Инновационная деятельность преподавателя физической культуры в условиях СПО
учебно-методический материал по теме
Инновационная деятельность преподавателя физической культуры в условиях СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta.docx | 62.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность преподавателя физической культуры
в условиях СПО
Щеглова Н.М.,
преподаватель физической культуры
ГАОУ СПО РМ «САМТ»
Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон
Сегодня в физической культуре предлагается принцип оценки деятельности преподавателя по оздоровительной направленности занятий физической культурой и формированию здорового образа жизни будущих специалистов. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании студентов значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:
- уровень знаний, умений и навыков;
- отношение к здоровью и физической культуре личности.
Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры в техникуме используется рейтинговая (балловая) система оценивания студентов. Ее сущность сводится к следующему: студент за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к студентам требования. На основании разработанных критериев студенты сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить студентов самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей студентов, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни техникума.
Подтверждением результативности такой работы являются следующие показатели
К сожалению, все увеличивается число студентов, освобожденных от занятий физической культурой. Таким студентам итоговая оценка выставляется на основании сведений о посещаемости занятий и текущих оценок за знание теоретических и методико-практических аспектов дисциплины.
Главным фактором спортивной жизни техникума является внеурочная работа, которая ведется в двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа. Привлечение ребят в спортивные секции – одно из приоритетных направлений работы преподавателя физической культуры. Через работу спортивных секций в техникуме культивированы следующие виды спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкая атлетика, туризм, настольный теннис, атлетическая гимнастика. С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, формирования команд для участия в соревнованиях городского и республиканского уровня, в техникуме проводятся соревнования по различным видам спорта.
Студенты нашего техникума являются постоянными участниками городских и республиканских Спартакиад, где постоянно повышают свое спортивное мастерство и занимают призовые места.
С целью популяризации физической культуры и спорта оформлены стенд «Наши спортивные достижения», выставка кубков и наград, полученных в соревнованиях различного уровня. 4 человека за период в обучения в нашем техникуме получили спортивные разряды:
- Лушкин А. – второй взрослый по легкой атлетике
- Лушкин А. – второй взрослый по туризму
- Лушкин А. – третья квалификационная категория судьи по туризму
- Слаев Ш. – МС по рукопашному бою
- Слаев Ш. – КМС по универсальному бою
- Шакунов А. – КМС по пауэрлифтингу
- Ярочкин Н. – третий взрослый по настольному теннису
Также очень значимым и интересным событием является подготовка и проведение спортивно- массовых праздников: Неделя здоровья, «День первокурсника», «А, ну-ка, парни!», «Мисс Здоровье». Количество студентов, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о возрастании интереса студентов к физической культуре личности, появлению целевой установки на здоровый образ жизни.
Студенты с удовольствием проводят исследовательскую работу: социологические опросы среди сверстников о вредных и полезных привычках, выполняют и защищают проекты по проблемам Олимпийского движения, правильного рациона питания, популяризации различных видов спорта; выпускают стенгазеты различной тематики. По результатам участия студентов в спортивной жизни техникума в течение года определяется «Самая спортивная группа», в нынешнем учебном году это почетное звание носит 303 группа.
В настоящее время исключительно большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья подрастающего поколения. Ведь по статистике к моменту окончания школы часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье. Общеизвестен тот факт, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, которые включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Мы, учителя, к сожалению, не можем повлиять на первый и второй компоненты, но сформировать определенный стиль жизни в наших силах. Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Как увлечь ребят физической культурой, сформировать привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? В поиске ответа на этот вопрос и родилась педагогическая концепция.
Принципиальная особенность инновационной системы обучения состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития студентов в процессе обучения она рассматривает их учебную деятельность. Основными принципами педагогической концепции являются
Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности студентов с использованием здоровьесберегающих технологий. На уроках студенты должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.
На занятиях со студентами выпускных курсов особое место отводится силовой и общей физической подготовке (по профессии «Автомеханик», по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в группах обучаются только юноши), которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Студенты получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие студента.
На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:
- Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
- Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
- Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности студентов.
К сожалению, в настоящее время увеличивается количество ребят, которые по состоянию своего здоровья не могут заниматься физкультурой в основной группе. Наша задача не оттолкнуть их, а сделать все возможное для того, чтобы студент мог поверить в себя и не боялся разрешенных физических нагрузок, тем самым, улучшая и поддерживая свое здоровье. Для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, разработана рабочая программа.
Общеизвестно, что для проведения уроков на высоком уровне, занятий спортивных секций необходимо хорошее методическое обеспечение. С этой целью были разработаны и апробированы в учебном процессе следующие методические материалы:
- Авторская рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
- Модульная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Таким образом, в качестве инновационных черт представленной концепции можно назвать следующие:
- Рейтинговая система оценивания, способствующая активизации деятельности студентов;
- Применение личностно-ориентированного подхода
О правильности избранной технологии позволяют судить следующие результаты:
- У студентов возникает устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению дисциплины;
- Успеваемость по дисциплине составляет 98%;
- 83% студенческой аудитории принимают участие в тех или иных спортивных мероприятиях.
Распространение педагогического опыта проводится в разной форме и на различном уровне.
Форма распространения опыта | Дата | Тема |
муниципальный уровень | ||
1. Организация выездных педагогических конференций | 2011 | «Пути формирования здоровьесберегающей среды в учебном заведении» |
2. Участие в работе семинара «Педагогический менеджмент» | 2011г | «Метод проектов» |
2012 г. | «Создание Портфолио студента в системе СПО» | |
3. Участие в работе Педагогического совета | 2011 г. | Презентация здоровьесберегающей программы «Маленький дом – большого здоровья» |
2007г. | Результаты внеурочной деятельности преподавателя как показатель работы спортивных секций | |
Республиканский уровень | ||
4. Участие в работе республиканского методического объединения преподавателей физической культуры | 2011 | «Подготовка плановой документации преподавателя физической культуры в системе СПО» |
2012 г. | «Инновационная деятельность преподавателя физической культуры в условиях работы по новым стандартам» | |
5. Участие в Спартакиаде ФСО «Юность России» | 2011-2014 | Участие в судействе соревнований |
Ежегодно осуществляется руководство педагогической практикой студентов Мордовского государственного педагогического института факультета Физическая культура. В 2012 году являлась наставником молодого преподавателя физической культуры Зобовой Я.Л. С 2013 года являюсь наставником молодого преподавателя физической культуры Кадейкина В.Н.
Особое место в педагогической деятельности занимает повышение профессионального мастерства, поэтому большое внимание уделяется участию в семинарах, совещаниях, обучению на курсах.
В целях обмена опытом и повышения профессионального мастерства посещаются уроки коллег. Эффективной формой повышения квалификации является самообразование. Все это позволяет вести педагогическую деятельность на достаточно высоком уровне, внедрять в образовательный процесс современные педагогические технологии, что, несомненно, способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала преподавателя, способствует его профессиональному росту.
В заключение хочется привести слова Александра Радищева «Яко упражнения в телодвижениях укрепляют телесные силы, тако упражнения в размышлениях укрепляют силы разумные».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность преподавателя физической культуры
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Раскрыть содержание инновационной деятельности в физкультурном образовании....
Инновационная деятельность учителя физической культуры
Эта работа раскрывает современный подход к оцениванию учащихся, а также отражает инновационный подход в преподавании физической культуры....
Карта инновационной деятельности учителя физической культуры.
Карта инновационной деятельности при прохождении аттестации учителей физической культуры....
Статья «Адаптивная технология обучения в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре в условиях внедрения ФГОС»
Технология обучения в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре...
Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС
Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС...
Организация внеурочной деятельности по физической культуре в условиях ФГОС
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества о...