Обобщение опыта работы
статья по теме

Горкунова Марина Петровна

Система современного образования  ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горкунова Марина Петровна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №6

Технологии современного урока истории в 5 - 11 классах

Я работаю учителем истории с 2001 года. В настоящее время имею высшую квалификационную категорию, веду уроки в 5-11 классах. В своей педагогической работе  использую сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления.  На мой взгляд,  на современном уроке ученик должен не просто слушать и запоминать, а под руководством учителя добывать и усваивать новые знания, исследовать факты и исторические источники, сам делать выводы.   Эффективность таких  уроков достигается, когда мыслительная активность школьника и творческая деятельность учителя сливаются воедино. Только при этом условии познавательная активность учащихся сразу повышается, они стремятся принять непосредственное участие в разборе вопросов, когда я ставлю перед ними вопросы-задачи типа: «Докажите…», «Сравните…», «Почему.?», «К чему это привело?» и т.д.

Современный учитель истории должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, чтобы школьник не только усвоил новый материал, но и нашел средство для самовыражения, впитал в себя «разумное, доброе, вечное», чтобы на уроках царила атмосфера творчества, желание школьников размышлять, искать пути разрешения проблемных ситуаций, активно высказывать свою точку зрения. На мой взгляд, данная задача является актуальной в школьном историческом образовании.

Я считаю, что и в образовательном, и в воспитательном отношении важно не сообщать ученикам факты в готовом виде, а предлагать им материал для наблюдений и выводов и руководить этими наблюдениями. Внимание учащихся повышается, а знания и умения совершенствуются в том случае, если перед ними ставятся  различные конкретные вопросы-задачи: на сравнение однотипных исторических явлений, выявление их общих черт и отличий, на обоснование сделанных выводов, на установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, на характеристику исторических деятелей и т.п.

В связи с этим одна из зарекомендовавших себя методика нетрадиционного подхода к историческим события и явлениям – методика проблемного изложения материала. Создание проблемных ситуаций, когда у обучаемых возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, выявление личной оценки противоречиям вызывает интерес ребят к изучаемым вопросам.

           На мой взгляд, каждый учитель, давая урок, должен заботиться о повышении познавательной активности с первой минуты урока, вызвать интерес к изучаемому предмету. Именно с этой целью в начале изложения новой темы я обращаюсь к учащимся с проблемными вопросами или познавательными заданиями. Очень важно приучать к такой работе, по моему мнению, еще с младших классов. Например, в 5 классе на уроке истории Древнего мира при изучении Древнего Египта я начинаю урок с постановки такой проблемы: «Как, по-вашему, вернее сказать: «Египет – дар Нила» или «Нил – дар Египта»? Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики, опираясь на известные им факты из истории страны, учатся овладевать умением самостоятельно строить рассказ путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян. Они обращают внимание на то, что вот уже в течение тысячелетий жизнь по обе стороны реки не прекращается ни на минуту. Воображаемому путешествию по Нилу предшествует и работа с картой, и использование дополнительной литературы. Моя задача сводится к тому, чтобы актуализировать известные ученикам знания по истории Древнего Египта, сформировать у учащихся умение читать карту с опорой на ее легенду, анализировать ее содержание на основе полученных знаний и делать выводы. Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки для них проходят интереснее, у них вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать.

Проблемное изложение интересно для меня тем, что этот вид деятельности носит творческий характер, требует от учащихся большой самостоятельности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Проблемные задания эффективны, если школьники уже приобрели необходимые знания и наступает этап, когда нужно сделать эти знания активными. Таким  образом, очень удачно можно использовать проблемные задачи и на завершающем этапе закрепления пройденного материала, при повторении, в качестве домашних заданий и для решения в классе.

Я считаю, что обучение должно быть естественным, приятным и интересным. Потому что приятное человек запоминает, а то, что ему не нравится или к чему он равнодушен, старается побыстрее забыть. Современные подростки воспринимают материал не по принципу «трудно» или «легко», а «интересно» или «нет». Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Если урок не затрагивает ребят, им скучно и неинтересно, то, хотя, они и  они усваивают что-то, но запоминают пройденный материал слабо, так как пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Я всегда стараюсь отыскивать что–то интересное и увлекательное в истории. Я ищу способ подать это ученикам так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям. Великий педагог А. Дистервег сказал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший – учит ее находить 1.

Например, на уроке, посвященном князю Владимиру (6 класс) я использую отрывок из «Памятников литературы Древней Руси. XI - начала XII в: «Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволда и его двух сыновей. По его приказу был убит Ярополк. Его грехи долго можно перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью был канонизирован» 2. А великий русский историк Н.М. Карамзин так писал о нем: «Владимир с помощью злодеяний и наемников овладел государством. Но скоро доказал, что родился быть государем великим. Главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные» 3. Недоумение вызывает такое положение: князь убивал родственников, был жестоким и противозаконно овладел русским престолом. Но почему о нем так высоко отзываются известные русские историки и народ сравнивает его с солнцем, а церковь производит в святые?

Решение проблемных задач с классом, как правило, обязательно является элементом дискуссии.  В книге М.В. Коротковой «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» автор пишет, что «на дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое  решение проблемы. При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важнейшим приобретением для взрослой жизни» 4. В связи с вышеизложенным на своих уроках я поощряю споры по изучаемым вопросам при анализе фактов, исторических документов, иллюстраций и т.п. Пусть ребята высказывают свое мнение, аргументируют его, опровергают определенными фактами и логическими доводами мнения своих противников. Я разъясняю им, что суть не в том, чтобы убежденно твердить свое мнение, а в том, чтобы доказывать его убедительными доводами, аргументами и так же, доводами, разбивать аргументацию «противника».

На различных этапах урока я использую тестовые задания. На мой взгляд, тесты не только активизируют познавательную активность, но и развивают умения учащихся выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины разных исторических явлений и процессов. Интересный элемент деловой игры вносит взаимная проверка школьниками правильности выполнения заданий. Это требует от них мыслительной активности, приучает к самостоятельной мыслительной деятельности, что позволяет сделать обучение по-настоящему личностным для ученика. Здесь на помощь учителю может прийти компьютер. Компьютерное тестирование уместно и для индивидуального опроса, и опроса всего класса. На мой взгляд, этот прием позволяет осуществлять контроль объемного блока пройденного материала. Сейчас имеется довольно много электронных ресурсов, позволяющих проводить тестирование. Это и  электронный продукт «1С: Образование», разработанный по заказу Министерства образования РФ, издание «История. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ», «Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях» (издательство «Глобус»), «История: редактор тестов; тематические тесты» (издательство «Учитель»), серия медиауроков «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия», комплект мультимедийных уроков и  электронных дидактических материалов для 5-8 классов по всеобщей истории  «1С и Кодис и Медиа», мультимедийное приложение к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. XX в.» («Клио Софт») и т.п.

При тестировании можно применять не только готовые разработки, но и самому педагогу разрабатывать свои тесты. Также  в целях  повышения познавательной активности у сильных учеников разработку таких тестов можно предложить им (конечно, учитель должен при необходимости помочь школьнику).

Указанные выше  и другие электронные пособия можно также использовать не только при опросе и контроле знаний, но и  при проведении мультимедийных лекций, проектной работы, лабораторно-практических занятий (работа с историческими источниками, документами, иллюстрациями и т.п.). Но жизнь подсказывает, что надо иметь и свои собственные разработки медиауроков и других заданий.  

Применение компьютерных технологий и современной техники в современной школе – один из  эффективных способов активизации познавательной активности на уроках истории и повышения результативности учебного процесса. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, которой, к сожалению, не всегда достаточно, и вызывает интерес ребят. Какие преимущества даёт применение компьютера и мультимедиа программ на уроках истории? В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения такие, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность. Определились и два новых принципа: индивидуализации обучения и индивидуализации активности. Как уже отмечалось выше, эффективное обучение – это не только запоминание, а активная интеллектуальная деятельность ученика. Моделирование урока с использованием ЭОР (интерактивных таблиц, карт, схем, компьютерного тестирования и т.п.) повысит интерес школьников к уроку, что, несомненно, поможет активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность ребят. Использование компьютера способствует повышению мотивации к изучению истории, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.). Компьютерные технологии можно использовать как для работы с сильными учениками, так  и для  занятий с отстающими учащимися:  яркие иллюстрации, карты, схемы облегчают усвоение и понимание темы.

        Работа с Интернет-ресурсами позволит получить навыки самостоятельного поиска, анализа и систематизации исторической информации, содержащейся в различных источниках. И моя задача учителя правильно организовать процесс получения этой информации, распределять знания по темам, оформлять их в виде таблиц, слайдов (презентаций), схем. И здесь важно не дать ученику потерять свою индивидуальность, полностью  заменив мыслительный процесс работой Интернета.

Таким образом, можно сделать вывод, что система современного образования  ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. И в этом хорошим помощником выступает         работа с Интернет-ресурсами позволит получить навыки самостоятельного поиска, анализа и систематизации исторической информации, содержащейся в различных источниках. И моя задача учителя правильно организовать процесс получения этой информации, распределять знания по темам, оформлять их в виде таблиц, слайдов (презентаций), схем. И здесь важно не дать ученику потерять свою индивидуальность, полностью  заменив мыслительный процесс работой Интернета.

На мой взгляд,   современный учитель  - это высокопрофессиональный педагог, умело использующий  в своей работе не только традиционные методы обучения, но и информационные технологии, вовлечение в ролевые игры, развитие способности осознавать события и определять свое отношение к ним  - все это позволит активизировать познавательную деятельность учащихся.

Литература

  1. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. / А. Дистервег [Электронный ресурс] // http://sv

sidorov.ucoz.com/board/missija_uchitelja/a_disterveg/9-1-0-12

  1. Степанищев А.Т.  Методический справочник учителя истории. М., 2001.С.197
  2. Карамзин Н.М. Предания веков. М.,1988. С.114
  3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2001. С.14
  4. Гукова В.В. и др. История. 5-11 классы: технология современного урока. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Козиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах. – М.: «Лист Нью», 2005.
  6. Михайлова Л.И. Использование системы приемов работы на уроках                       истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся. Волгоград: Учитель.2009.
  7. Серова Б.Н., Гаркуша Л.М., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России для 6 класса. М.2003.
  8. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2001.
  9. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. М. 2001.
  10. Суркова Н.Б., Яровая О.А. История. 5-8 классы: интерактивные методы преподавания. – Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...