Статья "Горы из легенды".
статья по теме
Предварительный просмотр:
ГОРЫ ИЗ ЛЕГЕНДЫ
На свете нет малых народов...
Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом.
Виктор Гюго.
Анри Барбюс назвал Абхазию одной из «красот земного рая». Но Абхазия представляет интерес для человека не только как неповторимы феномен природы, одна «из красот земного рая», но и как страна древней и самобытной культуры.
Апсны – «страна души» – так издревле поэтически называли свою страну абхазы. Ее красоту и природные богатства солнечной Абхазии люди оценили уже давно.
Антон Павлович Чехов, посетив Абхазию, писал: «Если бы я пробыл в Абхазии хоть месяц, то, думаю, написал бы с полсотни обольстительных сказок. Из каждого куста, со всех теней и полутеней на горах с неба глядят тысячи сюжетов».
Мыс Пицунда – это царство реликтовых сосен. Гагринские минеральные источники называют чудодейственными.
Недалеко от Гагры, в Гудаутах, можно увидеть многоэтажное здание санатория «Осетия». А в Эшерах живет очень много осетин – Газзаевы, Джиоевы, Баззаевы, Галоевы, Гадзаовы, Наниевы, Боциевы – выходцы из Алагира. Здесь к ним относятся с большим уважением.
Одни из увлекательных маршрутов Абхазии является озеро Рица. Над самой дорогой можно увидеть своеобразный водопад – талые воды, фильтруясь сквозь известняки, падают хрустальными каплями. Вот что, говорится об этом в старинной легенде: «Девушка – красавица Амра (в переводе означает «солнце») пасла коз на горе. Вдруг на нее напала русалка и хотела сбросить ее со скалы. Заплакала Амра, и слезы ее потекли по скале. Услышал плач ее возлюбленный Адгур и прогнал русалку. Но с тех пор сочатся из-под скалы слезы Амры...»
Может быть, и есть на земле страна, подобная этой, может быть, есть горы выше, реки – звонче, земля – богаче, но только эту землю Бог одарил именем Апсны, что значит «страна души».
Существует здесь еще одна легенда. Бог создал мир с океанами, лесами и самой природой, населил его людьми, дал им занятие, и разбрелись они по земле без языка и своей страны. Тысячами кочевали и перемещались они по свету, гоняя стада животных по пыльным дорогам, скитались целым народом, искали, где кого ограбить.
И надоело это Богу, что от пыли, поднятой на дорогах повозками и стадами, не видно было людям солнца, а ему – людей. И тогда решил он исправить это. Позвал от каждого народы по одному человеку к себе и, дав горст песка, рыбу, клочок тучи, ветку сосны, мелкую лесную пташку, сказал: «Придумайте, люди, как на вашем языке все это будет называться. Вы уже достаточно долго ходили по земле, много познали, а после этого я наделю ваши народы странами...»
Настало назначенное время, и стали представители народов возвращаться к Богу. Тот их выслушивал и, как обещал, раздавал земли в соответствии с данными ими названиями.
И вот, когда уже все земли и страны были розданы, пришел абхаз.
− Что же ты так поздно пришел? – спросил его Бог, уставший уже выслушивать посланцев других народов. – Тебе твои люди такое дело доверили – и за себя, и за детей, и за внуков решать, а ты опоздал. У меня-то уж и места для твоего народа нет: последнюю пустыню бедуина отдал эскимосам, одни льды остались. Опоздал ты, человек, опоздал!
− Что ж..., - развел руками абхаз совсем без сожаления. – Тогда прощай, Боже, прости, что побеспокоил зря, а за меня и мой народ не беспокойся – он меня поймет. А опоздал я вот почему. Собрался я уже идти к тебе, а на пороге – гости. Не мог же я им сказать: вы, гости, в другой раз приходите, а у меня, мол, дело важное, пойду лучший кусок земли у Бога просить. Так что, Господи, не даешь ты нам землю, мы гостя и в повозке на дороге как полагается встретим.
Понравилась Богу речь абхаза:
− нет, подожди, человек, не уходи пока. Ты выполнил задание, которое я давал всем людям?
− Выполнил.
− Тогда говори, как назвали мир вокруг себя?
− Апсабара – природа. От слова «апсы». А душа души и всех других слов корень «пс». Душа, как мой народ думает, присуща не только всему живому, но и неживому. Если внимательно вглядываться, то везде можно душу найти, и даже если чьего-то языка не поймешь или не услышишь, то душой тебе каждый камень понятен будет, каждое деревце.
Апсы-душа у нас, Господи, и она во всем: апстазара- жизнь; апсара – умирать. А все, что между ними, абхазы тоже душой наполнили. Вот, например, рыба, которую ты дал мне – это душа опускается в морские глубины, борется с холодным горным потоком, иногда выпрыгивает над волной, чтобы глотнуть воздуха. Но это душа, Бог.
Весь птичий род, поднявшийся в небо – души, они парят над душами людей, заглядывают в душу ущелья. О, ущелье – это бездонная душа. Туча – это тоже душа, она, как и душа птиц, поднималась вверх. Сосна тоже душа. Вот ночь – в ней нет души, как не ищи.
И сказал тогда Бог:
− Вольная душа у твоего народа, человек. Есть на земле страна на берегу моря, защищенная большими горами. Я оставил это место на земле для себя, чтобы было, где душой отдохнуть, но отдаю ее вам. Веди в эту страну свой народ, человек, это Страна Души – Апсны. Живите, работайте, защищайте и берегите ее. И с большой душой встречайте гостей. И Бог вам в помощь.
«Кто мало думает, тот много ошибается» − писал Леонардо да Винчи.
Это народ, чья культура, обычаи так близки нашему народу. Есть у него также очень много схожих слов с нашими... Из четырех министров Абхазии, один был осетин – О.А. Боциев, что тоже говорит об уважении абхазов к нашему народу.
Правда, обстановка там пока напряженная, но будем надеяться, что все стабилизируется.
И мне кажется, что было бы неплохо, если бы мы интересовались, общались побольше друг с другом, узнавали легенды, фольклор, танцы, которые так близки и присущи нашему народу, как и весь наш кавказский народ.
Тедеева Анджела,
учитель осетинского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1 с.Октябрьское»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мифы и легенды.
Иллюстративный материал к уроку литературы в 5 классе "Мифы и легенды"....
Материалы урока "Антиномия нравственной свободы и власти в "Легенде о Великом инквизиторе" (Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы")
Данный урок представляет собой заключительное занятие по изучению творчества Ф.М.. Достоевского в десятом классе (программа В.Г. Маранцмана). Тема достаточно сложна для подростков, но необходима для...
Презентация внеклассного урока "В КРАЮ ГОР И ЛЕГЕНД" (к 20-летию образования Республики Адыгея)
Эта презентация предназначена для учащихся 5-9 классов.Дети – самое главное богатство любого народа, его надежда, его будущее. А будущее невозможно без прошлого, без истории своего народа. Патри...
Мифы и легенды о цветах.
Данная разработка может быть использована на внеклассном уроке по литературе. Учащиеся познакомятся с мифами и легендами о цветах....
Легенда Алтая - Шукшин
В презентации представлен материал о жизни и творчестве В.М. Шукшина....
Легенды и мифы Алтая.
Изучение литературы Алтая является одним из средств создания историко-культурного контекста, связанного с задачами воспитания патриотизма и любви к истории родного региона. Изучение литературы Алтая н...
Урок краеведения "Овеянный легендами курган. Легенда о Саур-Могиле « Легендарный курган»"
Урок позволяет познакомить детей с легендарным местом в Донецкой Народной Республике, названным Саур-Могилой,заглянуть за завесу истории и легенд, раскрыть творческие способности наших учеников....