Мой инновационный опыт.
материал по теме

Марина Михайловна Юматова

Инновационный педагогический опыт

Юматовой Марины Михайловны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_yumatova.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1 »

Юматовой Марины Михайловны

  1. Актуальность и перспективность опыта.

      Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования, цели которого сегодня определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное обучение связано, в первую очередь, с развивающей и воспитательной функциями, с личностно- ориентированными педагогическими технологиями. Это предполагает необходимость всестороннего развития способностей ученика.

      В течение ряда лет я работаю над проблемой «Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы». На мой взгляд, метод проектов ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческой деятельности учащихся, знакомство с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

     И в этом нет ничего удивительного. Ведь сегодня очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, способную работать с обширнейшей информацией, которая стала доступной благодаря информационно-коммуникационным технологиям. И моя задача заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность, являющаяся личностно- и практико-ориентированной.

  1. Концептуальность.

        Цель образования в наши дни соотносится с формированием компетентностей. Одной из ключевых компетентностей, по моему мнению,  является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей.

      «Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения».Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста и предполагает знание о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма), Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты. В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. «Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения», – так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?». Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.

     Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эффективными технологиями, по моему мнению, в данном случае являются следующие: проектная деятельность, технология развивающего и личностно-ориентированного обучения. Именно эти технологии наиболее сочетаемы с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.

  1. Наличие теоретической базы опыта.

 Учёными- методистами, как в зарубежной, так и в российской науке (Н.Видал, Р. Рибе, Д. Фрид-Буд, И.А.Зимняя, Т.А. Сахарова, Е.С. Полат), метод проектов признан одной из наиболее эффективных учебных технологий для школы, так как в нём может быть реализовано сразу несколько современных подходов:  личностно-ориентированный, коммуникативно- деятельностный и др.

Целью проектной деятельности является:

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

    Общеучебные  умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

Рефлексивные умения:

  • умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

Навыки оценочной самостоятельности.

  • Умения работать сотрудничая:
  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

1.4. Ведущая педагогическая идея.

       Жизненно важными умениями, которые должна сформировать школа, являются коммуникативные умения: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, использование языка в различных сферах и ситуациях общения. «Цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна».

       Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эффективными технологиями, по моему мнению, в данном случае являются следующие: проектная деятельность, технология развивающего и личностно-ориентированного обучения. Именно эти технологии наиболее сочетаемы с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.

     Как же я  применяю метод проектов   в практике на уроках русского языка и литературы в старших классах?

     Проектная деятельность - это серия спланированных, обоснованных мероприятий, предназначенных для достижения определённых целей и разрешения конкретных задач за нормированный промежуток времени. Например, проект «Литературная гостиная «Живой разговор с Владимиром Высоцким», цель которого научить школьников давать самостоятельную оценку творчеству поэта, артиста, яркого киноактёра, самобытного исполнителя авторских песен, исследуя язык, эпоху, литературную жизнь того времени.

1.5. Оптимальность и эффективность средств.

       В своей работе широко использую активные формы обучения для развития устной и письменной речи учащихся, цель которых - способствовать и реализовать творческий потенциал каждого ученика. Формы такой работы многообразны,  значимость её велика, ибо саморазвитие, самообразование,  самораскрытие личности невозможны без систематической,  целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию   умения  свободно, логически правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Думается, в таких условиях, когда основной функцией языка становится коммуникативная, наиболее  востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения - работа кропотливая, требующая внимания, терпения,  систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой  работой,  начинаю её на серьёзном уровне с девятого класса, подмечая и поддерживая стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.  После того как учащиеся познакомились с понятиями «тема», «основная мысль сочинения», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю приобщать детей к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным  мастерами русского слова. Различные виды анализа текста обязательно использую на каком-либо этапе практически каждого урока русского языка и литературы. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям и другие их виды. Сочинения, как никакой другой вид творческой работы, формирует главное: потребность в самовыражении, сопереживании, умении переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями.

1.6. Результативность опыта.

       Я постоянно занимаюсь повышением своего профессионального уровня. Так, в 2013 г. прошла курсы повышения квалификации по теме «Проектная методика на уроках русского языка и литературы».

      Работая над проблемой «Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы» уже в течение нескольких лет, мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь, во внеурочной деятельности учащихся.

Литература:

  1. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. Пояснительная записка.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000 г.
  3. Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.
  4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116

Директор школы:                                           / В.В.Полубехина/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы

Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...

Инновационный опыт

Инновационный опыт на тему: "Исследование Интернет-зависимости"...

Инновационный опыт

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКАприоритетного национального проекта «Образования»...

Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.

Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимос...

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

инновационный опыт работы

Опыт работы с одаренными детьми...