Информационно-аналитический отчет по теме "Креативное развитие дошкольников средствами детского дизайна"
методическая разработка на тему

Величко Наталья Валерьевна

 В отчете описан опыт работы по теме "Детский дизайн": цель, задачи, мониторинг, диагностические показатели детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности

по теме: «Креативное развитие дошкольников средствами детского дизайна»

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дети с увлечением  поют и  танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными  ремеслами.  Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает  жизнь ребенка  богаче, полнее, радостнее. 

В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

В 2012 году, начав работать с группой детей старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что у большинства детей слабо развита мелкая моторика рук. Наблюдая за детьми на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Ввиду того, что большой процент детей в группу пришли в конце средней группы, в начале старшей, не был сформирован детский коллектив, наблюдались проблемы в социализации.

Педагог-психолог, проведя вводную диагностику по методике Д.Векслера, получила результаты: 13% детей с задержкой психического развития, 23% – низкая норма, 59% –  средний уровень, 5% – хорошая норма, 0% – высокий уровень. На основе полученных данных она дала рекомендации: обратить внимание на все виды мышления, воображения, внимания и мелкую моторику рук.

Таким образом, обозначилась проблема отбора наиболее эффективных форм, методов и приёмов работы с детьми, позволяющих эффективно развивать психические процессы воспитанников и создавать условия для развития их творчества.

Изучив методическую литературу, обратила внимание на такое направление, как детский дизайн. Предположив, что дизайнерская деятельность поможет развить все сферы личности воспитанников, раскрыть творческий потенциал, мыслительные процессы, волевые качества, мелкую моторику, поможет научить детей действовать сообща, общаться.

Детский дизайн определяется специалистами как общественно полезное художественно-декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения, дающее ребенку первоначальные представления о прекрасном в природе, об искусстве, в том числе о дизайне. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

        Таким образом, для решения выявленной проблемы была сформулирована цель:  создание условий для раскрытия и развития творческих способностей каждого ребенка, социализации детей средствами детского дизайна.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Отобрать  наиболее эффективные педагогические методы и приемы в рамках детской дизайнерской деятельности.  

2. Разработать и апробировать систему образовательных ситуаций на основе детских дизайнерских проектов.

3. Повысить уровень компетенции родителей в вопросах детского дизайна

4. Разработать систему дополнительного образования дошкольников на основе дизайн деятельности.

Занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности, стараюсь сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя различные материалы и техники изображения, элементы дизайн-культуры; стремление создавать красивые, гармоничные работы.

Процесс обучения детей основам детского дизайна осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Непосредственно образовательная деятельность строится с учетом как общедидактических принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания разных образовательных областей, построение непосредственно образовательной деятельности на одной из специфических видов деятельности, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми).

На занятия в гости к дошкольникам приходят  известные и любимые герои, дети знакомятся с жизнью и творчеством художников, скульпторов, провожу беседы, рассказываю истории, фантастические рассказы, в  работе использую музыкальные и поэтические образы.

Знакомство дошкольников с различными методами и техниками, используемыми в дизайне, позволяет им в дальнейшем переносить подобную методику работы в повседневную жизнь. Созданы наглядные пособия, раздаточный материал, который служит для объяснения нового материала, и для контроля понимания  всех тем, все это развивает воображение,  творчество, самостоятельность, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.

Личностно-ориентированную технологию  использую  при  построении организационного момента к непосредственно-образовательной деятельности  в целом или к конкретному заданию. При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором,  настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно.

Опираясь на положения технологии личностно-ориентированного взаимодействия, считаю, что одним из существенных условий творческой активности является мотивация задания. Ребенок должен понимать зачем, для чего или кого он выполняет работу. Для мотивации детей использую проблемные ситуации, сказочные сюжеты, игровые ситуации. При организации продуктивной деятельности, стараюсь создавать ситуации, в которых дети самостоятельно могут выбрать материалы, техники выполнения работы, поддерживаю проявление инициативы, творчества.

Другим не менее важным условием считаю бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, поэтому детские работы использую для оформления помещений учреждения и группы к праздникам, в качестве подарков для сотрудников детского сада и родителей.

В своей работе активно использую фланелеграф для обучения композиции, демонстрирую расположение узора, приемы рисования. Большое внимание на занятиях уделяю формированию у ребенка умения планировать содержание и ход выполнения заданий. Дети сначала мысленно обдумывают поставленную задачу, а затем выполняют её. Учу детей объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы. Дошкольники должны уметь рассказать, что они делали, как делали, и что получилось в результате.

На занятиях уделяю внимание ознакомлению  детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. При знакомстве с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками использовала медиа-презентации, видео-ролики, фотографии.  

Особое внимание уделяю ознакомлению  детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. На своих занятиях я знакомлю детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции.

При первых признаках переутомления  провожу физкультминутки, они положительно влияют на развитие речи ребенка, его работоспособность, внимание и умственную активность.

Рефлексия –  обязательная часть занятия с личностно-ориентированным подходом. При  подведении итогов обсуждаю с детьми что «мы узнали» (чем овладели), что понравилось и не понравилось, почему; что они хотели бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому. В конце каждого занятия вместе с детьми анализируем готовые работы. Коллективное обсуждение или самоанализ, позволяет сравнивать работы, находить достоинства и недостатки, адекватно реагировать на замечания, находить пути исправления ошибок, стараться выйти на более качественный уровень работы.

В работе с детьми использую такие нетрадиционные техники как квиллинг, айрис-фолдинг, модульное оригами, декупаж, тестопластика, папье-маше и др. Эффектно выглядят работы, сочетающие в себе различные виды и техники.

       В обучении детей элементам дизайна использую следующий художественный материал:

1. Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями.

2. Природный материал: аппликации из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил) мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы и другого природного материала.

3. Бросовый материал: аппликации из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), пластиковых бутылок, работа с проволокой и фольгой.

4. Ткань и другие волокнистые материалы: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись, элементы батика.

 В совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики.

 Большой интерес у детей вызвала техника «Коллаж». Коллаж» происходит от французского слова, буквально обозначающего «наклеивание». Коллаж – техника аппликации, когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные кусочки материалов - бумага разного цвета и фактуры, ткань, перья, цветы - это зависит лишь от фантазии творца. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов. Коллаж - это творческая игра.

Вырезание предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами, со сложными очертаниями развивают зрительно-моторную координацию. Эта творческая деятельность положительно сказывается на развитии эстетических чувств, совершенствует навыки и умения, необходимые детям, развивает мелкую моторику, усидчивость, интеллектуальную и творческую активность.

Журнальная бумага прекрасно подходит для вырезания симметричных предметов, главное найти красивый фон. Коллаж может быть дорисованным фломастерами, карандашами, красками и т. д. Можно вырезать и клеить все что нравится, без разбора. А можно собирать коллаж по какой-то определённой теме.

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, и др.

Считая проектную деятельность эффективной технологией, использую её в разных направлениях работы с детьми.

Наличие в группе  развивающей среды обеспечивает развитие творчества в самостоятельной деятельности детей. Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности.

В уголке изобразительного творчества (Творческая мастерская) сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна: различные виды бумаги и картона, природный материал (семечки, косточки, солома и т. д.), различный бросовый материал (упаковочный картон, пластмасса, проволока и др., ткань и другие волокнистые материалы, бусинки, пайетки, салфетки и др.).

 Имеются, так называемые «Полочки красоты», на которых представлены произведения декоративно-прикладного искусства России, детские поделки и поделки родителей.

Как отмечается в ФГОС, для успешной реализации образовательной программы и полноценного развития личности необходимо выстроить систему  эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.

В организацию работы по детскому дизайну активно включились и родители моих воспитанников. Именно они помогли нам собрать разнообразный материал для детского творчества и оснастить им творческую мастерскую.

 В рамках взаимодействия с семьей мною организуется работа по педагогическому просвещению родителей и формированию у них дизайнерских знаний и умений. В родительском уголке постоянно обновляю  консультации для родителей: «Дизайн в семье», «Что такое детский дизайн», «Квиллинг для детей», «Нетрадиционные техники аппликации» и др.

Родители совместно с детьми участвуют в разнообразных конкурсах, проводимых в ДОУ: в конкурсе готовности участков к летнему оздоровительному периоду, конкурсе поделок из природного материала «Осень в гости к нам пришла», «Новогодняя красавица», «Вперед в космос»,  выставка-конкурс «Умелые ручки моей мамочки».    За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок родители и дети получили благодарственные письма. Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией.

А также широко использую такие методы работы с родителями, как совместный труд детей и взрослых, проведение совместных праздников, проведение родительских собраний как в традиционной, так и в нетрадиционной форме.

 В родительском уголке постоянно обновляются выставки детских работ, посвященных праздничным датам.

В мае 2014 года выпустила подготовительную к школе группу детей, которых вела со старшей группы.

Уровень развития интегративных качеств детей составил:

Итоговый показатель в %

Интегративные качества

Средний показатель

Физически развитый

Любознательный

Эмоциональный

Овладевший средствами общения

Управление поведением

Способный решать интеллектуальные задачи

Имеющий представления о себе…

Учебная деятельность

Умения и навыки

Высокий уровень

78

39

57

61

65

65

57

57

65

61

Средний уровень

18

52

39

30

26

26

39

39

31

33

Низкий уровень

4

9

4

9

9

9

4

4

4

6

Диагностическое обследование детей по освоению образовательной программы показало:

Образовательные

области

2012-2013год

(старшая группа)

2013-2014 год

(подготовительная группа)

В

С

Н

В

С

Н

Познание

20

60

20

39

52

9

Коммуникация

28

48

24

61

30

9

Социализация

8

56

36

30

57

13

Здоровье

8

72

20

21

70

9

Безопасность

8

68

24

39

52

9

Художественное творчество

36

48

16

74

22

1

Чтение художественной литературы

20

60

20

52

44

4

Физическая культура

32

44

24

78

18

4

Труд

32

52

16

56

44

0

ИТОГ:

21

57

22

50

43

7

Низкий  уровень показали ребёнок с задержкой психического развития и ребенок  с гиперактивностью Трудности в обучении ребенка с задержкой психического развития возникли из-за нежелания родителей идти на контакт с воспитателем, игнорирование рекомендаций педагога-психолога и логопеда и недостатка времени.

В течение двух лет воспитанники неоднократно участвовали в конкурсах разного уровня:

Сроки проведения

Название

Результат

Сентябрь 2013г

Городские спортивные соревнования «Веселые старты»              

Номинация «Лучший прыгун»

Ноябрь 2013

Всероссийский конкурс «Маленький эколог»

Сертификат

Февраль 2014г

Межрегиональный турнир способностей «Росток» 2 тур

Диплом 3 степени

Апрель 2014г

Межрегиональный турнир способностей «Росток» 3 тур

Дипломы 1 и 2 степени

Май 2014г

Городские спортивные соревнования «Веселые старты»

2 место

Своим опытом работы делилась с коллегами через выступления на педсоветах, участие в Ярмарке педагогических технологий, выступлениях городского методического объединения, публикациях.

Дата

Мероприятие

Тема

Результат

15.01.2014 г.

Семинар-практикум «ИКТ-технологии в образовательном процессе современного ДОУ»

Выступление по теме «Использование Интернет-ресурсов при планировании образовательной работы»

26.03.2014 г.

Выступление на педагогическом совете

«Представление детской проектной деятельности по теме «Олимпиада – 2014!»

протокол

2014 г.

Методический вестник «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных организациях»

Конспект родительского собрания  «Пир на весь мир»

Публикация

30.10.2014

Городское методическое объединение

Презентация из опыта работы ДОО «Организация игровой среды ДОО»

Выступление

Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, на сегодня это мы говорим уверенно. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволили развить эти способности вовремя. Именно поэтому работу по приобщению детей к основам дизайн-деятельности  продолжаю и с детьми второй младшей группы.

Чтобы привить любовь дошкольников к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию  и аппликации, начиная с младшего дошкольного возраста, широко использую в своей работе нетрадиционные техники, такие как бумажные шарики и бумажные комки, аппликация-мозаика, аппликация крупой, макаронами, ватными дисками, ватой, рисование пальчиками и ладошками, рисование ватными палочками, оттиск поролоном. Такие нетрадиционные техники доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Опыт работы свидетельствует: рисование и аппликация необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Сформировав простейшие навыки творческой работы с различными материалами в дальнейшем  можно вводить элементы дизайна, которые в работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности: украшение короны для царя или украшение новогодней маски; лепка игрушек из соленого теста для новогодней елки; гирлянда из разноцветных листочков для украшения раздевалки; бусы из макарон  для мамочки и др.

С целью развития художественно творческих способностей детей во второй младшей группе действует кружок «Мастерская Самоделкина» [приложение № 4]. Цель кружка: формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы  нетрадиционной аппликации; формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении. Для каждого занятия разработала конспект [приложение № 5,6].

Нетрадиционные методы аппликации очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Полученные результаты при работе с детьми дизайнерской деятельностью позволяют мне сделать вывод о том, что в процессе овладения ребенком навыками детского дизайна он формируется как творческая самодостаточная личность.

Использование здоровьесберегающей технологии (физкультурные минутки, утренняя и бодрящая гимнастика, подвижные игры) позволяет добиться низкого уровня заболеваемости детей. Средняя посещаемость детей подготовительной к школе группы в период с января 2014 г. по июль 2014 г. составила 76% (при средней посещаемости по ДОУ – 64 %), посещаемость детей младшей групп с сентября 2014 г. по ноябрь 2014 г. составила 69 % (при средней по ДОУ – 66 %).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дошкольника средствами музыки

Уважаемые Родители!А знаете ли  вы, что влияние музыки  во время внутреутробного развития уже доказано научно? Задумывались ли вы, что окружающие звуки могут не просто влиять  на д...

Развитие дошкольника средствами музыки

Уважаемые Родители!А знаете ли  вы, что влияние музыки  во время внутреутробного развития уже доказано научно? Задумывались ли вы, что окружающие звуки могут не просто влиять  на д...

Методическая разработка «Развитие дошкольников средствами музыкальных занятий на основе интеграции деятельности воспитателя ДОУ и музыкального руководителя».

Актуальность. Проблема поиска новых подходов организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с введением ФГОС является актуальной. Системно - деятельностный подход дае...

Информационно-аналитический отчет педагога дополнительного образования

Два года назад аттестовалась на первую категорию. Делюсь опытом оформления портфолио. Здесь представлен раздел 2 "Информационно-аналитический отчет". раздел 1 с личными документами публиковать не буде...

Речевое развитие дошкольников средствами пальчиковых игр и упражнений.

Статья раскрывает  возможности пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии дошкольников....

Информационно - аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности учителя Пакеевой Елены Геннадьевны в межаттестационный период 2012-2017 уч год

В информационно- аналитическом отчёте отражены результаты освоения обучающимися образовательных программ, результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей и ...

информационно - аналитический отчет педагога-организатора за 2017-2018 учебный год

В данном файле предоставлен отчет работы педагога - организатора МАОУ СОШ № 11 Гвоздь Елены Сергеевны...