Методические рекомендации для педагога театральной студии.
методическая разработка по теме
Методический материал содержит примеры упражнений, планы занятий в театральной студии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические разработки | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 169
с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Харьковская ул., д.13, Санкт-Петербург, 191024
ОКПО 23061613 ОКОГУ 23010 ИНН/КПП 7825441231/782501001
Программа согласована Утверждаю.
Педагогическим советом ГОУ СОШ 169 Директор ГОУ СОШ № 169
Протокол № 1 от 28.08.2007 г. ________ М.А. Калашникова
Приказ № __ от «__»____2007 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
Театральная студия «Арлекин»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст детей: 9 – 15 лет
Составитель программы:
Добросердова Мария Анатольевна
Санкт-Петербург
2007 г.
Пояснительная записка
Вступление
Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека. Именно в школе происходит становление личности ребенка, формируется культура его чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Целью театральной педагогики в школе является не профессиональная подготовка актеров и режиссеров, а воспитание личности ученика средствами театрального искусства. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы - потребность развития современной системы образования. Театр может быть и уроком и учебным спектаклем, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Иными словами, театральное творчество — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям, к самораскрытию личности.
Процесс работы над спектаклем строится так, чтобы ребенок мог проявить себя сотворцом общего дела. Взаимоотношения взрослых и детей в данном случае основываются на принципах добровольности и творчества. Театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память и другие элементы творчества.
На протяжении последних 6 лет программа апробируется (реализуется) с учетом особенностей современных требований в ОУ Санкт – Петербурга.
Напрвленность программы
Художественно – эстетическая
Новизна и оригинальность данной программы
- Программа сориентирована на любой контингент учащихся, независимо от способностей к театральному творчеству. Программа делает акцент на развитие общего творческого потенциала средствами драматического театра как вида искусства.
- Программа активизирует процесс овладения таким инструментом творчества, как воображение, и в дальнейшем помогает перейти от него к образному мышлению, что очень ценно в любой сфере деятельности ребенка.
- В программе делается акцент на развитие коммуникативных навыков методами театральной педагогики. Программа дает возможность ребенку понять свое «я», принять себя, проанализировать свои поступки, оценить их.
- В программе раскрывается технология актерского мастерства, также предусматривается знакомство учащихся с театром как элементом культуры и со смежными театральными профессиями.
- В Программе находит отражение идея развития творческой личности в условиях сотворчества учащихся в разновозрастном детском коллективе.
- Данная программа может быть использована в любой общеобразовательной школе, от классов компенсирующего обучения до специальных, с углубленными изучениями предметов художественно – эстетического цикла.
Цель программы
Создание условий для адаптации ребенка в современном мире через формирование ключевых образовательных компетенций.
Программа опирается на четыре из семи ключевых компетенции.
Коммуникативная компетенция– это знание множества способов взаимодействия с окружающими людьми, с удаленными, событиями. Навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Общекультурная компетенция - это знание общечеловеческой культуры, духовно – нравственных основ жизни человека и человечества. Основы общественных явлений и традиций.
Ценностно - смысловая компетенция– это способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение. Это механизм самоопределения ученика в ситуации учебной и иной деятельности.
Компетенция Личностного самосовершенствования – это способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Это эмоциональная саморегуляция и самоподдержка.
Создание условий для адаптации ребенка в современном мире: приобретении им умения общаться, создавать вокруг себя комфортную атмосферу, умения «улыбаться душой», получить уверенность в себе, быть ярким интересным собеседником, понимать и разбираться в различных видах искусства, владеть одним из самых важных чувств – чувством художественного вкуса, вкуса ко всему, окружающему нас.
Уровень освоения программы
Углублённый , профессионально-ориентированный
Задачи
Обучающие
Теоретические знания:
театр как вид искусства;
виды театрального искусства;
основные театральные термины;
задачи актера;
жанры театрального искусства;
многообразие выразительных средств театра;
инсценировка как материал для творчества;.
история русского театра;
К. С. Станиславский и его ученики
Практические навыки:
Умение физическое движение « встроить» в заданный темпо – ритм.
Умение двигаться в парах и группе
Умение оценить происходящее на сцене.
Умение уверенно существовать на сценической площадке.
Умение применить накопленные навыки существования на сцене в заданном драматургическом материале
Умение органично, искренне существовать
Развивающие:
- Развитие координации.
- Развитие дыхательного аппарата.
- Развитие навыка посыла звука и техники дыхания.
- Развитие речевого аппарата
- Развитие умения сосредоточить внимание.
- Развитие наблюдательности.
- Развитие умения фиксировать детали поведения людей, животных, птиц. Развитие память чувственных восприятий.
- Развитие умения зафиксировать увиденное в словах и движениях и воспроизвести это.
- Развитие коммуникативных навыков: общения с партнером и педагогом,
- навыков общения в группе, публичного выступления
Воспитывающие:
- Формирование культуры поведения в детском коллективе, чувства личной ответственности;
- Формирование отношения между ребятами на основе дружбы, сотрудничества;
- Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуру;
- Воспитание учащегося как толерантного человека, знакомого с различными культурами и традициями;
- Воспитание у учащихся чувство патриотизма через знакомство с русской театральной традицией.
- Воспитание коллектива единомышленников, объединенного общей целью и общими интересами.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 3 года для детей в возрасте от 9 до 15 лет. Допускается дополнительный набор детей в группы второго и третьего годов обучения на основании личной заинтересованности ребенка в обучении и готовности работать.
Форма организации - групповая
Сроки реализации программы
Сроки реализации программы разбиты на три этапа. Переделать три года на этапы. Довести до конца!!! Смотри комплексную Леонтьевой!!!!
- Первый этап - вводно-обучающий. !
Продолжительность - два года. Возраст детей 6,7 лет.!!!!!
- Второй этап – обучающее - развивающий.
Продолжительность – два года. Возраст детей – 8 -11 лет.
- Третий этап – исполнительский.
Продолжительность три года. Возраст участников 11 - 17 лет.
Каждый этап включает в себя различные формы работы. Учащиеся всех трех возрастных групп решают поставленные перед ними задачи. В каждой возрастной группе есть задачи, приоритетные именно для этой группы.
Ожидаемые результаты обучения
По окончании первого года обучения учащийся должен знать:
- Особенности театра как вида искусства;
- История зарождения театра;
- Основные театральные термины;
- Задачи актера;
- Жанры театрального искусства;
- Оценка событий на сцене
- Многообразие выразительных средств театра.
Учащиеся должны уметь:
- Владеть первоначальными навыками общения с партнером;
- Владеть первоначальными навыками группового общения;
- Навыки жонглирования, ритмичного движения, произнесения скороговорок, посыла звука;
- Владеть первоначальными навыками публичного выступления;
- Работать с партнером в предлагаемых обстоятельствах.
По окончании второго года обучения учащийся должен знать:
- Содержание понятий «событие», «событийный ряд», «основные события пьесы»;
- Понятие «конфликта», круги предлагаемых обстоятельств;
- Актерская задача в интермедии;
- Истоки театра, основание русского театра;
- Текст и подтекст в литературном произведении
Учащийся должен уметь:
- Обладать навыком посыла звука;
- Работать с партнером в предлагаемых обстоятельствах;
- Работать над этюдами;
- Преодолевать волнение в присутствии зрителя;
- Координировать себя в пространстве сцены;
- Воздействовать на чувства, внимание, воображение партнера.
По окончании третьего года обучения учащийся должен знать:
- Основы истории русской драматургии;
- Театр как отражение общественно политических формаций общества;
- Понятие о театральных профессиях;
- Понятие «режиссуры», великие режиссеры и их театры.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать методику поиска образного решения роли;
- Воплощать сценический образ и его биографию в этюдах;
- Работать над ролью в различных по стилю и характеру драматургических произведениях;
- Ярко и выразительно существовать на сцене;
- Анализировать свою работу в спектакле;
- Импровизировать на заданные темы.
Способы определения результативности
Выявление динамики личностного развития посредством наблюдения и его фиксации в информационных картах.
Экспресс – викторина на знание профессиональных терминов и понятий, открытые занятия с заданиями на пройденные темы и обсуждения со зрителями. Отбор лучших спектаклей для участия в конкурсах.
Подведение итогов результативности
Спектакли и концерты в конце каждого учебного года в помещении учебного заведения.
Участие в тематических городских конкурсах.
Базовые идеи программы делятся на 4 ( или 3) блока:
Образное мышление
Сюда включены игры, упражнения, тренинги, направленные на развитие внимания, воображения, памяти чувственных восприятий, развитие ассоциативных восприятий. Например, упражнение «Биография кнопки» - нужно придумать и показать историю конкретной канцелярской кнопки, которую мы с вами подняли сегодня с пола. Но, мы внимательно рассмотрим ее, у нее сломана иголка, поцарапана шляпка, она красного цвета, еще она лежит у школьной доски…и фантазия уже переносит нас в магазин, где ее купил мальчик Н, принес в школу, чтоб подложить своей соседке и ….так далее. Фантазировать можно долго.
Коммуникативные навыки
Здесь собраны тренинги, упражнения, направленные на развитие навыков общения с партнером, общения в группе, умение вести диалог со зрителем, развитие навыков коллективного творчества в работе над спектаклем: работа гримера, костюмера и так далее.
Профессиональные навыки
В этом блоке собраны игры, упражнения, тренинги, направленные на развитие координации движений, пластической выразительности, развитие дыхательного и речевого аппаратов, развитие чувства ритма, темпа
Многие упражнения разработаны мной и адаптированы для освоения их школьниками.
Учебно-тематический план первого года обучения
Группы: 1-ых классов, 2-3 классов (2 часа в неделю)
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теоретические | практические | ||
1. | Вводное занятие. Развитие внимания. Инструктаж по ТБ. | 6 | 1 | 5 |
2. | Развитие воображения. | 6 | 6 | |
3. | Развитие наблюдательности. | 6 | 6 | |
Координация движения. | 8 | 8 | ||
5. | Развитие аппарата дыхания. | 6 | 6 | |
6. | Развитие речевого аппарата. | 6 | 6 | |
7. | Развитие навыков общения с партнером. | 6 | 6 | |
8. | Работа с партнером в предлагаемых обстоятельствах. | 6 | 6 | |
9. | Работа в этюде. | 10 | 10 | |
10. | Работа с литературным материалом. | 6 | 2 | 4 |
11. | Спектакли, открытые уроки | 4 | 4 | |
12. | Итоговое занятие | 2 | ||
ИТОГО | 72 | 3 | 69 |
Учебно-тематический план первого года обучения
4-ые классы (1 час в неделю)
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теоретические | практические | ||
1. | Вводное занятие. Развитие внимания. Инструктаж по ТБ. | 5 | 1 | 4 |
2. | Развитие воображения. | 5 | 5 | |
3. | Развитие наблюдательности. | 5 | 5 | |
4. | Координация движения. | 5 | 5 | |
5. | Развитие аппарата дыхания. | 4 | 4 | |
6. | Развитие речевого аппарата. | 4 | 4 | |
7. | Работа в этюде. | 6 | 6 | |
8. | Спектакли, открытые уроки | 1 | 1 | |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО | 36 | 1 | 35 | |
Содержание программы первого года обучения
ТЕМА :
- Вводное занятие. Инструктаж по Охране труда.
Теория: Знакомство с группой. Определение цели и задач на учебный год. Беседа об охране труда.
- Развитие внимания.
Теория: Знакомство с терминами («круги внимания», «точка отсчета»)
Практика: Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:
«Как тебя зовут?» «Письмо» «Походка» «Характер»
- Развитие воображения и фантазии.
Теория: Знакомство с термином «если бы».
Практика: Упражнения на развитие воображения и фантазии: «Я в лесу» «Я – предмет»
- Развитие аппарата дыхания.
Теория: Знакомство с системой извлечения звука. (резонаторы, речевой аппарат)
Практика: Упражнения на развитие речевого аппарата: (дыхание, скороговорки, координация звука и движения)
- Развитие речевого аппарата.
Теория: Знакомство с системой извлечения звука. (резонаторы, речевой аппарат)
Практика: Упражнения на развитие речевого аппарата: (дыхание, скороговорки, координация звука и движения)
- Сценическое движение.
Теория: Знакомство с терминами: ( координация, пластика)
Практика: Упражнения на развитие сценического движения: ( «Шаги», «Тело и предмет»,
«Ритм»
- Работа с партнером в драматургическом материале. Создание спектакля.
Теория: Знакомство с терминами: («главное слово», «главное предложение», «ритм слова)
Практика: Разучивание драматургического материала, работа с партнером на сцене, работа над спектаклем.
- Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов. Обсуждение пройденных тем и мероприятий.
Учебно-тематический план второго года обучения
Группа 5-6 классов (4 часа в неделю)
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теоретические | практические | ||
1 | Вводное занятие Летние впечатления Инструктаж по ОТ | 6 | 1 | 5 |
Понятие о предлагаемых обстоятельствах, «Событийный ряд». | 8 | 1 | 7 | |
2 | Тематические интермедии («зачины»), развитие навыков группового действия | 16 | 16 | |
3 | Развитие ассоциативного восприятия мира | 18 | 18 | |
4 | Работа с партнером в предлагаемых обстоятельствах | 20 | 20 | |
5 | Развитие аппарата дыхания | 8 | 8 | |
6 | Развитие речевого аппарата | 10 | 10 | |
7 | Текст и подтекст в литературном материале | 16 | 16 | |
8 | Понятие « Событийный ряд», конфликт, как основа театрального действия | 8 | 4 | 4 |
9 | Работа над драматургическим материалом | 26 | 26 | |
10 11 | Спектакли Итоговое занятие | 6 2 | 1 | 6 1 |
ИТОГО | 144 | 7 | 137 |
Учебно-тематический план второго года обучения
Группа 7-9 классов (6 часов в неделю)
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теоретические | практические | ||
1 | Вводное занятие Летние впечатления Инструктаж по ОТ | 6 | 1 | 5 |
Понятие о предлагаемых обстоятельствах, «Событийный ряд». | 8 | 1 | 7 | |
2 | Тематические интермедии («зачины»), развитие навыков группового действия | 16 | 16 | |
3 | Развитие ассоциативного восприятия мира | 18 | 18 | |
4 | Работа с партнером в предлагаемых обстоятельствах | 28 | 28 | |
5 | Развитие аппарата дыхания | 12 | 12 | |
6 | Развитие речевого аппарата | 20 | 20 | |
7 | Текст и подтекст в литературном материале | 20 | 20 | |
8 | Понятие « Событийный ряд», конфликт, как основа театрального действия | 12 | 4 | 8 |
9 | Работа над драматургическим материалом | 60 | 60 | |
10 11 | Спектакли Итоговое занятие | 14 2 | 2 | 14 |
ИТОГО | 216 | 8 | 208 |
Содержние программы второго года обучения
Тема:
- Вводное занятие. Инструктаж по ОТ.
Теория: Определение цели и задач на учебный год. Беседа об охране труда.
Практика: Этюды «Летние впечатления»
- Развитие речевого аппарата.
Теория: Знакомство с речевыми регистрами.
Практика: Упражнения на четкость произношения слов, словосочетаний. Скороговорки. Упражнения на дыхание. Упражнения на разную степень силы звучания.
- «Зачин»
Теория: Понятие «Зачин», его цель.
Практика: Создание «зачинов» по темам: «Сказка», «Настроение», «Животные», «Сон»
- Ассоциации.
Теория: Понятие ассоциации: (музыкальная, визуальная)
Практика: Упражнения на выявление музыкальных ассоциаций, визуальных, словесных.
- Событие, событийный ряд.
Теория: Понятие «Событие», определение его границ, определение событий роли и пьесы
Практика: Чтение драматургического материала, выражение действием и словом главного обстоятельства конкретного события в пьесе.
- Работа над драматургическим материалом. Создание спектакля.
Теория: Чтение материала, обсуждение идеи автора. Обсуждение характеров пьесы, эпохи действия.
Практика: Этюды на тему нахождения характера, визуального образа. Репетиции на сцене с партнером. Пластическое выражение музыкальных сцен спектакля. Участие в спектакле.
- Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов. Обсуждение пройденного.
Учебно-тематический план третьего года обучения
Группа 10-11 классов (6 часов в неделю)
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теоретические | практические | ||
1. | Вводное занятие Летние впечатления Инструктаж по ОТ. | 6 | 1 | 5 |
2. | Повторение пройденного материала. | 8 | 4 | 4 |
3. | Мизансцена, как средство образного выражения спектакля | 20 | 20 | |
4. | Работа над сценическим образом, импровизация | 20 | 20 | |
5. | Посещение спектаклей, открытых репетиций профессиональных и самодеятельных театров | 16 | 8 | 8 |
6. | Развитие коллективного творчества в работе над спектаклем, история русской драмы | 20 | 6 | 14 |
7. | Великие режиссеры и их театры, театр, как отражение современного мира | 12 | 12 | |
8. | Выразительность, уверенность, свобода в создании сценического образа, музыка в спектакле | 14 | 14 | |
9. | Пластическая выразительность в создании сценического образа | 20 | 20 | |
10. | Работа над драматургическим материалом | 60 | 60 | |
11. | Спектакли Итоговое занятие | 18 2 | 2 | 18 |
ИТОГО | 216 | 33 | 183 |
Содержание программы третьего года обучения.
ТЕМА:
- Вводное занятие. Инструктаж по ОТ.
Теория: Определение цели и задач на учебный год. Беседа об охране труда.
Практика: Этюды «Летние впечатления»
- Мизансцена, как средство образного выражения спектакля.
Теория: Просмотр отрывков из спектаклей на видео. Обсуждение увиденного с целью выявления мизансценической выразительности.
Практика: Этюды : «Говорящая мизансцена», «Смена мизансцены», «Череда мизансцен».
- Работа над сценическим образом.
Теория: Понятие сценического образа. Великие актеры русского театра.
Практика: Этюды: «Наблюдения за походкой», «Наблюдение за характером», «Наблюдение за речью»
- Выразительность, уверенность, свобода в создании сценического образа.
Теория: Посещение открытых репетиций ТЮТа. Обсуждение увиденного.
Практика: Этюды, тренинги, способствующие развитию сценической свободы: «монолог от разных лиц». Упражнения: « Настроение», « Обстоятельство»
- Пластическая выразительность в создании сценического образа.
Теория: Посещение открытых занятий по сценическому движению и пластике в ТЮТе.
Практика: Пластические тренинги: координация движений, характер в пластике, слово в пластике
- Работа над драматургическим материалом. Создание спектакля.
Теория: Чтение материала, обсуждение идеи автора. Обсуждение характеров пьесы, эпохи действия.
Практика: Этюды на тему нахождения характера, визуального образа. Репетиции на сцене с партнером. Пластическое выражение музыкальных сцен спектакля. Участие в спектакле.
- Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов. Обсуждение пройденного
Методическое обеспечение программы
Методы обучения
Словесный – анализ сценического материала: сведения об авторе, определение жанра, элементы литературоведческого анализа;
Наглядный – просмотр фрагментов известных театральных постановок, показ правильного исполнения педагогом;
Практический – технические упражнения на дыхание, координацию, артикуляцию, движения на сцене, проигрывание на сцене отдельных фрагментов;
Исследовательский – самостоятельная работа учащихся по анализу сценического материала;
Репродуктивный – исполнение спектаклей на сцене на школьных праздниках.
Основная форма проведения обучения – учебное занятие. Дополнительными формами являются: просмотр видеозаписей спектаклей, прослушивание аудиозаписей, посещение спектаклей, музеев с последующим обсуждением, концертные выступления.
Формы организации занятий:
групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Основные направления учебной работы:
Теоретические занятия – знакомство учащихся с театром как особым видом искусства, жанрами театрального искусства, основными театральными понятиями, многообразием выразительных средств, историей русского театра, системой Станиславского.
Занятия на отработку техники игры на сцене – движение в определенном ритме, парах, группах, навыки координации, дыхания.
Занятия, направленные на отработку выразительности исполнения
Критерии и формы оценки качества знаний
- Предварительное прослушивание;
- Ведение личных диагностических карт студийцев;
- Контрольное занятие;
- Отчетный спектакль (для учащихся школы, родителей);
- Подготовка и участие в школьных традиционных праздниках;
- Участие в конкурсах;
- Открытые занятия для родителей;
- Итоговые занятия.
Материально-техническое обеспечение:
- Просторное помещение (актовый зал со сценой);
- Инструмент (фортепиано);
- Аудио- и видеоаппаратура для воспроизведения, записи, просмотра и анализа выступлений;
- Мультимедийное оборудование;
- Сценические декорации;
- Фоно- и видеотека;
- Костюмерная.
Первый год обучения
Разделы | Формы занятий | Приемы и методы | Техническое и дидактическое оснащение | Формы подведения итогов |
Образное мышление | Практическая: игра, тренинг, этюды | Концентрация внимания, памяти физических действий, фантазии, воображения. | Музыкальный материал. С.Гиппиус. Гимнастика чувств.М.,1984 | Зачетные уроки – «Открытый урок» с обсуждением и анализом проделанной работы |
Коммуникативные навыки | Практическая: игра, тренинг, групповые этюды | Коллективное творчество: «Сочиняем вместе», «Услышать друг друга», поход в детские театры с обязательным обсуждением увиденного. | Музыкальный материал Сценический реквизит. Л.Новицкая. Уроки вдохновения. М., 1984 | Студийные вечера, открытые уроки с обсуждением и анализом проделанной работы, творческие подарки друг другу Обсуждение, беседа на тему увиденного спектакля |
Основы актерского мастерства | Практическая: игра, этюды, тренинг | Речевой тренинг, пластический тренинг, координация движений | Музыкальный материал. Сценический реквизит. С. Гиппиус. Гимнастика чувств. М.,1984 год | Зачетные уроки – «Открытый урок» с обсуждением и анализом проделанной работы Школьные праздники |
Теоретические знания | Беседы, экскурсии | Рассуждения о значимости театра и его необходимости Знакомство с историей театра с Древней Греции | Специальный видеоматериал по истории театра. История театра. Том 1, М., 1989 год | Зачетный урок: «Расскажем историю» |
Второй год обучения
Разделы | Формы занятий | Приемы и методы | Техническое и дидактическое оснащение | Формы подведения итогов |
Образное мышление | Практическая: этюды, тренинги | Развитие ассоциативного мышления, развитие внутренней свободы личности | Музыкальный материал. С. Гиппиус. Гимнастика чувств. М.,1984 год | Открытые уроки, спектакли с обсуждением и анализом проделанной работы |
Коммуникативные навыки | Практическая: этюды, тренинги | Коллективное творчество Распределение обязанностей по предстоящему спектаклю среди участников студии Походы в театр, открытые репетиции | Анатолий Эфрос. Репетиция – любовь моя, М., 1987 год Л.Новицкая. Основы театральной культуры в школе, М., 1988 | Работа над спектаклями. Студийные вечера ,творческие подарки друг другу Обсуждение, беседа на тему увиденного спектакля |
Основы актерского мастерства | Практическая: этюды, тренинги | Работа в предлагаемых обстоятельствах Работа с партнером в драматургическом материале. Работа над общешкольными праздниками | Музыкальный материал. Сценический реквизит. Сценический костюм. Сценическая декорация. К. Станиславский Работа актера над собой. Том 2, М., 1954 | Спектакли студии. Школьные праздники. Школьные творческие выезды |
Теоретические знания | Беседы, экскурсии, походы в театр | Погружение в историю русского театра. Рассуждения о многообразии выразительных средств театра | Специальный видеоматериал по истории театра История театра. Том 1, М., 1989 год | Проведение экскурсий в младшей школе |
Третий год обучения
Разделы | Формы занятий | Приемы и методы | Техническое и дидактическое оснащение | Формы подведения итогов |
Образное мышление | Практическая: тренинги, этюды | Работа над образом в драматургическом произведении. Создание биографии сценического образа. Вплетение образа в целостность спектакля | Музыкальный материал С. Гиппиус. Гимнастика чувств. М.,1984 год | Спектакли студии, школьные праздники Районные творческие фестивали, конкурсы. Обсуждение проделанной работы |
Коммуникативные навыки | Практическая: тренинги, этюды, зрительские показы | Студийные принципы коллективного творчества в работе над спектаклем | Анатолий Эфрос Репетиция – любовь моя. М., 1987 год О. Ефремов. Мой Современник. | Работа над спектаклями, школьными праздниками, конкурсами, фестивалями |
Основы актерского мастерства | Практическая: тренинги, этюды, зрительские показы | Импровизация. Работа в предлагаемых обстоятельствах. Работа с партнером в драматургическом материале. Работа над общешкольными праздниками. Походы в театр. | Музыкальный материал. Сценический реквизит. Сценический костюм. Сценическая декорация. Станиславский Работа актера над собой, Том 2, М., 1954 год | Спектакли, праздники, фестивали, конкурсы Обсуждение увиденного спектакля, репетиции |
Теоретические знания | Беседы, экскурсии, походы в театр | Рассуждения о современности театра, о его злободневности, задачах. Зарубежный театр. | Специальный видеоматериал по истории театра. П. Ершов. Режиссура, как практическая психология. М., 1972 | Диспуты на заданные темы |
Навыки актерского мастерства.
Рекомендуемые тренинги.
Название тренинга | Задачи | Методика проведения | Применение |
Дыхательный | Постановка дыхания, развитие дыхательного аппарата, правильное применение дыхательных навыков | Рассмотрим несколько упражнений: «Свеча», «Надувная игрушка». Эти упражнения направлены на развитие дыхательного аппарата и правильное дыхание при произношении текста. 1.Знакомство с дыхательным аппаратом – диафрагма, дыхательные пути, нос, рот. 2. Принцип звукоизвлечения – выталкивание звука диафрагмой 3. Длительность дыхания «Надувная игрушка» На звук «с» мы пытаемся надуть воображаемую надувную игрушку, короткими звуками «с,с,с». Когда воображаемая игрушка надута – мы долгим «сссссс» сдуваем нашу игрушку, пока не закончится дыхание. | Постановка дыхания необходима для выразительного произнесения любого текста как в спектакле, так и в жизни. |
Название тренинга | Задачи | Методика проведения | Применение |
Речевой | Чистая, четкая, выразительная речь | Рассмотрим несколько упражнений: «Телеграмма», скороговорки, «Теннис». Эти упражнения направлены на развитие речевого аппарата, на чистоту и скорость произношения текста любой сложности «Теннис»: нужно в определенной последовательности произнести слоги (бда-бдо-бду-бдэ-бди-бды), представляя, что у тебя в руках теннисная ракетка и ты отбиваешь воображаемый мяч с каждым слогом. Скороговорки: (пример) «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла».Произносить нужно сначала медленно, проговаривая каждую букву, потом темп увеличивается, а чистота произношения меняться не должна. | Чистая, четкая, выразительная речь необходима для уверенности в себе, «свободы» внутренней и внешней, в роли и в жизни |
Название тренинга | Задачи | Методика проведения | Применение |
Пластиче- ский | Координация движения, речи, мысли | Рассмотрим некоторые упражнения: «Лабиринт», «Жонглируем и говорим», «Повтори за мной». Эти упражнения направлены на развитие координации движений, на координацию слова и жеста, на мышечную память «Жонглируем и говорим» Задается скороговорка, которую надо произносить, жонглируя двумя мячами, затем задача усложняется: к этим задачам прибавляются прыжки на одной ноге и так далее. | Уверенное существование на сцене. Возможность выполнять самые сложные задачи режиссера по спектаклю. Собственная выразительность, которая помогает человеку в жизни |
Название тренинга | Задачи | Методика проведения | Применение |
Гимнастика чувств | Развитие фантазии, воображения, внимания, памяти, наблюдательности | Рассмотрим некоторые упражнения: «Изобразить животное», «Изобразить неодушевленный предмет», «Наблюдаем за походкой» «Изобразить животное»: сначала мы наблюдаем за животным, изучаем его манеры поведения, затем показываем свои наблюдения, остальные должны угадать животное. «Изобразить неодушевленный предмет»: Надо придумать характер предмета, придумать, как человек может изобразить предмет, то есть стать этим предметом, чтобы окружающие узнали его. | Фантазия, воображение, внимание, наблюдательность - это составляющие успеха как на сцене, так и в жизни. |
Список литературы для педагога
- Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Дом, 2010.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 2010.
- Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. - М.: Знание, 2007.
- Букатов В.М. Педагогические таинства игр: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2006.
- Волков Л.А. , Цукасова Л.В. Театральная педагогика: Принципы. Заповеди. Советы. – ЛКИ 2007
- Вообрази себе. Поиграем, помечтаем - М.: Эйдос, 2010.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2011.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. - 2010. - № 6.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб: Союз, 2003.
- Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 2010.
- Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика - Пресс, 1998.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.- М.: Психологическая наука в СССР, 2000. Т. 1.
- Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. - М.- Л.: Искусство, 2006.
- Гипсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 2010.
- Давыдов В.В. Проблема периодизации психического развития. Возрастная и педагогическая психология. - Пермь, 2008.
- Дети. Театр. Образование: Тезисы докладов международной научно- практической конференции. - Екатеринбург, 2007.
- Е. Лебедева. Театральный коллектив как инструмент социализации подростка. // http://schools.techno.ru/ostrov/metodics/os/lebedeva07/txt/1_1.htm
- Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура). - М. -Воронеж, 2010.
- Ильев В.А. Когда урок волнует: Учебное пособие.- Пермь, 2004.
- Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: Учебное пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. - М.: Прогресс, 2010.
- Кнебель М. Поэзия педагогики. - М., 1976.
Список литературы для учащихся
- Корогодский З.Я. Начало. - СПб, 2009-2010.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2010.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.
- Матюгин И.О. Зрительная память. - М.: Эйдос, 2011 .
- Матюгин И.О. Тактильная память.- М.: Эйдос, 2010.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 2010-2011.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в творчество. //Искусство в школе. - 2009. - № 2 .
- Некрасова Л.М. Театральные методы и приемы в конструировании занятий по искусству // http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2007/nekrasova_12-07-2007.htm
- Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. - М., 2000.
- Родари Д. Грамматика фантазии. - М., 2010.
- Самоукина И.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционнные программы. - М., 2007.
- Уроки театра на уроках в школе (Театральное обучение школьников 1-11 классов): Программы, методические рекомендации, сборник упражнений /Сост. А.П. Ершова.- М., 2000.
- Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания для детей средствами театра. - М.: ВЦХТ, 1998. //Я вхожу в мир искусств. 1998. № 3.
- Шмаков С., Безбородова О. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М., 1998.
- Эльконин Д.Б. Психология детской игры. - М.: Педагогика, 2000.
- Юстус И.В. Мир глазами театра: Программа, методические рекомендации (1-11 кл.). - Ульяновск, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки и дидактические материалы в помощь педагогу театральной студии.
Настоящая работа рекомендуется педагогам дополнительного образования, работающим с детьми начальных классов в театральных кружках или студиях. Весь материал поделен на разделы: "Дикция", "Дыхание","Ан...
Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов
Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...
Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида
Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....
Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»
Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...