Обобщение опыта работы «Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ»
статья на тему
Рассматриваются эффективные приёмы и методы обучения математике при подготовке к ОГЭ, используемые в педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
«Компетентностный подход как условие
эффективной подготовки учащихся к ОГЭ»
Амплеева Алла Александровна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91»
Архангельская область
2014 год
С 2014 года в соответствии с Законом об образовании экзамены за курс основной школы проводятся в форме ОГЭ (Основной Государственный экзамен). Принимая во внимание исключение возможности выбора формы сдачи экзамена: традиционная или новая, для учащихся, чьи способности в математике невысоки, эта ситуация особенно волнительна.
Приступая к процессу подготовки школьников в ОГЭ по математике, учитель прогнозирует результат, учитывая индивидуальные способности каждого ученика.
Результаты ОГЭ зависят не только от интеллектуальных способностей, но и от личностного развития: уровня притязаний, желания познавать новое, мотивация, ценностные ориентации, способность к самообразованию и т. д.
Анализируя содержание КИМов ОГЭ по математике можно выделить следующие особенности экзаменационных испытаний такого вида:
- многообразие заданий по алгебре и геометрии, которые проверяют не только применение теоретической базы, но и направлены на умения строить преобразования, логические цепочки, сравнивать, синтезировать, анализировать;
- ёмкость формулировок заданий, что требует внимательного, осмысленного прочтения, понимания поставленного вопроса и правильной записи ответа в бланк;
- сложность и нестандартность некоторых задач второй части (задания с параметром), для полного решения которых необходимо уметь проводить аналитическое исследование функций, что требует прочных знаний по этой теме, (комплексная геометрическая задача), требующая умения видеть свойства фигур в сложном чертеже.
Поэтому перед учителем и учащимися возникает непростая ситуация, для успешного решения которой необходим такой подход к обучению, который бы способствовал мотивации, индивидуальному росту, адаптировал учащихся к комплексу экзаменационных испытаний нового типа и решал бы общую педагогическую проблему: улучшение качества обучения школьников.
Гипотеза: подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.
Цель: повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.
Задачи:
- раскрыть сущность компетентностного подхода применительно к предмету математики;
- обобщить систему работы: формы, методы, приёмы с позиции формирования ключевых образовательных компетенций;
- сделать выводы об эффективности компетентностного подхода на основе результатов деятельности.
Понятие компетентностного подхода образовано от термина «компетенция». Анализируя сущность этого термина, в соответствии с поставленной целью, можно определить его как сформированную в процессе обучения систему способностей применять накопленную теоретическую базу, приобретённый практический опыт для решения математических задач различного уровня.
Как показывает практика, для успешной сдачи экзамена по математике учащимся необходима прочная система компетенций, реализующихся в умениях применять известные формулы, определения, теоремы из школьного курса математики для решения широкого круга стандартных, типовых, а также комплексных задач, записывать решения логично и последовательно за ограниченное время. Для того чтобы эффективно построить систему подготовки недостаточно того количества уроков, которые выделены на курс математики, поэтому необходимо было выстроить новую схему организации учебной деятельности:
Способы организации учебной деятельности при подготовке к ОГЭ
Уроки алгебры и геометрии (5 ч в неделю) | Элективный курс (34 ч) | Консультации (3 ч в неделю) | Зачёты (1ч в неделю) |
- включение в урок заданий из КИМов ОГЭ; - самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ | -систематизация теории практические навыки базового курса математики; -дополнение школьного курса математики до профильного уровня; -удовлетворение познавательных интересы учащихся, выбравших математику как одну из основных областей будущей профессиональной деятельности | -реализация индивидуальных траекторий подготовки; -коррекция пробелов в знаниях и умениях; -анализ тренировочных работ; -занятия-тренировки в группах
| -контроль знаний теоретической базы; -устная защита решений; - компьютер-ные тесты; -он-лайн тесты |
Формирование образовательных компетенций (по А. В. Хуторскому)
Компетенция | Способы формирования при организации учебной деятельности |
Ценностно-смысловая компетенция | Самоопределение. Каждый ученик в начале подготовки к экзамену по математике озадачивается вопросом: сколько баллов я могу набрать на экзамене? Будет ли он для меня посильным? Задания какого уровня я должен могу безошибочно и достаточно ли этого для успешной сдачи? Самоопределение и самоцель возникают в сознании учащихся после первой диагностической работы и анализа ошибок. Ученик осознаёт, насколько готов к экзамену, над какими темами нужно будет работать, что он может сделать самостоятельно или скорректировать на консультации. Этот приём эффективно мотивирует большинство учеников на активную деятельность, что выражается в их участии в планировании тем консультаций, подготовке вопросов по решению задач. |
Учебно-познавательная компетенция | Реализуется в систематическом проведении тренировочных работ (моделирование ситуации «экзамен» 1 раз в неделю) с последующим анализом ошибок. Это временезатратный процесс, но нельзя не оценить его эффективность: выстраивается индивидуальная динамика, выявляются «слабые» места, личный результат сравнивается учащимся с общим, происходит реальная оценка готовности к экзамену. |
Коммуникативная компетенция | Формируются навыки работы в группах: система «ученик-ученик» (способные ученики выступают помощниками учителя, разъясняя базовые задания, принимая теоретический зачёт). Приём «3 вопроса» (ученики сами формулируют вопросы из теории или по заданию и задают стоящему у доски ученику) активизирует детей на диалог, развивает математическую речь. Приём «живой вопрос» используется для оперативного реагирования на затруднение в задании во время его решения и выявления сложных моментов в решении задания. |
Компетенции личностного самосовершенствования | Реализуется в росте каждого ученика относительно себя и не только в интеллектуальном развитии, но и в формировании целеустремлённости, настойчивости, самодисциплины, самоорганизации. Эти личностные качества активно формируются при первых удачах - высоких баллах тренировочных работ. |
Активная работа по подготовке в ОГЭ проводилась в течение всего учебного года. Результаты ОГЭ полностью удовлетворили ожидания, ученики, способные к математике показали хорошие результаты (более 30 баллов). Учащиеся со слабым уровнем математических способностей смогли перейти порог, и это для них также является важным индивидуальным достижением. Такие дети есть в каждом классе, им сложно среди более сильных, поэтому их положительная динамика при решении тренировочных работ формировала психологическую удовлетворённость и уверенность в успехе.
Реализованный при подготовке к ОГЭ в 9 классе компетентностный подход способствовал активизации всех субъектов образовательного процесса, вывел подготовку к экзамену на качественно новый продуктивный уровень, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся школы"
Школьный период жизни ребенка – период развития и становления его творческих способностей. Одним из путей развития творческих способн...
Обобщение опыта работы по теме : «Разностороннее развитие личностей учащихся с особыми образовательными потребностями на основе индивидуального и дифференцированного подходов с целью успешной социализации в дальнейшей жизни»
Применение индивидуального и дифференцированного подходов на уроках СБО в коррекционой школе VIII вида...
Обобщение опыта работы в научной и проектной деятельности учащихся
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства на уроках»...
Обобщение опыта работы по теме:"Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе сотрудничества"
Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходим...
Обобщение опыта работы по модулю "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через применение развивающих педагогических технологий и ИКТ"Работа с...
Обобщение опыта работы по теме "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики".
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики на основе использования элементов современных образовательных технологий и нетрадиционных форм обучения...
Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»
Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...