Открытый урок по математике в 5 классе.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Борисова Марина Минигарифовна

Конспект открытого урока. Материал полезен для молодых учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационный план-конспект урока математики «В поисках Любавы»

Описание

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся

Форма организации урока: урок-путешествие

Класс

5

Тема

Порядок выполнения действий в выражениях.

Универсальные учебные действия

Личностные

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Регулятивные

Понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Познавательные

Закрепить навыки выполнения порядка действий в выражении; закрепить навыки правильного чтения и записывания выражений, применять полученные знания при решении уравнений, проводить анализ учебного материала, уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные

Воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Определение ценностных основ, цели и задач урока

Цель: систематизация знаний и умений учащихся по теме «Порядок выполнения действий в выражении»

Задачи:

  1. Образовательные: повторение  порядка действий, смысла скобок в выражениях, систематизация и обобщение знаний с целью подготовки к проверочной работе.
  2. Развивающие:  развитие навыков быстрого счета, развитие логического мышления, познавательной активности, самостоятельности, внимания, способности к самоконтролю, самооценке,  развитие умения  планировать и контролировать ход своих действий при выполнении заданий, развитие математически грамотной речи,  развитие интереса к математике.
  3. Воспитывающие: воспитание творческой активности, воспитание чувства ответственности, коллективизма, умения  работать  в паре.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса

Основной дидактический метод: репродуктивный, частично-поисковый

Частные методы и приемы:

Эвристическая беседа, наглядный, практический, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, метод формирования умений и навыков по применению знаний на практике, метод контроля и самоконтроля, метод закрепления, метод метод развития творческих способностей, самостоятельности, культуры поведения

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная
  • Парная
  • Групповая
  • Индивидуальная

 

Представление структуры урока и  информации о расходе времени на различных его этапах

План урока

  1. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Формируемые УУД:

Личностные:  смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с десятичными дробями)

  1. Актуализация знаний Постановка цели  (12 мин)               Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать все повторяемые понятия;
  • зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями.

Применила активный метод обучения - бросание мяча. Применение этого метода  оживляет учебную деятельность, повышает интерес к заданиям

  1. Работа в тетрадях. (7)

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

  1. Физминутка ((5 мин)

гимнастика для глаз под музыкальное сопровождение)

Активные методы релаксации «Воздух, огонь, вода, земля»

Изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь или воду. Здоровьесберегающие технологии

  1. Работа в группах. (5 мин)

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договорённости и согласование общего решения.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

  1. Тест (дифференцированный).  5 мин

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Цель: проверить своё умение применять правило  сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Работа по вариантам.

  1. Домашнее задание ( 1мин)

Личностно-ориетированный подход

  1. Подведение итогов+Рефлексия( 4мин)

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Цель:

1) зафиксировать содержание, которое повторяли на уроке.

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) обсудить и записать домашнее задание.

определение удачного момента на уроке;

выявление неудачного момента на уроке, причина;

определение уровня комфортности на уроке.

Описание применяемых

образовательных технологий, обоснование их использования

Личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология,  игровая технология, технология развивающего обучения

Указание отобранных   средств обучения

Интерактивное оборудование, презентация, карточки для работы в группе, карточки с тестами, индивидуальные карточки для рефлексии, плакат «Дерево знаний»., яблоки - 5 штук, учебные планы

Изложение содержания   урока с указанием технологии его проведения

  1. Ход урока:

Дети работают в группах по 5 человек

  1. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

- Здравствуйте ребята! Однажды Марк Твен мудро заметил: «Когда даже и повода то нет, улыбнитесь. Радости повод не нужен».  Сегодня у нас на уроке присутствуют  гости. Повернитесь к ним поприветствуйте, улыбнитесь, желаю вам успешной работы!

Ребята, а какую тему мы с вами изучаем? («Порядок выполнения действий»). На сколько хорошо вы всё усвоили покажет наш урок. Мы отправляемся в сказку и не забудьте - возьмите с собой маршрутные листы. 

СЛАЙД 1

Учитель:

- Но просто так в сказку не попасть. Чтобы раскрыть ворота мы должны правильно прочитать число. Читаем его хором.

- А ещё нужно разложить это число по разрядам (спрашиваю кого-нибудь)

Итак, ворота раскрываются - сказка начинается

СЛАЙД 2

- А дело было так. Готовился как-то Алёша Попович к контрольной работе по математике, выполнил все задания. Как говорится : "Сделал дело - гуляй смело!". Решил он отдохнуть. Пришел Алеша на ярмарку. Сейчас, думает, найду Любаву, пойдем погуляем, на каруселях покатаемся.

СЛАЙД 3

Да вот беда, Любава к подружке ушла заниматься математикой. А Алёша забыл дорогу к её дому. Спрашивает он старуху, а она просто так не говорит, просит помочь яблочки продать

(затенить слайд)

  1. Актуализация знаний (15 мин)
  • АМО "Бросание мяча"

А на яблоках вопросы написаны. Итак продаём яблоки - бросаем по очереди друг другу яблочки и спрашиваем друг друга правила по нашей теме

Дети задают вопросы по пройденному материалу

  1. какое действие выполняется в примере первым 35:5+4*3
  2. вычислить (4+12)-11
  3. могут ли скобки поменять порядок действий в выражении?
  4. решить уравнение 25+х =54

Учитель подходит к каждой группе

- Оцените свою работу в маршрутном листе.

СЛАЙД 4

  • "Начерти граф"

- Молодцы, продали яблочки. А старуха то и говорит

-Путь твой, Алёшенька, лежит через лес на луг. Там ты встретишь танцующих девушек и неподалёку Тихона. Вместе с Тихоном пройдёте по мосту через речку, там увидите терем. В нём твоя Любава.

- Нужно начертить граф который поможет добраться Алёше до Любавы?

Какой граф нам подходит?

- Узнал Алеша адрес подруги, но путь не близкий, без друзей не обойтись. Поможем богатырю?

СЛАЙД 5

  • Устный счет

Идет Алёша через лес, идет через луг, и вот оказался он на волшебной поляне. Кругом цветы, цветы. Синие, красные, желтые, но необычные. Вот они.

- И попросили цветы Алёшу о помощи, чтоб нашёл он для них ручеёк. Для того, чтобы найти воду, необходимо ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ. Если мы решим правильно, то ответ укажет нам верный путь и мы найдем ручеек.

СЛАЙД  9

Открылся ручеек, и ожило все вокруг.

А богатырь встретил Тихона и пошли они  дальше. А мы оцениваем свою работу в маршрутных листах

(затенить слайд)

  1. Работа в тетрадях

- Откройте тетради запишите число, классная работа

- Далеко ущли Алеша с Тихоном, чтобы догнать их необходимо быстро вычислить значение выражения:

Решаем № в тетрадях, а на доске решают по очереди 3 ученика и комментируют свой способ решения

Видит Алёша: на мелководье лежит рыба, бьет хвостом. А воды-то мало. Что делать? Надо прорыть канал!

Решаем в тетрадях задачу (по течению и против)

  1. Физминутка

СЛАЙД 11

А на мосту Соловей разбойник, не пускает богатыря, заставляет показать упражнения для физ. минутки. Ребята, дорога каждая минута, пусть Алёша идет дальше а мы покажем упражнения для глаз разбойнику

 СЛАЙДЫ 12 - 16

гимнастика для глаз

релаксация «Воздух, огонь, вода, земля»

  1. Работа в группах

СЛАЙД 17

А в это время Алёша нашел терем, да дверь закрыта.

 СЛАЙД 18

 И решил Алёша предать записочку с голубем, да задумался, нечаянно зашифрованное письмо получилось и не может Любава его прочитать.

Давайте поможем расшифровать! Каждой группе достанется уравнение, решаем в тетрадях, а по полученным результатам расшифруем заветное слово из письма (на пересечении примера и ответа - буква)

Как выполните задание - запишите букву на листе бумаге

(затенить слайд)

Примеры/ответы

650

200

63

18

39

108

465+111-376

к

ы

п

т

а

р

12*50 +50

в

о

л

е

д

ф

777:111*9

н

и

о

л

а

б

(40+7*2):3

в

о

п

х

е

и

24+(20-10:2)

к

д

о

о

и

в

33*10-222

в

р

ф

г

б

д

СЛАЙД 19

Командиры групп оглашают результаты

 - Получили слово "выходи".

  1. Тест

СЛАЙД 20

Выглянула Любава из дома, и новое задание даёт.  

(Анимация - запись голоса: "Потеряла я давеча серёжки. Вот и грущу")

Что тут делать? Отправился Алеша на поиски серёжек.

СЛАЙД  21

Всю ярмарку Алёша обошёл, не может найти. Тут Колыван ему попался. Нашел, говорит, вчера  серёжки на площади, да просто так я тебе их не отдам, реши сначала тест:

Взял Алёша тест, да пригорюнился. Ребята, давайте тоже заглянем в эти задания. Уверена, нам они по силам

СЛАЙД  22

Посмотрите, уровень А - задания полегче, а кто хочет "5"- выбирайте уровень Б.

Взаимопроверка:  Передайте свою тетрадь соседу справа и сверьтесь с ответами

СЛАЙД 23 с ответами

Верните тетради, поставьте отметку в маршрутный лист

СЛАЙД 24  

Справился Алёша с тестом, вернул Колыван ему серёжки.

С нашей помощью справился Алёша со всеми заданиями, и отправился к Любаве. Пусть наши герои остаются в сказке. Пожелаем им удачи!

(затенить слайд)

На уроке вы все показали чувство взаимовыручки, товарищества, помогая героям сказки. Я думаю, и в жизни вы будете помогать тем, кто нуждается в помощи.

  1. Домашнее задание
  2. Подведение итогов, рефлексия деятельности на уроке

А мы подведем итоги нашего урока

Мы повторили с вами, то, что изучали ранее. Давайте-ка уточним.

(ответы детей)

РЕФЛЕКСИЯ      

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории

Если в конце урока остается время, то можно использовать задачи, сочинённые детьми (см. приложение)

Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов

Учащиеся, допустившие ошибки при выполнении тех или иных заданий, должны дома выполнить работу над ошибками.



Предварительный просмотр:

Математический КВН

(5 класс)


Цели:

  1. Сплочение коллектива;
  2. Укрепление дружбы;
  3. Воспитание коллективизма, взаимопомощи.
  4. Активизация  деятельности учащихся;
  5. Развитие логического мышления;
  6. Расширение знаний;
  7. Повышение интереса  к предмету.

Оборудование:

  1. Таблицы для конкурса капитанов.
  2. Таблица для жюри.
  3. Ребусы.
  4. Часы.

Проведение мероприятия.

Ведущий: «Сегодня мы с вами поиграем в одну из телевизионных игр, которую вы смотрели и все знаете - это игра КВН. В нашей игре участвуют две команды по 5 человек в каждой. Командам предстоит пройти ряд конкурсов, в которых надо проявить все свои знания по математике. «Математика – царица наук» - всем известное высказывание Карла Фридриха Гаусса, и сейчас вашему вниманию будет предложено стихотворение, посвященное царице наук»:

 «Слово о математике» (читает ученик класса)

Почему торжественно вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Мы ведем сегодня речь.

Не случайно ей такой почет,

Это ей дано давать ответы:

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов

Ведущий: «Итак, мы начинаем КВН. Команды на сцену» (звучит музыка, входят команды).

Ведущий: «Помогать проводить игру нам будет жюри .

    Просим жюри быть очень внимательным, судить честно и справедливо».

1-ый конкурс «Приветствие» (максимум-5 баллов)

  Команда «Треугольники»:

 Ты на меня, ты на него,

 На всех нас посмотри.

 У нас всего, у нас всего,

У нас всего по три.

Три стороны и три угла

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим.

Все в нашем городе – друзья,

Дружнее не сыскать.

Мы – треугольников семья,

Нас каждый должен знать.

         Команда «Квадраты»:

               Один человек:

Заправлены в планшеты вопросы и ответы

И капитан команды готов в суровый бой.

Команда с нетерпением ждет своего сражения,

Болельщики готовы за нас стоять гурьбой.

                        Все вместе:

Мы, квадраты, удалые,

Все углы у нас прямые,

Диагонали равные – Мы ребята славные.

      (Жюри выставляет оценки).

2-ой конкурс «Разминка» (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

Вопросы первой команде:

Вопросы второй команде:

1  Результат сложения? (сумма)

2 Прибор для измерения длины отрезков? (линейка)

3 Сколько  цифр  вы  знаете?(10)

4 Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)

5  Наибольшее двузначное число.(99)

6 Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16см)

7  Сколько  нулей  в  записи  числа  миллион?(6)

1 Результат вычитания? (разность)

       2 Прибор для измерения углов? (транспортир)

      3 На  какое число  нельзя  делить? (на 0)

     4 Что найдем, если расстояние разделим на время? (скорость)

      5   Наименьшее двузначное число.(10)

      6   Чему равен периметр прямоугольника,

       если его длина 4 см, а ширина 2 см? (12см)

     7 Сколько  нулей  в  записи  числа миллиард?( 9)

3-ий конкурс «Ребусы»

(Команды получают ребусы. Та из команд, которая быстрее и правильнее их расшифрует, получит максимальное количество баллов-5 баллов).

1)img3

  1. И 100 рия
  2. О 3 цание

Ребусы второй команде:

  1. Ро 100 к
  2. Ин 3 га

3)img4

4-ый конкурс Заморочки из мешочка 

Ведущий :

«Иногда заумные вопросы
Встречаются на жизненном пути.
Но если взяться всей командой
Решение легко найти».

Условия конкурса: члены команд по очереди вынимают бочонки с номерами. Ведущий зачитывает вопрос под этим номером. Бочонок с номером 90 является счастливым, так как команда, не отвечая, получает 1 балл. Если команда, вытащившая бочонок, посовещавшись, дает верный ответ, ей начисляется 1 очко. В противном случае право ответа предоставляется игрокам другой команды.

Заморочки: 

  1. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30км)
  2. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3кг)
  3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 50)
  4. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
  5. Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5)
  6. Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? ( нет  будет ночь)
  7. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)
  8. Какая  геометрическая  фигура нужна  для  наказания  детей? ( угол)
  9. Какие  геометрические  фигуры  дружат   с  солнцем? (лучи )
  10. Что тяжелее 1кг  гвоздей или  1 кг  куриных  перьев? (вес  одинаковый

5-ый конкурс – конкурс капитанов : за одну минуту капитаны из слова «треугольник» должны составить как можно больше слов.(максимум 5 баллов)

6-ый конкурс – домашнее задание

.

Команда «Треугольники»:

«Нуль»

Когда-то многие считали,

Что нуль не значит ничего.

И, как ни странно, полагали,

Что нуль совсем не есть число.

Но на оси средь прочих чисел

Он все же место получил

И все действительные числа

На два разряда разделил.

Нуль ни в один из них не входит

(Он сам составил чисел класс)

Все ж об его особых свойствах

Мы поведем теперь рассказ.

Коль нуль к числу ты прибавляешь,

Иль отнимаешь от него

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число.

Попав как множитель средь чисел,

Он мигом сводит все на нет.

И потому в произведении

Один несет за все ответ.

А относительно деления

Нам твердо помнить нужно то,

Что уж давно в научном мире

Делить на нуль запрещено.

     

        Команда «Квадраты»:

«Треугольник и квадрат»

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший - квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя их все четыре!»

Но квадрат ответил: «Брат!

Я ведь старше, я – квадрат»

И сказал ему нежней:

«Неизвестно, кто нужней».

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато,

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратом,

А проснешься без углов».

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад:

Поглядел он, нет квадрата.

Онемел…Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

 (Жюри оценивает конкурс и стенгазеты, подготовленные командами, максимум 5 баллов).

7-ой конкурс – Лестница (командам  предоставляется возможность  принести в свою копилку еще два балла).

Подведение итогов. Награждение команд.

Для    жюри:

Команда

Привет-

ствие

Размин-

ка

Ребусы

Заморочки

из мешочка

Конкурс капитанов

Домашнее задание

Лестница

Итого

Треугольники

Квадраты



Предварительный просмотр:

Урок закрепления.

Тема урока  «Вычисление значений выражений, содержащих степени»

Цели урока:

образовательная обобщение и развитие знаний обучающихся о действиях со степенями; формировать навык применения полученных знаний в жизненных ситуациях.

развивающая – развитие логического мышления, математического аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности;

развитие навыка целеполагания, читательных компетенций; формирование регуляторного опыта.

воспитательная   формирование морально-этической стороны личности, эстетического сознания, научной эстетики; тренировка стрессоустойчивость.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, ИД, ученические компьютеры (5 шт.), электронное сопровождение учебника Математика. Арифметика. Геометрия. 5класс. (Е.А.Бунимович и др.), сигнальные карточки.

План проведения урока:

Этапы урока

Формируемые учебные действия обучающихся

  1.  Организационный момент

Саморегуляция

  1.  Постановка цели урока

Умение видеть, принимать и удерживать цель, умение оценивать и прогнозировать.

  1. Проверка домашнего задания

Умение удерживать цель, саморегуляция.

  1. Математический диктант

Стрессоустойчивость, самоконтроль, восприятие информации на слух, эрудиция, социальная адаптация.

  1. Физкультминутка

Эстетическое восприятие, здоровьесбережение, саморегуляция

  1. Закрепление изученного материала. Работа в группах.

Построение речевых конструкций, познавательная активность и целостное мировоззрение, саморегуляция, потребность познавать, морально-этические стороны личности, коллективизм.

  1. Подведение итогов урока

Самооценка, развитие грамотной математической речи, эмоциональное общение, рефлексия, стрессоустойчивость.

 

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. 1.

Организационный момент

Приветствие и проверка общей готовности класса и обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность  к уроку (на партах - тетради, учебники, задачники, ручки, карандаши, линейки, дневники)

  1. 2

Постановка цели и темы урока

«Итак, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по теме «Степень числа». Кто мне подскажет, что же мы должны знать и уметь?» (У.: стр. 56 – цели) (Слайд 1). (Я напоминаю вам, что данная тема очень важна, так как мы будем касаться ее на всем дальнейшем пути обучения, а так же очень часто степени встречаются и в жизни. План урока)

Обучающиеся записывают в дневник домашнее задание:

З.: №189, № 191 (проверить себя с помощь эл. пр.), а тему урока в тетрадях.

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Учитель отвечает на вопросы по домашней работе и комментирует ответы

Задают вопросы по домашнему заданию, сдают плашки (Фиксики) с заданиями, выданные на первом уроке темы, делятся результатами.

Математический диктант

  1. Запишите выражение и найдите его значение:

разность чисел 22и 15

  1. Запишите степень с основанием 12 и показателем степени 3.

Ключ к диктанту:

1. 22- 15=3

2. 123

По команде учителя дети поднимают карточки зеленого цвета, если считают, что справились с заданием, и красного – если нет.

После проверки – аналогично.

Обучающиеся не записывая вопроса, указывают номер задания и дают ответ. Далее обмениваются тетрадями и пастой другого цвета исправляют ошибки, сверяясь со слайдом №2.

Устный счет (на слайде №3):

1+52=26

(34-17)3=51

 

Работа с учебником

  1. Учитель разбирает у доски пример №2 стр.57, упоминая правило о порядке действий
  2. Рубрика ВиЗ стр57 вопрос №3

Записывают пример в тетради

Отвечают на вопрос

Физкультминутка под музыку.

Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа:

*З: стр.21 с/р №5

** I вариант: У: №189 а, в, д

I I вариант: У: №189 б, г, е.

*** №191

 

Выполняют с/р. Заполняют «карточки успеха»

Подведение итогов урока. Комментарий к Д/з. Оценки.

Учитель предлагает проанализировать пройденную тему и рассказать чему они научились и что им больше всего понравилось.



Предварительный просмотр:

Тема урока «Параллельность прямой и плоскости»

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • рассмотреть возможные случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве;
  • ввести понятие параллельности прямой и плоскости;
  • изучить признак параллельности прямой и плоскости;
  • формировать умения и навыки читать и строить чертежи пространственных конфигураций, пространственных фигур к задачам.

2. Развивающие:

  • развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;
  • учить учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания.

3. Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волю;
  • формировать эмоциональную культуру и культуру общения.

Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска,опорный конспект; модели кубов, призм у учащихся на партах; две указки; модель плоскости; цветные мелки.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Постановка познавательной задачи – 2 мин.
  3. “Открытие” новых знаний – 26 мин.
  4. Первичное осмысление и закрепление новых знаний – 9 мин.
  5. Подведение итогов урока – 4 мин.
  6. Постановка домашнего задания – 2 мин.

Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение. (В. Произволов)

1. Организационный момент.

Приветствие учеников.  Мы изучили с вами систему аксиом стереометрии, следствия из системы аксиом, все возможности расположения прямых в пространстве,Сегодня мы с вами должны подняться ещё на одну ступеньку вверх, «преодолевая» задачи, которые будут рассматриваться на уроке,  мы откроем для себя новые знания в разделе «Параллельность»Эти знания пригодятся нам для решения практических задач, для успешной сдачи  ЕГЭ.

Вы должны научиться анализировать и устанавливать связь между элементами темы. Развить свою активность, сформировать учебно - познавательные действия, коммуникативные навыки.  Хотелось бы создать условия вашей успешности  на уроке.

У вас на столах лежат: памятки для работы на уроке — опорный конспект,, который поможет организовать повторение и усвоить новый материал, модели многогранников, модель плоскости. Не забываем о мерах предосторожности при работе с моделями

Дома к сегодняшнему уроку должны были повторить  материал по теме: “Взаимное расположение прямых в пространстве, их параллельностьи единственность”.

2. Актуализация опорных знаний.  Проведем теоретическую разминку.

(Слайд № 1 презентации).

- Взаимное расположение в пространстве двух прямых.

     - Какие прямые в пространстве называются параллельными?    

     - Сформулируйте теорему о  параллельных  прямых в пространстве.  

  • Сформулируйте свойство параллельных прямых в пространстве.

Задание 1   Вставьте пропущенные слова

  • 1) Единственную плоскость можно задать через три точки, при этом они … на одной прямой.
    2) Если … точки прямой принадлежат плоскости, то и вся прямая принадлежит плоскости.
    3) Две различные плоскости могут иметь только одну общую …
  • 4) Прямые являются … в пространстве, если они не пересекаются и … в одной плоскости.

Задание 2 Верно ли утверждение

 Если прямые не пересекаются, то они параллельны?

 

Задание 3  Выберите правильный ответ.

Если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то другая прямая

  • а) параллельна плоскости
  • б) пересекает  плоскость
  • в) перпендикулярна  плоскости

Постановка познавательной задачи.

Ребята, как вы думаете, опираясь на наши знания, мы готовы изучить взаимное расположение Прямой и плоскости?..

 Поэтому тема нашего урока: Параллельность прямой и плоскости.

  Сегодня на уроке мы должны изучить с вами взаимное расположение прямой и плоскости, “открыть” признак параллельности прямой и плоскости. (Слайд № 4 презентации), (Слайд № 5 презентации).

3. “Открытие” новых знаний.

Ребята, как вы думаете, какие существуют возможности взаимного расположения прямой и плоскости? Сколько общих точек у прямой и плоскости в каждой из возможностей? Приведите примеры из окружающего нас мира, иллюстрирующие эти возможности.

О том, что две первые возможности осуществимы, мы уже убедились на прошлых уроках. А вот третья возможность? Когда прямая и плоскость не пересекаются? А это вообще возможно? Я ставлю перед вами учебную задачу: “ Построить для данной плоскостине пересекающую её прямую а”. (Учащиеся вместе с учителем решают эту задачу на построение, используя подручные средства, затем решают задачу в тетрадях, учитель работает на экране).

Вопрос: “Как вы думаете, такое взаиморасположение прямой и плоскости по аналогии прямым на плоскости, как называется?” (Параллельностью прямой и плоскости). Сформулируйте определение параллельности прямой и плоскости.

Часто при решении задач надо установить параллельность прямой и плоскости. Как, это можно сделать? (Можно воспользоваться определением или признаком параллельности прямой и плоскости (т.е. теоремой, дающей достаточное условие параллельности прямой и плоскости)). При решении задачи на построение сегодня на уроке, мы с вами получили признак параллельности прямой и плоскости.

Прямая а лежит в плоскости Прямая а параллельна какой прямой? Прямая а1 где лежит? Получили: , т.е. признак параллельности прямой и плоскости. Сформулируйте признак параллельности прямой и плоскости. (Слайд № 7 презентации).

К доске вызывается ученик, хорошо успевающий по математике, он делает чертёж и доказывает признак параллельности прямой и плоскости, остальные учащиеся это делают в тетрадях.

Вопрос: “Существенно, ли в этой теореме, что а  (Да, так как среди прямых, параллельных прямой а1, есть и лежащие в плоскости . А их мы не называем параллельными плоскости ).

4. Первичное осмысление и закрепление новых знаний.

  1. В классной комнате, используя признак параллельности прямой и плоскости, укажите прямые и параллельные им плоскости.
  2. Работаем в парах. Используя признак параллельности прямой и плоскости, укажите прямые и параллельные им плоскости на моделях куба или призмы
  3. (Устно) Решение задач под руководством учителя и с его помощью. (Слайд № 8 презентации).
  4. Если позволяет время – решить задачу № 20.

5. Подведение итогов урока. (Слайд № 9 презентации).

Несколько учеников по просьбе учителя оценивают работу класса на уроке; оценивают свою собственную работу на уроке. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.Выбирают смайлик.

6. Постановка домашнего задания. (Слайд № 10 презентации).

Урок окончен, спасибо, вам, за урок, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 6 класс

Урок математики в  6 классе   Тип урока: урок закрепления и формирования новых знаний.   Цели урока: обучающие– закрепление  навыков  умножения и деления  десятичны...

Открытый урок по математике 5 класс "Уравнение"

Обобщающий урок по теме "Уравнение"...

Открытый урок по математики 5 класс

Цель: изучить признаки делимости на 2, 5, 10, формировать умение применять признаки делимости на практике.Тип урока : Объяснение нового материала с элементами закрепленияОборудование: интерактив...

Открытые уроки по математике 5 класс

Открытые уроки по математике 5 класс. Учебник А.Г. Мордкович...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"

Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии  фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...