Самоанализ урока как форма профессионального развития учителя музыки
учебно-методический материал по музыке

Картавцева Любовь Николаевна

Моё   педагогическое  кредо – дать  каждому  ученику  на  уроке  маленький  кусочек  счастья, позволить  ему  прикоснуться  к  таинству  музыкальной  поэзии, окунуться  и  раствориться  в  мире  музыки, чтобы  побыть  наедине  с  самим  с  собой  или  вместе   с   коллективом  плыть  по  одной  музыкальной  волне, испытать  чувство  радости и полной  внутренней  свободы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2020.docx21.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока   как  форма  профессионального  развития  учителя  музыки

Моё   педагогическое  кредо – дать  каждому  ученику  на  уроке  маленький  кусочек  счастья, позволить  ему  прикоснуться  к  таинству  музыкальной  поэзии, окунуться  и  раствориться  в  мире  музыки, чтобы  побыть  наедине  с  самим  с  собой  или  вместе   с   коллективом  плыть  по  одной  музыкальной  волне, испытать  чувство  радости и полной  внутренней  свободы.

Главное  пространство, в  котором  протекает  деятельность  учителя  в  школе – это  урок  во  всех  его  проявлениях. Пространство  урока – это  сцена, на которой  можно  пережить  минуты  триумфа  и  горечь  поражений, оно  всегда  заполнено  деятельностью  учителя  и  ученика.  Как  для  обучающихся, так  и  для  педагога  урок  интересен  тогда, когда  он  современен. Современный – это  и  совершенно новый, и  не  теряющий  связи  с  прошлым, одним  словом  актуальный. Реальная  ценность  урока – его  результат, его  анализ  и  самоанализ, его  степень  усвоения  материала обучающимися.

Урок  в  условиях  реализации  ФГОС  строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности обучающихся, на основе усвоения универсальных способов деятельности. Для того, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа учителя была результативнее, необходимо эту работу контролировать целенаправленно и систематически.

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем  более оно важно для учителя, как человека творческого. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок как основную его форму.

Самоанализ  урока (дидактический  аспект)

  1. Общая  структура  урока.

К  какому  типу  урока  может быть отнесен данный урок?

Каково  место  урока  в  теме,  разделе, курсе?

Четко  ли  выделены  элементы  урока  данного  типа  и  правильно  ли  определена  дозировка  времени, отводимая  на  каждую  часть  урока?

  1. Реализация  основной  дидактической  цели  урока.

Все ли требования программы по данной теме получили отражение в уроке? На сколько активны были обучающиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса).

  1. Осуществление развития обучающихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение обучающихся в основные мыслительные операции (анализ, обобщение). Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи. Имело ли место эстетическое развитие обучающихся.

  1. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Каково было воспитательное воздействие личности самого педагога?

  1. Соблюдение  основных  принципов  дидактики.

Правильно ли были организованы деятельность педагога и деятельность обучающихся с позиции реализации принципов обучения.

  1. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования, методов обучения, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся?

  1. Работа  педагога  на  уроке.

Какие  виды  деятельности  педагога  имели  место  на  уроке (пение, слушание  музыки, речевая деятельность, помощь обучающимся). Был ли достигнут контакт с классом?

  1. Работа  обучающихся  на  уроке.

Какой  была  активность  обучающихся  на  разных  этапах  урока? Какими  были  виды  деятельности  на  уроке? Обращалось  ли  внимание  на  культуру  исполнения, слушания?

  1. Гигиенические  условия  урока.

Достаточна ли освещенность классной комнаты, удачно ли составлено расписание?

  1. Некоторые социальные задачи.

Самоанализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи, с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.

Без самоанализа невозможно:

- построить целостную систему обучения;

- повысить мастерство, развить творческие способности;

- обобщить  педагогический  опыт;

- обеспечить психологический комфорт и самозащиту педагога.

Самоанализ урока как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:

- формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении анализировать и ставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся;

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

- формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание педагога, когда он постепенно начинает видеть и понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогического воздействия на обучающихся, результаты своего труда во многом зависит умение педагога спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство педагога, производительность его педагогического труда.

Педагогу самоанализ дает:

- краткую  характеристику  поставленным  целям  и  анализ  их достижений.

-информацию об объеме материала и качестве его усвоения обучающимися;

- характеристику применяемых методов работы с обучающимися и их оценивание;

- оценку активности обучающихся и обосновывает приемы организации их труда;

- самоанализ отдельных аспектов своей деятельности (вокал, речь, характер отношений с обучающимися).

В заключении учитель анализирует свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Самоанализ – это уже начало подготовки педагога к следующему уроку. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.

Не зря писал французский драматург и поэт Пьер Гренгор:

«Кто на себя глядит, свой видит лик ,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто цену знает, строг к себе бывает,

Кто строг к себе -тот истинно велик!»

ИСТОЧНИКИ

  1. https://pedsovet.su/samoanaliz_uroka_music - Самоанализ урока музыки: примеры и рекомендации по написанию.
  2. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/671236/  - Анализ и самоанализ урока как средство повышения методического мастерства учителя.
  3. https://vkr.pspu.ru/uploads/4993/CHistoeva_vkr.pdf - Самоанализ урока как средство повышения профессиональной компетентности учителя.