Как провести урок с использованием здоровьесберегающих технологий? Рекомендации педагогам.
консультация на тему
Даны рекомендации для проведения урока с использованием здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_provesti_urok_s_ispolzovaniem_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Как провести урок с использованием здоровьесберегающих технологий? Рекомендации педагогам.
Направления развития Петербургской Школы
«Дошкольник», «Доступность качества», «Неформальное образование», «Кадровый капитал», «Равные и разные», «Профессия и карьера». «Открытая школа», «Эффективная школа», «Здоровье в школе»
(Формирование философии «здоровая школа – здоровая нация – в здоровье каждого»)
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней и индивидуально фрустирующих (выводящих из состояния внутреннего спокойствия) недостатков
(по определению Всемирной организации здравоохранения).
Критерии оценки здоровья человека:
отсутствие болезней; нормальная работа организма;
полное психическое, физическое и социальное благополучие; равновесие организма в системе «природа – человек»; способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды; способность полноценно трудиться и обращаться с людьми; стремление к творчеству.
Здоровьесозидающие технологии (ЗТ) – образовательные технологии, ориентированные на обеспечение здоровья учащихся (воспитанников): личностно-ориентированные, психологически безопасные, имеющие профилактический характер и направленность на формирование здорового образа жизни.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – осознанно реализуемый устойчивый способ жизнедеятельности человека, соответствующий его генетически обусловленным особенностям и конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное выполнение им социально-биологических функций и активное долголетие.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
- По характеру деятельности частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные)
- По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (н-р,технологии профилактики заболеваний); образовательные, содействующие здоровью(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья.
Функции здоровьесберегающих технологий:
- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.
- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.
- диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.
- адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество.
- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.
- интегративная: объединяет народный опыт.
Факторы, влияющие на здоровье школьников:
- 1 группа – это факторы, не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ – здорового образа жизни – в семье, медицинская помощь)
- 2 группа – это управляемые факторы, которые подразумевают использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- Возрастные особенности познавательной деятельности
- Обучение на оптимальном уровне сложности
- Вариативность методов и форм обучения
- Оптимальное сочетание двигательных и статистических нагрузок
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы
Оздоровительные моменты на уроке
- физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- массаж активных точек
Наличие эмоциональных разрядок
- поговорка,
- высказывание,
- веселое четверостишие,
- юмористическая или поучительная картинка
- необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
Требования к уроку с позиции здоровьесбережения:
- Обстановка и гигиенические условия в кабинете
- Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7)
- Количество видов преподавания (норма: не менее 3-х)
- Чередование видов преподавания (норма: не позже через 10-15 минут)
- Рациональное использование ТСО
- Учёт позы учащихся
- Наличие оздоровительных моментов на уроке
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ
- Наличие мотивации учащихся
- Психологический климат на уроке
- Использование эмоциональных разрядок
- Время окончания урока (вовремя, без задержек)
Эффективность усвоения знаний в течение урока:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35-40-я минута — 10%.
Технология оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников:
Правило 1 – правильная организация урока
Правило 2 – использование каналов восприятия
Правило 3 – учёт зоны работоспособности учащихся
Правило 4 – распределение интенсивности умственной деятельности
Результат здоровьесберегающих технологий
- Сохранение здоровья школьника в течение всего периода обучения в школе
- Сформированность необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ
- Умение использовать полученные знания в повседневной жизни