Формирование личного интерактивного портфолио в wiki среде
статья по теме

Алексеева Оксана Сергеевна

Автор статьи считает, что вики-среда является комфортным местом для размещения портфолио потому. что в ней есть возмозможность учиться, накапливать опыт использования интернет - сервисов в своей работе и повышатьповышать квалификацию, расти как профессионалу, обмениваясь своим опытом и знаниями с представителями сетевого образовательного сообщества. Организация творческой, познавательной и проектной деятельности с детьми и подростками так же находит в вики - среде свое отражение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Портфолио752.01 КБ

Предварительный просмотр:

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе

ничего сказать не можешь.

Козьма Прутков

Портфолио - как системная оценка качества работы библиотекаря.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки собственных достижений за определенный период времени. Этот способ позволяет свести воедино и систематизировать свои разработки, дополнять их по необходимости и выдавать по первому требованию. Портфолио наиболее полно и эффективно позволяет представить свой опыт работы. Его основной  смысл – показать все, на что способен специалист.

Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее, эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег и в конечном итоге ростом авторитета вашего учреждения.

Какие именно материалы (все или самые лучшие), в каком порядке будут собираться в портфолио – решает сам составитель.

Таким образом, портфолио – это накопитель достижений. Он отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы.

Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

• проанализировать и обобщить свою работу;

• связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;

• отразить динамику профессионального развития;

• представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио:

• диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;

• содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;

• развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;

• мотивационная – поощряет результаты деятельности;

• рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.

Практическая значимость портфолио:

• аттестация в будущем;

• лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

• систематизация деятельности библиотекаря;

• фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

ВикиСибириаДа как площадка для обучения, творчества и формирования Портфолио библиотекаря.

ВикиСибириада – это региональный краеведческий вики-ресурс с доступными широкому кругу пользователей материалами, созданный при поддержке Фонда Прохорова, начавший функционировать в октябре 2011 года. Основной своей целью проект, рассчитанный на поддержку в течение одного года, провозгласил создание обучающей вики-среды краеведческой направленности для формирования у подрастающего поколения чувства национального самосознания, гражданственности, причастности к своей истории, культуре, языку. Автор проекта и грантополучатель – Новосибирская областная библиотека им. А.М.Горького (руководитель Е.Смутнева, консультант – координатор «Школьного сектора» Ассоциации РЕЛАРН Е.Ястребцева).

Это не просто проект, это вики-среда, созданная для коллективного взаимодействия библиотекарей, педагогов, детей и подростков школьного возраста, приучения их к совместной полезной деятельности с документальными материалами историко-краеведческой направленности. Это сетевое сообщество, благоприятная среда, способствующая профессиональному росту, накоплению опыта, повышению квалификации и росту профессионализма.

Благодаря сетевой поддержке перед педагогами и библиотекарями открываются новые горизонты и возможности  обмена знаниями ,представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов, в том числе читателей. Проект носит инновационный характер. Успешную творческую и образовательную деятельность в профессиональной среде можно с успехом и легкостью отобразить на Личной страничке участника проекта. Сформировать собственное Портфолио, включая в него в том числе и достижения, достигнутые, благодаря участию в проекте.

Оттолкнувшись от «сообщающего обучения», авторы проекта сделали выбор в сторону создания образовательной вики-среды для сетевой поддержки творчества и образования библиотекарей, педагогов и детей/подростков-читателей библиотек/учащихся школ, среды, комфортной для самостоятельных действий при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать сообща, способствовать самостоятельному познанию, размышлениям и рефлексии, являющейся копилкой достижений каждого участника. 
Преимущества вики – среды:

  • направленность на коллективные действия и совместную работу
  • возможность соединения, сопряжения специализированных узлов и источников знаний («знание – в связях и отношениях»)
  • возможность формирования самостоятельного мышления (видеть связи между областями, идеями и концепциями)
  • зона ближайшего развития (подростков-читателей)
  • систематическое приобретение новых умений
  • отучение от копипаста (во многом присущего блогосфере)
  • общение с «умными» людьми (все – на равных)
  • возможность стать «экспертами» (даже подросткам

Платформа вики-вики очень удобна и позволяет собрать все социальные сервисы под одним "зонтиком", а значит и объединить созданные вами цифровые ресурсы на единой странице личного Портфолио. Вики среда - прекрасная возможность думать, действовать, общаться, сотрудничать, творить, строить структуры собственного интеллекта и обучаться.

Схема работы профессионального сетевого сообщества учителей, библиотекарей, педагогов:

  • общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
  • коллективная выработка методик, адекватных современным потребностям учащихся и техническим возможностям современных средств обучения;
  • реализация обмена информационными ресурсами в различных форматах, электронными образовательными ресурсами (ЭОР);
  • коллективное обсуждение проблем современного образования;
  • обучение, в т.ч. в режиме самообучения;
  • повышение квалификации;
  • проведение различных конкурсов.

В качестве результатов работы такой сети можно отметить:

  • повышение квалификации преподавателей, в т.ч. в сфере ИКТ;
  • формирование новых методик;
  • повышение эффективности обучения и развития в целом.

Потфолио, или как оценить на что ты способен. 

Портфолио невозможно разработать однажды и на всю оставшуюся жизнь. Это означало бы, что рост профессионализма остановился. Поэтому накопление и систематизацию необходимо вести в течение всей деятельности специалиста. Что включает в себя портфолио на страничке ВикиСибириады?

Каждое Портфолио очень индивидуально. Но есть общие составляющие:

•        личные данные - ФИО, контактная информация, место жительства и работы, образование, стаж, квалификационный разряд(Рис.1)

 Рис.1. Фрагмент Портфолио Оксаны Алексеевой

•        достижения - информация/документы о повышении квалификации, званиях и наградах(Рис.2)

Рис.2. Фрагмент Личной страницы участника Галины Водневой

•        творческое досье - ссылки на публикации в печати и в интернете, выступления на конференциях, на материалы, подтверждающие участие библиотекаря в конкурсах и проектах(Рис.3)

Рис.3 Фрагмент Портфолио Елены Качевой

•        документы - ссылки на программы и проекты педагогической деятельности (например, разработанные библиотекарем сценарии, планы и программы развития чтения), библиотечного менеджмента (например, концепция и планы развития библиотеки), справочного и информационно- библиографического обслуживания (например, проведение информационных обзоров), внедрения ИКТ в деятельность библиотеки (например, консультации по презентации учебных исследований в виде ментальных карт). (Рис.4)

Рис.4 Фрагмент Портфолио Елены Ястребцевой

А так же:

Цифровые ресурсы, созданные самостоятельно, что характеризует уровень IT-компетенций, которые растут; (Рис.5)

Рис.5 Примерный план Портфолио, созданный участником проекта

 Ссылки на свои размещенные в вики статьи и мастер-классы, что говорит об открытости и желании обменяться опытом, т.е. "знаниями";

Представление дипломов, что говорит о постоянно растущем  уровне профессионализма;

 Юзербоксы, характиризующие активность участия в сетевой жизни сообщества :тренингах, проектах, конкурсах и др.(Рис.6)

Рис.6 Юзербоксы участников проекта

Демонстрация совместной работы с детьми-читателями - в тех же проектах, а в вики-среде видна их активность, что характеризует умение библиотекаря взаимодействовать в сети). На своих Личных страничках дети – читатели так же могут формировать свое Портфолио.(Рис.7)

Рис.7 Список активных ссылок на Личные странички детей-участников

Как создать Портфолио в ВикиСибириаДе.

  1. Зарегистрироваться на портале.
  2. Создать и заполнить Личную страничку участника.
  3. Ознакомиться с правилами работы в вики – среде.
  4. Разместить на Личной страничке материалы вашего Портфолио.

Работа библиотекаря кропотливая, требует значительных усилий, и для окружающих порой не заметна. При помощи правильно составленного Портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в городе или селе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.

Полезные материалы по теме:

  1. Создание учетной записи [Электронный ресурс] // Викисибириада. – Режим доступа: http://urlid.ru/bhpb
  2.  Справка: Использование в вики социальных сервисов [Электронный ресурс] // Викисибириада. - Режим доступа:   http://urlid.ru/b9p0
  3. Википедия:Личная страничка участника [Электронный ресурс] // Викисибириада. - Режим доступа: http://urlid.ru/bhpc
  4. Правила по работе в вики [Электронный ресурс] // Викисибириада. - Режим доступа: http://urlid.ru/bhpd
  5. Зинатулина, Н. Ш. От портфолио – к виртуальной экскурсии [Текст] : [о методике сбора и документирования достижений учреждений культуры] / Н. Ш. Зинатулина// Мир библиографии. – 2009. - №6. – С. 19 – 21.
  6. Козлова, О. В. Льстит ли мне это зеркало? [Текст] : что умеют и какими навыками владеют школьные библиотекари Москвы / О. В. Козлова// Библиотека в школе. – 2011. - №2. – С. 21-28.
  7. Макарова Е. Портфолио как он есть / Елена Макарова // Библиотека в школе. – 2006. – № 06(162). – С. 12–14.
  8. Портфолио школьного библиотекаря  [Текст] // Библиотека в школе. – М: Чистые пруды, 2009. - №30. – 32 с.
  9. Рязанцева, Л.  Портфолио, или как оценить, на что ты способен [Текст] : [о новых формах контроля и оценки проф. Достижений] / Л. Рязанцева// Библиополе. – 2009. - №12. – С. 43-45.
  10. Рязанцева, Л.М. Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры [Текст] / Л. М. Рязанцева// Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - №3. – С. 48-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».

Цель занятия: Установить какое влияние оказывают факторы  среды на городского жителя.     Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоро...

"Влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьника"

Воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников...

Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса.

Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса (2009 / 2010 учебный год)Смысл и назначение деятельности современного классного руководителя – помочь воспитаннику в его...

Особенности формирования личных качеств в игровых командных видах спорта на примере баскетбола.

В этой статье говорится о том как вести тренировки и воспитывать учащихся обучая их командным видам спорта....

Формирование личной жизненной концепции как основы социального самоопределения неслышащих обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Одной из основ процесса социального самоопределения неслышащих обучающихся является формирование личной жизненной концепции. Для формирования личной жизненной концепции реализуется модель социального ...

Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций

Статья на тему "Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций....