Погружение в проектную деятельность «Звенят и нас зовут…»
методическая разработка по теме
Воспитание культуры, расширение представлений учащихся об отечественной культуре, ее основополагающих истоках.Колокол – это символ России, ее голос, который сегодня вновь обрел силу. Это душа русского человека, открытая и громогласная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pogruzhenie_v_proektnuyu_deyatelnost.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Погружение в проектную деятельность
«Звенят и нас зовут…»
Задачи: воспитание культуры, расширение представлений учащихся об отечественной культуре, ее основополагающих истоках.
Оборудование: магнитофон, видеоматериал, аудиозаписи
Звучит запись «Малинового звона».
Учитель.
Много лет живете вы, колокола,
Много знаете и жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить.
Сегодня мы с вами приобщимся к теме «Звенят и нас зовут…». Обратим свой слух, как вы уже поняли, к музыке колокольной. Нам предстоит понять особенности ее, осознать явление колокольных звонов, как части музыкальной культуры России. Когда мы с вами слышим колокольные звоны, какие образы возникают в вашем воображении?
Учащиеся : Россия, Родина.
Учитель.
Верно. Колокола – один из самых древних музыкальных инструментов в мире. Об этом свидетельствует значение слова колокол: в древнеиндийском – шум, в греческом – зов, в латинском – созывать. Колокола появились на Руси очень давно. Но первоначально они несли сигнальную функцию, т.е. собирали народ на собрание (вече), оповещали о пожаре, нападении врагов, а с развитием христианства на Руси колокола стали принадлежностью церкви. Им отводится видное место, они размещаются над входом в храм.
Сегодня вы собирали материал о колокольных звонах, особенностях православной и западной традиций колокольного звона. Давайте послушаем сообщения.
Сообщения учащихся.
Учитель.
А можно ли назвать колокольные звоны музыкой? Почему?
Учащиеся.
Потому что для колокольного звона характерны те же средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, динамика, темп.
Учитель.
Как рождается мелодия в колокольной музыке? Используются звуки колоколов разной высоты. Обратите внимание: на изображениях обозначена группа колоколов -большие, средние, малые. Что их отличает?
Учащиеся.
Размер. Чем больше размер колокола, тем ниже звук его, и наоборот.
Учитель.
Искусство колокольных звонов требует особого слуха. Управлять колоколами непросто. Раньше звонари были в каждой церкви, а сегодня найти профессионального звонаря очень сложно. Обратите внимание на экран (видеоматериал).
Учащийся.
Колокола упали с колокольни
Как на дорогу падает невольник,
Давно забывший вкус и запах хлеба.
Колокола
Набиты синим небом,
Веселым солнцем,
Звездами, ветрами,
Молитвами и вдовьими слезами.
Под звуки их
Здесь многих обвенчали.
За то, что к Божьей Вере призывали,
За то, что за людей переживали.
Учитель.
У колоколов, как и у людей, своя судьба. Их одушевляли, сравнивая с человеком. О судьбах колоколов можно рассказывать долго, но я остановлюсь на судьбе Новгородского вечевого колокола. По приказу Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но до Москвы так и не добрался колокол, покатились в низ. Испуганные кони понеслись, и колокол упал в овраг, разбившись в дребезги. Вот как поэт Случевский переосмыслил эту легенду.
Учащийся.
Холмы и топи! Глушь лесная!
И ту размыло! Как тут быть?
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол разбить.
Разбили колокол, разбили!
Сгребли валдайцы медный сор
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор.
И, быль старинную вещая
В тиши степей, в глуши лесной,
Тот колокольчик, изнывая,
Гудит и бьется под дугой!
Учитель.
Колокольные звоны бывают разных видов, например, праздничные, набатные вечерние. Для каждого звона характерен свой образ, свои средства музыкальной выразительности. Если бы вы были звонарями, каким был бы у вас праздничный звон?
Учащиеся читают сообщения: «Перебор», «Перезвон», «Трезвон», «Благовест».
Прослушивание фонограммы колокольного звона «Благовест».
Учитель.
Обратите внимание на репродукцию Левитина «Вечерний звон». Уже само название картины говорит о том, что, когда художник писал ее, он не только видел, но и слышал свое произведение. Что же слышите вы, глядя на эту картину?
Учащиеся.
Можно предположить, что звучит русская народная песня «Вечерний звон».
Фонограмма песни «Вечерний звон».
Учитель.
Настроение близко по характеру?
Учащиеся.
Да, можно предположить, что два разных по жанру произведения – дело рук одного мастера.
Учитель.
Звон колокола вдохновлял не только писателей, поэтов, художников, но и музыкантов. Сейчас вы услышите хор из кантаты Прокофьева «Александр Невский» «Вставайте люди русские!» постарайтесь определить роль колокольных звонов в этом произведении.
Музыкальная фонограмма.
Учащиеся.
В этом музыкальном произведении звон колоколов передает настроение русских людей: их решимость отстаивать свободу России, бороться с врагом.
Учитель.
Да, колокол – это символ России, ее голос, который сегодня вновь обрел силу. Это душа русского человека, открытая и громогласная. Так пусть же в ваших сердцах звучит сегодня колокол возрождения, колокол будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Погружение в проектную деятельность
из опыта работы...
ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ
статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...
Проект «Организация творческой проектной деятельности учащихся на уроках истории через праздники-погружения в эпоху»
В работе рассматривается технология проектного обучения как эффективного средства развития личности ребенка. Обучение истории организует и дисциплинирует учащихся, способствует формировани...
Нестандартные формы и приемы работы: дифференцированный и индивидуальный подход в обучении английскому языку в среднем звене через проектную деятельность
Использование проектной технологии в обучении иностранному языку...
Проектная деятельность на уроках математики как основа преемственности между начальным и средним звеном.
Материалы Всероссийского конкурса педагогов развивающего обучения, посвященный 115-летию со дня рождения Л.В.Занкова "Фестиваль педагогических идей: стремление, познание, творчество".Один из примеров ...
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЕМЫХ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Обобщение педагогического опыта...
Проектная деятельность как средство развития коммуникативных компетенций в среднем звене
Аттестационная работа...