Методический семинар.Концептуальное изложение опыта работы по теме самообразования.
материал (5 класс) на тему
Презентация с объяснительной запиской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptualnoe_izlozhenie_temy_po_samoobrazovaniyu.docx | 78.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы: «Использование метода проектирования в урочной и внеурочной деятельности,
как средство развития креативности обучающихся»
Матвеева Наталья Александровна,
учитель музыки и технологии
Человек в современном обществе –
это человек, не столько вооруженный знаниями,
сколько умеющий добывать знания,
применять их на практике и делать это целесообразно.
В. П.Вахтеров.
Введение
Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. Работая учителем, я думаю о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Проведя несколько уроков по данному направлению, я поняла: это то, что я искала.
Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Цель проектной деятельности в школе не только получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе. Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.
Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Я пришла к выводу, такие результаты недостижимы иначе, как через проектную деятельность школьников.Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, изучив запросы обучающихся, я применяю в своей работе данную методику.
Цели:
- изучение технологии метода проектов, возможности его применения на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.
- активизирование деятельности учащихся и формирование ключевых компетенций за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме,
- разработать уроки и внеклассные мероприятия с методами проектов,
- выбрать темы проектов и предложить их учащимся,
- применять методы проектов на уроках и внеклассных мероприятиях,
- участвовать в конкурсах проектов, защищать проекты,
- повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску, способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательныйинтерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, я предлагаю импроблемуинтересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Сущность проекта:
Метод проектов относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы в виде продукта их деятельности.
Метод проектов – это обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Проект – замысел, план. Метод- это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями. В результате метод проектов- это совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.
Используя метод проектов, я ориентирую его на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение дает следующие результаты:
Конструктивное влияние на социализацию личности.
Развитие самостоятельности в принятии решений.
Критический анализ информации, полученный при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы.
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают:
Владение основными исследовательскими методами.
Компьютерную грамотность.
Умение работать с аудио, видео, мультимедийной техникой.
Умение применять знания для решения познавательных задач.
Проектная деятельность на уроках музыки позволяет:
Систематизировать и углубить полученные учащимися знания.
Обогатить художественные интересы учащихся за счёт самостоятельного поиска новой информации.
Расширить опыт музыкально – творческой деятельности.
Научить школьников применять интернет – ресурсы, музыкальные словари для музыкального самообразования.
Главное в методе проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материал совместного труда. Работа над проектом тщательно планируется и обсуждается с учащимися.
Условия, при которых выполняется работа:
Проблематизация учебного материала.
Активность ребёнка.
Связь обучения с жизнью ребёнка.
Основные этапы работы над проектом:
Организационный.
Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач проекта.
Организация работы учащихся.
Подбор необходимых материалов.
Работа над проектом.
Обобщение и оформление результатов.
Презентация проекта.
Я использую метод проектов на протяжении двух лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.
На уроках музыки метод проектов я использую в рамках программного материала практически по любой теме. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
- предварительное изучение индивидуальных способностей, интересов, жизненного опыта каждого ученика;
- выбирается тема проекта, формулируется проблема, предлагается идея для обсуждения с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал представляется одноклассникам, для защиты проекта. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.
5. Анализ итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Параметры внешней оценки проекта:
- значимость и актуальность темы;
- корректность используемых методов;
- активность каждого участника проекта;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи;
- глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- эстетика оформления результатов;
- умение отвечать на вопросы оппонентов.
Работы рецензируются по следующим критериям:
- актуальность поставленной цели;
- новизна решаемой задачи;
- оригинальность методов решения задачи, исследования;
- новизна полученных результатов;
- уровень проработанности исследования;
- изложение доклада и эрудированность автора.
Оформление работы.
6. Рефлексия(участники проекта отвечают на вопросы)
- Что вы считаете значимым, интересным при выполнении этого проекта?
- Ваши впечатления, ощущения.
- Какой приобрели новый опыт?
- Оценка проекта.
Типы проектов, которые я применяю в области изучения предмета «Музыка»:
- Информационные проекты - направлены на добывание информации, её анализ и обобщение.
Результат:создание видеофильмов, альбомов, стенгазет, презентаций по творчеству композиторов, истории создания музыкальных сочинений, событиями музыкальной жизни страны, о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего.
- Исследовательские - предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей её проверкой. Обсуждение полученных результатов.
Результат: интегрированные проекты в области исследования какого либо направления искусства.
- Творческие - подразумевают разработку и представление творческого продукта.
Результат:
фонохрестоматия музыкального материала;
видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме.
- Ролевые, игровые - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Результат: музыкально – театральная постановка, литературно- музыкальная гостиная.
- Практико - ориентированные -результат деятельности учащихся обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.
Результат:документ, созданный на основе полученных результатов исследования;
программа действий, справочный материал; словарь.
Виды проектов:
монопредметные - проект в рамках одного учебного предмета (урочная деятельность).
межпредметные - проекты, объединяющие от двух и больше предметных областей (внеурочная деятельность).
надпредметные - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое. На уроках в 5 классах мы готовим небольшие по содержанию проекты:например, «Портрет композитора», «Путешествие в мир музыкальных инструментов», «Музыка в театре, в кино и на телевидении», «Музыкальная сказка» и т.д. У детей создается впечатление, что проект на уроке музыки - это новые знания, общение, деятельность, удовольствие.
В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: мини-исследовательские проекты (например, «Рейтинг любимых песен», «Мои любимые композиторы», создание стенгазет, создание информационных плакатов к урокам и т.д.).
С удовольствием ребята 5классов выполняют ролевые проекты - инсценирование детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
В 6-7 классах обучающиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие творческо-исследовательские проекты, как «Рейтинг любимых композиторов», «Музыкальная гостиная: наши любимые песни и любимые песни наших родителей», «Становление рок-музыки», «Две стороны личности: композитор и ученый химик». Ребята 6-7 классов главные участники музыкально – театральных постановок, литературно- музыкальных гостиных. Обучающиеся приобщились к творчеству, работают с большим подъемом и вдохновением.
За два года мной создан банк данных компьютерных проектов для уроков музыки и внеурочных мероприятий.
-Подборка мультипликационных фильмов: «Детский альбом И.П.Чайковского. Сборник легких пьес для детей.» 5класс., «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского,5класс, «До,ре,ми», «Петя и волк», «Садко богатый», «Жар птица», «Колыбельная», «Фальшивая нота», ит.д.
-Видео фильмы: опера «Руслан и Людмила» 6 класс, опера «Кармен» 6 класс, мюзикл«Кошки»7класс, рок опера «Иисус Христос-суперзвезда» 7 класс, опера «Нотер дам де Париж» 7 класс и т.д.
-Подборка презентаций к урокам: Российские и зарубежные композиторы, «В мире красок симфонического оркестра»,«Музыка в театре, в кино и на телевидении»,«Рейтинг любимых песен»,«Искусство в годы войны» ит.д.
-Подборка музыкальных произведений к урокам 5-7 классы «Золотая коллекция Ф.Ф.Шуберта», «Золотая коллекция С.В. Рахманинова», «Золотая коллекция И. Вивальди» и т.д.
-Подборка песен для основной школы, подборка песен о Тюменской области и т.д.
Конечный продукт проектной деятельности реализуется на уроках, общешкольных и районных смотрах, конкурсах,фестивалях:
-Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
-Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
-Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.
-Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
- Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
Метод проектов я также применяю на уроках технологии.Ведь каждый урок технологии – это или краткосрочный законченный мини-проект (1 – 2 урока кулинарии, декоративно-прикладного искусства, материаловедения) или какой – то этап творческого проекта по изготовлению поделки, изделия.Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой.Учащиеся разрабатывают сценарии показов, подбирают музыкальное сопровождение. Помимо защиты проекта, наиболее ценным, на мой взгляд, является проведение мастер-классов.Наиболее интересные индивидуальные мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству проводили: Юрченко Анна, ученица 9 класса –«Праздничное панно для мамы” вязание крючком, Альжанова Айнажан, ученица 8 класса-“Шарф-мягкая игрушка” вязание спицами, Калимова Альфия, ученица 7 класса «Праздничный букет» вышивка лентами. Хочется отметить коллективные мастер-классы: “Искусство приготовления салатов” – 6 класс, “ Сервировка стола ” – 5 класс.Лучшие работы использую, как пособие на уроках, направляю на выставки декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и так далее.
Применение метода проектов во внеурочной деятельности.
Как классный руководитель с классом принимаем участие во всех конкурсах по проектной деятельности: «ЕГЭ- мой старт к успеху», « Правила здорового питания», «Школьный двор моей мечты», защита на районной конференции «Цветущая планета», результат -2 место.
Второй год являюсь руководителем кружка по экологии. На занятиях кружка с учащимися проводили исследовательскую работу по изучению экологического состояния озера Убиенное. В литературных источниках очень мало каких-либо сведений о данном озере. К сожалению, этот объект мало изучен. Мы занимались изучениемгидрологических особенностей озера, отслеживали экологическую обстановку, вели мониторинг и накапливали материалы для источников краеведческой литературы. Продуктом нашей работы подготовлен проект «Гидрологическая характеристика озера Убиенное». Защита проекта проходила на областной конференции «Сохраним планету голубой и зеленой», результат-2 место.
Заключение
Опираясь на теоритическую литературу учитывая свою практику, могу сделать вывод:
Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом,
можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
В заключении было бы уместным процитировать китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».
Подводя итоги работы по методу проектов, я предложила своим ученикам принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.
Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»
Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...
Концептуальное изложение опыта работы по теме: «Формирование 4 К компетенций на уроках иностранного языка».
В данной работе мне бы хотелось поделиться методами и приемами формирования 4К Компетенции на уроке английского языка...