Анисимова В. В. Выступление на ГМО, статья "Сетевые сообщества как форма профессионального развития учителя"
статья на тему
В статье говорится о роли сетевых сообществ в профессиональном становлении учителя. В настоящее время в образовательном пространстве все шире используются современные информационные технологии и средства телекоммуникации, открывающие принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом. Сетевые сообщества педагогов обеспечивают участие учителей в общении друг с другом, их личное и профессиональное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anisimovavv_setevie_sobshestva_v_prof_razvitii.doc | 52.5 КБ |
anisimova_setevie_soobshestva.ppt | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Анисимова В. В. Городское методическое объединение учителей математики и физики
Сетевые педагогические сообщества как форма
профессионального развития
Анисимова Вероника Васильевна,
учитель физики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Котовска Тамбовской области
Сегодня уже невозможно себе представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом. К сожалению, зачастую этот потенциал не реализуется или реализуется не в должной мере из-за отсутствия у работников образования знаний и опыта в области работы с такими технологиями и средствами телекоммуникации. Приходится признать, что современные школьники, студенты и даже родители оказываются более осведомленными и «продвинутыми» в этой сфере, нежели педагоги, психологи, школьные администраторы. С учетом приоритетов и целей, поставленных в программных документах по развитию системы российского образования, возникают проблемы с
освоением и использованием новых средств организации образовательного процесса, инструментов педагогического общения и выстраивания процесса профессионализации работников образования. Проекты, реализованные в рамках приоритетного национального проекта «Образование», проекта «Информатизация системы образования», многих региональных программ, внедрили в сознание десятков и сотен тысяч российских педагогов представление о значимости использования ИКТ в школе для повышения качества и доступности образования, формирования инновационно ориентированной личности учащегося, обладающего активной жизненной позицией и готового к эффективной самореализации в быстроменяющихся условиях современной цивилизации.
Наше общество все интенсивнее использует социальные сети, существующие в Интернете (на базе программных сервисов, площадок для взаимодействия людей в группе или в группах). При создании сетевых сообществ под виртуальным предметным сообществом принято понимать рассредоточенные в разных местах группы людей, которые общаются между собой (синхронно и/или асинхронно) по различным интересующим их темам и ведут совместную деятельность при помощи компьютерных средств. Стремительному развитию социальных сетей способствовало появление бесплатного, свободно распространяемого программного обеспечения, позволяющего любому желающему создать собственное Интернет-сообщество, простые и понятные правила вступления в существующие сообщества, а также значительное увеличение количества Интернет-пользователей и распространение широкополосных сетей как в официальных учреждениях, так и в домашних хозяйствах. В настоящее время механизм социальных сетей успешно используется в бизнесе, в политике, в сфере развлечений и т.д.
Социальные сети, характеризующиеся наличием инструментов поиска единомышленников, установления контактов, обмена информацией (разных типов: текст, фото, видео, звук и т.д.), получили свое распространение как среди школьников, так и среди работников образования в нашей стране.
Однако можно констатировать, что участие школьников в социальных сообществах в преобладающем количестве случаев связано со сферой развлечений, знакомств. Количество педагогических сетевых сообществ недостаточно велико для того, чтобы можно было считать эту практику устойчивой. Более того, значительная часть педагогических работников, обладающих навыками использования компьютеров в профессиональных целях, нуждаются в специальной курсовой подготовке по освоению новых инструментов, цифровых образовательных ресурсов и средств, появляющихся в образовательных учреждениях.
Таким образом, проблема построения социальных педагогических сетей достаточно актуальна, ее разрешение приведет к увеличению доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса.
Социальные сервисы и деятельности внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической практикой следующие возможности:
- Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов.
В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества по обмену знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием.
- Самостоятельное создание сетевого учебного содержания.
Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента.
- Освоение информационных концепций, знаний и навыков.
Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. - Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах.
В качестве примеров познакомимся с возможностями сайтов «Сеть творческих учителей» и «Открытый класс».
«Сеть творческих учителей» создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На этом портале можно найти разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также сможете пообщаться со своими коллегами.
Для участников доступны:
• Библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ, а также различные проектные идеи, на основе которых можно разработать свой собственный проект.
• Библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов.
• Руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе.
• Подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов.
После регистрации в Сети творческих учителей можно принять участие в работе учительских сообществ и творческих групп (вы можете стать участником уже существующей группы или создать свою собственную), обсудить важные вопросы на тематических форумах.
Также для участников Портала становится доступной Подписка на электронную рассылку новостей портала и его сообществ.
Сообщества: учителей-предметников; педагогов, реализующих управленческие и воспитательные функции; иные сетевые педагогические сообщества; педагоги могут принять участие в работе региональных разделов.
В настоящее время в сообществах учителей всех предметов идет подготовка к проведению «Виртуальной Экспозиции - Мастерской Мультимедийных уроков и занятий ВиЭксМ-2011». Вы можете поучаствовать. За участие - будут выданы Свидетельства, лучшие работы награждаются Дипломами. Все разработки размещаются в Библиотеке методических разработок на сайте.
Творческие группы «Создание интерактивных учебных пособий во Flash», «Интерактивная доска для начинающих и не только…» участвуют в дистанционном обучении, создают свои работы и пособия, вывешивают их на сайте, обсуждают работы, получают свидетельства об успешном окончании курса.
Знакомство с «Открытым классом» начинается с главной страницы, где можно найти всю необходимую информацию о том, как работать на этом сайте. Возможности: создание своей персональной странички, поиск информации на сайте, создание личного кабинета, работа в сообществе, работа экспертов, инструкции по работе с социальными сервисами (размещение презентаций, плейкастов, комиксов, видеосюжетов на различных сервисах интернета) и т. д.
Можно размещать свои работы – разработки уроков, внеклассных мероприятий, методические материалы, статьи; вступать в различные сообщества; открывать свои блоги и общаться там; участвовать в форумах, обсуждая с коллегами все интересующие темы; участвовать в конкурсах, конференциях и т.д..
Участие педагогов в сетевых сообществах создает условия для развития у них специальных компетенций, связанных с использованием социальных сервисов Интернет, учебных материалов и инструментов организации образовательного процесса нового поколения в профессиональной деятельности.
Среди основных направлений можно выделить:
- Знакомство с различными Интернет-сервисами и инструментами социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, форумы, чаты и пр.) и подготовка к осуществлению их осознанного выбора в целях эффективной реализации задач педагогического общения, педагогического действия, организации образовательного процесса.
- Развитие готовности использовать различные Интернет-сервисы для профессионального роста и самообразования.
- Развитие способности создавать и принимать участие в работе профессиональных сообществ, реализовать сетевые проекты, в том числе учебные, ученические.
- Развитие готовности к "несинхронной" работе с другими людьми.
- Развитие умения совместно вырабатывать правила и нормы сетевого поведения в определенных сообществах, способности модерирования с учетом соблюдения (в т.ч. личного) этих норм при работе в сети.
- Создание условий для экспертирования продуктов и объектов собственной и чужой деятельности, размещенных в сети.
- Создание условий для развития готовности к использованию различных форм Интернет - активности учащихся для достижения актуальных образовательных результатов.
Таким образом, участие педагога в сетевых сообществах является одной из форм его профессионального развития.
Информационные источники:
1. Доклад "Использование возможностей сетевого взаимодействия участниками образовательного процесса" http://wiki.saripkro.ru/index.php
2. Программа повышения квалификации специалистов «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития». Разработчики: Серова А.В.,
Кацай И. В., Коровко А.В., Буланов С.Б., Лебедева М.Б., Шилова О.Н., Москва, 2008
Интернет- ресурсы:
2010-2011 учебный год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сетевые сообщества как форма профессионального развития педагогов (на примере Республики Карелия), 2010
В статье приводится обзор литературы по теме, рассмариваются факторы успешности сетевых педагогических сообществ. Приводятся примеры различных сообществ педагогов Республики Карелия, созданных и функц...
Доклад "Сетевое педагогическое сообщество "Сеть творческих учителей" как форма профессионального развития"
Описание участия в сетевом проекте "Ох, уж - эта информатика. Совместный проект учителей России, Дагестана, Узбекистана....
Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога
Формирование педагогических компетенций путем работы на сайте "Открытый класс"...
Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя
Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду.В. Путин...
Выступление на районном практико-ориентированном семинаре «Профессиональное развитие учителя английского языка на современном этапе» на тему «Использование песен при обучении английскому языку».
Тема доклада-использование материала песен на английском языке на уроках и во внеурочной деятельности....
Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального роста учителя
Выступление на ГМО учителей физики...
Самоанализ урока как форма профессионального развития учителя музыки
Моё педагогическое кредо – дать каждому ученику на уроке маленький кусочек счастья, позволить ему прикоснуться к...