Технологический подход к обучению как процесс поиска построения эффективного процесса обучения
методическая разработка на тему
В презентации дано понятие педагогическая технология, ее отличие от методики, рассмотрены виды педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedtekhnologii.ppt | 790 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «педагогическая технология» Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь) Под педагогической технологией понимают : систему предложенных наукой алгоритмов, специальный набор и копоновку форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств обеспечивающих достижение прогнозируемого результата (Б.Т. Лихачев );
Взаимосвязь понятий « Образовательная технология »- социально-политические, управленческие, культурологические, экономические психолого-педагогические, медико-педагогические технологии « Педагогическая технология »- это разновидность образовательной технологии.
ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, МЕТОДИКА, МЕТОД и ТЕХНОЛОГИЯ МЕТО́ДИКА, - совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ (какому-либо предмету )- включает в себя цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. МЕТОД - путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь
Чем технология отличается от методики: целеполаганием более четким прогнозируемостью результата достижением прогнозируемого результата неукоснительным выполнением технологических процедур системой процедур , алгоритмов, построенной на научной основе (концепция) если методика направлена «на решение следующих задач: чему учить? зачем учить? как учить? То технология обучения, отвечает на вопрос как учить результативно? технология более широкое понятие, включающее в себя методику, и опирающееся на нее.
Виды педагогических технологий Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур (фреймовое структурирование знаний): формирование: схемного, знакового, символического мышления: умений эффективно перерабатывать информацию; способности запоминать и воспроизводить определенный объем информации; умений устанавливать связи между словами, понятиями; умений правильно находить нормативный ответ в регламентированных условиях деятельности. Технология КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) : формирование: ЗУН; саморазвитие Технология укрупнения дидактических единиц (П. М. Эрдниев): достижение целостных математических знаний как главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся. Проектные технологии: формирование умений : производить рефлексию, ставить проблемы и решать; поисковых (исследовательских); оценочной самостоятельности и др.
Виды педагогических технологий Технология проблемного обучения: усвоение ЗУН; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей; развитие смысловых образований и др. Технология индивидуализации обучения: (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков): развитие потенциальных возможностей (способностей) учащихся; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; развитие смысловых образований. Педагогические (творческие) мастерские (ЖФЕН): развитие творческого мышления; регулирование проблемных ситуаций; формирование умений: осуществления анализа, синтеза, сравнения, обобщения; поиска смыслов и т.д.; осуществления свободы выбора форм , методов, средств, содержания овладения учебными дисциплинами; организации самоопределения, самопознания, самообразования, самооценки; реализации себя в различных видах творческой деятельности. Игровые технологии: формирование умений : организации самоопределения, самопознания, самообразования, самооценки; осуществления анализа синтеза, сравнения, обобщения, и т.д.; регулирования проблемных ситуаций; решения заданий развития критического, понятийного мышлений; развитие смысловых образований и др.
Виды педагогических технологий Технология модульного обучения: формирование умений: совершать (реализовывать) свободу выбора форм , методов, средств, содержания овладения учебными дисциплинами; осознанного отношения к целям деятельности, ценностям; организации самоопределения, самопознания, самообразования, самооценки; производить самоконтроль; производить оценку знаний, их значимости, методов познания, своих действий и поступков; общеучебных интеллектуальных: планирование, организация поиска нужной информации, использование ИКТ и т.д. Технологии и приемы формирования понятийного мышления: формирование умений: концентрации или уплотнения знаний; устанавливать иерархические межпредметные вертикальные и горизонтальные понятийные связи; выявлять и разрешать внутренние и внешние противоречия; развитие : диалектического мышления; логического мышления; познавательных способностей; усвоение ЗУН. Диалоговые технологии : развитие творческих способностей, смысловых образований; формирование ЗУН, умений выявлять и разрешать внутренние и внешние противоречия и др. Технологии уровневой дифференциации(технология разноуровневого обучения): формирование умений осуществлять: самоконтроль; оценку знаний, их значимости, методов познания, своих действий и поступков; корректировку результатов; решение творческих задач (повышенного уровня сложности); свободу выбора форм , методов, средств, содержания овладения учебными дисциплинами; развитие смысловых образований и т.д .
Структурные компоненты технологии (модель технологии) I . Концептуальный компонент (научная база Актуальность технологии Концепция, лежащая в основе построения технологии Цели технологии Научные подходы Принципы построения технологии Функции технологии Критерии эффективности технологии II. Содержательный компонент (цели, содержание учебного материала) - учебная дисциплина или курс, на содержании которых реализуется технология; -педагогические технологии, вошедшие в «сплав» игровой ПТКТ разноуровневого обучения учащихся, разработка идеи «сплава» технологий; - модифицированные технологии, новые методы и приемы, разработанные для их вхождения в «сплав» игровой ПТКТ разноуровневого обучения учащихся III . Процессуальный компонент (организация учебного процесса, методы и формы работы учителя и деятельности учащихся) ПТ = цели+ задачи +содержание +методы (приёмы, средства) + формы обучения
Научные подходы проектирования технологии В науке выделяют следующие методологические подходы : аксиологический, акмеологический, антропологический , деятельностный , диалектический, полисубъектный или диалогический, дихотомический, индивидуальный, информационный, исторический, культурологический или социокультурный, лексический, личностный, поведенческий, системный, синергетический, стилистический, тезаурусный, компетентностный этнопедагогический, этимологический, изотерический. Вопрос: «В контексте какого научного подхода идет построение образовательных Стандартов второго поколения?»
Сущность деятельностного подхода в педагогике: Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что он обеспечивает включение детей в деятельность.Но в центре внимания стоит не просто деятельность , а совместная разнообразная деятельность детей со взрослыми в реализации вместе выработанных целей и задач. Основные этапы этого подхода (метода): 1. Постановка учебной задачи ( осуществляется целеполагание и мотивация ) . В ходе актулизации знаний в список заданий включается проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит, Но могу узнать-мне это интересно!). Чётко формулируется цель урока. 2. «Открытие» детьми нового знания ( учебные действия детей ). Идёт решение проблемы самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога с применением активных методов обучения. Диалогическая форма поиска истины – важнейший аспект деятельностного метода. 3. Первичное закрепление знаний . Проговаривание вслух установленных алгоритмов действия: что делаю и почему, что идёт за чем,что должно получиться).
Сущность деятельностного подхода в педагогике 4 . Самостоятельная работа с проверкой в классе ( действия самоконтроля и самооценки ). Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». Важно, чтобы на зтом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, уменя получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат. 5. Повторение изакрепление ранее изученного материала. Оставшееся время посвящается закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их интеграции с новым материалом. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля. На следующих уроках происходит отработка изакрепление изученного материала,выведение его на уровень автоматезированного умственного действия
проектные технологии; критического мышления; диалоговые технологии, технологии с использованием сети Интернет • технологии тестового контроля • технологии портфолио • кейс-технологии активные методы обучения, исследовательские методы обучения и др., в которых личность выступает как субъект деятельности Педагогические технологии и методы построения учебного процесса в контексте деятельностного подхода :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективные занятия в процессе обучения русскому языку как эффективное условие развития личности
Из опыта работы: "Использование КСО на уроках русского языка" . Приложение: карточки по ВПТ....
Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на примере уроков русского языка
Перед многими практикующими педагогами встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую модель обучения, выявить вли...
Творческая работа "Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения"
Творческая работа написана в форме творческого отчёта....
«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...
Гносеологические основы процесса обучения.Движущие силы и закономерности процесса обучения.
Авторы:Камынина Марина МБОУ СОШ №12 Красногорский районПримак Анна МБОУ СОШ №33 Ногинский район...
«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...
«ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ.
Согласно ФГОС «Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение разви...