участие в культурной жизни и посильный труд, право на отдых и досуг, право на свободное выражение своих взглядов на свободу ассоциаций и другое. В центре созданы благоприятные условия для физического, интеллектуального, эмоционального развития, формирования его нравственных ориентаций.
В творческом объединении происходит целенаправленный процесс формирования качеств личности. Для ребят представлены разнообразные виды деятельности, создается особая микросреда, основанная не неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора направления по интересам и познавательной деятельности. Образовательный процесс здесь направлен на гуманистическое развитие личности каждого ребёнка.
Воспитательная работа учреждения строится на основе общественных и индивидуальных потребностей. Детям представляется широкий диапазон привлекательных и посильных занятий, предоставляется возможность
проявлять творчество и самостоятельность, самим определять цель своей деятельности и выбирать способы её достижения, самоутверждаться в игре, труде, познании. Разнообразие содержания, форм деятельности и общения с педагогами развивают интерес обучающихся, приобретают новые стимулы для своего развития.
Многогранный воспитательный процесс включает все сферы и направления развития личности (нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, физическое, гражданского самосознания).
В творческом объединении имеются большие возможности использовать в воспитательных целях природные и социальные факторы в их взаимосвязи. Воспитание направлено на формирование способности человека адаптироваться к конкретной социокультурной ситуации, с сохранением своей индивидуальности на использование факторов социальной микросреды, ускоряющих процесс социализации и социальной самореализации личности.
Воспитательный процесс направлен на формирование личности, владеющей социально-политическими правовыми, экономическим, морально-эстетическим опытом демократических отношений, пронизанной патриотическим духом.
Одно из важнейших требований к педагогу дополнительного образования в Центре – требование высокой гражданственности, которая в условиях его труда перерастает в принцип педагогической морали. Каждый педагог дополнительного образования стремится к тому, чтобы обучить и воспитать достойного гражданина своей Родины.
Вся воспитательная работа ведётся целенаправленно и по плану. В этой работе большое внимание уделяется трудовому воспитанию.
Трудовое воспитание
В течение года на занятиях творческого объединения проводятся следующие мероприятия:
Лекции и беседы
1. Уважение к трудовым традициям и подвигам старших поколений.
2. Роль труда в сознании материально-технической базы нашей страны.
3. Представление о разных профессиях. «Что я знаю о профессии своих родителей.»
4. Представление о жизни и работе трудовых коллективов города, Республики.
5. Нетерпимое отношение к недобросовестной работе, к порче народного добра, памятников культуры и природных богатств и др.
Массовые мероприятия
1. Всероссийская акция «Летопись добрых дел» (заочная акция);
2. Забота и уход за памятниками пограничникам на Аллее Славы;
3. Организация летней с/х практики на учебно-опытном участке для воспитанников;
4. Участие в благоустройстве территории РДЭБЦ и школьных территорий города в течение года;
5. Участие в Республиканской выставке «Зеркало природы»;
6. Организация экологических десантов для обучающихся
в течение года
II. Нравственное воспитание
Воспитывать:
1. Совершенствование нравственных отношений в коллективе творческих объединений;
2. Привитие любви к родному краю, к Родине, её прошлому и настоящему
3. Развитие чувства долга перед старшими, перед обществом, умение сочетать общественные интересы с личными. радоваться успехам своих товарищей ;
4. Понимание сущности правил культурного поведения, умения применять их в любой обстановке в течение года
Мероприятия
1. Лекция и беседы
а) Благородные поступки моих товарищей;
б) Нормы и правила поведения на РДЭБЦ и дома;
в) О чуткости к старшим, младшим, сверстникам;
г) Примерное поведение, как ты его понимаешь?
2. Организовать встречу с инспектором комиссии по делам несовершеннолетних с целью проведения бесед на темы нравственно-правового воспитания
III. Патриотическое воспитание
1. Воспитывать преданность, любовь к Родин
2. Формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну
3. Формирование уважения к труду, людям труда, трудовым традициям
4. Воспитание гуманного отношения к окружающим людям, природе
5. Формирование стремления к здоровому образу жизни
Мероприятия
1. Участие в празднике «День города»;
2. «День защитников Отечества»
выставка прикладного творчества;
3. Тематические экскурсии «Их именами названы улицы»;
4. Тематические занятия: Дети-герои Великой отечественной войны;
5. Декада Мира и добра – Акция «Забота»;
6. Семинар-совещание по реализации программы патриотического воспитания и др.
IV. Формирование дисциплины
Беседы на этические темы:
1. Об отношении к Родине и другим народам;
2. О правилах нравственного поведения;
3. О доброте, отзывчивости и скромности;
4. О честности и умении держать слово;
5. О справедливости;
6. О непримиримости к злу и равнодушию;
7. Соблюдение правил техники безопасности во время лабораторных и практических занятий, экскурсий;
8. О правилах дорожного движения.
Самообразование и самовоспитание
1. Привлечение обучающихся к общественной жизни коллектива.
2. Научить осуществлять контроль за своим поведением, вырабатывать настойчивость, пунктуальность.
3. Научить вырабатывать в себе характер, волю, развивать сознательную внутреннюю дисциплину.
4. Научить вырабатывать веру в себя, самокритичность, сдержанность, инициативность, настойчивость, требовательность и т.д.
Мероприятия
1. Знакомство обучающихся с научной, научно-популярной литературой;
2. Обсуждение телепередач, чтение газет и журналов;
3. На занятиях творческих объединений использовать дополнительную литературу по изучаемым материалам;
4. Проводить опытническую - исследовательскую работу с обучающимися;
5. Организовать участие ребят в массовых мероприятиях:
Праздники
1 Праздник «День урожая»;
2. Праздник «День птиц»;
3. «Праздник цветов»;
4. «Новогодняя ёлка»;
5.Экскурсии
1. Экскурсия в лес «Зимняя сказка»;
2. Экскурсия в Зоопарк «Животные наши друзья»
3. Экскурсия в краеведческий музей
4. Поход в Республиканский дендрарий
Конкурсы:
1. Участие в Республиканском конкурсе УОУ
2. Конкурс рисунков «Зимние этюды»
3. Конкурс «Зима кудесница» зимние поделки;
4. республиканский конкурс «Дети-Природа-Жизнь»;
5. Республиканский конкурс «Нам и внукам»
Средства и способы обеспечения гражданского воспитания в творческом объединении самые разнообразные и они направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса обучающихся:
1. Оснащение учебно-воспитательного процесса техническими средствами:
- компьютер;
- пректор;
- телевизор;
- DVD
2. Знакомство с средствами массовой информации
- радио
- газеты
- журналы
3. Работа по организации и проведению открытых занятий мастер-классовв творческом объединении с использованием инновационных форм работы:
- ролевые игры;
- викторины, брейн-ринги;
- презентации и т.д.
4. Составление авторской программы «Юный цветовод»
5. Организация и проведение массовых мероприятий:
- творческие конкурсы
- юннатские праздники
- смотры
- трудовые десанты
- олимпиады
- выставки
- экскурсии
- научно-практические конференции
Творческое объединение «Юный цветовод» имеет учебно - опытный участок, общей площадью 600 кв.м, где обучающиеся получают знания о природе, проводят опытническую и исследовательскую работу, стремясь на новый более высокий уровень.
Таким образом, обучение в творческом объединении подводит обучающихся к мотивации познавательно-побуждающей и творческо-преобразовательной деятельности.
С целью успешной адаптации ребят (подрастающего поколения) к жизни в современном обществе в создаются благоприятные условия для занятий в творческих объединениях:
- моральные;
- психологические;
- гигиенические:
- физические.
2. Оказывается детям квалифицированная помощь в практической, трудовой деятельности.
3. Разработаны и приняты правила внутреннего распорядка учреждения.
В учреждении используются самые разнообразные формы приобщения к здоровому образу жизни и созданы необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, каждый педагог дополнительного образования несёт ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса.
Для ребят проводится инструктаж по следующей тематике
1. Основные требования санитарии и личной гигиены;
2. Пожарная безопасность, причина пожара;
3. Действия обучающихся при несчастном случае, первая помощь пострадавшим.
4. Правила обращения с рабочим инструментом и др.
С целью обеспечения здорового образа жизни читаются лекции и беседы:
1. Опасная сигарета;
2. Мир против наркомании;
3. Сохраним природу и т.д.
также используются современные технические средства обучения, наглядные пособия.
Нормативно-правовая база гражданского воспитания
1. В учреждении разработана программа развития образовательной и воспитательной деятельности учреждения.
2. Заключены договоры с базовыми школами города о сотрудничестве.
3. Разработано положение об ученическом самоуправлении.
4. В творческом объединении ребята знакомятся с историей образовательного учреждения. С этой целью они оформляют альбомы с фотоснимками, раскладушки и др.
5. Я использую также такие формы работы как поддержка контактов с учёными ВУЗов Республики, преподавателями РИПКРО, работа с родителями. Между ними осуществляется сотрудничество. Это сотрудничество выражается в проведении и организации научно-исследовательской работы с обучающимися. Они также привлекаются при проведении конкурсов, олимпиад, выставок, конференций, читают лекции педагогам дополнительного образования на семинарах.
Организация работы с родительской общественностью происходит с целью привлечения их к участию в учебно-воспитательном процессе в качестве консультантов, помощников, организаторов.
Участвуя во Всероссийских и Республиканских массовых мероприятиях обучающиеся показывают высокие знания и способности и занимают соответствующие призовые места, награждаются ценными подарками, грамотами Министерства образования и науки РСО - Алании, Таким образом в творческом объединении учебно-воспитательная работа способствует становлению гармонично развитой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления
Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...
Гражданское право и гражданское правоотношение
Гражданское право и гражданское правоотношение. 11 класс....
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ " ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ"
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ Цели занятия. Образовательные:– расширить представления учашихся по теме «Понятие гражданского права. Гражданские правоотношения»Развивающие:– раз...
проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания. Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...
Гражданская оборона, основные понятия и опре¬деления, задачи гражданской обороны.
Цель урока: Познакомить с основными понятиями ГО, задачи системы ГО и органы управления ГО.Ход урока....
Формирование гражданской компетентности обучающихся на уроках географии, истории и обществознания посредством использование технологии Гражданский форум
Использование диалоговых технологий в обучении географии...