Представление опыта
статья по теме

Тактаева Светлана Викторовна

        Проблема, над которой я работаю:

« Развитие мыслительных операций у учащихся  на уроках математики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._predstavlenie_opyta.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического  опыта работы

Тактаевой Светланы Викторовны

учителя математики МБОУ «Пятинская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия

       В данной школе я работаю с 1997 года . Стаж педагогической работы 16 лет. В 2010 году прошла аттестацию на I квалификационную категорию.

Моя позиция

        Проблема, над которой я работаю:

« Развитие мыслительных операций у учащихся  на уроках математики». 

      Задача учителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы жить согласно внутренним, сознаваемым тобой законам. Это и есть жизненная позиция учителя. Но, я также полностью разделяю мнение греческого философа, математика Пифагора: “Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни в тайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе”. А как учитель, я бы добавила ещё уважение к детям и осознание их человеческого достоинства. И только активная жизненная позиция учителя поможет вырастить гражданина своей страны, осознающим свою социальную позицию. Необходимо всегда помнить, что только от тебя зависит, какими вырастут дети, какой будет наша молодёжь, наша страна. Важно, чтобы учитель не терял органической связи между технологическими процессами и личностными качествами учеников, недаром говорят: «Святая наука - расслышать друг друга». Каждый день, приходя на работу, мы должны задавать себе вопросы: “С чем я иду к детям? Что хочу им сказать и чему научить? Как это лучше сделать? Что „возьмут”, усвоят ученики из моего сегодняшнего урока? ».

        Для реализации школьного образования математике  использую программу и учебно-методический комплект авторов Н.Я. Виленкин, Ю.Н. Макарычев, Л.С. Атанасян, Ш. А. Алимова.  Указанная программа отвечает обязательному минимуму содержания основного и среднего образования.  Курс математики на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся изучение математики  на достижение следующих целей:

Общеобразовательные цели : овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, дающей представление о предмете математики, о математических приемах и методах познания, применяемых в математике.

Воспитательные цели : воспитание активности, самостоятельности, ответственности; воспитание нравственности, культуры общения; воспитание эстетической культуры, воспитание графической культуры школьников.

Развивающие цели : формирование мировоззрения учащихся, логической и эвристической составляющих мышления, алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения.

Цели обучения могут формулироваться по-разному в зависимости от их ориентации. Например, можно определить цель обучения через деятельность учителя; через учебную деятельность учащихся.

Часовая нагрузка – 23 ч.   в 8 – 11 классах .

Актуальность 

     Математика, как и другие науки, изучает действительный мир и, в своих понятиях и законах, отражает закономерности этого мира. Специфика математики как особой науки состоит в том, что она специально выделяет количественные отношения и пространственные формы, которые присущи всем без исключения предметам и явлениям действительности, и делает их объектами своего исследования.

      Желание учиться - это прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучие от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Соответственно потребность в них.

       В настоящее время, считаю, имеет смысл разрабатывать и апробировать систему уроков с применением новых информационных технологий. Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы

человеческой деятельности становится все более осознаваемой. Трудно представить современную школу без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации.

           Использование информационных технологий в образовательном процессе

делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию

самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся. Особый интерес для меня представляют возможности  развивающих, проблемных, информационно-коммуникационных технологий, интернет ресурсов. Владение этим инструментарием позволяет мне, как педагогу, расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление школьников.

Концептуальность опыта  

      По своей новизне опыт можно считать репродуктивно – творческим. Новизна опыта заключается в том, что разработаны уроки – презентации, уроки- лекции, элективные курсы, развивающее творческое мышление учащихся.

Основные принципы:

- системность;

- гласность;

- научность;

- учет индивидуальных особенностей учащихся;

- перспективность.

Наличие теоретической базы опыта

     

        Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является создание УМК по предмету. Учебно-методический комплект, который я использую включает в себя традиционные  учебники Н.Я. Виленкина, Ю.Н. Макарычева, Л.С. Атанасяна, Ш. А. Алимова  методические пособия, дидактические материалы. Используя компьютерные технологии, собрала коллекцию презентаций, в состав которой входят не только созданные мною, но и  скачанные с различных сайтов и переработанные под свой стиль работы презентации. Активно использую ресурсы сети Интернет

Википедия http://www.ru.wikipedia.org – он-лайн энциклопедия;
http://bio.1september.ru/urok/ - сайт «Я иду на урок математики»;

http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений http://rusolimp.edurm.ru/- Всероссийские олимпиады ;
http://www.edurm.ru/- Мордовский республиканский образовательный портал

«Интеллектуально-творческий потенциал России» future4you.ru;

Все  учебно-методические, аналитические, и информационные материалы являются основой формирования единой информационной образовательной среды.

Ведущая педагогическая идея

      Основная задача, которую я ставлю перед учениками – получить фундаментальные прочные знания. Поэтому приходится искать новые средства и способы обучения математики, которые способствуют повышению интереса к предмету. Используя при этом ИКТ.

В соответствии с этим ставлю следующие задачи:

  • Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, ресурсами Интернет
  • Формировать навыки самообразования
  • Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения с использованием ИКТ,
  • Формировать навыки самоконтроля при работе с ПК.

Практическая значимость 

      Важнейшей целью, как учителя математики, считаю развитие интереса учащихся к изучению математики, так как этот предмет является одним из опорных предметов средней школы. Поэтому каждый урок я стараюсь сделать интересным, чтобы ученики ощутили радость  открытия,  воспитываю потребность узнавать всё больше и больше.

     Большую роль в обучении математики я стараюсь отвести на умение решать задачи, так как они являются средством и целью математического развития школьников. Организуя решение задач, я использую дифференцированный подход к учащимся.

     В своей работе стараюсь рационально сочетать устные и письменные виды работ, как при изучении теории, так и при решении задач. Для устной работы на каждом уроке отвожу определенное время, применяю оригинальные формы. Часто привлекаю самих детей организовать устную работу.

      На уроках математики  ученики не только должны приобретать знания, умения и навыки, но и освоить сам процесс получения этих знаний. Для этого нужно формировать познавательную самостоятельность ученика и развить его математические способности. На каждом уроке отвожу время для работы с учебником. Ведь известно, что эмоционально – окрашенные и духовно – пережитые ребёнком знания могут стать эффективным регулятором его развития.  В этом вопросе  также помогают  Интернет - технологии.

     Важную роль при обучении математике играет регулярное использование в учебном процессе материалов из истории математики. На доступных, содержательных примерах показываю учащимся развитие математических понятий, знакомлю их с методами и этапами научного исследования. Строя любой урок, знакомя учеников с новой темой, создаю такую ситуацию на уроке, которая помогает увидеть, насколько важно и необходимо знание этого материала для решения практических заданий, для овладения нормами математических знаний.

     В обучении и воспитании учащихся также отдаю предпочтение тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, развивают логическое мышление учащихся, вычислительные навыки.  Эти  методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. Перечисленные технологии применяю при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках  контроля знаний, а также во внеклассной работе.    

      При своей работе применяю здоровье сберегающие технологии.

      Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Результативность опыта

           Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе.   Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

 Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Основная масса учащихся усваивает знания по математике на должном уровне. Процент  качества  знаний  в классах, где  я  работаю, от 40 - до 80%.

      Для активизации познавательной деятельности  я стремлюсь разнообразить методику проведения уроков, используя современные технологии, стараюсь создать на уроке ситуацию успеха и комфортную психологическую обстановку, повышая интерес учащихся к предмету.

Исходя из этого, я считаю, что реализация  используемых  мною  методов  и  форм  активизации  познавательной и  мыслительной  деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время  обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникационной компетентнсти учащихся на уроках информатики на основе личностно ориентированного обучения. Представление опыта.

Представлено краткое описание опыта работы, который возник как продукт социально-экономических преобразований в нашем обществе и инновационных  явлений в образовательном процессе школы. Участвуя ...

Представление опыта работы на конкурс "Учитель года"

Методическая тема:  «Психологические сказки в педагогической работе с детьми»....

Представление опыта работы

Одним из этапов конкурса "Педагог года" на муниципальном уровне являлся Представление педагогического опыта. Выполнено в виде презентации....

представление опыта работы

Данная работа была представлена на конкурсе "Учитель года"...

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

представление опыта работы

использование элементов  внутриклассной уровневой дифференциации на уроках алгебры...