Самоанализ педагогической деятельности
статья по теме
В статье представлен самоанализ педагогической деятельности учителя математики специальной (коррекционной) школы VIII вида в период с 2011 по 2013 уч.гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 145.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности
Бергевой И.И., учителя математики
С 2011 года работаю в специальной (коррекционной) школе VIII типа учителем математики.
В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III "Образование" (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол N 36).
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования;
- Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13.12.2006г.
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2033г. № 28-51-513/6;
-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010г. № Пр-271;
- О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы». Постановление от 17.03.2011 г. № 175;
- О коррекционном и инклюзивном образовании детей. Разъяснения Минобразования и науки РФ от 07.06.2013г. № ИР-535/07;
- О мероприятиях по реализации государственной социальной политики. Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 597;
- О социальной защите инвалидов в РФ. Закон РФ с дополнениями и изменениями от 24.11.1995г. № 181-ФЗ;
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1015.
- Об образовании в Мурманской области ЗМО от 20.06.2013г. № 1649-ЗМО;
- О мерах социальной поддержки инвалидов (с изменениями на 31.05.2013г.).
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 288 от 12.03.1997 г. в последней редакции от 18.08.2008 г. № 617
- Устав МСКОУ Кольской СКОШ VIII вида, Устав МБОУ СОШ №2 г. Кола.
Учебно-воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе, наряду с развитием познавательной деятельности призван формировать положительные личностные качества, способствовать подготовке школьников к самостоятельной жизни и труду. Значительная роль в этом отводится математике, которая является одним из ведущих образовательных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. На основе математических представлений формируются социальные и практически значимые знания и навыки. Правильно организованный урок, сочетающий дифференцированный и развивающий характер, является залогом достаточно высокого уровня сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Цели и задачи учебного курса «Математика» в специальной (коррекционной) школе VIII вида:
- Подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде.
- Формирование математических понятий, знаний, умений, навыков только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.
Учитывая неоднородность состава учащихся школы VIII вида и разные возможности учащихся в усвоении математических знаний, предъявляю дифференцированные учебные требования к разным категориям детей по их обучаемости математике.
Специальные исследования В. А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рас суждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса,, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).
Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.
Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой — от учета потенциальных возможностей учащихся. Состав учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида чрезвычайно разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны, это объясняется особенностями психофизического развития учащихся коррекционной школы.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, который, как показывает многолетний опыт обучения, доступен большинству учащихся коррекционной школы.
Однако практика и специальные исследования показывают, что почти в каждом классе имеются учащиеся, которые постоянно отстают от своих одноклассников в усвоении математических знаний. Оптимальный объем программных требований, оказывается, им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал — требуется многократное объяснение учителя или других учеников.
Чтобы закрепить новый прием вычислений или решение нового вида задач, таким ученикам предлагаю выполнить большое количество практических упражнений, причем темп работы таких учеников, как правило, замедлен.
В программе предусмотрены для таких учащихся упрощения по каждому разделу программы в каждом классе, таким образом, программа позволяет варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.
Для учащихся с локальными поражениями коры головного мозга или с акалькулией, которые, успевая по всем учебным предметам, не в состоянии усвоить программу школы VIII вида по математике, даже при наличии дополнительных индивидуальных занятий, программой предусматривается возможность их обучения по индивидуальным планам, составленным учителем и утвержденным администрацией школы. В этом случае индивидуальная программа составляется с учетом возможностей усвоения математических знаний конкретным учеником.
Основная задача преподавания математики в коррекционной школе — коррекционно-развивающая, а это значит, что цель процесса обучения математике ребенка с ограниченными возможностями здоровья - повышение уровня общего развития и коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с диагнозом – лёгкая умственная отсталость.
В программе по математике предусматривается концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми числами. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно, причем материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах.
Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют и углубляют их. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть им сознательно и прочно.
Обучение и воспитание и детей с интеллектуальной недостаточностью направлено на максимальную коррекцию недостатков их развития, подготовку к трудовой деятельности, а, следовательно, на их социальную адаптацию и реабилитацию в обществе.
Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, программа по математике предусматривает разноуровневые требования к овладению знаниями:
- 1-й - базовый уровень;
- 2-й - минимально необходимый;
- 3-й – индивидуальные планы и программы обучения.
Это даёт возможность практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.
Разрабатываю рабочие учебные программы на основе примерных Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Министерство образования РФ, г. Москва, 2010 г., издательство «Владос», Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с выраженным недоразвитием интеллекта, М., 2010, под редакцией И. М. Бгажноковой, программно-методическое обеспечение для X-XI классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Программы и методические рекомендации для учителя. – М., 2010.
С 2011 года работаю над методической темой «Использование нетрадиционных форм работы на уроках математики в СКОШ VIII вида».
Цели моей работы:
- формирование у учащихся стойкого интереса к предмету;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний в различных сферах деятельности;
- развитие, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся, развитее творчества и фантазии.
Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к математике и, тем самым, повысить эффективность обучения. Немаловажно, что все участники нетрадиционной формы урока имеют равные права и возможности, могут принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу. Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит их четырех этапов: 1.Замысел; 2. Организация; 3.Проведение; 4.Анализ.
При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся моими помощниками в проведении урока. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса учеников лично учителем не проводится – всё это делается вместе с учащимися. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.
Форм и методов нетрадиционного обучения много, расскажу о тех, которые использую в своей педагогической деятельности.
1. Урок типа «что? где? когда?» Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.
1. Вступительное слово учителя.
2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.
3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ. Выбираются арбитры.
4. Проводится игра «что? где? когда?».
5. Подведение итогов.
6. Заключительное слово преподавателя.
2. Уроки – деловые игры. Такой урок удобнее всего проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы (2-3). Каждая группа получает задания и затем рассказывает их решения. Проводится обмен заданиями. Урок, как деловая игра, я проводила по теме «Углы, их измерение». После нескольких уроков изучения темы, на обобщающем уроке учащиеся были разделены на 3 группы, каждая из которых получила определенное задание. Затем каждая группа выходила к доске и представляла свои решения и ответы в той форме, которая им была по душе, причем они использовали и домашние заготовки. Самое главное, что цель урока была достигнута, учащиеся были довольны и самое главное у них сложились прочные знания по данной теме.
3. Урок – экскурсия, или заочное путешествие. План проведения:
1. Сообщение темы.
2. Вступительное слово ведущего.
3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод - ученик, учитель, родитель и др.
4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.
5. Подарки и сувениры на память (приготовленные заранее).
4. Урок «за круглым столом». Выбирается ведущий и 2 – 3 комментатора по проблемам темы. Вступительное слово учителя. Учащимся предлагаются вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс. Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. Такие уроки проводила только со старшеклассниками.
5. Урок - семинар. Уроки такой формы проводила после завершения раздела. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и метапредметную связь (с такими предметами например, как, труд, СБО, география, история). После заслушивания ответов на поставленные вопросы семинара, подводится итог урока.
6. Урок – зачет. Проводить их можно в разных вариантах. Первый – когда экзаменаторами свободные от уроков преподаватели. Второй – экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся. В конце урока подводится итог. Использовала и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки-задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учёт. Учитель следит за работой всех.
Урок - зачет я провожу по окончании изучения большой темы, как правило, я провожу зачет вместе с учащимися-консультантами, которые отлично успевают по предмету и пользуются неоспоримым авторитетом у своих товарищей, и обязательно эти учащиеся должны быть предельно принципиальными и не поощрять тех, кто недостаточно готов, но является их другом. Учащиеся-консультанты знают заранее, когда будет зачет, какие основные вопросы на нем будут рассматриваться и в какой форме все это будет проходить. По окончании урока-зачета каждый ученик имеет оценку за свои знания по данной теме.
7. Интегрированные уроки. Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. С точки зрения коррекционно – развивающего обучения такой урок имеет ряд преимуществ:
1) способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств за счет включения интересного материала;
2) позволяет с различных сторон познавать изучаемые объекты и явления.
Хорошее основание для проведения интегрированных уроков по математике дает сочетание таких предметов, как развитие речи, труд, рисование, физкультура, история, география.
Разработала и провела серию нетрадиционных уроков математики, связанных с историей, географией, трудовым обучением, изобразительным искусством, естествознанием. Например, тема: «Все действия с десятичными дробями» связь с естествознанием - обобщение знаний по теме «Млекопитающие»; «Действия с числами, полученными при измерении» связь с историей - дополнение и обобщение знаний о Московском Кремле; «Параллельные и перпендикулярные прямые» связь с изобразительным искусством и историей, применение знаний о древних жилищах в изображении славянской избы; «Все действия с целыми числами» связь с географией - обобщение и закрепление знаний о нашей Родине – России.
Составляя конспекты таких уроков, пользуюсь Программой по математике для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII типа и, конечно же, советами и рекомендациями учителей-предметников своей школы. Без тесной связи с коллегами такие уроки невозможны и непродуктивны.
На мой взгляд, такие уроки позволяют умственно отсталым школьникам установить взаимосвязь между знаниями, перенести свои знания в иные условия и актуализировать их.
Нетрадиционные уроки – не повседневность, их в году 5-6, но отдача от них очень велика, она ощущается на всех последующих уроках.
Во-первых, реализуются принципы педагогики сотрудничества не только на уроке, но и в процессе подготовки к нему. Совместное творчество – от отбора до интерпретации материала – не оставляет равнодушным, и это повышает интерес к предмету.
Во-вторых, подготовка к таким урокам приучает учеников к самостоятельной работе.
В-третьих, не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для обеспечения здоровья учащихся.
Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать - метод создания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению и учащихся, испытывающих затруднения в учёбе. Я стараюсь подбирать такие задания, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создаётся путём дифференцированной помощи учащимся при выполнении задания одной и той же сложности. Учащимся с низкими учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно. Ситуация успеха организуется и путём поощрения промежуточных действий ученика.
Например, урок по закреплению умений решать задачи по теме: «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби» в 7 классе я проводила в форме урока-игры «Охота за пятёрками»». Он проводится после того, как с учащимися на предыдущих уроках были разобраны алгоритмы решения типовых задач по теме. После вступительной беседы вначале урока начинается отработка этих знаний. Например:
1.Классу предлагается для самостоятельного решения серия похожих задач. При подборе задач учитываю уровни сложности: от простого (предполагающего решение по алгоритму) к сложному уровню, где предусматривается решение задач в изменённой, нестандартной ситуации.
2.Каждый ученик, работая в своей тетради, имеет право выбора задач по их уровню сложности. Тот, кто нашёл путь решения, по своему желанию выходит к доске и пишет это решение в общем виде.Таким образом, могут предъявить своё решение 4-5 человек у доски. При таком подходе сильные учащиеся стараются больше решать задач усложнённого уровня, так как они для них более интересны. А учащиеся с низкими учебными возможностями получают шанс успешно справиться с простыми задачами, решаемыми по алгоритму, при этом показать и учителю, и товарищам по классу, что они тоже что-то умеют, испытав при этом, уверенность в себе.
3.Аналогичным образом учащиеся решают другие задачи, «вынесенные» на урок. В течение одного занятия у любого может накопиться несколько оценок (за каждую задачу своя оценка и в зависимости от его активности).
4.В конце урока обсуждаются лучшие решения и на основании учёта всех отметок в журнал выставляется итоговая.
Такие уроки позволяют отслеживать уровень умений и навыков учащихся по теме, пробелы в знаниях отдельных учащихся, обучать их навыкам самостоятельного поиска решений.
Известно, что отдельные учащиеся затрудняются, а порой и теряются, во время устного опроса, или когда их вызывают к доске. В таких случаях я использую «тихий опрос», в виде беседы с одним или несколькими учащимися полушепотом, в то время как класс занят другим делом.
Говоря о нетрадиционных формах работы на уроках по изучению геометрического материала, не могу не отметить важность использования развивающих задач, для успешного решения которых от учащихся, кроме знания геометрического материала, требуется смекалка и творческий подход.
Например:
1.Сколько острых, прямых, тупых, развернутых углов в слове градус?
2.Какое из данных слов лишнее и почему?
(Отрезок, прямая, треугольник, луч, угол).
3. На сколько частей могут разделить лист бумаги 3 прямые?
4. Найдите 47 треугольников на фигуре (рис. 5)
5. Разрежьте фигуру на 3 равные части (рис.6):
Таких примеров развивающих задач, которые являются составляющими почти каждого урока при изучении геометрического материала, много.
Постижение знаний в форме игры, свобода выбора действий и аргументов, право на ошибку и отсутствие страха получить плохую оценку – наивыгоднейшие условия обучения математики при помощи нетрадиционных форм, методов, приемов. Современные нетрадиционные формы урока – это комплекс, состоящий из:
- представления планируемых результатов обучения;
- средств диагностики текущего состояния обучаемых;
- критериев выбора оптимальной модели для данных, конкретных условий.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
В своей практике использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики:
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
-Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, поиск правильного ответа. Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять следующие условия:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, занимательными упражнениями т.д.);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
Обычно я сопровождаю урок вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Для чего?», «Докажите…», «Помогите вспомнить…» и т.п. На вопросы требую полных ответов. Осуществляю коррекцию речи.
На выбор применяемых мною методов оказывает влияние коррекционная направленность обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида, подготовка учащихся к овладению определенной профессией, а также решение задач социальной адаптации.
Наряду с традиционным иллюстративно-объяснительным методом обучения математике, использую продуктивные методы, особенно частично-поисковый метод, проблемное изложение знаний.
При ознакомлении учащихся с новыми знаниями на уроках математики использую метод рассказа (метод изложения новых знаний). Этот метод при обучении математике чаще всего применяю при ознакомлении с теоретическими знаниями (правилами, свойствами действий, порядком действий), вычислительными приемами. Изложение знаний сочетаю с наблюдениями учащихся. В процессе изложения знаний выделяю существенные признаки, веду учащихся, опираясь на чувственную основу, к выводам, правилам, обобщениям.
Объяснение нового материал разбиваю на небольшие, логически завершенные «порции». На одном уроке излагаю небольшой по объему материал.
Применяя метод беседы, ставлю перед учащимися вопросы, ответы на которые предполагают использование уже имеющихся у них знаний. Опираясь на имеющиеся знания, наблюдения, прошлый опыт, постепенно веду учащихся к новым знаниям. Метод беседы активизирует познавательную деятельность учащихся с нарушением интеллекта, включает их в поиски путей решения поставленных вопросов.
При ознакомлении с новым материалом, использую метод работы с учебником. В основном, использую учебник при ознакомлении с новым случаем выполнения арифметического действия, которое является более сложным по сравнению с ранее изученным, но достаточно хорошо разобрано в учебнике, с правильно подобранными примерами-образцами.
Метод работы с учебником тесно использую с методом самостоятельной работы. Поэтапное усвоение материала позволяет это делать и при работе с учащимися с нарушением интеллекта.
Закрепление и повторение математических знаний невозможны без упражнений. Упражнения использую для формирования навыков счета, вычислительных умений и навыков, умений решать задачи и т.д. Упражнения использую с нарастающей степенью трудности. Систему упражнений подбираю так, чтобы новые связывались с уже имеющимися, способствовали их расширению и углублению. Степень их трудности определяется не только сложностью задания, но и индивидуальными возможностями учащихся. Количество и разнообразие упражнений определяю индивидуально для каждого ребенка, они должны быть посильны учащимся.
Практические работы применяю при закреплении умений и формировании навыков измерений различными инструментами, черчении, конструировании и т.д. При этом обеспечиваю максимум самостоятельности, инициативы, умения проконтролировать свою практическую деятельность.
На уроках математики применяю дидактические игры. Они позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. В игре учащийся незаметно для себя выполняет большое количество арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ чисел, геометрических фигур.
На уроках математики я часто использую кроссворды, которые составляю сама. Кроссворды — это своеобразная самопроверка, контроль знаний, занимательный текст.
Поиски путей повышения эффективности учебного процесса привели меня к использованию элементов программированного обучения. Использую этот метод при закреплении знаний и особенно при выработке вычислительных навыков, решении задач и т.д. Программированные задания составляю таким образом, чтобы ученик, выполняя задание самостоятельно, находил ответ, сравнивал его с группой данных ему ответов, среди которых есть и ответ к данному заданию. Если задание выполнено неверно, т.е. если ответ задания не совпадает с одним из данных ответов или не подкрепляется положительным сигналом, то ученик снова предпринимает попытку его решить.
Выбор используемых мною методов зависит от целей, которые решаются на данном этапе урока, от содержания учебного материала, от используемых средств обучения.
Основной составляющей коррекционного обучения считаю: оптимальное развитие каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик как участник процесса обучения выступает то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации.
Строю свою работу по общедидактическим принципам и принципам коррекционного обучения:
- принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей.
- принцип продуктивной обработки информации. Реализуя этот принцип,
организовываю обучение так, чтобы у учащихся развился навык переноса обработки информации на свое индивидуальное занятие и тем самым формирую и развиваю механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;
- принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ): на моих занятиях реализую через ввод специальных упражнений и приёмов для развития и коррекции различных психических процессов и функций (зрительное внимание, вербальная, зрительная, двигательная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, объем внимания и т.д.);
- принцип формирования мотивации к учению: стараюсь реализовывать, пробуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка, когда активно работают ВПФ, развивая тем самым межфункциональные отношения, на базе которых и формируется обходной путь развития;
- принцип доступности обучения: обучение математике следует осуществлять с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Одним из средств обеспечения доступности изучаемого материала, посильном выполнении практических работ является дифференциация заданий с учетом особенностей учеников. Стараюсь на каждом занятии учитывать уровень подготовленности учащихся, применяю учебные демонстрации, наглядные пособия.
- принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении заключается в активном овладении школьниками знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы. Непременными условиями реализации данного принципа являются осознание учащимися целей обучения, сотрудничество учителя и учеников в их достижении. Создавая поисковую ситуацию, ставлю учащихся в такие условия, когда им самим нужно добывать знания, проявлять самостоятельность в овладении умениями, методами учения. Рассматриваемый принцип предполагает применение в обучении проблемного подхода к выполнению заданий школьниками и к изложению учебного материала.
- принцип наглядности обучения: В процессе обучения математике живое восприятие объектов и явлений неразрывно связывается с их осмыслением. Это достигается сочетанием наглядности с объяснениями учителя и беседами, направленными на разъяснение смысла и сущности изучаемых учащимися предметов, поэтому в обучении широко применяю показ наглядных пособий;
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Реализация этого принципа требует тщательного отбора материала для каждого урока. При этом внимание, прежде всего, уделяю его основному содержанию, которое только постепенно должно расширяться, дополняться новыми сведениями, а затем использоваться для повторения в различных ситуациях и для применения на практике. В прочном формировании практических умений решающую роль играют тренировочные упражнения.
Опираясь в своей деятельности на нормативные документы, продолжаю осваивать новые педагогические технологии:
- дифференциорованная технология. Условно в научных исследованиях выделены три группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала и определены их типологические особенности (В. В. Воронкова, П.Г.Тишин, В.В.Эк, Е.А.Ковалева и др.).
В первую группу вошли ученики, успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал. Это учащиеся-хорошисты в коррекционной школе 8 вида.
Ко второй группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к первой группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению. Эти учащиеся имеют по предметам оценку «3».
Третью группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные школьники. К третьей группе относятся учащиеся с выраженным психофизическим недоразвитием.
Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приемов обучения.
На уроках математики дифференциация ясно выражается в разноуровневых заданиях. Например, при решении и составлении задач учащимся первой группы предлагаю изображения, по которым необходимо составить задачу и решить ее.
Учащимся второй группы помимо изображения необходимо предложить и решение задачи. Тем, кто не справляется с составлением задачи, задаю наводящие вопросы. Ребята второй и третьей групп оформляют задачу с помощью учителя, либо у доски работает более сильный ученик.
Особенно широко технологию дифференцированного обучения я использую на этапе закрепления и повторения материала. Во время контрольных работ детям предлагаю задания на карточках.
- игровая технология. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Игру или игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Виды дидактических игр, используемых мною на уроках математики: игры – упражнения, игры – путешествия, игра – соревнование.
Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.
Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Кроме этого материал таких уроков ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизирует внимание.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра – соревнование позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. Особенно учащимся нравятся игры, составленные по аналогии с телевизионными. Например, для учащихся среднего звена в своей практике на уроках обобщения часто использую игру « Кто хочет стать отличником?». Вначале идет отбор игроков. Условия игры: 15 вопросов, 3 подсказки: помощь зала, помощь друга, 50х50. После ответа на 5 вопросов игрок получает первую пятерку, ответив на 10-ый вопрос – вторая пятерка. Ответ на 15- ый вопрос дает еще одну пятерку. Данная игра носит не только обучающий характер, но и воспитывает в детях самостоятельность, упорство, желание победить;
- информационная технология. Для повышения эффективности обучения учащихся с нарушениями интеллекта учебные классы оснащаются различными средствами обучения. Среди них лидирующее место занимают интерактивные доски. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять всем процессом презентации, при этом со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Кроме того, отмечу, что работая с интерактивной доской, я всегда нахожусь в центре внимания и обращена к ученикам не спиной, а лицом, поддерживая с классом постоянный контакт.
Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point, показал, что повышается качество урока. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание. Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.
Опыт работы показал, что применение информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся.
- информационно - коммуникационные. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. Теперь, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, я получила возможность преподносить информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика. Каждый урок или этап обучения требует своего подхода в использовании компьютерных технологий. Так на уроках закрепления нового материала использую контролирующие программы, интерактивные тренажеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и умения. Происходит интенсификация обучения. Учащиеся постепенно, каждый в своем темпе, решает, например, 30-40 примеров на устный счет, причем мгновенно получает оценку правильности своего решения. Для школьников с ОВЗ компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.
Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Решая тесты, ученик получает объективную оценку знаний и умений. Конфиденциальность результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка. Именно поэтому я применяю на уроках компьютерное тестирование. Примеры используемых мной на уроках математики обучающих программ и интерактивных тренажеров:
1. Обучающая программа «Таблица умножения»: позволяет изучать таблицу умножения тремя различными способами;
2. Программа по математике «Скорость движения». С помощью этой программы ученик имеет возможность по двум из трех параметров определить третий, а также выбрать определенные объекты движения, проследить их движение в одном направлении и по направлению друг к другу в зависимости от скорости, времени и заданного расстояния, понять зависимость этих величин между собой.
3. Тренажер для отработки навыков письменных вычислений: «Сложение, вычитание, умножение»;
4. Тренажер «Деление» направлен на отработку навыков письменного деления целых чисел;
5. Тренажер «Обыкновенные дроби» направлен на отработку навыков сложения и вычитания обыкновенных.
-здоровьесберегающие технологии: обеспечиваю соблюдение требований безопасности и охраны жизни и здоровья детей в учебном процессе в соответствии с правилами СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: провожу динамические паузы, подвижные игры на переменах, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз - самокоррекция (методика Н. Базарного), дыхательную гимнастику Стрельниковой, бодрящую гимнастику, организацию работы в режиме смены позы, стимуляцию умственных способностей по методике Ауглина, профилактику простудных заболеваний по методике Лазарева «Целебные звуки».
При проведении уроков математики я осуществляю смену видов деятельности, тем самым реализую оздоровительный компонент обучения. Учащиеся упражняются в различных видах деятельности: слушают (учителя) – отвечают (беседа); рассуждают и делают записи (программированные задания); выполняют практические задания; играют (кроссворды, загадки, ролевые игры, обучающие компьютерные программы); читают (работа с текстовым материалом).
- технологию исследования и мониторинга интеллектуального развития.
- проектные технологии. С 2011 года я начала осваивать метод проектов. Я решила сделать пробный шаг: создала презентацию урока по теме: «В мире углов» (7 класс). Презентация проводилась в течение всего урока и чередовалась с деятельностью учеников. Результат — дети увлеклись и загорелись. С этого момента я с семиклассниками стала работать над разными краткосрочными проектами (1-3 урока). К концу учебного года моими учениками было подготовлено несколько проектов:
1.«Создание орнамента».
Ребята изучали различные орнаменты, особенности их построения. Продуктом данного проекта явился орнамент, созданный по правилам осевой и центральной симметрии.
2. «Создание картин из треугольников (кругов)»
В результате работы над этими проектами ребята индивидуально или в группах создали картины из фигур определенного вида, а затем рассчитали площадь затраченных материалов.
3. «Путешествие президента по стране».
В ходе реализации данного проекта ребята выступили в роли президентов различных стран (в том числе вымышленных). Изучая тему масштаб, необходимо было спланировать поездку по стране, рассчитать реально преодоленное расстояние, время в пути, расход топлива.
4. «Ремонт пола в квартире».
Учащимся было предложено условно отремонтировать полы в квартире. Была оговорена приблизительная сумма средств, предложены различные материалы. Участникам проекта необходимо было обосновать выбор того или иного материала, а также составить смету затрат. Данный проект был реализован по теме: «Площадь прямоугольника».
5.«Диаграммы».
Продуктом данного проекта явилось представление о различных статистических данных в диаграммах. Например: распределение количества уроков в шестых классах по дням недели, успеваемость в классе, время, затрачиваемое на выполнение домашней работы и другие.
Хочется отметить, что данная деятельность приносит свои положительные результаты. Однозначно можно сказать о повышении мотивации к изучению математики. Дети видят связь между различными предметами и решают жизненные задачи.
В 2012 – 2013 учебном году я продолжила работу над проектной деятельностью
в процессе изучения геометрического материала в 8 классе и внедрила среднесрочный проект (2 месяца) по теме: «Симметрия вокруг нас». Данный проект был представлен и одобрен на педсовете (Протокол № 2 от 05.10.2012г.)
Проект направлен на формирование у детей представления о симметричности, на умение находить симметричные фигуры в жизни, выявление свойств и видов симметрии. В базовом курсе математики данной теме уделено мало времени, представлены лишь математические понятия, а о связи с жизнью почти не упоминается. Проект должен был расширить представления о сферах применения математики; показать, что закономерности математики являются основными в архитектуре, природе, быту, живописи и т.д. В результате проекта у учащихся должно сформироваться представление о симметрии, ее видах и свойствах, также они должны определить место симметрии в нашей жизни.
Цель проекта:
- расширение геометрических компетенций в процессе практической и исследовательской деятельности;
Задачи:
1. Создать условия для саморазвития и самореализации учащихся.
2. Формировать представления обучающихся о проектной деятельности.
3. Раскрыть представление о применении симметрии в различных сферах нашей действительности.
4. Углубить и расширить знания по геометрическому материалу по теме: «Симметрия».
5. Развивать способности к поисковой деятельности: определение задач, исходя из поставленной проблемы; планирование этапов действий в соответствии с задачами.
6. Сформировать практические навыки работы в программах PowerPoint, Publisher.
7. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности за общую работу.
8. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Основополагающий вопрос проекта: Как влияет симметрия на нашу жизнь?
Проблемные вопросы проекта:
1. Для чего нужна симметрия в жизни?
2. Как проявляется симметрия в различных сферах жизни?
3. Где встречается симметрия в Кольском районе?
Учебные вопросы проекта:
1. Что такое симметрия?
2. Какие виды симметрии существуют? Каковы их свойства?
3. Где в окружающем мире применяется симметрия?
4. В каких сферах жизни человека присутствует симметрия?
5. В каких профессиях используется симметрия?
Этапы реализации проекта «Симметрия вокруг нас».
I этап – организационный. Формулировка проблемы, с использованием стартовой презентации.
II этап – подготовительный.
1. Выбор темы. На первых уроках по теме «Симметрия» учащимся было предложено несколько тем для проекта: Симметрия в архитектуре, в природе, искусстве, математике. Выбор остановили на общей теме: «Симметрия вокруг нас». Формулировка целей проекта происходила в процессе обсуждения.
2. Формирование групп учащихся по разработке отдельных вопросов проекта с учетом пожеланий и индивидуальных возможностей учащихся. Распределение задач для каждой группы. Совместно с психологом школы проводится анкетирование учащихся с целью распределения ролей в группах.
3. Установление сроков выполнения проекта, составление плана работы.
4. Определение основных источников информации.
5. Проведен мониторинг теоретических знаний и практических умений учащихся до начала проекта.
Теоретические знания учащихся до начала проекта. Ноябрь 2012г. | Практические умения учащихся до начала проекта. Ноябрь 2012г. | ||||||
ФИ учащихся 8 класса | Учащиеся должны знать (оценка по 5-бальной системе): | Учащиеся должны уметь (оценка по 5-бальной системе): | |||||
Определение симметрии | Свойства симметрии | Определение симметричных точек, фигур относительно оси и центра симметрии | Основные геометрические термины | Пользование циркулем и линейкой | Пользование компьютером и офисными программами | Умение находить нужную информацию в сети интернет | |
1.Миша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2.Максим | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
3.Саша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4.Катя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
5.Люба | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
6.Вадим | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
7.Виталик | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
8.Витя | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
9.Ваня | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
10.Саша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Средний балл | 3,6 | 3,4 | 3 | 3 | 3,4 | 3 | 3 |
Средний балл теоретических знаний класса: 3,25 | Средний балл практических умений класса: 3,1 |
III этап – реализация проекта.
На третьем этапе реализуются мероприятия проекта, направленные на обогащение геометрических знаний, и практических умений, на формирование представлений о проектной деятельности обучающихся, систематизация собранного материала, подготовка и оформление результатов в виде буклетов и презентаций. Совместно с психологом школы проводится изучение учащихся по самооценке работы в группах.
Самооценка учащихся работы в группах.
Ф.И. учащегося | Вклад в работу группы | Взаимодействие с группой |
1. Миша | 3 | 3 |
2. Максим | 4 | 4 |
3.Саша | 3 | 3 |
4.Катя | 2 | 3 |
5.Люба | 4 | 4 |
6.Влад | 4 | 4 |
7.Виталик | 3 | 3 |
8.Витя | 3 | 3 |
9. Ваня | 3 | 3 |
10.Саша | 3 | 3 |
(Критерии оценивания: 1 – плохо; 2 – удовлетворительно; 3 – хорошо; 4 – отлично).
Вывод: все учащиеся оценили свою работу в проектной деятельности хорошо – они активно участвовали в групповых обсуждениях; участвовали в постановке задач и помогали группе в достижении целей; предлагали к обсуждению различные идеи и делились друг с другом необходимой информацией.
IV этап – заключительный.
1. Оформление Портфолио проекта (запись на диск всех документов проекта)
2. Итоговая диагностика теоретических знаний и практических умений.
Теоретические знания учащихся после завершения проекта Март 2012г. | Практические умения учащихся после завершения проекта Март 2012г. | ||||||
ФИ учащихся 8 класса | Учащиеся должны знать (оценка по 5-бальной системе): | Учащиеся должны уметь (оценка по 5-бальной системе) | |||||
Определение симметрии | Свойства симметрии | Определение симметричных точек, фигур относительно оси и центра симметрии | Основные геометрические термины | Пользование циркулем и линейкой | Пользование компьютером и офисными программами | Умение находить нужную информацию в сети интернет | |
1.Миша | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
2.Максим | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
3.Саша | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
4.Катя | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 |
5.Люба | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
6.Вадим | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
7.Виталик | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 |
8.Ваня | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 |
9.Витя | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 |
10.Саша | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 |
Средний балл | 4,5 | 3,8 | 4,2 | 3,4 | 4,6 | 3,5 | 4,4 |
Средний балл теоретических знаний класса: 4,3 | Средний балл практических умений класса: 4,2 |
3. Рефлексия всех участников проекта.
Как проходила реализации проекта: «Симметрия вокруг нас».
1. Учащиеся 8 –х классов ознакомились со стартовой презентацией, и им предстояло принять решение: будут они участвовать в разработке проекта или нет.
2. В кабинете математики состоялась встреча с желающими принять участие в разработке проекта.
3. Подготовлены буклеты, с которыми ученики познакомили своих родителей.
4. Разделение учащихся на группы. Работало 4 группы: первая группа занималась вопросами: что такое симметрия; какие виды симметрии существуют; вторая – какие особенности проявления симметрии в живописи; третья – в музыке, поэзии; четвертая – в природе. С учащимися проводилось анкетирование, по результатам которой проходило распределение ролей в группах: кто является координатором работы, кто добытчиком информации, кто обрабатывает информацию, кто ее оформляет. Под моим руководством учащиеся составляют план работы, обсуждают его, если нужно корректируют и утверждают его.
5. Сбор информации по учебным вопросам с использованием различных источников: печатных, электронных носителей, Интернет-ресурсов.
6. Руководитель проекта (с помощью учителя) работает над критериями оценивания работ учащихся.
7. Идет активная работа учащихся над выбранными вопросами, полученная информация обсуждается в группах, отбирается нужная.
8. Оформление учащимися отобранной информации (презентации, буклеты)
Изучение геометрического материала вооружает учащихся практическими навыками измерения, черчения, построения геометрических фигур с помощью различных измерительных и чертежных инструментов, что способствует лучшей подготовке их к повседневной жизни, овладению различными видами профессионального труда, адаптации в условиях современного производства.
Результативность проекта.
Вывод: Вывод из данных графика видно, что средняя оценка класса теоретических знаний и практических умений по окончании проекта выросла и достигает 4,3. Такие показатели говорят о том, что знания и умения учащихся по геометрическому материалу, по теме «Симметрия», стали прочнее, углубились и расширились.
Особо хочу отметить ещё один момент положительного влияния проектной деятельности на учащихся. Во время реализации проекта все учащиеся активно участвовали в конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня (районного, областного). Моими учащимися были созданы поделки в технике модульное оригами, где были воплощены законы симметрии: декоративная тарелка и ваза с геометрическим орнаментом, парусник, пожарный вертолет и самолет. Все участники были отмечены грамотами и дипломами.
Подготовку учащихся к овладению программным материалом осуществляю благодаря систематически проводимой коррекционной работе, усвоению более сложных разделов программы путём большей развёрнутости, постепенности в изучении материала, учёта и преодоления конкретных затруднений учащихся, ведения дополнительных тренировочных упражнений, осмысления изучаемой темы. Разнообразие дидактического материала позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся, организовать работу в парах и группах, сделать усвоение учебного материала доступным.
Большое внимание уделяю мотивации к учению: весь урок поддерживаю интерес у учащихся, нахожу правильные варианты поощрения, материал урока связываю с современными жизненными реалиями.
В процессе работы учителем математики разработала индивидуальный образовательный маршрут профессиональной подготовки. Реализуя основные этапы индивидуального образовательного маршрута, изучила гуманистические идеи и новаторские педагогики М.С. Певзнер, инновационные коррекционно-развивающие технологии Л.С. Мирского, И.М. Бгажноковой, Е.Д. Худенко, В.В. Воронковой.
Методику обучения детей с ограниченными возможностями здоровья строю на основе поэтапного формирования умственных действий и понятий. Организую учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Применяю различные методы проверки знаний учащихся.
Эффективно использую оптимальные формы, методы и средства обучения, в основе которых лежит личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его сохранные компенсаторные стороны, инновационные технологии: ПИВ (повышенное индивидуальное внимание), метод проекта, УДЕ (укрупнённые дидактические единицы)
Сочетая групповые, парные, индивидуальные формы работы, создаю благоприятный климат на уроке, разрабатываю ситуации, побуждающие обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии к высказыванию своего собственного мнения. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
самоанализ педагогической деятельности 2011 г
Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...
самоанализ педагогической деятельности
данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...
Самоанализ педагогической деятельности учителя
СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...
Самоанализ педагогической деятельности
В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...