"Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертной деятельности"
учебно-методический материал на тему
Выступление на методическом объединении 18.09.2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на методическом объединении. | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществлении концертной деятельности.
Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования. Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привел к целому ряду теоретических обобщений. Но, сколько исполнителей, столько неповторенных индивидуальностей со своими природными данными, способностями и проблемами. Эта область искусства находится в постоянном развитии, и в последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из проблем, которая представляет интерес, является проблема взаимосвязи психических состояний и игровых движений.
Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность учащегося как положительное влияние, так и отрицательное, когда нарушается целесообразность и экономичность движений, появляются мышечные напряжения. Как следствие - ухудшается качество исполнения, а если это происходит в процессе работы в классе, то замедляется, нарушается процесс формирования игрового движения и закрепление нового навыка. Для успешного протекания формирования игровых движений, сохранение основных их характеристик, выработанных в репетиционной работе, на концертной эстраде наиболее значимыми являются такие психические состояния как: заинтересованность, увлеченность, уверенность.
Основные причины возникновения психических состояний следующее:
- предшествующее состояние:
- состояние страха вызывает состояние неуверенности;
- состояние увлеченности – вызывает состояние вдохновения и т.д.
Иными словами, если состояние увлеченности, заинтересованности постоянно сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения. На это надо обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стараться, чтобы каждый урок проходил увлеченно, то есть уметь создать атмосферу (психическое состояние), способствующее появлению вдохновения.
- Значимость ситуации, в которую попал человек – чувство большой ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать состояние стресса, паники, со всеми его последствиями. Поэтому перед выступлением педагогу не следует акцентировать внимание на ответственности, а создать установку на обычное исполнение.
- Физическое состояние – болезнь, усталость могут быть причиной состояний раздражительности, безразличия. В таких состояниях правильней будет прекратить занятие.
- Определенная установка на преодоление определенных трудностей, на достижение цели значительно мобилизирует волю, мышление и другие психические процессы, принимающие участие в деятельности исполнителя.
- Психические состояния могут мгновенно передаваться от одного человека к другому. Это так же следует учитывать в педагогической практике - перед выступлением избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении.
Эмоциональное психическое состояние увлеченности в период формирования игровых движений значительно способствует активизации таких умственных психических процессов, как внимание, мышление, память, воображение, представление. Это, в свою очередь, активизирует поиск необходимых образных ассоциаций, определяющих игровое движение, способствует осуществлению контроля целесообразности движений. В состоянии увлеченности, при эмоциональном подъеме процесс формирования двигательных навыков значительно ускоряется. Состояние вдохновения обладает несколько другими индивидуальными характеристиками:
- Полностью подчиняясь объекту творчества, исполнитель часто не отдает себе отчета в том, какими приемами он пользуется в данный момент;
- В процессе исполнения контролируются не отдельные игровые движения, а целостные психические состояния, накопленные и закрепленные в процессе формирования игровых движений.
Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одном случае организуют деятельность, в другом – дезорганизуют ее. Состояние стресса, связанное с физическими и умственными перегрузками, необходимостью принимать быстрые и ответственные решения, влияет на игровые движения исполнителя. Виды реакции на стрессовую ситуацию могут быть различными. Они во многом определяются психическими особенностями личности, количеством и качеством накопленного опыта. У одного типа исполнителей стрессовые состояния вызывают общую реакцию возбуждения – движения становятся беспорядочными, часто преувеличенными. Исполнителям этого типа, а вернее их педагогам, следует учитывать эту особенность в процессе формирования игрового навыка, уделяя особое внимание экономии движений, регуляций мышечных напряжений. У второго типа, наоборот, происходит торможение, пассивность, бездеятельность. Движения становятся вялыми, теряют определенность, выразительность.
Кроме стресса существуют и другого рода дезорганизующие психические состояния- состояния утомления, апатии, при которых продолжать работу над формированием движений нельзя, это приведет к отрицательному результату.
Существуют правила поведения в любой умственной деятельности, соблюдение которых необходимо исполнителю в работе над произведением.
- Принцип постепенного вхождения в работу. Необходимо, чтобы образовалась некая готовность организма, расположенность к данному виду деятельности, т.е. «настрой» на работу.
- Систематичность занятий – в одно и то же время человек как бы сам «включается» в работу, т.е. формируется условный рефлекс, активизируются психические и умственные эмоциональные процессы. Таким образом, сокращается процесс «вхождения» в работу.
- Во избежание умственных и мышечных переутомлений необходимо регулярное переключение с одного вида деятельности на другой (это может быть работа над разными техниками). При этом начатое желательно доводить до конца, ставить посильные задачи на данном этапе.
- Чередование труда и отдыха.
Соблюдение этих правил будет способствовать умению дольше сохранить активное физическое и психическое состояние, которые способствуют процессу формирования игровых движений.
Для успешного проведения определенного вида работы необходимо поддерживать состояние уверенности в благополучном его завершении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Саморегуляция психического состояния выпускников накануне ЕГЭ
В работе даны рекомендации практического характера...
Упражнения на регуляцию психических состояний педагога.
Несколько упражнений которые помогут снять напряжение, мышечные зажимы....
«Коррекция физического и психического состояния детей-инвалидов с нарушением интеллекта методами социокультурной реабилитации, в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей»(игротерапия, глинотерапия, хобби-терапия)
Организация игровой, трудовой деятельности и кружковой работы методами социокультурной реабилитации с особыми детьми....
Методы преодоления сценического волнения в подготовке к концертному выступлению музыканта-исполнителя
Музыкальная педагогика призвана разрабатывать прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из...
Этапы подготовки юного музыканта к концертному выступлению
Музыкальное исполнительство давно уже стало областью музыкального искусства, дав миру превосходных музыкантов.Музыка способна выражать философские раздумья о смысле жизни, передавать состояние любован...
Доклад«взаимосвязь психологических состояний игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления»
Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для 8-11 классов «Силовая подготовка»,
Силовые упражнения являются неотъемлемой частью не только на уроках физической культуры во всех его частях, но и в любой спортивной дисциплине.В общих чертах занятия по силовой тренировке для юношей и...