Технологический подход к обучению как процесс поиска построения эффективного процесса обучения
методическая разработка на тему

Малинина Марина Владимировна

В  презентации дано понятие педагогическая технология, ее отличие от методики, рассмотрены виды педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedtekhnologii.ppt790 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологический подход к обучению как процесс поиска построения эффективного процесса обучения

Слайд 2

Понятие «педагогическая технология» Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь) Под педагогической технологией понимают : систему предложенных наукой алгоритмов, специальный набор и копоновку форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств обеспечивающих достижение прогнозируемого результата (Б.Т. Лихачев );

Слайд 3

Взаимосвязь понятий « Образовательная технология »- социально-политические, управленческие, культурологические, экономические психолого-педагогические, медико-педагогические технологии « Педагогическая технология »- это разновидность образовательной технологии.

Слайд 4

ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, МЕТОДИКА, МЕТОД и ТЕХНОЛОГИЯ МЕТО́ДИКА, - совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ (какому-либо предмету )- включает в себя цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. МЕТОД - путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь

Слайд 5

Чем технология отличается от методики: целеполаганием более четким прогнозируемостью результата достижением прогнозируемого результата неукоснительным выполнением технологических процедур системой процедур , алгоритмов, построенной на научной основе (концепция) если методика направлена «на решение следующих задач: чему учить? зачем учить? как учить? То технология обучения, отвечает на вопрос как учить результативно? технология более широкое понятие, включающее в себя методику, и опирающееся на нее.

Слайд 6

Виды педагогических технологий Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур (фреймовое структурирование знаний): формирование: схемного, знакового, символического мышления: умений эффективно перерабатывать информацию; способности запоминать и воспроизводить определенный объем информации; умений устанавливать связи между словами, понятиями; умений правильно находить нормативный ответ в регламентированных условиях деятельности. Технология КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) : формирование: ЗУН; саморазвитие Технология укрупнения дидактических единиц (П. М. Эрдниев): достижение целостных математических знаний как главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся. Проектные технологии: формирование умений : производить рефлексию, ставить проблемы и решать; поисковых (исследовательских); оценочной самостоятельности и др.

Слайд 7

Виды педагогических технологий Технология проблемного обучения: усвоение ЗУН; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей; развитие смысловых образований и др. Технология индивидуализации обучения: (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков): развитие потенциальных возможностей (способностей) учащихся; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; развитие смысловых образований. Педагогические (творческие) мастерские (ЖФЕН): развитие творческого мышления; регулирование проблемных ситуаций; формирование умений: осуществления анализа, синтеза, сравнения, обобщения; поиска смыслов и т.д.; осуществления свободы выбора форм , методов, средств, содержания овладения учебными дисциплинами; организации самоопределения, самопознания, самообразования, самооценки; реализации себя в различных видах творческой деятельности. Игровые технологии: формирование умений : организации самоопределения, самопознания, самообразования, самооценки; осуществления анализа синтеза, сравнения, обобщения, и т.д.; регулирования проблемных ситуаций; решения заданий развития критического, понятийного мышлений; развитие смысловых образований и др.

Слайд 8

Виды педагогических технологий Технология модульного обучения: формирование умений: совершать (реализовывать) свободу выбора форм , методов, средств, содержания овладения учебными дисциплинами; осознанного отношения к целям деятельности, ценностям; организации самоопределения, самопознания, самообразования, самооценки; производить самоконтроль; производить оценку знаний, их значимости, методов познания, своих действий и поступков; общеучебных интеллектуальных: планирование, организация поиска нужной информации, использование ИКТ и т.д. Технологии и приемы формирования понятийного мышления: формирование умений: концентрации или уплотнения знаний; устанавливать иерархические межпредметные вертикальные и горизонтальные понятийные связи; выявлять и разрешать внутренние и внешние противоречия; развитие : диалектического мышления; логического мышления; познавательных способностей; усвоение ЗУН. Диалоговые технологии : развитие творческих способностей, смысловых образований; формирование ЗУН, умений выявлять и разрешать внутренние и внешние противоречия и др. Технологии уровневой дифференциации(технология разноуровневого обучения): формирование умений осуществлять: самоконтроль; оценку знаний, их значимости, методов познания, своих действий и поступков; корректировку результатов; решение творческих задач (повышенного уровня сложности); свободу выбора форм , методов, средств, содержания овладения учебными дисциплинами; развитие смысловых образований и т.д .

Слайд 9

Структурные компоненты технологии (модель технологии) I . Концептуальный компонент (научная база Актуальность технологии Концепция, лежащая в основе построения технологии Цели технологии Научные подходы Принципы построения технологии Функции технологии Критерии эффективности технологии II. Содержательный компонент (цели, содержание учебного материала) - учебная дисциплина или курс, на содержании которых реализуется технология; -педагогические технологии, вошедшие в «сплав» игровой ПТКТ разноуровневого обучения учащихся, разработка идеи «сплава» технологий; - модифицированные технологии, новые методы и приемы, разработанные для их вхождения в «сплав» игровой ПТКТ разноуровневого обучения учащихся III . Процессуальный компонент (организация учебного процесса, методы и формы работы учителя и деятельности учащихся) ПТ = цели+ задачи +содержание +методы (приёмы, средства) + формы обучения

Слайд 10

Научные подходы проектирования технологии В науке выделяют следующие методологические подходы : аксиологический, акмеологический, антропологический , деятельностный , диалектический, полисубъектный или диалогический, дихотомический, индивидуальный, информационный, исторический, культурологический или социокультурный, лексический, личностный, поведенческий, системный, синергетический, стилистический, тезаурусный, компетентностный этнопедагогический, этимологический, изотерический. Вопрос: «В контексте какого научного подхода идет построение образовательных Стандартов второго поколения?»

Слайд 11

Сущность деятельностного подхода в педагогике: Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что он обеспечивает включение детей в деятельность.Но в центре внимания стоит не просто деятельность , а совместная разнообразная деятельность детей со взрослыми в реализации вместе выработанных целей и задач. Основные этапы этого подхода (метода): 1. Постановка учебной задачи ( осуществляется целеполагание и мотивация ) . В ходе актулизации знаний в список заданий включается проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит, Но могу узнать-мне это интересно!). Чётко формулируется цель урока. 2. «Открытие» детьми нового знания ( учебные действия детей ). Идёт решение проблемы самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога с применением активных методов обучения. Диалогическая форма поиска истины – важнейший аспект деятельностного метода. 3. Первичное закрепление знаний . Проговаривание вслух установленных алгоритмов действия: что делаю и почему, что идёт за чем,что должно получиться).

Слайд 12

Сущность деятельностного подхода в педагогике 4 . Самостоятельная работа с проверкой в классе ( действия самоконтроля и самооценки ). Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». Важно, чтобы на зтом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, уменя получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат. 5. Повторение изакрепление ранее изученного материала. Оставшееся время посвящается закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их интеграции с новым материалом. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля. На следующих уроках происходит отработка изакрепление изученного материала,выведение его на уровень автоматезированного умственного действия

Слайд 13

проектные технологии; критического мышления; диалоговые технологии, технологии с использованием сети Интернет • технологии тестового контроля • технологии портфолио • кейс-технологии активные методы обучения, исследовательские методы обучения и др., в которых личность выступает как субъект деятельности Педагогические технологии и методы построения учебного процесса в контексте деятельностного подхода :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективные занятия в процессе обучения русскому языку как эффективное условие развития личности

Из опыта работы: "Использование КСО на уроках русского языка" . Приложение: карточки по ВПТ....

Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на примере уроков русского языка

Перед многими практикующими педагогами встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую модель обучения, выявить вли...

«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...

Гносеологические основы процесса обучения. Движущие силы и закономерности процесса обучения.

Авторы:Камынина Марина МБОУ СОШ №12 Красногорский районПримак Анна МБОУ СОШ №33 Ногинский район...

«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...

«ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ.

Согласно ФГОС «Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение разви...