МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
методическая разработка на тему
Использование предложенной классификации тренировочных средств позволит программировать на единой основе тренировочный процесс квалифицированных борцов. Улучшить физические качества, разнообразить техническую и тактическую подготовку борцов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Российская Федерация
Ямало-Ненецкий Автономный Округ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детско-юношеская спортивная школа «Олимп»
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
Иванов Эдуард Николаевич
г.Губкинский
2014год
Как известно средства тренировки распределяются на группы в зависимости от степени воздействия на общую и специальную подготовленность спортсмена. Все упражнения подразделяются на общеподготовительные (ОПУ), специально-подготовительные (СПУ) и соревновательные (СУ). В то же время на практике иногда очень трудно определить, какая часть выполненной работы направлена на совершенствование той или иной стороны подготовленности спортсмена, так как большинство средств тренировки воздействует на подготовленность борца комплексно и одни и те же упражнения можно отнести либо к группе средств СП, либо к группе средств ОФП
Установлено, что высокий уровень функциональных возможностей, достигнутый путем использования средств ОФП ( бег, моделирующий соревновательную схватку ), не всегда удается реализовать в специфических условиях спортивной борьбы. Это явление известно в литературе как отрицательный «перенос» тренированности, когда совершенствование физических качеств в одном виде деятельности отрицательно влияет на подготовленность спортсмена в избранном виде. Относить тренировочные упражнения к той или иной группе ( ОПУ,СПУ,СУ) необходимо с учетом одного, наиболее существенного, признака, а не нескольких. Основных признаков классификации тренировочных средств четыре.
- специализированность, т.е. мера сходства тренировочного средства с соревновательным упражнением ( специфическая и неспецифическая нагрузка);
- направленность, которая проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие того или иного качества ( аэробная, смешанная, анаэробная и алактатная, анаболическая);
- Координационная сложность, влияющая на тренировочный эффект (повышенная, средняя, малая );
- Величина воздействия на организм спортсмена (максимальная, большая, средняя, малая ).
Критерии специфичности тренировочных упражнений разработал И. П. Ратов ( 1971) . На первое место по значимости он ставит ритмическую структуру движений. Далее направленность усилий, а затем величину усилий, которая может варьировать более значительно.
В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру традиционных взглядов на структуру тренировочных средств в спортивной борьбе. Поэтому возникает необходимость научно обосновать рациональную структуру средств, как общеразвивающих, так и специальных.
С целью выработки единого подхода к анализу тренировочных нагрузок рекомендуется руководствоваться определенной классификацией тренировочных средств, пригодной как для индивидуального, так и для группового учета этих средств.
За основу деления тренировочных средств принимается соответствие двигательной структуры упражнения двигательной структуре, свойственной соревновательной деятельности. Приводим классификацию этих средств.
- Соревновательные упражнения:
а) схватки по заданию – поединки, которые проводятся круговым или интервальным методом, моделируют отдельные фрагменты соревновательной схватки ( длительность выполнения отдельных заданий – от 20 с до 3 мин);
б) специальные тесты с бросками манекена – тесты, моделирующие соревновательную схватку или отдельные части ее: восемь бросков прогибом в максимально быстром темпе, 3- и 6-минутные тесты ( пять бросков за 40 с, затем восемь бросков в максимально быстром темпе с последующим повторением этой серии 3 и 6 раз ), специальная круговая тренировка с гимнастическими и специальными статистическими и динамическими упражнениями в качестве фона, затем восемь бросков в максимально быстром темпе с последующим повторением шести серий в два круга;
в) учебно-тренировочные схватки в стойке и партере – поединки, которые отличаются от соревновательных временным режимом, количеством пар, одновременно борющихся на ковре ( выигранные баллы при этом не фиксируются);
г) тренировочные и контрольные схватки, проводимые в полном соответствии с правилами соревнований ( «чистое» время, наличие арбитра,запись выигранных баллов и т. д.).
2. Специально-подготовительные упражнения:
а) специальные упражнения ( разминка на ковре)- комплекс упражнений, моделирующую разминку перед соревновательным поединком ( бег с ускорением- 3 мин, акробатика-1, «вязка» рук- 2, «швунги»-2, «вертушка»- 2, партер-2, мост-1 мин);
б) имитация технико-тактических действий ( ТТД) вне ковра- комплекс ТТД. выполняемых обычно в утреннее время (борьба на руках, «швунги»,переводы, «крест», индивидуальные приемы);
в) ТДД в стойке, включающие:
«стартовые» приемы (технические действия, выполняемые преимущественно в начале соревновательной схватки: «вязка» рук, входы в захват, переводы и т. д.);
технико-тактические комплексы - набор комбинаций из определенных захватов, действия в которых предопределяются защитой противника в моделированных ситуациях середины или окончания схватки (атака- защита- атака и т. д.);
индивидуальные приемы- технические действия, предпринимая которые борец добивается победы или завершает серию атак (излюбленные и «коронные» приемы);
г) ТТД в партере- технические действия, выполняемые при различном сопротивлении из заданного захвата (переворот накатом, «задний пояс» и т.д.);
д) ТДД на мосту- упражнения для совершенствования умения борца действовать в опасном положении (дожимание и уходы с моста после броска, забегания, перевороты, упражнения на мосту с гирей и т. д.);
е) специальные скоростно-силовые упражнения традиционные и направленного действия. В группу традиционных входят упражнения с партнером, выполняемые методом повтора ( «задний пояс» , «обратный пояс» , пронос партнера через ковер и затем бросок и т. д.). Упражнения направленного воздействия - это моделирование соревновательной деятельности на основе одного или нескольких перечисленных признаков специфичности упражнения (ритм, направление, продолжительность воздействия и т.д.). Таким образом, в группу упражнений направленного воздействия входят упражнения (с партнером или манекеном), которые по ритму и направлению усилий соответствуют соревновательной деятельности и выполняются в условиях круговой тренировки.
3. Общие подготовительные упражнения:
а) общеразвивающие упражнения (разминка перед занятием по ОФП) – комплекс упражнений, подготавливающих борца к тренировочному занятию вне ковра (бег – 2 минуты, гимнастические упражнения – 3 минуты, баскетбол – 5 минут и т.д.);
б) утренняя пробежка – умеренный бег по стадиону на зарядке (1,2 – 1,6 км.);
в) общие скоростно-силовые упражнения традиционные и направленного воздействия . В группу традиционных входят упражнения из других видов спорта, выполняемые методом повтора (упражнения со штангой, прыжки, метания, подтягивание, упражнения со скакалкой и т.д.).
В группу упражнений направленного воздействия входят упражнения из других видов спорта, выполняемые в условиях круговой тренировки в интервале одного или двух периодов соревновательной схватки, а кинематика движений моделирует отдельные действия борца (упражнения со штангой, отжимания, подтягивание, упражнения на канате, прыжки и т.д.);
г) беговые упражнения (кросс и бег направленного воздействия). Бег направленного воздействия – это бег, моделирующий соревновательную схватку (по продолжительности, последовательности коротких и затяжных спуртов и т.д.);
д) дополнительные циклические упражнения, основанные на принципе соревнования, при выполнении которых обычно ставится цель достичь какого-либо результата (ходьба в гору, плавание, лыжи и т.д.);
е) спортивные игры со средней и малой нагрузкой (футбол, подвижные игры и т.д.) и со средней и большой нагрузкой (баскетбол, гандбол, регби и т.д.).
Использование предложенной классификации тренировочных средств позволит программировать на единой основе тренировочный процесс квалифицированных борцов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"
Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми старшег...
Методические рекомендации по развитию ОФП методом круговой тренировки
Программа по «Физическая культура» предусматривается прохождение раздела «Общефизическая подготовка». Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс, направленный на вс...
Методические рекомендации к изучению темы «Современные средства массового поражения и способы защиты от них» на уроках основ военной подготовки
Цель представления данного материала - систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ) для фор...
Методические рекомендации: «Игры на внимание, как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников»
Формирование у детей привычки здорового образа жизни и выработки у них правильных двигательных действий с помощью подвижных игр...
Методические рекомендации для составления Контрольно-оценочных средств по дисциплине/междисциплинарному курсу ЕН.01 Математика по дисциплине/ профессиональному модулю 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок
Контрольно-оценочные средства (КОС) являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, ...
Методические рекомендации по проведению школьных и муниципальных этапов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры»в течение учебного года
Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 5 Поручения Президента Российской Федерации от 09.11.2016 года № Пр-2179 в целях дальнейшего развития Всероссийских спортивных соревнован...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Тестирование населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – тестирование, комплекс) проводится в центрах тестирования (...