Программа по ПДД.
рабочая программа (9 класс) по теме

вылиток жанна сергеевна

Для учащихся начальной и основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pdd_office_word_2007.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бекасовская средняя общеобразовательная школа

______________________________________________________________________

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-9 КЛАССОВ

Действующая программа рассчитана на обучение учащихся с 1 сентября по 31 мая

Пояснительная записка

В связи с возрастающим потоком автомототранспорта, переход улиц для пешеходов, в особенности для детей, становится более сложным. Конечно, изменились и правила перехода улиц, и требования к пешеходу.

При обучении любому предмету, знания, полученные учащимися, оцениваются хорошими или плохими отметками. А правила дорожного движения не могут быть усвоены плохо или посредственно. Без знаний правил дорожного движения или несоблюдения их, участник дорожного движения может расплачиваться своим здоровьем и даже жизнью. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы добиться от каждого юного участника дорожного движения - учащегося знаний правил дорожного движения.

Порой из-за эмоционального состояния подросток осуществляет переход улиц, не замечая вовремя транспортное средство, а также не может правильно ориентироваться, а тем более оценивать любую дорожную ситуацию. И мы, взрослые, школьные педагоги, должны сформировать у учащихся безопасные стандарты поведения на дорогах.

Центром учебно-воспитательной работы среди учащихся по безопасному самостоятельному передвижению на дорогах, в качестве пешехода, на велосипеде, мотоцикле, в автомашине, в общественном транспорте становится школа.

В курсе основ безопасности жизнедеятельности количество часов, отведенное в учебном году для обучения правилам дорожного движения учащихся 5-9 классов, в программе Министерства образования РФ не предусмотрено, за исключением 2 часов в 5 классе.

Поэтому в школе должна быть развита система постоянного обучения учащихся по охране здоровья и жизни, их безопасному поведению на дорогах.

Предлагаемая программа является примерной. Занятия с учащимися по правилам дорожного движения проводятся  на часах общения в течение учебного года.  1 раз в месяц в форме бесед, уроком, викторин, игр и т.д. различной продолжительности, но не менее 30 минут

Итогом выполнения программы возможны практические занятия с выходом учащихся (группой не более 15 человек) и учителя, патрулирование на дороге с сотрудниками ГИБДД, а также проведение олимпиад на знание правил дорожного движения, КВНов и других внеклассных мероприятий.

Целью обучения учащихся правилам дорожного движения является формирование у них устойчивых знаний по правилам дорожного движения, привитие им умений правильно ориентироваться в сложной дорожной ситуации. Задача состоит в том, чтобы путем системного подхода сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Данная программа рассчитана на  изучение  ПДД  в   1-9 классах     на классных часах, из расчета 10 часов в год.


Тематическое планирование по правилам дорожного движения в

начальной школе.

1 класс

1. Дорога в школу и домой - 1 ч

2. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Что такое транспорт - 1ч.

3. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах? - 1ч.

4. Светофор - 1ч.

5. Правила поведения на тротуаре и обочине - 1 ч.

6. Что такое проезжая часть дороги? - 1 ч.

7. Пешеходный переход - 1 ч.                                        

8. Что означают дорожные знаки? - 1 ч.

9. Контрольное занятие - 1ч.

10. Экскурсия «Я - пешеход» -1ч.

Содержание.

1 Базисный маршрут из лома в школу и обратно. Практическое занятие.

Изображение схемы маршрута безопасного передвижения.

2. Понятие - пешеход, водитель, пассажир. Виды транспорта в своем городе.

3 Закрытый обзор. Невнимательность. Место игр.

4 Пешеходный светофор. Светофор для водителей транспорта.

5. Понятие о тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Где ходят пешеходы? Групповые передвижения детей на улице.

6. Понятие - дорога и её элементы.

7.  Понятие - пешеходный переход. Подземный и наземный переходы.

8. Дорожные знаки для пешеходов. Различие знаков. Пешеходный переход.

9. Проверка знаний учащихся по правилам перехода улиц и дорог.

                                       

2 класс

1. Почему дети попадают в дорожные аварии? - 1ч.

2. История появления автомобиля и правил дорожного движения - 1ч.

3 . Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС? - 1ч.

4. Новое о светофоре - 1 ч.

5. Правила безопасности перехода улиц и дорог - 1ч.

6. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках - 1ч.

7. Правила перехода перекрестка - 1ч.

8. Мы - пассажиры - 1 ч.

9-10. Экскурсии « Я - пешеход и пассажир» - 1 ч.

Содержание.

1. Статистика детского дорожного травматизма в районе, городе. Примеры правильного поведения детей на дорогах.

2. История. От конной повозки до современного автомобиля.

3. ГИБДД. Инспектор ДПС - милиционер, друг и помощник детей. 3. Первые светофоры. Светофоры с дополнительными секциями.

5 . Особенности поведения пешехода в осенне - зимний период, весной и летом.

6. Понятие об одностороннем, двустороннем движении.

7. Понятие перекрёсток. Регулируемый и нерегулируемый перекресток,

8. Основные виды пассажирского транспорта и правила поведения в транспорте.

9-10. Экскурсии «Я - пешеход и пассажир».


3 класс

1 Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах - 1ч.

2. Новое о светофоре и дорожных знаках -1ч.

3. Что нужно знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта- 1ч.

4. Правила перехода проезжей части дороги - 1ч.

5. Остановочный и тормозной путь автомобиля - 1ч.

6. Правила перехода железной дороги - 1 ч.

7. Правила езды на велосипеде - 1ч.

8. Правила поведения в транспорте - 1ч.

 9-10. Экскурсии «Я - пешеход»-1ч.

Содержание.

1. Анализ несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

2. Пешеходный и транспортный светофоры. Предупреждающие, запрещающие, предписывающие дорожные знаки.

3. Регулируемый и нерегулируемый перекрестки.

4. Понятие о полосах движения. Разделительные полосы.

5. Понятие - остановочный и тормозной пути автомобиля.

6. Правила перехода железной дороги. Железнодорожный переезд. Шлагбаум, настил. Дорожные знаки у железной дороги.

7. Где и как можно ездить на велосипеде?

8. Посадочная площадка. Правила поведения в местах остановок транспорта.

9-10. Выход группы учащихся к переходу, перекрестку.

4 класс

1. Как избежать несчастного случая на улице и дороге? - 1ч.

2. Новое о дорожных знаках - 1ч.

3. Типы перекрёстков и особенности перехода - 1ч.

4. Значение сигналов светофора и регулировщика - 1ч.

5. Значение предупредительных сигналов транспортных средств - 1 ч.

6. Особенности поведения пешехода - 1ч.

7. Какие ошибки мы допускаем при переходе улиц и дорог- 1ч.

8. Правила перехода проезжей части вне зоны видимости - 1ч.

9-10. Экскурсии « Как я знаю правила дорожного движения» - 1ч.

Содержание

1. Беседа с учащимися о правилах безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

2. Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационные, указательные знаки и места их установки.

3. Особенности перехода регулируемого и нерегулируемого перекрёстков.

4. Соответствие сигналов регулировщика и светофора.

5. Установка предупредительных сигналов на транспорте.

6. Движение по обочине, в темное время суток. Движение группы людей на загородной дороге.

7. Дорожные «ловушки», бытовые привычки. «Игры» вблизи проезжей части.

8. Понятие - зоны видимости и недостаточная видимость.

9. Контрольное занятие. Экскурсия.

10. Экскурсия.


Перечень знаний и умений учащихся 1- 4 классов.

Учащиеся 1 класса должны знать:

1.  Основные части улицы и дороги.

2.  Место передвижения пешеходов и транспорта.

3. Правила ориентации на улице, дороге.

4.  Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.

5. Значение световых сигналов. Светофоры транспортные и пешеходные.

6. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемыми сигналами светофора.

7. Знать маршрут движения из дома в школу и обратно.

Учащиеся должны уметь:

1. Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.

2.  Уметь обращаться к взрослым пешеходам за помощью при переходе улиц и дорог, в местах интенсивного движения транспорта.

Учащиеся 2 класса должны знать:

1. Характерные ошибки в поведении пешехода.

2. Название и назначение дорожных знаков, изученных в 1 и в 2 классах.

3. Разметку на улицах и дорогах в местах остановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.

4. Опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне.

5. Значение сигналов регулировщика, светофора для пешеходов и транспорта.

6. Виды перекрёстков.

7. Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

8. Правила поведения пешеходов на улицах.

9. Знать маршрут движения из дома в школу и обратно.

Учащиеся должны уметь:

1. Определять безопасные места улиц и условия для перехода их.

2. Выполнять переход улиц по обозначенным переходам со взрослыми.

3. Правильно пользоваться общественным автотранспортом.

4. Обращаться к взрослым в сложных условиях перехода улиц.

Учащиеся 3 класса должны знать:

1. Правила безопасного перехода улиц и дорог с односторонним и двусторонним движением транспортных средств.

2. Название, назначение дорожных знаков, изученных в 1, 2 и 3 классах и места их установки.

3. Правила поведения пешеходов по сигналам регулировщика.

4. Опасные и безопасные участки дорог и улиц.

5. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

6. Тормозной путь. Влияние состояния дороги на тормозной путь.

7. Маршрут движения из дома в школу и обратно.

Учащиеся должны уметь:

1. Самостоятельно определять места безопасного перехода улиц.

2. Определять для пешехода безопасные расстояния до движущихся транспортных средств.

3. Самостоятельно входить и выходить из общественного транспорта.

4. Соблюдать этику поведения в общественном и личном транспорте.

5. Самостоятельно ходить по маршруту из дома в школу и обратно.

Учащиеся 4 класса должны знать:

1. Этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте.

2. Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно -указательные знаки, их назначение и места установки на улицах и дорогах.

3. Назначение дорожной разметки и виды разметки на пешеходных переходах.

4. Правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной по улице и загородной дороге.

5. Движение на велосипеде (мопеде) по дороге и улице.

Учащиеся должны уметь:

1. Безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим при переходе улиц и дорог.

2. Пользоваться наземными видами общественного транспорта как самостоятельно, так с группой школьников.

3. Правильно объяснять младшим школьникам, как безопасно переходить улицу и дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.

4. Оценивать правильность и безопасность поведения на улицах и дороге пешеходов и водителей транспортных средств.


Тематическое планирование по правилам дорожного движения в 5 - 9 классах

5 класс

1 Мой город, мой микрорайон - 1 ч.

2. Транспорт и его значение - 1 ч.

3. Что нужно знать о правилах дорожного движения? - 1 ч.

4. Основные понятия необходимые участникам дорожного движения - 1ч.

5. Правила движения и перехода улиц и дорог - 1 ч.

6. Какие опасности подстерегают пешехода на дороге - 1ч.

7. Обязанности пассажиров- 1ч.

8. На железной дороге - 1ч.

9. Виды светофоров и их сигналы - 1ч.

10. Контрольная проверка- 1ч.

Содержание.

1. Рост автомобилепотока. Места интенсивного движения в микрорайоне.

2. Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей и транспорта.

3. Обязанности пешеходов и дорожные знаки и для пешеходов.4. Основные понятия : тротуар, проезжая часть, пешеходная дорожка, пассажир и т.д.

5. Дорога и ее элементы. Перекрёсток.

6. Дорожные «ловушки», «бытовые привычки».

7. Правила пользования транспортом и ожидание транспорта.

8. Железнодорожный переезд и правила перехода железнодорожного переезда.

9. Светофор для транспорта и пешеходов.

10. Тест по правилам дорожного движения.

6 класс

1. Дорожно-транспортное происшествие - 1ч.

2. Переход улиц и дорог - 1 ч.

3. Перекрёсток - опасные участки улиц и дорог - 1ч.

4. Светофор и его значение - 1ч.

5. Дорожные знаки - 1ч.

6. Передвижение транспортных средств и пешеходов - I ч.

7. Травмы на дорогах — 1ч.

8. Транспорт, Виды транспорта - 1ч.

9. Передвижение на велосипеде - 1ч.

10. Практическое занятие с выходом на улицу, дорогу - 1ч.

Содержание.

1. Причины ДТП. Бытовые привычки и их влияние на передвижение пешехода.

2. Интенсивность дорожного движения. Пешеходные переходы. Переход дорог в отсутствии пешеходного перехода.

3. Виды перекрестков. Регулирование проезда на перекрёстках.

4. Значение светофора для движения автотранспорта и пешехода. Виды светофоров.

5. Практическое занятие: усвоить и зарисовать основные знаки для пешехода.

6 Сторона дороги, улицы для передвижения транспортных средств. Перестроение в полосах перед перекрестками. Предупредительные сигналы об изменении движения. Переход улицы с одно- и двусторонним движением.

7. Статистика детского травматизма. Виды травм. Признаки переломов. Оказание медпомощи пострадавшему.

8. Передвижение транспорта. Тракторы и прицепы. Автопоезд. Самоходные сельхозмашины Гужевой транспорт.

9. Требования, предъявляемые к велосипедисту. Требования к нему к порядку движения по проезжей части.

10 Практическое занятие с выходом на улицу.

7 класс

1. Правила движения - закон улиц и дорог - 1 ч.

2. Как мы знаем правила дорожного движения. Занятие - викторина - 1ч.

3. Значение дорожных знаков и дорожной разметки - 1 ч.

4. Горизонтальная и вертикальная разметки - 1ч.

5. Типичные ошибки на улицах и дорогах - 1ч.

6. Поведение участников и очевидцев ДТП - 1 ч.

7. Велосипед и мопед - 1 ч.

8. Перевозка людей - 1ч.

9. Правила перевозки на мопеде, мотоцикле, велосипеде - 1 ч.

10. Первая помощь при ДТП. Аптечка и её содержимое- 1ч.

Содержание.

1. Обзор состояния ДДТТ в городе, области и ответственность за нарушение

ПДД.

2. Провести викторину по ПДД.

3. Группа знаков и их значение.

4. Как и где используется горизонтальная и вертикальная разметки.

5. Анализ ошибок при движении на улице и дороге. Как распознать и предвидеть опасность их на дороге.

6. Что такое ДТП? Основные правила поведения участника ДТП. Обязанности очевидцев ДТП.

7. Правила движения для велосипедистов и для мопедистов. Требования безопасности при катании на всех видах самооткатывающихся средствах.

8. Перевозка людей на грузовых автомобилях. Правила перевозки учащихся.

9. Соблюдение правил езды на механических тренажёрных средствах. 10 Практическое занятие по оказанию 1 медпомощи.

8 класс

1. Дорожные знаки - 1ч.

2. Элементы дорог. Разметка проезжей части - 1ч.

3. Движение пешеходов - 1ч.

4. Опознавание транспортных средств - 1ч.

5. Правила поведения участников дорожного движения - 1ч.

6. Остановочный и тормозной пути автомобиля - 1 ч.

7. Черепно-мозговые травмы - 1 ч.

8. Проверка усвоения знаний - 1 ч.

9. Мопед— 1ч.

10. Практическое занятие - 1ч.

Содержание

1. История дорожных знаков. Версты. Сооружения на дорогах. Единые международные знаки.

2.  Разметка проезжей части улиц и дорог. Элементы дорог. Одностороннее и двустороннее движение. Перекрестки. Виды перекрестков. Площадь.

3.  Движение пешеходов индивидуально, группами и колоннами. Переход с флажками.     Преимущество     передвижения     водителя     или     пешехода. Осторожность пешехода.

4.  Опознавание транспортных средств. Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. Действия очевидцев, пострадавших в случае дорожного транспортного происшествия.

5.    Правила    поведения   участников   дорожного   движения   пешеходов, водителей и велосипедистов. Ответственность лиц, нарушивших правила дорожного движения.

6. Решение задач на расчет тормозного и остановочного пути.

7.   Черепно-мозговые   травмы.   Виды   черепно-мозговых   травм.   Оказание медпомощи при этих травмах.

8.  Проверка усвоенных знаний. Проверка с помощью контрольных вопросов тестового содержания.

9. Мопед. Передвижение на дорогах. Требования к водителю мопеда.

10. Практические занятия. Выход на улицу.

9 класс

1. Права и обязанности участников дорожного движения - 1 ч.

2. Меры по обеспечению безопасности дорожного движения - 1ч.

3. Единые правила дорожного движения - 1 ч.

4. Перевозка грузов с помощью транспортных средств - 1ч.

5. Осветительные приборы автомобилей и их значение - 1ч.

6. Движение в теплое время суток и в сложных погодных условиях - 1ч.

7. Автомобили и мотоциклы со специальными сигналами — 1ч.

8. Контрольная работа по ПДД- 1ч.

9. Практическое занятие. Правила перехода на макете перекрестка - 1ч.

10. Экскурсия. Занятие на улице инспектором ГИБДД - 1 ч.

Содержание.

1. Жертвы и виновники дорожно-транспортных происшествий.

2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Сооружения на дорогах, строительство дорог, ЮИД.

3.     Правила    дорожного    движения.    Выполнение    правил.    Приоритет маршрутных транспортных средств. Скорость движения их.

4.  Требования к перевозке грузов. Знаки при ограничении передвижения грузов.

5.    Осветительные   приборы   автомобилей.   Предупредительные   сигналы. Внешние световые приборы. Стоп-сигнал. «Ловушка» для пешехода.

6.  Движение колонной в темное время суток. Движение велосипедистов. Ослепление. Недостаточная видимость.

7.    Автомобили   и   мотоциклы   со   специальными   сигналами.   Действия пешехода.

8. Контрольная работа по ПДД. Практическое занятие на макете перекрестка.

9. Экскурсия. Занятие с инспектором ГИБДД.

Учащиеся 5 классов должны знать:

1. Безопасный маршрут движения из дома в школу и обратно.

2. Основные правила дорожного движения.

3. Обязанности пешеходов и пассажиров.

4. Опасности на дорогах.

5. Виды светофоров.

Учащиеся должны уметь:

1. Самостоятельно ходить из школы домой и обратно.

2. Умение пользоваться дорожными знаками.

3. Предвидеть опасности на дорогах.

Учащиеся 6 классов должны знать:

1. Что такое ДТП? Как избежать опасности на дорогах.

2.  Что такое перекресток?

3.  Виды травм.

4. Дорожные знаки.

5. Передвижение на велосипеде.

Учащиеся должны уметь:

1. Составлять безопасный маршрут «дом-школа-дом».

2. Соблюдать требования правил и безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него.

3. Управлять велосипедом с соблюдением правил и требований безопасности движения.

Учащиеся 7 классов должны знать:

1. Дорожные знаки.

2. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

3. Взаимоуважение участников движения.

4. Места катания на роликах, скейтбордах и других самокатных средствах, а также на санках, лыжах, коньках и т.п.

5. Ответственность пешеходов за нарушения.

6. Безопасность движения двухколесных транспортных средств.

7. Требования к перевозке людей.

Учащиеся должны уметь:

1. Составлять безопасные маршруты движения в черте микрорайона школы, дома.

2. Решать ситуационные задачи по правилам дорожного движения с применением макетов.

3. Выявлять ошибки передвижения на улицах и дорогах.

Учащиеся 8 класса должны знать:

1. Значение дорожных знаков и разметки в организации движения. Группы знаков и их значение.

2. Тормозной путь автомобиля в любое время года.

3. Правила вождения мопедом.

4. Разделение транспортных и пешеходных потоков.

5. Определять начало движение ТС их маневрирование.

6. Правила оказания медпомощи пострадавшему.

7. Разделение транспортных и пешеходных потоков. Технические меры защиты пешеходов. Пешеходные зоны. Психологическая безопасность.

8. Правила воспитания пешеходов.

Учащиеся должны уметь:

1. Уметь оказать первую медпомощь.

2. Ориентироваться в дорожных ситуациях.

3. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС в качестве пассажира транспортных средств.

4. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.

Учащиеся 9 класса должны знать:

1. Закон РФ «О безопасности дорожного движения»

2. Закон - основы безопасности. Правила дорожного движения (ПДД) -нормативный документ и основы дорожной грамоты.

3. Правила оказания медпомощи пострадавшему.

4. Сложные ситуации на дороге и перекрестке.

5. Определять начало движения ТС и их маневрирование. Расположение ТС на проезжей части. Правила остановки и стоянки ТС. Порядок проезда, перекрестки.

Учащиеся должны уметь:

1. Решать ситуационные и другие задачи по правилам дорожного движения с применением макетов и без них.

2. Правильно оказывать первую медицинскую помощь в пути, при ДТП и ЧС.

3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.

Литература

1. «Добрая дорога детства» - всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. Подписной индекс - 39578

2. Козловская Е.Л., Козловский С.А.

«Дорожная безопасность: обучение и воспитания младшего школьника» М., изд-во «Третий Рим», 2002 г.

3. Козловская Е.Л., Козловский С.А.

«Дорожная безопасность: учебная книжка-тетрадь» 1-3 классы, М., изд-во «Третий Рим». 2005 г.

4. «Правила дорожного движения» (с изменениями и дополнениями утвержденным Совмином РФ от 23.10.1993 г.)

5. Комментарии к правилам дорожного движения РФ» под редакцией ген-лейтенанта МВД РФ Федорова, М., изд-во «За рулем», 2001 г.

6. Приказ № 354 от 09.07.1996 г. МО РФ «О повышении безопасности детей и учащихся России».

7. Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...